Нуждается ли НАН Кыргызстана в эвтаназии?

(газета "Факты KG" за 10 августа)
Публикация на страницах СМИ и в интернете результатов выборов член-корров по южному отделению НАН вызвало шквал читательских откликов, критики и осуждений.
  Как "южные академики" топят большую науку!
Известного в мире кардиохирурга (с хорошим индексом Хирша и цитируемости) Заслуженного врача и Главного кардиохирурга КР, директора ЮРНЦССХ в
Жалал-Абаде профессора Калдарбека Абдраманова не пропустили на выборах в члены-корреспонденты НАН на Южное отделение НАН КР. Комиссия, состоящая почти сплошь из ученых-не медиков (математики, физики, филологи, бизнесмены, одиозные акаевцы) дала свои оценки трудам и заслугам единственного оперирующего на сердце в стране профессора кардиохирургии. По результатам голосования 8 академиков Южного отделения НАН: А.Эркекбаев, К.Жумалиев, Б.Токторалиев, М.Мамасаидов,У.Биримкулов, А.Исманов, О. Ибраимов, Б.Мырзаибраимов - все они отдали голоса за родственника своего коллеги академика Мырзаибраимова, малоизвестного врача-стоматолога профессора А. Эшимова. Только единственный медик, член комиссии, известный травматолог, академик РАМН и НАН КР С. Джумабеков дал положительную оценку и поддержал кандидатуру Абдраманова.
Очень жаль. Сами южане подставили своего патриота и большого организатора в сфере науки, которого некоторые эксперты называют вторым Исой Ахунбаевым. Остается только всем им сфотографироваться на память с прибывшим в Кыргызстан Аскаром Акаевым, расцеловав его за обе щеки, ведь трое из этой компании псевдо-академиков - Эркебаев и Жумалиев, Ибраимов - остались в памяти народа как преданные люди первого президента страны, самого большого коррупционера в нашей истории.
Развивайте и поддерживайте науку и дальше в таком же духе, господа хорошие!
    
   Яркий пример того, как не следует проводить выборы
  Теперь уже всем стало понятно, что прошедшие выборы являются ярким примером того, как нельзя было проводить их и во многом объясняет, – почему у нас так плохо развивается наука? А как могло быть по-другому, если достоинство медицинских работников такого уровня оценивают не академики медицинского профиля, а просто сборная академиков из разных отраслей наук, собранные воедино, чтобы отдать голоса за нужную кандидатуру.
 А если бы кандидатов оценивали по критериям, то стало бы понятно, что на юге Кыргызстана по заслугам равных Абдраманову нет, как по достижениям в науке, так и в практической медицине.
Абдраманов создал кыргызскую школу кардиохирургии, воспитав более 100 специалистов и ученых, основал и организовал с нуля два крупных научных центра - НИИ хирургии сердца в Бишкеке и Южный региональный научный центр в Жалал-Абаде, создал и внедрил систему плановой подготовки специалистов сердечно-сосудистой медицины, провел в общей сложности более 12 тысяч операций на сердце - из них 7 тыс. операции тяжелой категории с минимальной летальностью, заложил основы кыргызской научной школы кардиохирургии, организовав диссертационные советы, докторантуру, аспирантуру, выпустив более 10 докторов и кандидатов наук, издав 7 фундаментальных монографий -  среди них "Хирургия тахиаритмий у детей" является настольной книгой для кардиохирургов-аритмологов, другая монография была представлена на соискания государственной премии КР и вот примерно таким же грязным способом комиссия НАН тогда сняла с конкурса ее в угоду команды сына другого известного академика и.т.д. А что сделал А.Ешимов, за которого голосовали наши южные академики, да к тому же все они были не медиками? Многие из последних имеют серьезные проблемы с сердцем даже успешно перенесли операции на сердце. Неужели эти академики не поняли на своей шкуре, насколько важна поддержка приоритетности научной кардиологии и кардиохирургии в нашей стране, когда смертность от этой патологии составляет в нашей стране 52% всех смертей!?
В недавнем своем интервью Калдарбек Абдраманов сделал заявление, что для прогресса науки в НАН надо менять на корню систему выборов?
Но когда мы спросили профессора об этом, то получили следующий ответ:
«Да, я так сказал. Но, я ошибся. Потому что наука там в НАН засыхает на корню –  научная деятельность ушла с уходом настоящих академиков, такие как Ахунбаев, Каракеев, Миррахимов, Алдашев, Айтматов и другие светила. Сегодня уже поздно что-либо там менять.
Уже 30 лет НАН существует как бесхозная, бесполезная структура без научной продукции и без надежды на пополнение новыми прогрессивными научными кадрами. Мало того, что выборы проводятся очень плохо и шансы на победу перспективных продуктивных ученых почти близки нулю – там нет элементарных условий для работы и стимулов для роста. Если не считать деятельность отдельных фанатов науки, которые еще остались там и работают на мизерную зарплату, настоящих ученых и академиков. Но и их осталось несколько человек. Одним из последних могикан, настоящих ученых академиков были покойные Алмаз Алдашев, Эмил Шукуров.
И 12 лет не было никаких выборов, пока наконец не провели на днях, но они были проведены в худших традициях, когда все решали групповщина, земляки, связи и в результате НАН получил такое слабое пополнение новыми член-коррами и академиками, что все это может окончательно потопить там всякую науку.
Дельцы в чапанах академиков
Многие подобно их покровителям, надев на себе чапан академика до конца своих дней будут заниматься бизнесом, политикой околонаучной интригой. К тому же посмотрите на базу НАН. Там все старое и рушится прямо на наших глазах. Нет ничего нового. На фоне изменяющегося в лучшую сторону соседних зданий города, здание НАН похоже на бесхозный запущенный объект в самом центре столицы. Таким образом, если нет настоящих ученых и нет пополнения, если нет материальной базы, и если нет адекватного финансирования, то что можно сказать о перспективах НАН?
Бабка, идущая в баню, тоже скажет, что НАН умирает, как уже 30 лет агонизирует и ей уже не выздороветь, но если все оставить как есть, как долго будет еще так умирать и карабкаться? Никто не знает. Все это напоминает умирающего от тяжелой болезни человека, которого некоторые медики (ученые-недоучки) довели до такого состояния, и делают вид, что лечат и никак не могут вылечить - не получается, а родственники больного (правительство) еще надеются, что пациент выживет, тогда как сам больной (наука и ее фанаты) уже давно смертельно устал, не хочет жить и просит отпустить его в мир иной, избавить от мучения. В арсенале медицины на такие случаи есть метод, называемый эвтаназия, искусственное умерщвление. Для этого сегодня применяют барбитураты. В древности использовали ядовитые растения типа кураре, аконит. Так вот сегодня НАН нуждается и просит эвтаназии! Возможно, это грубое сравнение, но точное.
А на место умершей НАН следует создать, родить живой молодой организм, и дать ему, какое хотите название. Главное, чтобы он работал, а не ждал подачек и денег от правительства, должен творить научный продукт, а не носить чапан академиков на себе – работать, зарабатывать и выживать. И пусть эта новая структура будет не большой, но у нее должно быть изначально здоровое научное зерно и потенциал для будущего роста и обеспечения прогресса страны.
Без эвтаназии НАН еще долго будет мучиться и создавать дискомфорт окружающим особенно во время очередных выборов. От старой НАН должно остаться только память, красивый музей великих наших кыргызских ученых во главе с моим учителем Исой Ахунбаевым, которые отдали всю свою жизнь ради науки страны и прогресса нации».

   Статистика говорит о нарастании материнской
 и детской смертности
 По данным статистики отмечается ухудшение показателей заболеваемости, материнской и детской смертности в КР. В Жалал-Абадской области за 6 месяцев 2021 года умерло 95 детей в родильных домах, 58 - в больницах и 11 в домах! Печально! Не могу не обратить внимание на это. А ведь многих из них при умелой организации работы службы родовспоможения и педиатрии могли спасти. Безусловно, это отражение реального состояния нашей медицины. Это показатель того, как наше население относится к своему здоровью, в частности женщин детородного возраста. Это отражение уровня отношения правительства к проблемам медицины и наконец это отношение самих врачей, медицинских работников к своей профессии. Все они сегодня изменились не в лучшую сторону. Поэтому такие печальные результаты мы и получаем. На фоне пандемии коронавируса все эти слабые места раскрылись еще шире и ярче. Мы это видим и по увеличению заболеваемости детей и взрослых кардиальной патологией. Конечно, печально терять молодых матерей и только что родившихся детей в век высоких технологий и развитой мировой медицинской науки и практики, которые развиваются и меняются не по месяцам, а по дням. Результаты этих научно медицинских исследований, анализов и открытий интенсивно внедряются на практике. В этом главную роль должны играть ученые медики. Простой пример: если развитие кардиохирургии связана с именем академика Исы Ахунбаева, развитие кардиологии Мирсаида Миррахимова. А что у нас? Имея десятки академиков и член-корреспондентов по медицине, прогресса в медицине не ощущаем. Мы только заняты увеличением их количества, за счет "ученых" не помнящих название своей докторской диссертации. А настоящие ученые Кыргызстана как Дон Кихот Сервантеса, воюют с ветряными мельницами родной Академии наук! А необходимо, чтобы в улучшении показателей медицины были вовлечены не только врачи-практики, но и ученые медики, именно от использования достижений науки и научных подходов и принципов в практической медицине и зависит сегодня, здоровье не только матерей и детей, но и всей медицины страны.

P.S.
Вот что сказал Абдраманов по поводу выступления президента НАН КР Муратбека Жуматаева относительно прошедших выборов: 
 «Меня разочаровала реакция президента НАН, который в интервью «Азаттыку» сказал, что выборы состоялись и то, как они прошли, соответствует нашему сегодняшнему уровню.
  Академия потому считается научным центром страны, что должна была обеспечить справедливые и честные выборы! И кто как не президент НАН должен нести личную ответственность за этот процесс. Ну а если академики в своем большинстве были заняты продвижением любыми способами в академики своих детей, родных, земляков, договариваясь и торгуясь с разными членами комиссий, а также друг с другом по принципу: «ты мне, я тебе», «поддержи моего кандидата, а я буду поддерживать тебя и твоего» - как можно все это называть по-другому, как не полный провал?  Все это напоминало базар, а не науку! И прекрасно зная обо всем этом, президент говорит, что все прошло хорошо, а если и были недостатки, то в этом виновно наше общество? Но ведь вас потому и выбрали президентом академии, чтобы вы начали что-то менять в НАН. Достойные ученые, кыргызская научная интеллигенция, те, кто внесли пусть и небольшой вклад в науку, не жалеют о том, что не попали в возглавляемую вами "Национальную Базарную Академию" - им досадно что в академиках пролезли те, кто имели влиятельные связи и волосатые руки, а как ученые были ничтожествами! Вот почему, зная об этом, очень многие уважающие себя научные работники, хорошо известные своими работами, не принимали участия на этих выборах, в отличие от нас, которые надеялись на новую власть и новые веяния в стране. Конечно и среди академиков и тех, кто победил на этих выборах, есть достойные, но они в явном меньшинстве. Среди победителей слишком много тех, кого не то что нельзя назвать самыми лучшими в науке, но и кого людьми науки трудно назвать, коих диссертации годами пылились на полках ВАК, чтобы пройти повторные экспертизы. И вот такие "ученые" были поддержаны академиками, которые 20 лет вместе сидели в кресле академика и депутата рядом. Конечно, они были рады с готовностью поддержать родственника своего коллеги - и не за заслуги, а за солидарность "команды старых академиков", они просто не могли думать и действовать по-другому. И это было унизительно и для первых, и для вторых, и для самой науки. Это даже хуже, чем то, что мы наблюдаем на базаре, где торгуют реальным товаром. А здесь что? В академики удалось пройти не только никому не известным ученым, но и тем, кто не удосужились собрать все нужные документы, среди которых есть политики, бизнесмены, чиновники - как можно было допустить такое? Можно было обеспечить элементарный порядок и провести выборы достойных, чтобы все документы прошли тщательную проверку и не было никаких отклонений от положений! В век интернета это можно было организовать в он-лайн режиме, показав через интернет как принятые документы, так и процесс оценки заслуг каждого кандидата. Все это были вашей прямой обязанностью. И можно было не допустить многочисленные нарушения, начиная от беспринципного выделения вакантных мест по отраслям и специальностям и кончая приемом недостоверных документов и ненаучной организацией самих выборов. Возможно, тогда ситуация в науке и НАН хотя бы немного, но улучшилась. Жаль за упущенные вами возможности.
С уважением, доктор Калдарбек Абдраманов».
Материал подготовлен Замиром Осоровым.

На снимке: Калдарбек Абдраманов с Лео Бокерия во время проведения 100-летнего юбилея Исы Ахунбаева в Бишкеке.
«Лео Антонович, все проблемы можно решать, если подбирать нужные кадры, которые рождены для науки, когда появляется такой выбор... Ведь вы же всегда меня так учили, и я хочу сделать тоже самое у себя в институте и стране".


Рецензии