Глава 2 Детство Часть 5 Внук Борис

 БОРИС  ВЛАДИМИРОВИЧ  СТЕАПАНОВ
 ВНУК  МОЕЙ  БАБУСИ  И  МОЙ  БРАТ

ЧАСТЬ 5

ВНУК БОРИС
                ГИБЕЛЬ  БОРИСА

Трагически погиб мой брат – Борис. Наше предприятие располагалось в самом посёлке – Дзержинском. А в лесу (действительно, в настоящем лесу)  находился полигон и  цеха. Там и работал Борис. Было ему
23 года, Он всего лишь один раз поцеловался с девушкой, о чём   рассказал мне по секрету…

Работал он техником. Его рабочее место находилось в  одной из комнаток в подземном бункере. В небольшом помещении был установлен термостат, куда помещались образцы порохов. В его обязанности входило – снимать показания с испытываемых образцов и т. п…

22-го июня Борис и другие ребята должны были сдавать что-то вроде экзамена на разряд, связанного с работой. Его напарник пошёл на улицу покурить, и, уходя,  не до конца задвинул дверцу термостата. Борис не пошёл на улицу, решив ещё раз проштудировать вопросы  перед экзаменом. Он сидел за столом спиной к термостату. И случилось - страшное…

Разряд… и искра из термостата через приоткрытую дверку вырывается наружу. От высокой температуры, как от молнии, вспыхнул порох в бочонке, который стоял в углу комнаты (в нарушение всех правил техники безопасности). От взрывной волны наглухо захлопывается входная дверь, которая должна открываться наружу в коридор, а она закрывалась изнутри…

Нас всех потом успокаивали, что он не чувствовал, как горел. Он задохнулся газами горящего пороха. Его нашли сидящим за столом, он успел лишь закрыть голову телогрейкой. Из всех комнат бункера были сделаны люки, которые имели выход в основной коридор. Ребята из его отдела, не дожидаясь, когда всё потушат, через люк пробовали добраться до горящей комнаты. Вернулись первые двое ребят. У них ничего не получилось -  большой жар и газы… И только третьему удалось вытащить Бориса. Но, тот был уже мёртв… Ребята, которые пытались его спасти, долго лежали в больнице. У них были обожжены горло, лица, а у последнего пострадали и лёгкие.

Мне в это время оставалось два месяца до родов, поэтому меня на похороны не брали… Мне велели идти к бабусе, и виду не показывать, что что-то случилось...
Бабуся лежала на своей кровати, молча, как будто на смертном ложе. Только руки её были не на груди, а были вытянуты вдоль тела. Я села рядом на стул, и стала говорить ей, что ещё ничего не известно. Что-то там не так пошло на работе. Он в больнице. Наверное, поправится... Она никак не реагировала на мои слова. Она знала. Её изношенное материнское сердце всё чувствовало и понимало без слов. Позже она скажет, что давно знала, что ЭТО произойдёт. Она не знала - как именно, и когда, но, то, что ЭТО случится, она знала всегда. Знала с тех пор, как родился наш Борька - её внук, с душой её покойного сына Бориса.

Мистика который раз доказала, что - ОНА РЕАЛЬНО ЕСТЬ.

Её сын Борис родился 3 мая. Умер 23 июня. Ему было 22 года. Умер от крупозного воспаления лёгких по вине лечащего профессора.
Внука её (моего брата) –  назвали Борисом в честь рано умершего бабусиного сына.
Внук бабуси - Борис родился 3 мая. Умер 22 июня. Ему было 23 года.
Поменялись только числа… А причина гибели - лёгкие захлебнулись горячими газами, а потом сгорел и он сам...

Разница была лишь в том, что нашему Борису СУДЬБОЙ было отпущено прожить на год дольше...

Хоронили Бориса всем поселком. Было огромное количество молодёжи. Процессия прошла от Гремячево по улице Бондарева, по улице Советской до поворота на кладбище, которое к тому времени было ещё не очень большим. Впереди шли девушки и бросали под ноги цветы и ветки, затем закрытый гроб, затем родственники, затем оркестр. Потом огромное количество людей, часть из которых стояла по обе стороны дороги, а часть провожала Бориса в последний путь до самого кладбища…
Похоронили Боречку на старом маленьком кладбище, которое притаилось за стенами нашего предприятия, там, где начинается узкоколейка, и стоит вокзальный домик, построенный колонистами.  Когда-то в посёлке Дзержинском -  в разрушенном Угрешском монастыре размещалась колония имени Дзержинского.

На могиле Бориса  установили временный памятник, такой, какие ставят на могилах погибших солдат...

Сегодня – в 2021 году на нашем старом кладбище рядом с могилой Боречки покоятся уже – бабуся, мои мама, папа и моя сестрёнка – Милочка…

Бабуся  была человеком, как сейчас говорят – «интеллигент старого разлива», беззаветно, слепой любовью обожавшая своих сыновей и внуков, и отдававшая свои знания, любовь к литературе, культурное содержание во всём, семейные традиции и всю себя - нам на служение.

После смерти своего первенца – сына Бориса и мужа Василия Иродионовича, она  осталась с младшим сыночком – Волей (сокращенное имя от Владимира).
И,  поэтому  понятно, почему она Волю любила слепой материнской любовью, позволяя ему всё, что  он хотел, и  отдавая всё, что она могла ему дать…
Она все его заботы  взвалила на свои плечи, а потом  - и нас – своих внучат одаривала своей любовью и оберегала до последних дней своей жизни.

Пожалуй,  пора перейти к её дневникам. Их много. Я буду выбирать только те места, в которых рассказывается:

- о том, что в нашей семье не отмечались такие праздники, как новый год, 1 мая и тому подобные советские праздники. Справлялись - рождество, пасха и другие   праздники, установленные православием,
- о том, что бабуся, посещая церковь, ещё нас – маленьких брала с собой. И эти моменты встречи с Богом бессознательно запечатлелись в нашей памяти на всю последующую жизнь,
- о некоторых семейных традициях, которые мы – придерживались
всегда и постарались передать нашим детям и внукам и, наконец -
- о многочисленных  грехах, которые я, будучи ребёнком -  совершала, не задумываясь о том, что грешу…

Я была доброй девочкой, но своим поступкам до сих пор не нахожу оправдания, а главное – не пойму откуда во мне появлялись и   проявлялись такие качества, как – враньё и т. п. действа.

Впоследствии, я никогда в жизни не врала, и спешила перед родными -  покаяться в своих каких-то невольно совершенных поступках. Я уразумела то, что всё тайное рано или поздно становится явным. И лучше сразу покаяться, тем самым – сбросив с себя груз вины.

На протяжении всей взрослой жизни – никогда не брала ничего чужого. А в детстве – таскала порой из дома что-то, что если и не имело большой материальной ценности – было дорого кому-то из близких родных.

Порой допускала эгоистические поступки, понимая, что – так поступать – плохо…
А то, что всё это называлось – грехом… А впрочем, как бы не называлось, я же понимала, что поступаю плохо…

Я оставлю эти маленькие упоминания своих греховных поступков, упоминаемых в дневнике, не в назидание другим, а для   самопокаяния.  Мне до сих пор нестерпимо стыдно за них…

Я не могу здесь привести полностью текст бабусиного дневника. Но постараюсь в комментариях к записям в дневнике давать пояснения  событиям, которые происходили на фоне тех далёких лет…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии