Книга - друг, учитель и целитель продолжение 2
Хочу обратить внимание читателей моей книги на один интереснейший фактор, высказанный Михаилом Казиник - скрипач, искусствовед, толкователь текстов, культуролог – если выразиться одним словом - «ПРОСВЕТИТЕЛЬ». На вопрос журналистки Юлии Шигарёвой: - У вас есть секреты, как научить ребёнка получить удовольствие от процесса чтения? Просветитель ответил так: « Есть! Ещё какие секреты! Когда я показываю, какие чудеса в каждом слове и предложении, то ребят не оторвать от книг. Такими вещами я делюсь с детьми и взрослыми на своих концертах. Приводит пример. Когда я первый раз читал «Ларчик» басню Крылова, удивился, почему он басню не закончил? Почему не рассказал, что за секрет крылся в замке? Но потом понял: Крылов сделал всё правильно, ошибаются читатели. Ошибка вот в чём. Обычно мы читаем: «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом – то деле «Ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ» Ударение на «открывался». Первый - неправильный вариант подразумевает, что у ларчика был замок. И что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом - то деле никакого замка не было. Надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не замелили! И тогда басня Крылова – гениальна!
… Чтение хорошей литературы повышает умение грамотно излагать мысли на родном языке. Именно, на родном, а не на том, странном «суржике», где вместо «выходные», говорят «уик-энд», а вместо «набор» - «сет». Это просто засорение языка, а не развитие. А чтобы знать родной язык, во всей его красоте, многообразии и, если хотите, сочности, нужно как можно больше читать, - так предлагает В. Жириновский, депутат Госдумы.
… У нас не было машин, мобильных телефонов, но за то мы много читали книг, после обсуждали прочитанное, дружили, пели песни под гитару, ходили в походы!» - говорит народный артист России Борис Клюев
На вопрос корреспондента Ольги Шаблинской о том, что сегодня театральный мир разделился: кто - говорит, что на сценах царит вседозволенность, надо вернуть цензуру, а кто – то считает, что свободы не хватает, художники чувствуют давление государства?
- Не цензура, а вкус должен быть, - говорит Клюев. – А вкус – это же есть цензура. В театре категорически нельзя ругаться матом, нельзя показывать обнажёнку - мне кажется, это не предмет для искусства. У нас ещё есть много физиологических процессов, которые мы делаем, но это не значит, что мы должны всё это вытаскивать на сцену. Люди иногда просто прикрываются этим, а на самом деле это их беспомощность творческая, неумение прочесть автора, правильно сформировать и поставить пьесу, неумение выбрать актёров, работать с ними.
Прошло очень много лет после того, как всё разрешили, но, к
сожалению, не вырос ни один Товстоногов, Эфрос, да актёров мало выдающихся. Есть общечеловеческие ценности: любовь, доброта, милосердие, благородство, был Шекспир и остаётся - вот на них держится всё.
С какой теплотой и благодарностью воспоминает о книгах, Лебедева Алла Михайловна из села Смоленщина Иркутской области, - в детстве, забравшись на чердак с утра, / на чердаке находилось много книг и разных журналов, куда их пачками свозила и складывала сестра моей бабушки – Надежда Петровна Шингирий. В их городской квартире не хватало места для книг и журналов, которые её муж Михаил Прокопович выписывал в большом количестве/, я могла там просидеть за чтением до вечера, забыв про еду. Бабушка знала, где я целыми днями пропадаю, и старалась не тревожить меня. Она сама очень любила читать и понимала всю важность внутренних процессов, происходящих в растущем молодом организме под влиянием хороших КНИГ.
Зимними вечерами после ужина, когда большой кухонный стол был вымыт и тщательно протёрт, бабушка доставала из высокого коричневого гардероба очередную книгу. Читала она медленно, выговаривая каждое слово, иной раз с повтором. Дедушка сидел с другой стороны стола и пил чай. Я обычно лежала на огромном деревянном сундуке, стоящем у двери, и с закрытыми глазами слушала неторопливый голос бабушки, уносивший меня в волшебную страну балов, бриллиантов, князей и дуэлей…
Трудно сказать, как сложилась бы моя судьба, если бы рядом не было моей бабушки Ульяны Петровны Шульгиной. Всю душу бабушка вкладывала в нас, в своих внучат. Каждому из нас казалось, что он самый любимый, так умела обращаться с нами бабушка. Не преувеличивая, скажу, что все мои хорошие качества, достижения и успехи в жизни – от бабушки и благодаря бабушке.
Сейчас я сама уже бабушка и мечтаю стать для своей внучки Сонечки важным в её жизни человеком.
Да будет благословенно имя моей дорогой бабушки Ульяны Петровны! Да будут благословенны все бабушки, благодаря которым мы выросли, самодостаточными и достойными людьми!
Очень поучительную историю поведал о чтении книг наш современник, победитель Международной олимпиады по химии 2017 года, выпускник Казанского лицея №131 Руслан Котляров: Родители с детства со мной много занимались – читать научили, когда ещё и трёх лет не было. Мы жили тогда в деревне. Я сильно болел, сидел дома и читал всё подряд. В пять лет, нашёл какой – то древний учебник химии - прочитал, и мне понравилось. Начал читать ещё и ещё и подсел. Лицей я окончил с золотой медалью. ЕГЭ сдавал досрочно, почти не готовясь. По русскому языку получил 91 бал, по математике -92.
Мой любимый литературный герой - тургеневский Базаров. Полностью согласен с его взглядами. Чем больше изучаешь науку, тем больше понимаешь, что природа похожа на большую лабораторию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Причём в этой мастерской мы открыли ещё не все инструменты. И в ней надо поддерживать порядок. А у нас, к сожалению, многие люди довольно
неряшливы.
Прислушивайтесь молодому голосу!
Вот пример к рассказанному Русланом Котляровым. - Разговор идёт о глобальной проблеме, как люди относятся к природе, - говорит координатор проектов регионального отделения «Российский Кавказ» всемирного фонда дикой природы Елена Черкасова. – Сейчас в России – 2017 год объявлен Годом экологии. Заметны ли какие – либо изменения?
Если честно, нет, - отвечает она. Хотя у нас вообще немного странное отношение к окружающему миру. Мы проводили опрос, в котором узнавали у россиян, чем они гордятся в стране. Оказалось, что главный предмет гордости – это наша природа, что отмечает 90% жителей страны. Даже российской историей, культурой и спортом мы гордимся меньше. Но парадокс в том, что вносить свой вклад в сохранение природы готов всего лишь ОДИН процент россиян. Вот так- то!!
Воспитание экологической культуры в человеке сегодня – это безопасные условия жизни завтра. Эти понятия человек должен получить с самого раннего возраста, в семье, в детском саду, в школе, в среде, в которой ему приходиться жить, - так пишет Ольга Романова , журналист.
Конечно, можно получить максимальную прибыль, - восклицает Галина Георгиевна Кузьмина из села Засечное Пензенской области, - вырубив леса и пустив их на изготовление красивой и модной мебели. Можно разъезжать на шикарных автомобилях, а потом задохнуться от нехватки кислорода. И тогда будет всем всё равно - богатый ты или бедный. Может, пора задуматься о сохранении нашей планеты? Постараемся не быть равнодушными. Поэтому, давайте делать добрые дела. В этом смысл нашей жизни!
Вот как выразилась в своём стихотворении о бездушии людей к природе, Лец Любовь Александровна из села Кужбал Костромской области:
Мы живём под крыльями судьбы,
Космос и планеты изучаем.
А земной чудесной красоты
Иногда совсем не замечаем.
Как слепы к природной красоте,
Так же мы друг к другу равнодушны.
И бывает, что к чужой беде
Безразличны, и порой бездушны.
Забываем, что промчится жизнь
И мы все навеки канем в вечность.
Так давайте будем дружно жить,
Чтоб вокруг царила человечность.
К выше сказанному хочу привести пример. – Однажды я был свидетелем такой сцены, - рассказывает Иван Федотович Черноштанов из города Оренбург. Из соседнего дома выскочили двое ребят лет 6-7 лет и пиная перед собой мяч, направились к футбольной площадке. Следом появился третий, примерно 4 –5 лет. Остановившись около урны, ребёнок стар разворачивать конфету. «Андрей, давай быстрее, ты же сегодня у нас вратарь!» - окликнули его товарищи. Юный вратарь отправил в рот конфетку, обёртку хотел было опустить в урну, но лёгкий ветерок отнёс её в сторону, и бумажка упала на землю. Я ожидал, что Андрюша махнёт рукой и побежит за ребятами. Однако, он не побежал, нагнулся, взял обёртку, аккуратно бросил в урну и, довольный, помчался к друзьям.
Некоторые читатели могут сказать: ничего особенного тут нет, просто родителям повезло, что у них такой воспитанный ребёнок. А я думаю, это мальчику повезло, что у него такие хорошие родители, которые с малых лет прививают ему замечательные человеческие качества.
А теперь другой пример. Возле нашего подъезда по вечерам часто собираются любители шумных компаний. И ранним утром, вокруг полупустой урны дворник собирает окурки, остатки застолья, пустые бутылки. бумажки. А ведь этих людей наверняка в детстве тоже кто – то воспитывал?
Русский язык не может быть богатым и правильным без знания литературы!– восклицает писатель, философ, телеведущий «Умники и умницы» - Юрий Вяземский. – Радует, - продолжает он, - что русский язык не сильно оторвался от истории и стоит выше математики. Потому что русский язык намного важнее. Важнее именно для молодого поколения. На этом языке оно будет разговаривать, будет его совершенствовать, и двигать дальше, вместе со своей, как это сейчас называют, самоидентичностью. Но огорчает то, что литература отстаёт от языка. Он же продолжает, что Россия страна громадная. Поэтому у нас очень много умных людей и много дураков. У нас разрыв между удивительно талантливыми и абсолютными бездарями – чудовищный. Основатель педагогики Ушинский писал, что педагогическому творчеству угрожает разрыв между образованием и воспитанием. Да, у нас воспитание отстаёт. Я бы назвал нынешнее поколение не совсем потребительским, а ищущим. Вот этот разрыв сейчас наблюдается. Когда человека насыщают информацией, но при этом не воспитывают, он может вести себя по- хамски.
Сказанные слова Юрием Вяземским о том, что молодое поколение ищет выхода из создавшегося положения, подтверждает Никита Михалков, кинорежиссёр: « У нас в течение двух десятилетий было изъято само понятие «ВОСПИТАНИЕ», но последнее время положение несколько стало улучшаться. Меня радуют ребята, которые за год учёбы в моей академии очень меняются. Радует то, что люди начинают понимать, что свобода слова - всё - таки не беззаконие и не наслаждение от того, что ты можешь любому сказать что угодно, а возможность не бояться высказывать свою точку зрения.
Моя мама говорила замечательные слова, - продолжает Никита Михалков, - надо воспитывать, пока ребёнок лежит поперёк кровати. Лёг вдоль - уже поздно.
…Заставить читать невозможно, - говорит Олег Меньшиков, актёр, режиссёр, народный артист РФ, худрук и директор Театра им. Ермоловой. – Но, как говорил Шостакович, чтобы полюбить музыку, её надо слушать. Нельзя полюбить чтение как процесс, как способ познания, не читая. Так что, может быть, и надо заставлять.
- Нас же не жалели в школе, мы читали все 4 тома «Войны и мира» - возражает журналист газеты Юлия Шигарёва. – Общий уровень общества был тогда намного выше.
- Согласен, - подтверждает Олег Меньшиков. – У нас сейчас общий уровень упал ниже плинтуса. И уж если называть, в чём провалилась внутренняя политика нашего государства, так именно в этом - в воспитании, культуре, образовании.
Сейчас вспоминаю, - продолжает Олег, - как же я клял своих родителей за то, что они меня отдали на скрипку и что я должен был ходить в музыкальную школу. И до какой же степени теперь им благодарен! Я несколько раз хотел бросить, но они не разрешали. И благодаря их настойчивости я стал слушать музыку, любить музыку и сейчас могу считать себя очень музыкальным человеком. Поэтому, да, надо
заставлять. Конечно, не под дулом автомата, а спокойно.
… Нас в советских школах смогли же приучить к литературе, пусть даже с некоторым принуждением. Как выразился великий Пушкин: « Чувства добрые я лирой пробуждал!» Вдумайтесь в эти прекрасные слова и примите к сведению!
… Чтение и полученное знание приводит к Богу, а полу знание удаляет от Него… Это говорил святитель ЛУКА / ВОЙНО – ЯСЕНЕЦКИЙ/ -- врач, основатель гнойной хирургии. Ни одно слово, исходящее из уст человека, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живёт среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия – любви, добра, или,
напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает.
У Луки, как – то следователь спросил: «Как вы можете верить в Бога, если никто никогда не видел его? На что Лука ответил: «Мне нередко доводилось делать операции на мозге человека, - но ума я там тоже не видел!».
