Глава 2 Детство Часть 7 Дневник бабуси 1938 год

    На фотографии – я (Ираида - Идочка)
во время одного из плаваний по Волге на теплоходе

ЧАСТЬ 7

ДНЕВНИК  БАБУСИ
 1938  год               
                ДНЕВНИК  БАБУСИ   

                1938 год

ПРОДОЛЖЕНИЕ  ДНЕВНИКА  БАБУСИ
(Сокращённо…)

08.01.38.  Второй день Рождества Христова. Все эти дни прошли в подготовке к празднику и, конечно,  как всегда,  переутомилась до последнего,  но не захворала,  как это  бывает  в  такие  дни.  Моей  задачей было сделать настоящий детский  праздник для Иды,  да так, чтобы на долгие годы остались у неё в памяти самые светлые воспоминания.
Накануне Нина (моя мама) взяла Иду с собой в амбар,  где стояла весьма узкая  и высокая,  стройная ёлочка. Принесли, спилили верхушку, которую отдали соседским детям,  вставили в крест и внесли в комнату. 
Идка во  всём принимала самое деятельное участие.  Внесли в комнату,  достали  корзиночку с игрушками и начали убирать ёлочку. Ида вынимала игрушки  из корзиночки,  а Нина их развешивала. 
Искупав,  Иду уложили в постельку. Я обещала ей завить волосы. Она мне раз десять напоминала об  этом. Завила её,  наделав массу папильоток.
Утром, часов в 7, я уложила ей в постельку подарки:  посадила в ноги - Галю, мирно лежавшую  до сих пор в сундуке,  в ноги Гале поставила  ступку  (красивая  модель), повесила  атласный  мешочек с гостинцами - две коробочки конфет, большая плитка шоколада,  чайная чашечка,  волчок, книжка с картинками - "Грачи и кот",  пачка вафлей, а через кроватку её дразнила  обезьянка - "би-ба-бо".
Проснувшись, Идка прежде всего схватилась за   Галю, не обращая внимания на что-то другое.  А потом...просто растерялась...
Сегодня она мне говорит:  - "смотрю туда-сюда,  туда-сюда.  Везде куколки,  игрушки..."
Она всегда осваивает происходящее  не сразу,  а постепенно, сначала как-то всё укладывается у неё в головке чёхом,  а потом она точно начинает во всём разбираться.
Надев свое платьице, она села завтракать со мной, т.к. Нина вместе с Женей, ушла на работу.
Часам  к 12 пришёл Женя и принёс Иде  подарки: примус, железные тарелочки, ножи с вилками, кувшинчик.

(Поясняю: Женя – муж маминой сестры – Лиды. Жили они в Горьком. Женя часто приезжал в Казань в командировку, и всегда останавливался у нас).

На днях Воля прислал посылку.  Радости не было конца не только  у  Иды,  но и у нас с Ниной.

ДОБАВЛЯЮ…
В нашей семье не отмечали советские праздники: 1-ое МАЯ, Октябрьские и другие. Не отмечали дома и новый год. Зато всегда, готовились задолго и очень тепло праздновали Рождество и Пасху. Ну, и, естественно, на всю жизнь запомнились дни рождений, праздничные столы и подарки. Я родилась 20 января, но долгие годы мой день рождения в семье всегда отмечали – 19 января, на праздник - КРЕЩЕНИЯ.
Папа часто уезжал на заработки в другие города. Оттуда присылал посылки и деньги. В этом году он уезжал  на работу (по договору) в Среднюю Азию.
Папа был необыкновенной доброты человек. Он очень любил делать подарки. Если он возвращался с работы, то обязательно в кармане у него было по конфетке. Мы забирались на него, ещё до того, как он начинал раздеваться. Он спрашивал меня и Борьку – кому какой карман достаётся в этот раз? Мы запускали в его карманы руки, и находили гостинцы).

ПРОДОЛЖЕНИЕ  ДНЕВНИКА…

….Как-то  я была не в настроении,  сидела с Боричкой у печки (готовила   обед).  Ида, конечно, рядом со мной на стульчике, Тобик - за мной. Я  была  сердита на весь мир,  "переваривала себя" и поэтому молчала со  своими ребятами.  Чувствую упорный взгляд на себе Бори. Потом звук -  "А!",  чтобы обратили на него внимание.
Вдруг мне почему-то пришло в  голову: - " А что, если на меня смотрит не он, а другой?"... Жутко и  в то же время ... Ну, лучше не думать об этом...

(ДОБАВЛЯЮ …
Бабуся верила, что душа её умершего сына – Бориса воплотилась в моего братишку – Боречку. Внешне они были оба очень похожими друг на друга, и не только – внешне…).

  07.02.38.
...Неожиданно возникло желание почитать письма Тони.  Несмотря на  все прямо-таки  неприличие  тона  этих  писем,  мне сделалось страшно  грустно при мысли,  что даже " таких" писем я теперь не получаю.  Не  умела во время ценить.  Будь Тоня сейчас жива, может быть, во многом  и я была бы другой.  Может быть, не приходилось бы так часто  казнить  себя! Ведь,  она искренне любила меня.  Во многих письмах говорит: -  "можешь не писать,  если не хочешь!" И тут же выговор, почему письмо  опоздало на один день? Ревновала меня ужасно. За это и мужа моего невзлюбила, и ребёнка. А я вовремя не поставила себя, как нужно, вот и  моя вина и вина большая.
Взглянула на себя в зеркало, что стало со мной за эти 10 лет? Куда делся мой смех?  Отчего мы так раньше много смеялись,  достаточно  было "пальчик показать". Или это молодость смеялась? Или мы просто -  дети своего времени!

(ДОБАВЛЯЮ …
 Тоня , - это родная сестра бабуси. Она, упав на лестнице, и повредив себе позвоночник - долго болела, прикованная к постели, пока не умерла. Бабуся - хранила её письма, и иногда – перечитывала их).

 07.04.38. Благовещенье. Встали, взглянули в окно: снежная пелена.  Часов в 12 будет ужасная грязь и весна,  а к  вечеру  -  похолодает,  в общем, на дню семь пятниц.

 24.04.38. ПАСХА. Болезнь не выходит из дома: вчера заболела Идочка. Закашляла "петухом". Температура около 38. У Бори язвочка проходит, но сильный кашель и температурит. В субботу мы с Идкой все-таки  умудрились пойти к плащанице. Она важно шествовала в своём новом сером пальто,  белой  шапочке  и  сумочкой в руках.  Вид её был весьма  авантажен, точно спрыгнула  с  картины.  Удивительными  глазами  она  смотрела на  молящихся,  не расспрашивала меня.  Увидев нищих,  она  попросила денег и подала детям.

 14.05.38.    У Дочки воспалились желёзки глазного века. Делаем компрессы и...  ребёнок снова сидит взаперти.
Уезжает Воля в Горький, а мать с детьми числа 19 - 20 сядут к нему на пароход в Казани. Вот как только глазок у Дочки поправится...  Удивительно терпеливо переносит повязки!

ДОБАВЛЯЮ…
(Бабуся часто называла меня – Дочкой…
Наконец, вернулся домой отец. Никто не сомневался, что это временное явление. Вроде бы, это был отпуск. А все отпуска по жизни он вместе с семьёй проводил на воде, на своей любимой Волге.
Так и в этот раз -  решено было взять билеты на теплоход и поплыть до Горького и обратно вместе с нами, малышами.)

 28.05.38.  18-го уехали.  Идка относилась к отъезду как-то пассивно, видимо, плохо ещё представляет все прелести катания на пароходе,  хотя великолепно помнит поездку прошлого года.
В сборах не принимала участия,  хотя заботливо говорила матери: -  "Мама, ты не бери с собой ремень: я буду вести себя хорошо, я теперь  большой человек!"

 11.06.38. Завтра Троицын день. Приснились мои большие и малые рёбята. Встреча совпала с большим праздником, так что подготовка у меня шла целых два дня с утра и до вечера,  конечно -  умаялась  до того,  что не в состоянии двинуть ногами.
Они сделали два рейса Горький - Астрахань.  Я виделась с ними два  раза, при  проезде  их  мимо Казани.  Оба раза нашила платьиц тому и  другому. Напекла,  нажарила, что могла, чтобы порадовать своих ребятишек. При доставании гостинцев из сумки,  Воля заметил: - "Ах, если  бы капустки провансаль!" - "Ну,  я всегда о тебе  меньше  всего  думаю!" -  сказала я ему,  подавая капусту (накануне я за ней чуть не  весь город обегала).
Дочка хотела спать, и как-то была ко всему равнодушна,  а Боречка  всё сразу запросил:  и котлеточек, и персиков, и сухариков. Так было  радостно на всё смотреть!
Ида почему-то начала драться,  за ней этого не замечалось (к посторонним). Все восторгаются нашими ребятками.  Весь второй рейс Боря  хворает: грипп и малярия. Бедный ребенок! Всё время высокая температура. Сама удивлена, что больше всего соскучилась - по нём.
Сегодня при  уборке,  глядя  с  тоской  на ободранную печку (мела  нет), я вспомнила, и рассмеялась, как Дочка на мой вопрос: - "кто это  сделал?",  ответила  - "Это мы с Боречкой сделали!" Работа выполнена  замечательно. Печка не то обкусанная, не то ободранная....

 12.07.38. Петров день
Вчера мы были с Идой на кладбище.  Пробовала ей объяснить смерть.  Она уже  видела дохлого котика и мух.  Не усваивает.  Да и к чему ей  это знать пока? Дальше главной аллеи никуда не шла - боялась волков.  Хорошо там, но она от меня  ни с места.

