Сапог

  Черное бездонное пространство окутывало и затягивало всё дальше и дальше в неизвестность. Что там, в темноте? Это похоже на то, как проснулся ночью в комнате, идёшь к выключателю, а найти не можешь… и тогда теряешься, не понимая, где ты... Даже страшновато немного, но всё равно интересно. И охватывает какое-то детское любопытство. Что там дальше? И продолжаешь движение. Ведь должна же кончится темнота, и наступить хоть какое-то просветление. И, как всегда бывает - просветление наступило! Что-то стало появляться. И это было прекрасно! Нежный и мягкий свет исходил от маленьких звездочек. Атмосфера – фантастическая, прозрачная и лёгкая. Всё, что окружало, было разнообразной формы и непонятных размеров. Как будто через огромное увеличительное стекло. Жутковато… и в то же время заманчиво.

  - «Интересно…» - размышлял Сапог, пролетая в отдалении от какого-то неизвестного Шарика. – «Где я?..»
  Осмотрелся. В одной стороне – Звездочки, вокруг которых летали Шарики, в другой стороне – Шарики, летающие вокруг Звездочек…
  - «Почему я лечу?» – задумался над вторым вопросом Сапог, - «Если я пойму, почему лечу, то узнаю где я. Или наоборот: если я пойму, где я, то узнаю, почему лечу. Скорее всего, первое… Та-а-а-ак... Я размышляю, а значит, я существую! Это уже хорошо. Теперь остаётся понять: где я? Кругом темнота, и только свет, исходящий от Звездочек даёт небольшое освещение. Предметы в виде Шариков…. Вокруг Шариков летают ещё какие-то предметы. Воздух прозрачный и чистый… Я лечу…. Да, это невесомость! Значит я в Космосе!..»
  Вдруг Сапог испугался: «Но что я здесь делаю? И почему удаляюсь от Земли с огромной скоростью?»
  Этот вопрос заставил Сапог насторожиться. Он даже немного затормозил, расправив в стороны свое голенище.
  Сапог был самый обыкновенный, из натуральной и хорошо выделанной кожи. Немного грязный, но это скорее не грязь, а пыль времени. Он, когда-то был модный и принадлежал неизвестному Художнику – философу. Вот поэтому Сапог наслушался кое-какой житейской мудрости и мог размышлять и философствовать на любые темы: «Куда и зачем он летит? Что такое могло произойти на Земле? И что выкинуло его в космическое пространство?..»
  Сапог так задумался над ситуацией, в которой оказался, что не сразу заметил пролетающих мимо предметов. А мимо проносились сандалии, ботинки, туфли, босоножки и даже валенки… Всех не перечислишь.  Кто-то просто планировал, кто-то крутился и наслаждался полетом. Летали они в отличие от сапога, который летел прямо в космос, в разные стороны. Кто – с права налево. Кто наоборот. Кто вниз, а кто вверх. Все и всё, как-то хаотично…
  - «Так вот что такое Хаос вещей!» – было второй философской мыслью Сапога в столь необычном месте.
Может философские мысли, и приходят только в необычных местах? Как например, Диоген, который жил бочке.
  Сапог был очень общительный и знал многих из разных видов обуви, но сейчас, осмотревшись, никого знакомого не увидел.
  - «Ничего, это даже к лучшему!» - не унывал Сапог, - «Можно завести новые знакомства и заодно расспросить о том, что произошло на Земле...»
  - Вот! Вижу знакомую модель туфельки… Эй, девушка, можно с вами познакомиться? Здравствуйте! – обратился он к Туфельке.
  Туфелька была очень модная – из красной, блестящей кожи. У неё был очень длинный и тонкий каблук, под названием «шпилька».
  - Здравствуйте… - заранее улыбнувшись ремешками, ответила Туфелька. Потом ремешки выпрямились. Она осмотрела Сапог с подошвы до голенища, фыркнула, резко отвернулась и полетела дальше.
  - Смотри какая «фраля»! - удивился Сапог и по обыкновению стал оценивать сложившуюся ситуацию.
  - «Ну немного пыльный, немного помятый, но сейчас не та ситуация, чтобы смотреть на то, кто и как выглядит…»
  Он осмотрел себя, попытался встряхнуться, но ничего не изменилось в его облике.
  - Не такой и пыльный, да и щётку в Космосе не найдёшь. Зато я из благородных! Сделан великим итальянским мастером!
  И сапог расправил голенище.
  А тем временем, Туфелька удалялась все дальше и дальше. Сапог смотрел ей в след и размышлял: – «Нет, надо найти, кого посолиднее и непременно мужскую обувь… С мужской обувью как-то проще. Мужик с мужиком всегда смогут сговориться. Мужик мужика всегда поймёт. А, вот, вижу, приближается полуботинок. Попробую с ним поговорить. Наверняка он знает, что случилось и почему все так спешно покидают Землю».
  - Эй! Привет! Как дела? – завязал разговор Сапог.
  - Дела? Дела, неважно… - не останавливаясь и даже не взглянув, пробормотал Полуботинок и умчался прочь.
  - Вот и поговорили, вот и познакомились! Не даром его называют «чистым воротничком». Даже и не знаю теперь, к кому обратиться! Все какие-то невменяемые. Хотя, если бы вы легли спать в доме, а проснулись бы в Космосе, то тоже бы были растерянны…. Надо придумать что-то самому…. Надо попробовать по-другому летать... Попробую изменить траекторию своего полета!
  Сапог отогнул одно голенище... и вроде получилось. Немного наклонился в сторону, полетел не прямо, а по окружности, постепенно возвращаясь обратно к Земле. По пути ему встретился Валенок.
  - Привет! – коротко и по-простому поздоровался Сапог.
  - Привет! – также коротко ответил Валенок.
