Осип Мандельштам и Сергей Есенин

В канонических "евангелиях от Надежды" - её многотомных воспоминаниях,
в связи с Мандельштамом, Сергей Есенин упоминается только один раз,
Надежда Яковлевна, как бы передает слова Мандельштама, цитирую,

"Мандельштам говорил, что Есенина сгубили, тре­буя с него поэму,
«большую форму», и этим вызвали перенапряжение, неудовлетворенность,
потому что он, лирик, не мог дать полноценной поэмы".

Комментируя написанное, добавлю, что у Есенина поэмы-то есть,
а вот у Мандельштама поэм нет. Думающему - довольно.

Литературоведам известно еще и письмо Надежда Яковлевны к Анне Ахматовой,
написанное в 1957 году и там есть такие строки,

«...Отношения были странные, но дружественные. Осмеркину Есенин говорил,
что он «этого жида любит», встретили мы его чуть ли не накануне самоубийства
(в декабре 1925 г.), он звал в трактир и Ося долго жалел, что не пошел»
(Письма Н.Я. Ман­дельштам к А.А. Ахматовой // Литературное обозрение.
— 1991. -№ 1 .-С . 99).

Но повторю, в нескольких книгах воспоминаний, которые Надежда Яковлевна
писала и переписывала до конца дней своих, упоминаний Есенина в контексте
Мандельштама, более нет.

Но зато есть вот это высказывание, уже самой Надежды Яковлевны, цитирую,-

"Работала я на банкоброшальных машинах, которые вы­делывают «ленту» из
«сукна». По ночам я, бессонная, бегала по огромному цеху и, заправляя
машины, бормотала стихи. Мне нужно было помнить все наизусть — ведь бумаги
могли ото­брать, а мои хранители в минуту страха возьмут да бросят все
в печку — такое у меня случалось с самыми хорошими и ли­тературными людьми...
Память была добавочным способом хра­нения, и надо сказать, очень мне
пригодилась в моем трудном деле. Восемь ночных часов отдавались не только
ленте и сукну,но и стихам.
Чтобы отдохнуть, бабы убегали от машин в уборную. Там собирался настоящий
клуб. Они умолкали и рассеивались,когда туда деловой походкой врывалась
какая-нибудь делаю­щая карьеру комсомолка. «Этой берегись» — предупреждали
меня работницы. А в тихие минуты, когда были только свои,они довольно
энергично вправляли мне мозги, объясняя, каким живется, что они потеряли и
что выиграли... «Раньше день был долгий, но прядильщица чаек попивала — на
скольких ма­шинах она работала, знаешь?...» Здесь я убедилась,
как гро­мадна популярность Есенина, потому что при мне постоянно поминали его
имя. У этого поэта была настоящая народная ле­генда, они считали его своим
парнем и любили..."

Это писалось уже после ареста Мандельштама, пока Осип Эмильевич был с ней,
она ни дня не работала...

Вот это, второе, упоминание Есенина, проясняет мне ее удивительное молчание.
Зависть, банальнейшая зависть к чужой популярности и посмертной славе.

Кстати, питерского земляка Мандельштама, Даниила Хармса, автора яркого,
самобытного, талантливого и очень известного в те времена, Надежда Яковлевна,
в воспоминаниях тоже упомянула только один раз, вот в таком контексте,
цитирую - "Поэзия в руках Маршака становилась понятной всем и каждому:
все становилось поэтичным, и голос у него дрожал. За его спиной прятался
Олейников, считалки для детей делал ему Хармс, но не в них была сила Маршака".
И всё на этом.
Большего, репрессированный и умерший в заключении автор не заслужил.
Не по той ли самой причине она не упоминает Хармса,( наст. фамилия Ювачев) ,
по которой не упоминает Есенина?
Зачем пиарить чужих?

Приложение - 1

Из воспоминаний Надежды Давидовны Вольпин,

"о столкновении между поэтами, произошедшем в 1920 г. в стенах литературного
кафе «Домино»: «Есенин подошел и крикнул ему (Мандельштаму):
«Вы пи­шете плохие стихи», а через несколько дней объяснял мне, что
Мандельштам пишет прекрасные стихи».


Рецензии
До сих пор не знаю никакого Мандель-штампа )) Пытался читать, это буквы какие-то. А Есенин - поэт.

Сергей Боровский   11.08.2021 16:38     Заявить о нарушении
Не могу с Вами согласиться.
Лучшие стихи Мандельштама на уровне вершин русской поэзии.
---
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
– Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, – и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, – идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса – не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады – и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, –
Не Елена – другая, – как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

1917

Геннадий Иваныч   11.08.2021 17:39   Заявить о нарушении
Да, именно такие стихи меня и не трогают )) От них не возникает вибраций. Возможно я болен ))

Сергей Боровский   11.08.2021 17:43   Заявить о нарушении
Может это вставит?)
---
А. А. А[хматовой]*

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я – непризнанный брат, отщепенец в народной семье, –
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи –
Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду, –
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесах топорище найду.

3 мая 1931

Геннадий Иваныч   11.08.2021 17:46   Заявить о нарушении
Мы с вами разные ))

Сергей Боровский   11.08.2021 18:09   Заявить о нарушении
Это не страшно. Интересно узнать чьи стихи у Вас на первых местах,
исключая Есенина,(Пушкина, Лермонтова и прочих, которых в школе проходили), конечно.

Геннадий Иваныч   11.08.2021 18:12   Заявить о нарушении
Маяковский. Высоцкий. Федоров.

Сергей Боровский   11.08.2021 18:34   Заявить о нарушении
Спасибо.
Принимается.)
Вероятно Василий Федоров имеется в виду?
Мало кто его помнит.
От комментариев воздержусь.

Геннадий Иваныч   11.08.2021 18:41   Заявить о нарушении
Да, Василий Федоров.

Сергей Боровский   11.08.2021 18:58   Заявить о нарушении