Айрымы -азербайджанские тюрки, обитатели горных ра
Айрымы — этнографическая группа азербайджанских тюрков, проживающая в западной части Азербайджана, в горной местности, от оз. Гек-Гель до р.Акстафы. Область расселения их в прошлом простиралась от персидско-турецкой границы, где охватывала район оз.Урмии и окрестности Хоя, Маку, Салмаста (т.е. примерно территорию бывшего ханства Аваджик до р.Куры; территорию исторических провинций Борчалы, Шамшадиль, Казах), занимала в основном горные местности.
По мнению азербайджанского исследователя М.Г.Велиева (Бахарлы), предками айрумов были малоазиатские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301 г. нашла убежище в пределах Закавказья.
Об айрумах как о более поздних пришельцах на Кавказе содержатся в работах известного востоковеда В.Ф.Минорского и советского историка И.И.Мещанинова. Они полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVII в.
В противовес этим миграционным теориям азербайджанские ученые А.Алекперов и К.Каракашлы выдвинули тезис об автохтонном происхождении айрумов, который, правда, каждый из них обосновал по-своему.
В результате наблюдений над культурой и бытом айрымов К.Каракашлы утверждал, что они «по своему этнографическому и общественно-хозяйственному быту отличаются от равнинных тюрков постольку, поскольку горец может отличаться от аранца, т.е. от жителя равнины». Этноним айрым, по мнению Каракашлы, мог возникнуть «вследствие перемены территориального района и ухода, вернее, отделения одной части населения от другой и заселения ею нового края отдельными группами или семьями» («отдельно» по-азербайджански — айры, отсюда — айрым; так себя называют айрымы).
К.Каракашлы заключает, что айрымы представляют собой «фрагмент земледельческо-скотоводческих равнинных жителей», происхождение которых следует искать не в каких-то «Румах», а в пределах самого Кавказа и, в частности, в «Казахском уезде, откуда большинство айрымов переселилось в горы Кошкара и Кяпаза».
А. Алекперов в 30-ые годы 20 века писал, что в материальной и духовной культуре айрымов явственно проступают напластования двух древнетюркских культур — оседлой земледельческой и полукочевой скотоводческой.
Айрымы вплоть до 20-го века вели кочевой образ жизни - летом разбивали палатки на горных лугах, зиму проводили в степи, в землянках, пока советская власть не положила конец их идиллии, отобрала стада и табуны и вместо этого заставила заниматься земледелием во вновь созданных колхозах.
В Азербайджане это тюркское племя также называют "Айрым". Айрымы по вероисповеданию мусульмане-шииты. Товузский район является последним на западе Азербайджана поселением с шиитским большинством, западнее нас проживают в основном сунниты, в прошлом также тюрки-кочевники. Говорят все на западе практически на одном диалекте с небольшими различиями.
В Интернете много материалов, в основном проиранских или проармнских авторов, которые утверждают, что айрымы это отуреченные средневековые армяне (хай румы, армяне переселенцы из Рума-Византии). Есть авторы, которые объявляют айрымов потомками "отуреченных" удин (христианский народ, живущий на севере Азербайджана).
По антропологическим данным айрымы, как и большая часть азербайджанцев, относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы.
Часть айрымов во времена Шах Аббаса переселилась в Иран и вошла в состав шахсеванов (любящие шаха). По сведениям 1832 года, в Нахичеванском ханстве они были известны под названием айрымлы (654 семей).
В Азербайджане этноним айрым отражен в топонимах Айрым дереси, Айрымджа, Айрым-кишлак, Кушчу-Айрум, Баганис-Айрум, Полад-Айрум, Мингечаур-Айрум и др. Айрумы обосновали также селения Амирвар, Аджи, Биркез, Даста-фур, Дамджылы, Загадереси, Гюнейдам. Племенная общность, ранее входившая в состав айрумов пушанлу, в XIX в. жила в основном в Зангезурском уезде и состояла из ряда мелких подразделений. Впоследствии образовали селения Парн-Бартаз, Вежкери, Тарнавуш, Улаб, Пернли, Соналы, Дашбаш.
Азербайджанские исследователи 30-х годов 20 века Каракашлы К. и Алекперов А. писали о том, что айрымы в зимнее время живут домах, которые называются карадам (большое жилище).
В Азербайджане древнейшие типы поселений сформировались в форме естественных и искусственных пещер (магара, зага, пэнах, каха, даран, сыгнаг, кюхюл, дэлмэ). Пришедшие на смену пещер землянки стали результатом развития производительных сил и гармоничного совершенствования строительной техники. Прогрессивная роль в возникновении землянок и полуземлянок принадлежит каменной кладке.
Гарадам (карадам) можно отнести к усовершенствованному типу искусственной пещеры и землянки. Круглые в плане, полусферические (гюнбезли) жилища, обнаруженные в поселениях Кюльтепе, в Мингечевире, в частности в западном регионе в Шомутепе и Тойрепе 6-4 вв. до н.э., являются наглядными образцами гарадамов. Такого типа жилища в Гёйгёльском районе назывались “ойлюк” (oyluk), “шеше ойлюк” (;e;; oyluk), “пейе башы”, в Нахчыване – “гара эв”, “дорддирек эв”, “хачкеренли эв”, “эвдамы”, “гышдамы”, в Кяльбаджарском, Лачинском, Губадлинском районах – “дам”, “эвдамы”, в Борчалы – “чардахлыдам”, “бешикдам”, “ойдамы”(oydam;) или просто “дам”.
В Азербайджане карадам имеет свои локальные варианты: «эвдамы» (evdami), «гышдамы» (q;;dam;), «гара эв» (gara ev), «дорд дирек эв» (d;rd dir;k ev) — Нахичевань, «дам» (dam) , «эвдамы» (evdam;) — в Кельбаджарском, Лачинском, Губадлинском районах, «ойлюк» (oyluk), «шеше ойлюк» (;e;; oyluk), «пейе башы» (pey; ba;;) в Гёйгёльском районах, «гюмбезли эв» (g;mb;zli ev) — Апшерон, Гянджа. Особенности карадама — в устройстве перекрытия, которое представлено в виде сужающегося пирамидального верха из бревен, слои которого образуют восьмиугольник, на вершине оставалось отверстие для вентиляции и освещения. Безусловно, прототипами для дальнейшего развития жилых домов Азербайджана послужили купольные циклопические жилища круглого и прямоугольного плана из кирпича-сырца с дымоходным отверстием и очагом периода неолита-энеолита.
Жилища типа гарадамов, предназначенные для больших патриархальных семей, делились на подземные, полуподземные и наземные, а по числу ниш – на одно- или двухэлементные.
Сущность гарадамов заключается в технике перекрытия путем укладывания балок на крепких деревянных опорах по сужающимся ярусам, образующим пирамидально-ногоступенчатый свод. Ареалом распространения гарадама в Азербайджане в 19 – начале 20 вв. являлись предгорные и горные районы Малого Кавказа, включая отчасти горную часть Карабаха и Нахчыван. Гарадамы Нахчывана были наземные. Гарадамы также существовали в Шеки-Загатальском, Губа-Хачмазском и Ленкоран-Астаринском регионах.
В прошлом в Азербайджане бытовали различные названия данного типа жилища: бешик дам, ой дамы, дам, йер дамы, чардаглы дам, тара эв, гыш эви и др. Область распространения гарадама в дореволюционном Азербайджане была весьма обширна - нынешние Кяльбаджарский, Лачинский, Дашкесанский, Гядабейский, Газахский, Джебраильский, Товузский, Губатлинский, Зангиланский, Бардинский районы и Нахчыван. Этот тип жилища продолжал существовать в Азербайджане (особенно в нагорной части) до 60-х годов XX в.
Азербайджанский исследователь А.Т. Салимова в статье "Дом как архетип мироздания в культуре Азербайджана" пишет: "На основе литературных данных и этнографических материалов, собранных в 1956-1958, 1961-1965 гг. в регионах распространения этих жилищ, можно утверждать, что гарадамы встречались трех типов: 1) подземные, целиком вырытые в земле; 2) полуподземные, три стены которых находились в грунте, а фасадная на поверхности; 3) гарадамы, целиком находящиеся на поверхности земли с балконом (эйваном).
Характерной особенностью гарадамов была своеобразная конструкция перекрытия. Перекрытие гарадама представляло собой своеобразный деревянный сужающийся кверху ступенчатый свод, опиравшийся на четыре мощных деревянных столба, пристроенных или врытых в землю на некотором расстоянии от стен. Свод делали из бревен, образовывавших в плане ряд уложенных один на другой квадратов. Поверх первого, основного квадрата из наиболее толстых бревен укладывались следующие квадраты из постепенно укорачивающихся бревен, образуя таким образом своеобразный ступенчатый свод. Вверху оставлялось небольшое квадратное отверстие, служившее для освещения обычно квадратного в плане помещения гарадама и для выхода дыма из очага. На этой основе перекрытия укладывался сплошной настил из тесаных бревен. Бревенчатый настил покрывался слоем мелких ветвей, поверх которых шел толстый слой соломы, а затем плотный слой утрамбованной земли.
Подземные гарадамы уходили довольно глубоко в землю. Вход в них представлял собой крытый узкий наклонный коридор с небольшим наружным навесом, обращенным на юг или восток. Снаружи гарадам напоминал небольшой земляной курган.
В гарадамах полуподземного типа стены, особенно фасадные, возводились из грубо сколотого камня. В одной из стен, обычно обращенной на юг или восток, оставляли небольшой проем для двери.
Конструктивные особенности гарадама повлияли и на интерьер этого жилища. Во всех гарадамах полы были земляными, утрамбованными. Они покрывались безворсовыми коврами, в более зажиточных семьях под ковры стелили рогожи (хэсир). К одной из стен ставили большую (широкую) тахту (чарпаи), где ночью спали члены семьи. Днем на эту тахту складывали домашний скарб - постельные принадлежности и прочие мягкие вещи. К одной из боковых сторон (к стене) пристраивали (на высоте одного метра или чуть выше) широкую лавку на кольях. Сюда складывали неиспользуемые каждый день домашние вещи, например мафраш с постельными принадлежностями для гостей, домашнюю утварь, продукты (мотал, мешки с зерном, мукой и проч.). Под лавкой помещали повседневную посуду и другие предметы (медные, глиняные, каменные и проч.).
Во всех гарадамах в центре помещения устраивали очаг под свето-дымовым отверстием. В некоторых более поздних разновидностях отоплением служил камин (бухары). Определенного места для бухары не существовало, его ставили у центральной стены или в одном из углов жилища. Кроме того, в некоторых гарадамах источником обогрева, а также для хлебопечения служил тендир, находившийся под отверстием в крыше. Это отверстие на ночь и в дождливую погоду закрывали доской или плоским камнем. Существовали гарадамы с овальной и плоской крышей, с двумя или тремя отверстиями в крыше. В некоторых гарадамах, построенных в начале XX в., встречались ниши разных размеров".
Советский этнограф Гадло А. в книге "Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура" (глава -азербайджанцы) пишет:
"До начала XX в. у азербайджанцев сохранялись архаические типы жилищ. Так, в западной части Азербайджана существовали поселения, обитатели которых использовали для жилья пещеры. В ряде горных и низменных районов бытовало полуподземное жилище с уступчатым сводом из крупных бревен, покоившихся на четырех опорных столбах - "карадам". Снаружи такое жилище было засыпано землей и напоминало заросший курган. Наконец, у кочевников сохранилось передвижное жилище - "алачыг", основанием которого служили гнутые жерди, опиравшиеся на центральный столб-подпорку. Его верх перекрывали войлоком, а низ обтягивали камышовыми циновками".
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gadlo/07.php
Археологи древнетюркские памятники на территории проживания айрымов относят к Ходжалы-Кедабекской культуре.
В российской Википедии написано: "Ходжалы-кедабекская культура — археологическая культура Восточного и Центрального Закавказья эпохи поздней бронзы и раннего железа (XIII—VII вв. до н. э.). Название дано по первым находкам памятников у сёл Ходжалы и Кедабек в Азербайджане.
Основные занятия населения — земледелие и скотоводство. Изучена в основном по погребениям. Металлические изделия представлены бронзовыми мечами, ножами. Найдены кромлехи, менгиры, циклопические сооружения.
Ходжалы-кедабекская культура состоит из грунтовых могил, курганов с захоронениями в скорченном, вытянутом и сидячем положении. В могилах найдены бронзовые изделия: мечи, секиры, булавы, стрелы, вилы, наконечники копий, котлы и кувшины, удила, поясные наборы, украшенные охотничьими и мифологическими сценами. Встречены разнообразные бусы из стекла, сердолика и кости, каменные сосуды и много глиняных, различных форм, чернолощёных с резным орнаментом. На позднем этапе развития появляются железные изделия — копья, ножи, кинжалы и др. Открыты поселения, в том числе укреплённые. Племена Ходжалы-Кедабекской культуры занимались земледелием и скотоводством, у них была развита металлургия".
В советскую эпоху многие историки по указанию из Москвы вынуждены были объявить азербайджанцев автохтонным кавказским нетюркским народом (и сегодня даже в самом Азербайджане есть историки, которые пишут о том, что азербайджанские тюрки это отуреченные сельджуками атропатенцы, каспии, албанцы и многие другие народы Передней Азии и Южного Кавказа).
Свидетельство о публикации №221081200523