  - Как дела? – «издалека» и немного с опаской продолжил Сапог. Видимо, боясь, что Валенок не способен многого рассказать и вообще подумал, что они могут не понять друг друга. И Сапог не ошибся… Валенок начал рассказывать, к тому же так заунывно, подолгу подбирая мысли, и мыча между каждым словом…
  - М-м-м… плохо, сам видишь. Вот… м-м-м… была прекрасная работа…. Да чего говорить…. Только вот прохладно здесь…. М-м-м…. Хотя я и Валенок, и мне никакой мороз не страшен…. М-м-м… вот, потерял свою половину, не могу найти. Ты случайно не видел? – не дожидаясь ответа, продолжил: - Дырки никак не заделаю… м-м-м… раньше протёр, и никак не заделаю…
  Валенок повернулся к Сапогу своей пяткой, на которой уже виднелись проплешины. Было такое ощущение, что он ходил не по снегу, а по асфальту. Или хозяин был неаккуратным. Да и по всему было видно, что Валенок прожил большую и богатую жизнь. Сапог с грустью смотрел на Валенок и если бы у него был рот, то он бы с удовольствием зевнул, показывая своему собеседнику, что ему скучно. Но Сапог был воспитан и галантен…. Так что оставалось только ждать, когда закончится этот монолог. Валенок же, почувствовав в собеседнике благодарного слушателя, продолжал свою тираду.
  - … И вот дырки никак не заделаю, а м-м-м… на морозе сам знаешь, любой маломальский сквознячок и пиши пропало – простуда!..
  - Послушай! - прервал Сапог.
  - Что? – остановился Валенок.
  - Тебе лучше вон к той Звёздочке лететь, там теплее! - показал Сапог носком в сторону одной из звёзд.
  - Куда? – переспросил Валенок и отвернулся. А как только повернулся, то Сапога уже не увидел.
  Сапог продолжил свой путь по траектории, надеясь на возвращение. И с Валенком ему было не по пути.
  - Какой всё-таки этот Валенок зануда! Неужели, на Севере все такие? Хотя нет, все разные, не зависимо от того места, где родился. Скорее от воспитания или от окружения. Видимо, у Валенка было мало друзей, и он редко с кем общался.
Не успел Сапог завершить свою мысль, как к нему подлетела Босоножка.
  - Привет! Как дела? – игриво спросила она.
  - Да ничего… вот летаю… - несколько смутился Сапог.
  - И как тебе полет, нравится? – Босоножка потерлась одним ремешком о его голенище.
  - Я ещё не понял, - сухо ответил Сапог.
  Ему, конечно, нравилось, что Босоножка оказывает знаки внимания…. Конечно, всегда приятно, когда противоположный пол оказывает знаки внимания…. Но когда это происходит так быстро и навязчиво – это, конечно, отталкивает.
Она, естественно, этого не замечала. Она даже и не задумывалась об этом, и продолжала задавать вопросы:
  - А где твоя вторая половина? Потерял, или разошлись полюбовно?..
  «Какое ей дело до моей второй половины!» – думал про себя Сапог, а вслух мог вымолвить только невразумительное мычание.
  -Э-э-э… М-м-м....
  Босоножка и не собиралась выслушивать его ответы:
  - Ты что-то плохо выглядишь! Может, ты заболел? У тебя, случаем, температуры нет?.. Какой-то ты пыльный, неухоженный… Может, тебе нужна моя помощь?
  - Нет, - коротко ответил Сапог, увертываясь от назойливых ремешков.
  - А что ты такой невеселый? Рассказал бы мне что-нибудь… - продолжая спрашивать, терлась и терлась Босоножка.
  Вот она уже совсем обхватила Сапог своими ремешками и навалилась на него.
  Тут Сапог не выдержал, не ожидая от себя самого, ведь он был всегда такой выдержанный, но тут не смог… и заорал:
  - Нет! Просто у меня нет времени всем объяснять, что дела мои идут неважно! Что второй Сапог потерял! Что выгляжу плохо, потому что я вчера заснул в квартире, а проснулся в Космосе. И вообще, что происходит? Почему мы все летаем? Что произошло на Земле? Почему попадаются одни ненормальные?..
  Босоножка резко отстранилась, убрав ремешки назад, и смогла только вымолвить от неожиданности:
  - Дурак!..
  Сапог её уже не слышал… Он продолжал свой путь, проклиная себя за то, что накричал на Босоножку.
  «Ведь она ни в чем не виновата… Просто у неё никого нет… Она одинока… от этого и кидается на всех… Женщины очень бояться одиночества… Ну ладно, вернуться я уже не могу. Или просто не получится. Может, когда и встретимся. Тогда обязательно извинюсь… а сейчас надо собраться с мыслями… Только одному, самому всё решить, а потом можно  будет и пообщаться...
  И так, я лечу! …  Туда, в мир Людей. В мир, где друг друга обманывают. А я что, лучше, что ли? Взял и обманул Валенок. Значит, я такой же… значит, я лечу к тем, кого я понимаю, а Людей я понимаю лучше всего… Люди обманывают не только других, но и самих себя, хотя и не хотят в этом сознаться. Или не замечают этого. Хотя в этом и состоит городская жизнь…
  Без лжи – не прожить в городе. Если хочешь добиться чего-то, то надо обязательно обмануть, хотя бы чуть-чуть, - и тогда ты король! И так - каждый. Каждый считает себя королем! И никто не хочет себя показать Шутом. От этого и лгут. Бояться быть осмеянными. Бояться, что на них будут показывать и смеяться: «Мол, ты ничего не умеешь…»
  От этого все и лгут. Каждый хочет власти над «другим», чтобы можно было сказать: «Это не я, это он виноват» …
Так и просят: «Дайте мне власть! И я горы сверну!» 
  А нет, чтобы задуматься: Справишься ли ты? Сможешь ли сделать хотя бы часть того, что сделал другой, кого ты критикуешь? Справишься ли ты, когда займёшь его место?
  Так нет, кричишь направо и налево: «Да я бы лучше сделал! Дайте мне только возможность!»
  Хорошо, к примеру, тебя услышали, дали попробовать… вот тут и начинают возникать проблемы…. Оказывается, не только власть нужна... надо понимать всю структуру того, над чем имеешь власть! Надо не только искать виноватого, но и уметь находить выход из затруднительного положения. А это, как говорится, со стороны виднее… чтобы найти решение. Вот поэтому надо сначала побывать Шутом. Иметь возможность смотреть со стороны и одновременно быть в центре!
Вам может показаться, что я не люблю Людей, но это не так. Я со всей ответственностью заявляю: Я люблю Людей! Поэтому и возвращаюсь.
  Сапог продолжал свой путь. Но только в обратную сторону.