ДОБАВЛЯЮ…
(Бабуся не раз брала меня прогуляться по городскому кладбищу. Хотя захоронений родных или знакомых там не было. Именно эту прогулку я запомнила на всю жизнь, хотя она ничем особенным не отличалась от других подобных. Прогулявшись по аллеям и тропинкам кладбища, бабуся решила немного посидеть у чьей - то могилы. Мне кажется, что в эти мгновенья, она мысленно переносилась на могилы своих близких  и родных, захороненных в Астрахани, куда она домчаться могла только мысленно.
Памятник был большой, и такой старый, что под фундаментом земля давно обвалилась, и зияла щель. Я пробовала заглянуть внутрь, «в ущелье», но дыра зияла темнотой. Потом я видела, как оттуда выбежала мышка, и убежала в кусты. Исследовав чужую могилу, я почувствовала скуку. Стала бегать и прыгать по дорожке, периодически уговаривая бабусю вернуться домой…

Читая дневник, я испытываю огромное чувство благодарности к бабусе. Как только ей удавалось справляться с  бездной  дел  и  успевать  нянчить и  воспитывать двух,  а потом - трёх малышей?  Если учесть,  что не было канализации,  водопровода, газовых или электрических печей, надо было топить печку,  готовить на керосинке,  а керосин было  трудно достать и т.д.  и т.п. А если ещё представить шалости и истерики нас - малышей...!!!
И, конечно,  основная её забота,  внимание и ласка перепали  мне.  Наверное, то, что она старалась заложить  в моё воспитание - не пропало  даром и где-то в моих жизненных поступках отозвалось чём-то хорошим.  По  крайней мере - мне так хочется верить в это. Но, при её жизни я мало чем  отблагодарила её за всё хорошее, что она для меня сделала.
Я надеюсь и верю,  что она и после своей смерти, на протяжении всей моей  жизни была и до сих пор остаётся моим добрым Ангелом – Хранителем.
Спасибо ей за всё...  Бабуся, я прошу меня простить...!

Особенно из моего детства мне запомнились все  праздники, которые  отмечались дома  и  которых мы всегда так ждали. 
Надо сказать,  что  "светские" праздники у нас  не  признавались.
Но  христианские  праздники у нас были всегда на высоте.
Пасха с куличами,  творожной  пасхой и крашеными яичками... Рождество с пирогами, елкой, гостинцами и подарками...

Справлялись  не дни рождения а дни именин и, конечно, с  мешочками с гостинцами.  Эта семейная традиция сохранилась в нашей семье до  сегодняшних  дней. 
Спустя определённое количество лет, когда уже наши дети были маленькими,  в  канун Рождества бабушка с дедушкой (бабушка Нина и  дедушка  Володя)  забирали внучат ночевать к себе.  Ночью "ворона" залетала через форточку и укладывала в детские башмачки подарки.

Сохранилась традиция собираться по большим праздникам всей семьей  за праздничным столом.  К чести женщин нашей семьи - готовить  умеют  все и поэтому праздничные застолья бывают отменными...

Еще мне запомнилось,  что отца с нами никогда дома  не  было.  Он  всегда был  в командировках или в разъездах по другим городам и республикам в поисках заработка.  Почему-то нельзя было найти работу в городе, где жила вся семья...
Он окончил техникум и три курса строительного института. Но,  когда  женился,  институт   бросил.   Неполное   высшее  образование, тем  не  менее,  давало ему возможность работать в строительных организациях. В основном, он зарабатывал составлением строительных смет. Надо отметить, что он был красивым мужчиной и в каком-то смысле "свобода" его,  видимо прельщала.
В те года он чаще всего  уезжал в  поисках  работы в Среднюю Азию.  Однажды даже взял с собой  ненадолго маму. Но, в основном, мама жила с нами в длительном ожидании мужа или  посылок  и денег от него.  Но это ожидание иногда было "вечным". Поскольку нам всем надо было на что-то жить, мама устраивалась  на любую работу. Зарплаты были небольшие, но это нашу семью спасало.
А бабуся,  однажды взвалив на себя все домашние заботы,  везла  этот  воз до конца жизни.

Учитывая,  что детство  и юность моих родителей была связана с Волгой,  эта любовь к великой реке и пароходам была  ими  пронесена  через  всю  их  жизнь, потом привита и  нам – детям.
Все свои  отпуска они проводили в плавании на пароходах до Астрахани  и обратно. И даже когда  вышли на пенсию, они устроились на работу киоскерами на теплоход.  У них была служебная каюта. Плавали они от  Москвы до Астрахани и обратно несколько сезонов подряд, пока не состарились совсем.  Часто  в рейсы брали с собой нашу дочку - Стэллу.  Она эти поездки запомнила на всю жизнь...

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии