Социальный сценарий крупного экологического инциде
1.Сам по себе факт инцидента не является поводом для заметной реакции на него. Всегда существует надежда, что ситуация нормализуется сама о себе.
2. Широкомасштабное общественное беспокойство возникает после сообщений в социальных сетях и, особенно, после размещения фотографий.
Иногда первоначальным источником беспокоящей общественность информации является научно-исследовательское, аналитическое (в том числе занимающееся космическим мониторингом и анализом спутниковых снимков) учреждение.
3. Неправительственные экологические организации пытаются вмешаться в ситуацию, но они оказываются в стороне из-за отсутствия достаточных прав, финансирования и специального оборудования.
О международных расследованиях не может идти и речи, даже когда встает вопрос о возможном загрязнении Ледовитого, Тихого океанов или Чёрного моря.
4. Опция, показавшая свою неоднозначную эффективность: введение режима ЧС значительного уровня и рассмотрение ситуации на самом высоком управленческом уровне. Общий ущерб (для репутации) может превышать репутационный выигрыш, особенно в случае относительно частого повторения крупных экологических инцидентов.
Восхищение быстротой и решительностью реагирования нейтрализуется недоумением от повторяемости инцидентов.
5. Подключение к ситуации контрольных организаций, располагающих специальным оборудованием, имеет тенденцию к оказанию успокоительного общественного эффекта. Не могут специалисты упустить важные детали.
6. Состав лиц, проводящих расследование, и программа расследования не являются открытой информацией, не обсуждаются. Сведения о ходе расследования (кроме самых общих) не поступают в распоряжение общественности в ежедневном режиме.
Если один и тот же вопрос примерно с равной эффективностью решается за десять минут (путем умножения икс на игрек) и за три недели (за счет осмотров, множества анализов и т.д.), предпочтение в интересах объективности отдается самому длительному варианту.
7. Чем дольше проводится расследование, тем больше внимание общественности перемещается на другие темы, и тем сложнее определить виновных и привлечь их к ответственности.
8. Неизвестные субъекты, выбывшие из-под суверенитета иностранные (или давно затонувшие) корабли, природные факторы (стечение обстоятельств, изменения климата и т.п.) зачастую оказываются причинами инцидента.
9. Определение величины экологического ущерба, виновного субъекта и степени его виновности, а также получение от него денег на выполнение работ экологического характера – весьма сложные задачи. Тяжесть работ и финансирования нейтрализации экологического ущерба ложится на государственные структуры.
В ряде случаев причины экологического инцидента скрываются в экономических проектах, утвержденных на самом высоком уровне, протащенных и продавленных в обход экологической экспертизы и широкого общественного обсуждения.
10. Для правильной общественной атмосферы, для балансирования ранее высказанного («в горячке») высочайшего беспокойства может служить встреча на самом высоком уровне с руководством виновной (или предположительно виновной) в инциденте организации со спокойным и деловитым обсуждением перспективных экономических проектов.
11. Обобщенные отчеты об экологических инцидентах или не составляются, или не предоставляются общественности. Они заменяются суммой (ворохом) разрозненных и разнохарактерных публикаций в интернете, в социальных сетях, в СМИ. Отдельные лица среднего и низшего уровня бывают наказаны.
12. Получение информации об инциденте, особенно, если речь идет о труднодоступных и отдаленных территориях, - трудная и не простая задача. Постепенно в распоряжении общественности оказывается все меньше и меньше тревожной информации, тревога уменьшается, общественность успокаивается.
12 августа 2021 г. 02:52
Свидетельство о публикации №221081200110