Я думаю и мне, кажется, что каждый человек должен быть с Богом в сердце и совершать богоразумные поступки, быть добродетельным, милосердным, любящим ближних, святую землю, и всегда протягивать руку и слово помощи друг другу. Вот в этом я считаю и есть смысл жизни человека.
Нам всем очень важно сегодня понять, - говорит Владимир Аннушкин, руководитель Школы русского слова при Государственном институте русского языка им. Пушкина, - что слово правит миром. С помощью верной информационной политики можно сделать жизнь граждан счастливой, создать должное настроение, мировоззренческое единство общества, когда мы понимаем, что у нас есть единые ценности, по которым мы живём. « Любовь к Родине, стремление к знанию и т. д». Об этих ценностях надо уметь говорить и писать. А для этого нужно много читать и изучать русский язык.
«Для жизнедеятельности нормального человеческого общества необходимы как воздух - люди умные, образованные, воспитанные, совестливые - так называемые моральные авторитеты! Потому что в их отсутствии культурный ландшафт любого города, края, страны становится всё безрадостнее, беднее, а тьма сгущается, - так сказал Чумаченко Виктор Кириллович, профессор, историк, филолог, заслуженный работник культуры Кубани, Адыгеи, Украины.
Русский язык приходит к человеку в первые же дни его жизни. Сначала семья, потом школа… Но главное - через хорошие книги. Именно через слово развивается личность – неслучайно в Царскосельском лицее была обширная библиотека. Но времена меняются. И то, что в последние годы наш язык уродуется, обедняется, а порой просто теряется. Это – факт! С началом реформ в школах неуклонно сокращалось количество часов, отпущенных на русский язык, литературу, историю. А всё должно происходить наоборот – мы должны думать о том, что оставляем молодёжи, чему учим: какому отношению к своей Родине, к её прошлому, к её литературе и искусству. Бедность русского языка чувствуется и на ТВ, и на радио.
А это говорит о духовной бедности наших сограждан. Утверждения, что русский язык нужен только гуманитариям, ошибочны! Хороший русский язык нужен каждому человеку, в какой бы сфере он ни работал.
Владимир Даль, отдавший многие годы составлению «Толкового словаря живого великорусского языка», говорил, что с языка начинается личность. Дело тут даже не в умении грамотно излагать свои мысли, а в том, что языковая культура позволяет шире представить предмет, которым ты занимаешься, которому посвятил жизнь. Нам не нужно духовное убожество. Ведь человек в натужном поиске слова может так и не передать суть своего повествования, не донести до других важность своего открытия. Язык всегда был основой – души, духовности, человеческих отношений, культуры, образования. В конечном счёте, речь всегда была показателем того, каков человек. Если он плохо знает язык, пренебрегает хорошими книгами, мне такой человек неинтересен. Это значит, его душа закрыта для тех чувств, которые испытывали и которые передавали нам Пушкин, Лермонтов, Толстой. Это значит, он воспитан не на красоте. А дурной вкус отбрасывает нас - и каждого, и всё общество – назад. То, что происходит в настоящее время.
Авторитет врачей и учителей что в дореволюционной России, что в СССР был непререкаем. Это поощрялось государством. Уважительное отношение к педагогу и к процессу обучения в целом культивировалось и в семьях – у нас позором считалось принести двойку. Да и учителя наши никогда не были рвачами и никогда не унижали нас. А мы даже представить себе не могли, как можно отпустить шутку в адрес учителя, не говоря уже о том, чтобы оскорбить его, нахамить. Фигура учителя была священна – это внушалось на всех уровнях: и дома, и через книги, газеты, фильмы. Мы воспринимали их как своих вторых родителей, заботились о них. А они заботились о нас. о наших душах, делая их чище, прививали нам вкус к слову, интерес к точным наукам. У учителя необычная профессия! Так же как необычна профессия врача. Один спасает наши жизни, другой спасает наши души и формирует будущее всей страны, - так характеризует своё понятие о литературе и об учителях Андрей Дементьев – поэт, лауреат Госпремии.
Он же добавил, что УЧИТЕЛЬ и ВРАЧ – две главные профессии. Именно от них зависит душевное и физическое здоровье людей и культура страны.
продолжение будет
Свидетельство о публикации №221081201267
Рудольф Ложнов 11.07.2023 19:53 Заявить о нарушении