  «Мимо с невероятной скоростью летят предметы. И это не удивительно. Ведь теперь они летят мне навстречу, а это удваивает скорость. И, наконец, я возвращаюсь в свой мир…»
  Размышлял Сапог, и все летел и летел…
  «Вот уже небесная атмосфера. Вот уже и воздух не такой прозрачный и чистый. Но зато свой, родной! И всё ближе и ближе земля! Не такая, как обычно, - она как-то изменилась. Куда-то подевались все деревья, но всё равно это родная земля! И её невозможно променять ни на какие планеты в космосе.»
  Сапог врезался в грунт планеты, подняв облако пыли…. Как только пыль опустилась обратно, и стало хоть что-то видно, Сапог осмотрелся.
  «Что-то не так!» – была первая мысль после приземления.
  - Что это, дорога? Как здорово! Мне здесь и место!.. Люди, привет! – обрадовался Сапог, но, к сожалению, его никто не замечал… – Эй! Что здесь случилось? Почему вы все босиком? – попытался он обратить на себя внимание, но все, кто шел по дороге, продолжали идти…
  - Ладно. - не унывал Сапог – Пойду своей дорогой…
  Он осмотрелся.
  «Куда пойти? Налево или на право? Пойти против течения - значит сразу поставить себя против всех… Нет, пойду лучше, куда и все. Осмотрюсь, а там…
Но тут он не успел домыслить, как его спихнули в канаву.
  «Вот так, куда тут философам деваться: не успеешь задуматься над какой-нибудь философской мыслью, как оказываешься в канаве. Вот так сидишь ты на дне канавы, по уши в грязи и думаешь, что вряд ли тебе кто-нибудь поможет отсюда выбраться. Сразу на ум приходит пословица: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Вот и барахтаешься в этой грязи, цепляясь за всё, что возможно, пока не выберешься».
  Цепляясь за всё, что попадает под ногу, (хороший каламбур – Сапог, цепляется за всё, что под ногой!), так вот, цепляясь за всё, что попадается под подошву, Сапогу удается выбраться… Но он уже не тот! Помятый и грязный, пытается выпрямиться – и это ему удается. Немного отряхнуться, прямо как собака после купанья, и делает шаг, другой, со всеми…. Стараясь идти в ногу, и… его опять пинают, как ненужную вещь, и опять - дно канавы. Опять грязь и пыль. Униженный и оскорбленный Сапог задумался:
  «Почему? И что это за люди, за такие? Вот так, выберешься весь жалкий и уставший, не успеешь отдышаться и прийти в себя, как тебя снова сталкивают вниз, обратно, как какой-нибудь ненужный отброс общества. И уже не хочется больше карабкаться наверх… Что произошло за такой маленький промежуток времени? Стоит тебе немного отсутствовать, побыть одному, чтобы поразмыслить над бытиём, а когда возвращаешься к людям, то получается, что ты уже никому не нужен, ты пропустил, оказывается, так много, что не догнать ушедший «эшелон». Как быстро всё-таки меняется человек… цвет кожи изменился - он стал с синеватым отливом. Голова стала поменьше, глаза огромные, руки и ноги длинные. А ступни – какого они интересно размера? В меня ни одна нога не влезет! Может это не люди? Может это не Земля?» – вдруг осенило Сапог.
  – Спокойно! Надо разведать…. Но как? Спросить? А если они не говорят, или говорят, но по-своему… Как мы поймём друг друга? Ладно, ничего не остаётся - попробую спросить».
  - Эй! Где я? На какой планете?
  «Молчат… значит, не понимают. Или не слышат. Или не хотят услышать… Что ж, придется опять забраться на дорогу и привлечь к себе внимание уже поближе… Может, тогда заметят и услышат?»
  И Сапог полез. Но не успел он вылезти, как чья-то большая нога пнула его в сторону, да так сильно, что, пролетев несколько метров, Сапог приземлился на другой стороне канавы.
  «Нет, это точно не люди. Люди бы так не поступили…. У них отсутствует чувство сопереживания к ближнему. А без этого чувства Человек не может называться Человеком! Только Человек, у которого есть Душа, может сопереживать, любить… А Любить - значит делать Добро… Стоп! Опять зафилософствовался… надо же как-то выбраться из затруднительного положения! Что делать? Извечный вопрос! И только благодаря этому вопросу мы можем принять решение!..
Обратно к ним? Но я уже три раза пытался, и всё бесполезно. А что если пойти в сторону? Может, тогда заметят?»
  И Сапог пошёл в сторону. Уверенно ступая по неизвестной почве, так что из-под подошвы разлеталась пыль невиданной планеты. Эта пыль плавно оседала снова. Сапог, не обращая на это никакого внимания, продолжал идти. И действительно, его заметили, но он этого не знал. Он просто шёл и шёл, оставляя одинокий след…
  Тогда ему стали кричать…
  Сапог всё слышал и думал:
  «Не буду оборачиваться! Если я сейчас остановлюсь и обернусь, то они подумают, что я слабак, и тогда уже навсегда отвернуться… а так, в них разгорается любопытство… и это хорошо! Они должны догнать меня и остановить! Вот тогда они меня точно услышат! Вот тогда можно вести переговоры! Переговоры нужно вести только в одном случае – когда все друг друга слышат и понимают!»
  Он продолжал уверенно идти в сторону от дороги, стараясь не оборачиваться. Босоногие не успокаивались. Видя, что Сапог никак не реагирует, начали бросать в него камни, благо их много валялось вдоль дороги. Камни летели и летели. Но Сапог продолжал идти. Камни стали падать ближе и даже один из них угодил в голенище. Сапог упал, стал ворочаться и наконец выкарабкался из-под булыжника неизвестной породы. Отряхнулся... и, не оборачиваясь, продолжил уверенно идти вперед.
  Что будет кожаному Сапогу? Он ведь сделан из кожи, тем более что булыжник был хоть и большой, но не такой тяжелый.
  Народ, видя, что тут что-то не то, решил посовещаться. Собрались небольшой толпой. Поговорили, поспорили, посовещались, подняли руки вверх – тем самым проголосовали, кто «за», и кто «против» и постановили! Кто «за» - идут за Сапогом, надеясь на что-то новое и лучшее. Кто «против» - идут своей дорогой. Так и сделали, кто «против» пошли дальше, а кто «за», пошли в сторону, за Сапогом, протаптывая новую дорогу, пока она тоже не превратится в пыльное месиво, и кого-нибудь следующего не столкнут в канаву. А тот, кого столкнули, немного помучившись, плюнет на всё и пойдёт в сторону. И новая дорога. И новый путь. И опять кого-нибудь не столкнут. Тот тоже пойдёт в сторону, но уже окажется на прежней, старой дороге. А все, тем не менее, будут считать, что это – Новый путь! И таким образом – всё возвращается на круги своя! Таким образом, мы ходим по кругу. Хотя можно сказать, что мы ходим по квадрату, это как кому удобно думать: по квадрату, по кругу, по овалу…. Главное, что всё возвращается!..
Так и ходим – пока планета вертится, пока полны сил и можем ходить и принимать решения!
  «И мои размышления не новы! – думал Сапог, продолжая идти… - Разумный человек подумает, что с ним что-то похожее было или он где-то это слышал. И всё, что он сейчас читает, было, кем-то написано…. И правильно! Он будет прав! Но я, хоть и не Человек, а Сапог, тоже прав! Я это выстрадал, я это написал, и вы это читаете. Вот только зачем? Я и сам не знаю. Наверно для того, чтобы, читая, Человек ещё раз поразмыслил, ещё раз пофилософствовал. Ведь философствуя, ты начинаешь понимать природу. А понимать природу - значит с ней соединяться!»
  Голова Человеку дана не только для того, чтобы он ел, смотрел, слышал, нюхал, болтал, а также спал, но ещё и для того, чтобы думал, размышлял. Размышлял не только над другими, но и над самим собой.
  Вот я, Сапог обыкновенный! Про себя ещё знаю не всё, но могу похвастаться тем, что знаю…
  Как только меня создали, я был самым модным во всей округе. Когда один Художник надел меня и пошёл по улице, все окружающие засматривались, и некоторые даже показывали пальцами. Я был горд и счастлив не только за себя, но и за моего брата. Ни у кого не было таких Сапог, а значит, мы были индивидуальны. Значит, мы были личностью. В отличие от остальных, мы были чисты, опрятны, и даже поскрипывали при ходьбе. Иногда я поскрипывал больше, а иногда мой брат и Художник никак не мог понять, какой же Сапог скрипит больше…. Потом он привык, и, как мне кажется, даже стал гордиться тем, что мы скрипим и обращаем на себя внимание.
  Мы старались не наступать в лужи, не протирать подошву о булыжную мостовую. Старались избегать грязи на улице. Художник нас очень любил, особенно он гордился, когда нас надевал. А когда тебя любят, тобой гордятся, то хочется жить. Стараешься сделать всё, чтобы это продолжалось как можно дольше.
  После каждой прогулки, наш «Король», как мы его называли, протирал нас мягкой, фланелевой тряпочкой. Вот только собака, жившая с нами, не церемонилась. Постоянно таскала нас по утрам на кровать, тем самым давая хозяину понять, что пора идти с ней гулять. Но в этом тоже был плюс, мы каждое утро наслаждались восхищёнными взглядами соседей.
  В своей жизни я не могу говорить про брата - мне всегда казалось, что ему это не интересно. Хотя, я думаю, он испытывал точно такие же чувства. Ведь мы братья!
Когда Художник брал нас с собой на всякие вечеринки, где собирались люди искусства, политики… мы слушали разговоры о картинах, женщинах, философии…
Вот только жаль, я тогда мало чего понимал, но это почему-то отложилось в моей памяти. Наш Художник показывал свои произведения, на них смотрели, оценивали и говорили: - «Это новый, философский взгляд на окружающее нас пространство…»
И мы гордились своим Художником и даже прозвали его – философом. Его всегда окружали, красивые женщины, задавали вопросы, улыбались…. Здесь мы впервые познакомились с противоположным полом близко. Вернее сказать, перестали бояться с ними разговаривать. А то, вначале, старались не говорить и побольше помалкивать. Но с каждым новым знакомством, мы становись увереннее, могли поддержать беседу. Иногда влюблялись, как это бывает в юности. Увидишь собеседницу, поговоришь с ней - и уже влюблён… А как только увидишь другую, то понимаешь, что влюблён уже в неё…  Вот так, пока не встретишь ту, которую не забудешь никогда. И это произошло! Около Художника стала появляться Девушка, которая не отходила от него ни на шаг. Иногда даже следила за ним.  Пока они не подружились и стали ходить вместе в кафе, театры, на вечеринки и домой. И где бы они ни были, он везде её рисовал. Нам казалось, что он был влюблён.
  Не знаю, как он, но я влюбился! Это была левая Туфелька на её красивой и маленькой ножке. И эта ножка украшала мою Туфельку. Мы, как и Художник, ходили вместе, стояли и разговаривали… И вот через какое-то время Девушка пришла к Художнику и осталась… Таким образом мы познакомились с очень недурными, элегантными Туфельками поближе. Они были бледно-розового цвета с красивым бантиком на боку. Мы целые ночи напролёт беседовали о жизни, о людях…. И нам было очень хорошо вместе. Туфельки были прекрасными слушателями, и в тоже время могли всегда поддержать разговор. Мы даже начали мечтать, что когда наши Люди поженятся, то мы будем принимать в этом самое непосредственное участие. Но, к сожалению, наши планы были сорваны. Они поссорились, и нам пришлось расстаться.
 Я очень скучал, даже немного пожелтел от переживаний. Везде, где бы мы ни были, высматривал их. Но нигде не видел моих замечательных весёлых Туфелек. Увы, рок судьбы не давал мне встретиться с моей первой и, наверно, единственной любовью. Это был мой первый опыт в жизни, где я подчеркнул, что не всё зависит от нас самих…
  - Смотри, какой Сапог?.. – прервали воспоминания Сапога двое Босоногих. - Давай-ка его со всеми!
И не успел Сапог опомниться, как оказался в большом темном мешке.
  - Смотри, ещё одного подобрали… - раздалось из глубины – Эй, там! Кого это занесло к нам?
  - Да Сапог какой-то, старый и весь грязный… - отозвалось откуда-то рядом.
