Против графика для детей

Да, тема спорная, особенно в наши дни, когда родители хотят быть максимум продвинутыми, и разумеется пробуют на своем ребенке различные воспитательные системы, где чаще всего как раз и фигурирует - соблюдение режима.

Лежишь в детстве, как простите, дурак, и часа полтора просто рассматриваешь обои, узоры выглядят чем-то живым, вырисовываются картинки, сюжеты..... Или опускаешь руку к полу, и трогаешь прохладный пол. Вы подумали, что меня так наказывали, мол лежи не вставай? А вот и не угадали, это был мой "дневной сон", за который так ратуют многие родители.


И надо бы выйти к ним в платье простом,
Поехать на Клязьму, бухнуть под кустом,
Но: График, у меня есть график,
А все, что не по графику -
На фиг, на фиг, на фиг! (с) Несчастный Случай

Вообще, человек, как и еще совсем маленький человек - вовсе не такой дурак, и его организм тоже вполне себе сообразительная штука. Хочется спать - спит, не хочется спать - бодрствует.

Но родители почему-то всегда недооценивают природу человека, и пытаются все подогнать под свои взгляды и рамки. Это я уловила тогда, когда у меня появился ребенок. Я вдруг заметила, что когда ему хочется - спит, когда не хочется - играет, делает дела.

Можно легко ехать в любое путешествие и поездку, без оглядки на то "не успеет поспать", или "слишком поздно вернемся, на дворе будет уже ночь!". Уже молчу о том, что понятия дневной сон, у нас сразу не стало, ребенок либо хотел днем спать и ложился, либо не хотел, и я не следила за ним и не стояла над душой. То есть, был просто СОН, а не возведенный в культовое понятие "дневной".

При полной свободе выбора, спать или не спать, у ребенка не происходит дискомфорта и неправильного формирования самого ощущения "хочу-не хочу". Туда же отправляется еда по графику, типа.... в полдень у Аллочки обед. И Аллочка будет всегда думать о еде в этот период времени, даже если и не голодна. Или же ребенок, которого заставляют днем спать, будет делать все что угодно лишь бы не спать, в противовес такому давлению родителей, даже с закрывающимися глазами, маленький человек будет пытаться переломить это насилие и делать все чтоб не уснуть, уже во вред себе. В отличии от того, кого не заставляют так провести свой тихий час, и кто спокойно захочет и ляжет, не захочет - поиграет еще. В общем, научится раз за разом сам определять когда пора отдыхать, а когда можно перетерпеть ради интересной поездки, к примеру.

Когда я повзрослела, мне потребовалось очень много времени, что бы переломить эти ужасные привычки - соблюдать негласный график.

Речь шла о том, что я не могла лечь спать позже 22 часов. Я может и была бодра, но подсознание так и укоряло - время позднее, завтра вставать (куда?!), пора и на боковую. В то же время по утрам, я не могла встать позже 7 часов утра, без возникновения потом чувства потерянности, потраченного утреннего времени и всего в этом ключе.

А уж как я ненавижу спать среди бела дня, даже когда слипаются глаза и хочется подремать! Все тело словно сковывает, ты вроде бы прилег отдыхать но ты противишься этому, как ты интуитивно помнишь - насилию. В общем, у меня просто не было гибкости, когда речь шла о том чтоб нарушить некий негласный график. Туда же примостилась и привычка что обед = суп. Вот ты что хочешь делай, но суп на столе быть обязан. Вроде и привычка не плохая, полезная, но что если такие привычки вмешиваются в вашу жизнь? Ведь именно под них начинает плясать все ваше другое время.

Меня, кстати, не муштровали, я как раз из гиперопекаемых, как сейчас бы сказали. По этому все делалось мне во благо, но к сожалению порой самое лучшее благо - дать ребенку самому строить свой график, особенно когда до школы еще далеко.

В общем, благая идея что ты помогаешь ребенку соблюсти некий график и он меньше устанет, лучше выспится и все будет дивно - на самом деле целый плацдарм для разного рода дальнейших психологических и невротических проблем. Например, у нас было принято не шуметь, если я (ребенок) сплю. Ни шороха, ни звука...... Яночка спит. Здравствуй, непереносимость любого шума, если я легла спать.

В общем, прежде чем вводить какие-либо семейные, пусть и негласные правила ради удобства своего ребенка, помните что скорее всего это будет медвежий услугой.

И да, у каждого свое мнение на этот счет, но мне есть с чем сравнить, я четко помню что такое соблюдать некий режим дня будучи ребенком, и четко вижу что привносит отсутствие подобных закрепощенностей и рамок, в случае с моим ребенком. Да, за годы взросления у нее выработался свой личный внутренний график, не зависящий ни от кого со стороны. Я например знаю, что если она захочет спать она ляжет и в 9, а не захочет и в 12 ночи. А потом легко и непринужденно встанет в 7 утра в детский сад и будет полна сил. Потому что это ее личный график, ее личное ощущение времени и своих потребностей.

А так же знаю людей, кто 2 летку начинал укладывать в 9 вечера, через капризы и ее не желания, чтоб к 11 она уснула. На вопрос, что эти два часа можно ребенка оставить в покое и он и так уснет к 11, люди непонимающе хлопали глазами.

Да, мы можем уехать гулять, лишь позавтракав, а потом потрапезничать уже под вечер, или что-то перекусить по пути, и я не буду параноить что мы пропустили обед, и о боже ребенок не поел супа! Вы знаете, даже мыслей не возникнет ни на каком этапе путешествия и прогулки, о том, что я что-то должна успеть или наверстать, или что я должна обязать ребенка что-то сделать..... Ты просто поехал и.....точка. И все складывается само собой.

Сейчас, противники свободы мне скажут, Янина Мстиславовна, все это конечно сказочно и прекрасно, но есть школа, а потом есть работа и так или иначе надо привыкать к графику. На это я скажу что это всего лишь оправдание. Дай вам удаленную работу, или даже дауншифтинг, вы и туда сможете притащить свои детские, невротические привычки. До тех пор пока вы защищаете пользу рамок, графиков и подобного, вы все тот же невротик, который без этого просто не сможет. Вы будете пытаться быть "бунтарем", поедете в путешествие не прихватив с собой термос с бульоном, но все внутри вас будет изнывать и страдать, винить вас в безалаберности, безответственности.... до тех пор, пока вы не вернетесь в свои уютные рамки.

Жить нужно без графика, и со временем, избавившись от неврозов, человек уловит - все складывается как нужно, я проснулся на работу и выспался, я пропустил обед но вкусно поужинал, я не взял в путешествие огромные чемоданы, но все что мне нужно оказалось под рукой.

Помните, кроме вас самих никто не будет винить вас в том, что вы засиделись допоздна а завтра на работу, в том, что вы на завтрак выпили чашку кофе, а не поели полезную пищу, и главное в том, что вы дали своим детям свободу строить свой личный ритм жизни, который кстати говоря, 100% будет перекликаться с вашим, и всем будет комфортно. Поверьте моему опыту.


Рецензии