  - Спроси его, откуда он… - попросил тот, кто был в глубине мешка.
  - Кто и откуда ты? – повторил вопрос голос рядом.
  - Я, Сапог! Сделал меня великий мастер сапожного дела… - начал официально представляться Сапог, но не договорил - его, перебил громкий смех всех, кто находился в мешке.
  - Не обижайся. На той планете, на которой мы оказались, это не имеет никакого значения. Скорее даже наоборот, может ещё больше навредить. Чем ты элитен, тем хуже для тебя…. Вот я, например – Ботинок Военный, сделан на сапожной фабрике. Это… - и Ботинок показал в сторону – Это Валенок из Сибири, сделан на валенном производстве. Это Сандаль, тоже сделан на фабрике. Мы все заводские! А ты как, говоришь?.. Сделан вручную?
  И снова все рассмеялись.
  - А чего вы смеетесь? Вот я из Японии, и тоже сделана вручную, – заступилась за Сапог Сабо. – А ты откуда родом?
  - Я, понимаете, заснул… и проснулся в Космосе. Потом летал, летал, хотел вернуться обратно… и очутился здесь. Думал - Земля, а теперь понимаю, что это не так. Что это - какая-то другая планета. Но какая? – решил, наконец, выговориться Сапог.
  - Ты, милый мой, немного промахнулся. Это не Земля – это планета Босоногих. Они не признают ни какую обувь и ходят только босиком. Благо у них постоянно держится теплая температура и ничего не растёт. Хотя может и растёт, но я не видел. Я не видел ни травы, ни деревьев, ни кустов, ни цветов, только камни и земля. Как они только живут? Не понятно… - ответил Лапоть – Вот я, Лапоть обыкновенный, жил в музее и, горя, не знал, рассматривал Людей за стеклом, а сейчас что… посадили в мешок и неизвестно куда несут.
  Сапог слушал, и пытался рассмотреть, с кем он разговаривает, но не мог этого сделать. Мешок, видимо, был полиэтиленовый и никакого света не пропускал. Поэтому приходилось только на слух определять, кто с тобой общается, и примерно представлять, как кто выглядит…
  - Что теперь с нами будет? – нерешительно спросила Туфелька «Лодочка».
  - Да чёрт его знает, - из глубины поддержал разговор Военный Ботинок. – Наверно, уничтожат. Они же Босоногие и ненавидят любую обувь…
  - Ой! – испугалась «Лодочка».
  - Оно и к лучшему: лучше умереть, чем служить тем, кто тебя ненавидит! – продолжил свою мысль Военный Ботинок и замолчал.
Остальные, кто находился в мешке, постепенно тоже замолчали и остальной путь продолжили в тишине.
  Сапог стал размышлять:
  «Странно, планета Босоногих…. Как они тут живут без воды, без растений, без природы? Природа – это Душа! Чтобы создать природу, это сколько сил, энергии, любви надо приложить?.. Сколько Души! Вот наша планета Земля насыщена природой, и что замечательно, всё гармонично. Там есть всё: вода, огонь, ветер, земля. Там, где надо – лед. В горах – огонь. Целые острова земли. И всё это окружает вода. Если воды мало, то огонь растапливает лёд, и вода пополняется, если огня много, то вода его тушит…. А как придумано устройство перелёта воды с одного континента на другой – с помощью ветра и облаков. Как всё гармонично и гениально! Это же какую Душу надо иметь, чтобы всё придумать и создать! Поэтому наша Земля - самая душевная планета. И если ты поймёшь Душу планеты, то ты будешь самым гармоничным…. Только понять не просто и одновременно легко…. Надо почувствовать…. А как?..
  Не успел Сапог закончить свою мысль, как мешок открылся, перевернулся, и все, кто в нём был, полетели в огромный железный ящик. Сапог хотел осмотреться, но яркий, ослепительный свет мешал это сделать. Да ещё и обувь, летевшая сверху, всё время толкала и мешала. Сколько он не старался оказаться на поверхности, этого у него не получалось. Всё равно засыпало. Ящик закрыли и опять - темнота.
  - Что теперь с нами будет?
  - Только бы не в печь!
  - Хорошо бы нас отпустили…
  - А я потерял свою вторую половину и мне теперь всё равно…
  Стали раздаваться возгласы.
  - Хватит болтать! Дайте послушать! – крикнул Военный Ботинок.
  Все замолчали и услышали голоса, доносящиеся снаружи.
  - Молодцы! Сколько здесь?
  - Двести штук.
  - Маловато, надо ждать ещё партии, а то будет большой расход материала.
  - Ладно, ждём немного и отправляем.
  Голоса удалились, и в ящике наступила тишина. Видимо, все обдумывали услышанное.
  Первым нарушил молчание Валенок:
  - Интересно, куда они нас отправят? Если в печку, то горю я очень плохо, а пахну при этом отвратительно.
  - А я вообще не горю, а только плавлюсь, – вставила Галоша.
  - А я сгораю моментально, – сказал Лапоть.
  - А если я загорюсь, то буду гореть долго, и от этого все сгорят до углей! – высказалась Сабо.
  После этих слов все, кто был рядом с Сабо, немного отодвинулись - так, что вокруг неё образовалось пространство. И только кто-то один остался на месте.
  - А мне всё равно. Мне жизнь не мила без моей второй половины….
  - Хватит ныть! – оборвал Военный Ботинок.
  - А я и не ною, а просто говорю, что мне всё равно. Моя жизнь и так не имеет никакого смысла. Так что хоть в печь… хоть…
  Сапог не стал слушать это нытье и задумался:
  «Кстати, а где моя вторая половина? Где мой брат? Интересно, куда его занесло? Как он без меня там? Хотя мы были близнецы, но всё-таки отличались друг от друга. Художник дал нам имена: Правый и Левый. Я Правый, а мой брат близнец – Левый. Не хотелось бы хвастаться, но это правда: я был идеален по образу и подобию своему, а вот брат мой был немного стоптан на каблуке. Конечно, когда нас создали, то различить нас было сложно, но со временем каблук моего брата, стал стаптываться. Мы были очень близки, и все невзгоды, которые наваливались на наши подошвы, мы переживали вместе. Брату моему везло меньше. Он был каким-то «невезунчиком», всё время наступал на что-то дурно пахнущее, и поэтому некоторые Туфельки не могли долго находиться рядом. Отчего он очень расстраивался, а я ему сопереживал и успокаивал. Говорил, что это ничего, это бывает, в следующий раз повезет. И в следующий раз - только договоришь, только наладишь диалог с противоположным полом, как всё срывалось, и мы расставались. Но я его всё равно люблю и очень скучаю. Интересно, где он теперь? Наверно, бороздит Космос, уносясь всё
 дальше и дальше…»
  Крышка ящика опять открылась и снова посыпалась обувь. Потом опять закрылась, и опять наступила напряженная тишина. И опять раздались голоса снаружи:
  - Ну всё! Под завязку. Можно отправлять.
  Ящик дернулся и поехал.
  Все, кто находился внутри, стали причитать - кто в голос, кто шепотом:
  - Ой! Нас уничтожать повезли!
  - Зачем же нас уничтожать? Что мы плохого сделали? Никого не трогали…
  - А я вообще не понимаю, как можно уничтожать то, что сделано на пользу? Ведь я ещё совсем удобоносимый. Ни одной дырочки, ни одной потертости. Бери и носи!
  - Спаси и сохрани, спаси и сохрани…
  - А у меня дырок не бывает, я долгожитель… и тут на тебе… - вставила Сабо, но не успела договорить, как ящик остановился.
  Все замерли, ожидая самого худшего. Когда раздался сильный грохот, то все съежились и прижались друг к другу. Ящик стал подниматься вверх.
  - Это что - лифт?
  - Нет, это не лифт, слишком быстро, я знаю, я ездил в лифтах…
  - Да и грохот неспроста был…
  - Значит, мы летим, и нас будут расстреливать как мишень! – закончил мысль Военный Ботинок.
  Стали ждать, не отпуская друг друга и даже все больше прижимаясь. Все вместе, как один большой коллектив обуви. И никаких споров, разногласий….
Вдруг ящик разлетается на мелкие кусочки, и все, кто в нём находился, оказались в Космосе.
  Опять невесомость… Обувь разлетелась кто куда…
  - Я же говорил, что будут расстреливать! Улетайте быстрее! В разные стороны! Тогда, может, кто-нибудь уцелеет! – кричал Военный Ботинок, удаляясь всё дальше и дальше.
  Но не все услышали, что им кричал Военный Ботинок…
  А мимо пролетали огненные шары и уносили в космос горящую обувь.
  - Ты что ко мне липнешь? Отцепись от меня! Не видишь, какая у меня кожа? Давай проваливай, отброс общества! – возмущался холеный Полуботинок, пытаясь отпихнуть от себя Сандаль.
  - Не надо свою грязную подошву запихивать в меня! – ругалась Галоша, уворачиваясь от Валенка.
  Совсем недалеко от Сапога пролетел ещё один огненный шар.
  Сапог осмотрелся, в какую сторону рвануть…
  «Да, вот совсем недавно это была большая дружная семья! А что сейчас? Каждый сам по себе?..»
  Но не успел он развить эту мысль, как увидел недалеко от себя своего брата, свою вторую половину, который приставал к Пуанте.
  - Давай вместе полетим! Вот так обнимемся и полетим в далекое будущее… – говорил он, обматываясь в ее длинные ленточки.
  - Отстаньте от меня! – кричала Пуанта, стараясь освободиться от назойливого Левого Сапога.
  - А я что? Я готов жениться! – не отпускал он её.
  - Брат, дорогой!!! – не выдержал Правый Сапог, подлетел и обнял своего брата, да так крепко, что тот застонал. 
  - Наконец-то я тебя нашёл…
  Левый Сапог замер в изумлении и ждал, когда его отпустят, чтобы посмотреть на того, кто называет его братом.
Пуанта воспользовалась моментом, аккуратно освободила свои ленточки и подлетела к Сапогу:
  - Спасибо вам большое, что спасли меня от этого…
Но не договорила: из вежливости, или потому, что увидела, что этой парочке всё равно. Они уже ничего не видят, не слышат, а только ощущают родную кожу. Родную душу, друг друга.
  - Может, это… отпустишь меня?.. – немного подождав, спокойно спросил Левый.
Правый так и сделал. Они осмотрели друг на друга и не могли поверить. Какие они все-таки стали разные! Правый был немного помят и пыльный, а Левый не только пыльный, но у него было порвано голенище, каблук совсем стерся, даже есть некоторые потертости на голенище. Но это было не важно. Они вместе, и этим всё сказано.
  - Брат, ты как здесь? Я уже подумал, что это только со мной такое произошло…  А ты там, на Земле остался. Что это я такой несчастливый, и это меня наказали за то, что я тебе всегда завидовал и злился на тебя. Ты же всегда был в порядке, а со мной происходили всякие недоразумения…- хлопнул своим голенищем о голенище брата Левый Сапог.
  - Да ты что, брат! – прервал его Правый Сапог. – Что ты такое говоришь? Я всегда тебя любил и сейчас люблю! Сейчас даже больше, чем когда-либо…
Не успел он это произнести, как в каких-то сантиметрах мимо них пролетел огненный шар, пущенный с Планеты Босоногих.
  - Слушай, полетели домой, пока нас тут не расстреляли… - предложил Правый.
  - Но как? Я не умею! – спросил Левый.
  - Я тебя научу. Повторяй за мной… - и Правый стал размахивать голенищами и полетел.
  Левый тоже попробовал и получилось! Он быстро догнал своего брата, и они направили свой путь подальше от этого страшного места.
  - Ты знаешь, я много думал. Вспоминал, как мы с тобой жили, разговаривали. Как ты меня учил уму-разуму. И ты знаешь, ты был во всём прав. Чтобы узнать кого-то ближе, надо взглянуть на него со стороны…
  Сапог ничего не ответил, а только молча радовался…. Они отогнули одну половину голенища и направили свой полет в сторону планеты, которая, как им казалось, очень напоминала Землю.
  - И что удивительно, - продолжал Левый Сапог, - Чем дальше находишься друг от друга, тем больше скучаешь! Я за это время многое вспоминал, многое передумал… и ты знаешь, как это неудивительно, многое понял. Полюбить кого-то можно только, если любишь себя. Нет, это не самолюбование. Я говорю про настоящую любовь. Это любовь изнутри. А если нет в душе любви, то и полюбить нельзя. Только когда душа любит – это и есть настоящая любовь. Помнишь нашего Художника? А его Девушку, его любимую? Какие на ней были Туфельки… мы ещё долгое время общались и даже строили планы о совместном проживании…
  - Конечно помню… - ответил Правый Сапог.
  - Так вот, я их часто вспоминаю. Они такие были милые…. Почему-то в моей памяти только они и остались.
  - Наверное это любовь! – пошутил Правый.
  - И не смейся. Это действительно любовь. Если из всех знакомых в памяти остались только туфельки, то мне кажется, что это любовь…. А помнишь, как мы мило беседовали по ночам? Как хотели, чтобы наш Художник и его спутница поженились?
  - Ты знаешь, я тоже их частенько вспоминал. Где они сейчас? Что с ними стало теперь?
  - Надеюсь, с ними ничего плохого не случилось? – многозначительно произнес Левый Сапог и замолчал.
Так, в задумчивости, наши герои приближались к Голубой Планете…
  - Надеюсь, сейчас мы приземлимся дома… - была первая фраза, когда Сапоги влетели в атмосферу.
  И опять воздух поменялся на более плотный и густой туман. Или это облака?  И наконец, они увидели землю, море, горы, города…
  - Да! Это наша, родная Земля! – прокричал, не сдержав эмоций, Левый Сапог.
  - Да! – вторил ему Правый.
  Но они плохо слышали друг друга, потому что стоял оглушительный свист от ветра, и поэтому приходилось кричать.
  - Теперь главное - не промахнуться, чтобы не упасть в воду! – кричал Правый Сапог – Держись правее… подними повыше левый край голенища!
  - Я стараюсь… - кричал в ответ Левый.
  - Давай, давай! Ещё, ещё! – продолжал Правый.
  И два Сапога врезались в какую-то кучу. Вверх взлетели несколько пакетов, бумажек и ещё чего-то. Затем, всё что взлетело, плавно опустилось обратно, накрывая наши Сапоги.
  - Мягкая посадка! – проговорил Левый.
  - Где это мы приземлились? – шёпотом спросил Правый.
  - Сейчас узнаем… тихо, сюда кто-то идёт… - так же шёпотом насторожился Левый.
  Сапоги замерли, прислушиваясь к голосам, разговаривающим откуда-то со стороны.
  - Слушай, с неба что-то упало…
  - Да, кажется, там…
  - Пойдём посмотрим. Сейчас много всякого падает. Бывает, даже попадаются неплохие вещи!
  - Нет, не пойду, опять какая-нибудь ерунда. Тем более я уже себе набрал достаточно. Пойду отнесу.
  Два сапога сидели и прислушивались.
  - А что, если это тоже ненавистники обуви, и нас сейчас найдут и уничтожат? – с ужасом прошептал Левый.
  - Не бойся, двух одинаковых планет не бывает, а тем более - мы вместе.
  - Я тоже рад, что мы вместе, но давай лучше поглубже зароемся, и может, нас не найдут.
  Сапоги стали медленно зарываться глубже в мусор, но старались это делать аккуратно, чтобы не привлекать внимания.
  - Как хочешь, а я пойду посмотрю, - раздался голос над Сапогами.
  Зашуршали бумажки, пакеты и ещё что-то. И наконец, рука наткнулась на Сапог, схватила и вытащила его. Следующим был его брат.
  - Вот это да! Вот это удача! – воскликнул бородатый мужчина и посмотрел на небо
  – Спасибо тебе!
  Скинув с себя грязные, рваные, перевязанными веревками и отклеенными подошвами, Ботинки и стал надевать на себя Сапоги.
  - Простите нас… - посочувствовал Ботинкам Левый Сапог.
  - Мы не виноваты, что он нас нашёл – продолжил Правый.
  - Мы всё понимаем. Наш век закончился. Теперь всё, покой…. Главное, чтобы нас не разлучили! – ответили рваные Ботинки.
  Бородатый мужчина надел Сапоги, вытянул перед собой ноги и стал любоваться…
  - Эй, брат, не узнаёшь? – шепотом спросил Правый.
  - Кого? – не понял Левый.
  - Да ты посмотри наверх! – настаивал Правый.
  Левый посмотрел и ничего не понял.
  - Ну, мужик с бородой, в грязной одежде - и что такого? Вот прежний хозяин был - вот это да! Всегда выбрит, элегантно одет - приятно посмотреть! А этот?.. – размышлял Левый Сапог.
  - Смотри внимательно! – не унимался Правый, и даже стукнул подошвой о подошву Левого Сапога, - Посмотри на глаза! Со временем человек может измениться, а взгляд всегда остается прежним! Только через глаза можно увидеть душу человека. Как говорится: «глаза – это зеркало души»! А душа, она никогда не стареет…
Левый посмотрел в глаза мужику и обомлел:
  - Да это же наш Художник!
  - Правильно! Мы опять вместе. Как все-таки тесен мир! Планета конечно большая, но с точки зрения Космоса?..  – начал философствовать Правый, а Левый его не слушал, и перебил своего брата:
  - Он нами восхищается, как в былые времена! Опять мы будем щеголять перед всеми!.. – тут Левый осмотрелся – Только вот место, не очень подходящее…
- Ничего, и это переживём. Главное, мы вместе! – подбодрил его Правый.
Мужик тем временем, насмотревшись на Сапоги, встал, потопал ногами, проверяя прочность, даже попрыгал.
  - У меня были когда-то такие, очень похожи… А может, это они и есть? Да нет, те были поновее…. Хотя прошло время, всё поменялось… да, какая разница! Мне нравятся эти Сапоги, и я буду их носить! – поставил точку в своих умозаключениях Художник и пошёл по свалке мусора.
  Это ничего, что Сапогам приходилось ступать на всякие отходы, коробки, банки, какие-то непонятные поломанные вещи, зато они были счастливы! Они снова вместе. Они опять служат своему Художнику.
  Художник подошёл к неизвестному строению... лачуга – не лачуга, скорее сарайчик, только весь в дырках, и сделан из картона и тряпок. Отодвинул картонку в виде двери и вошёл.
  Как быстро все меняется на этом свете? Совсем недавно был преуспевающий, холёный и любвеобильный Художник, на которого засматривались все девицы в округе, мечтая, чтобы он нарисовал их портрет и вот, пожалуйста! Помойка! Картонный сарайчик, грязная одежда, борода. Что произошло?
  Художник, не снимая Сапог, подошёл к большому, с трещиной наискосок зеркалу и стал разглядывать себя в отражении. Почесал бороду, видимо ему что-то не понравилось. Снял Сапоги, поставил их на скамеечку при входе и босиком вышел наружу.
  - Ты видел это? Что стало с нашим Художником? Как он докатился до жизни такой? Что мы теперь будем делать? Неужели жить в этой грязи? – задавал вопросы Левый Сапог.
  Правый дождался, когда его брат закончит тираду возмущений, и спросил:
  - Ты видел его глаза?
  Левый не понял вопроса, но всё равно ответил:
  - Да, видел. Ну и что?
  - Что ты в них видел? – продолжал Правый.
  - Ну, радость… счастье, если хочешь!
  - Правильно! Когда человек счастлив, он не замечает ничего плохого вокруг. Он забывает, о том, что с ним когда-то произошло. Он счастлив! Его не пугает, что это помойка. Что есть нечего, и что он не умыт и не брит. Он счастлив! Это ты…
Не успел договорить правый Сапог, как в сарайчик стремительно вошёл Художник. На его чисто выбритом и помытом лице сияла улыбка. Сразу подошёл к зеркалу, провел ладонью по щеке. Осмотрел себя и быстро подошёл к лежанке. Достал из самого угла какой-то сверток. Развернул его и стал раздеваться.
  - Теперь будет всё по-новому… - произнес он, надевая на себя свою давнишнюю, когда-то спрятанную на всякий случай одежду.
  - Я знал, что она ещё пригодится… да, я знал, что это произойдёт… - повторял он, накидывая куртку.
  Подошёл к зеркалу, осмотрел себя ещё раз. Удовлетворительно мотнул головой. Оглянулся на Сапоги. Подошёл и надел их. Нашёл тряпочку и привычными движениями протер сначала Правый, а потом и Левый Сапоги. Снова подошёл к зеркалу, и теперь на его лице была улыбка наслаждения. Он поворачивался то в одну, то в другую сторону. Затем накинул на плечо старенький мольберт и вышел наружу. На двери написал:
«Ушёл в жизнь! Живите, кто хотите!»
  Так Сапоги обрели новую жизнь. Пройдя через все испытания, и наконец, найдя своё второе счастье.

  Площадь небольшого городка находилась в низине. Вокруг на возвышенностях стояли невообразимые конструкции в виде спиралей, колец, столбов… и только эта площадь сохранила прежний вид. По ней ходили какие-то существа инопланетной наружности. В том числе и Босоногие. Они гуляли, рассматривая здания, показывали руками на старые, хорошо сохранившиеся дома, восхищаясь не только их дизайном, но и целостностью конструкций. Ведь эти дома были одними из немногих, которые уцелели после страшной катастрофы, случившейся на планете. Но это другая история, а сейчас вернёмся в реальность.
  В одном из уголков площади находилось кафе с вынесенными наружу столиками. Столики были усеяны посетителями, которые решили отдохнуть после продолжительной прогулки. За одним из которых сидел наш Художник. Но он не отдыхал, а творил - рисовал портрет одной женщины. Женщина смотрела на него с упоением, с надеждой что вот наконец, он посмотрит на неё повнимательней и узнает…. Но этого не происходило. Художник был занят - он рисовал, не замечая ничего и никого. Мимо проходили туристы, которым экскурсовод рассказывал про город, про площадь, про кафе, про башенки на домах….
  Художник мельком посмотрел на туристов, потом вернулся к рисунку. Посмотрел на Женщину, сидевшую напротив него. Потом опять на рисунок, на прорисованные глаза и снова на Женщину. И замер… Он узнал её…
  - Привет! – воскликнули в один голос Сапоги, когда Туфельки оказались, напротив.
  Это были те самые Туфельки, той самой Девушки, с которыми они много ночей беседовали и даже стали строить планы на будущее.
  Туфельки замерли в изумлении, прижавшись друг к другу…
  - Как я рад… Нет, как мы рады вас видеть! – нарушил неловкое молчание Правый Сапог, посматривая на Левую Туфельку.
  Левый Сапог стоял в оцепенении и не мог оторвать глаз от Правой Туфельки. Так и молчали…
  - А мы о вас часто вспоминали… - теперь нарушила молчание Левая Туфелька.
  - Да? И мы о вас тоже… - подхватил Левый Сапог.
  И снова неловкое молчание. Вроде так давно не виделись, столько всего произошло, а все молчат. Кто-то должен быть первым! Да! И конечно, этим первым оказались Туфельки. Их просто распирало любопытство, и ещё они очень любили слушать рассказы, тем более от старых знакомых.
  - Ну, рассказывайте. Где пропадали? Что с вами приключилось? Мы же так давно не виделись… - наперебой стали они задавать вопросы.
  - Так сразу и не расскажешь… - замялся Правый Сапог – Пусть лучше мой брат начнёт, а я потом.
  - Нет, сначала ты, а потом уж я! – стеснялся Левый.
  - Хорошо, мы обязательно расскажем, но и вы обещайте, что расскажете нам о ваших приключениях! Нам тоже интересно, что произошло на Земле, пока нас не было!
– разговорился Правый.
  - Конечно расскажем… - согласились Туфельки.
  - Ну, тогда слушайте…. После того, как мы расстались, мы с братом – Сапог посмотрел на брата, и тот ему кивнул, - Долго вспоминали наши вечера, наши разговоры. Долго не могли уснуть, и бывало, целыми ночами, только и делали, что думали о наших встречах. А как-то утром вдруг всё изменилось, и я проснулся в Космосе…
  Два Сапога и Туфельки уже шли по вымощенной булыжником улочке вместе и тихонько разговаривали….
  - Черное бездонное пространство окутывало и затягивало в себя… всё дальше и дальше в неизвестность…


Рецензии