Депутаты, которых никто не избирал

Существует немало технологий, обычно ассоциируемых у нас с прошлым. Одной из подобных технологий является паровая машина и её наиболее яркое воплощение — паровоз. Но не о нём пойдёт речь.

Поговорим о политической технологии "паровоз", используемой в нашей стране на выборах разного уровня. Трудно сказать, является ли Россия родиной "паровозов", но примеров использования этой технологии за рубежом не нашлось.

Суть технологии заключается в том, что во главе какого-либо избирательного списка на выборах выставляется политический "тяжеловес" — "паровоз" — известная, авторитетная и уважаемая личность: спортсмен, актёр, музыкант, учёный, врач и т. п. Также в качестве "паровоза" может выступать и политик  высокого ранга.

За счёт личного рейтинга такой кандидат увеличивает число голосов, подаваемых за список. После избрания этот кандидат, как правило, отказывается от своего мандата, который переходит к малоизвестным и малопопулярным кандидатам, для которых шансы избраться при прочих условиях были гораздо меньше или даже вовсе отсутствовали.
 
Считается, что первым классическим "паровозом" был Виктор Черномырдин, в бытность свою премьер-министром, возглавивший провластный блок "Наш дом — Россия", который в 1995 году прошел в Государственную думу.

Мандат Черномырдин не взял, тем самым продемонстрировав признак классического "паровоза": протолкнуть избирательное объединение в Госдуму, а самому не стать депутатом. "Паровозы" занимают более высокое место в политической иерархии, и понижать статус им не с руки.

Правда истории известен случай, когда высокопоставленный "паровоз" чуть позже взял мандат: это глава "Справедливой России" Сергей Миронов. В 2007 году он провёл партию в парламент, будучи спикером Совета Федерации, а в мае 2011 года лишился этого поста и ушёл в Госдуму.

О "паровозной" технологии активно заговорили после выборов 2003 года, когда партия "Яблоко" и КПРФ выступили против новой практики. А тогдашний председатель ЦИКа Александр Вешняков заявил, что технология "паровозов" дискредитирует выборы. ЦИК даже предлагала изымать мандаты у партий, если от них отказались кандидаты с изначально проходной позиции — из федеральной части списка или возглавлявшие региональные группы.

Однако провести такую норму через Госдуму, где большинство составляла "Единая Россия", не удалось. "Единороссам" такая норма была невыгодна. Поэтому не мудрено, что активнее всех "паровозной" технологией до настоящего времени пользуется партия власти.

На выборах 2007 и 2011 годов около трети депутатов (32–37%), избранных от "Единой России", получили свои мандаты от "паровозов". То есть, в эти годы более пятой части Госдумы (21–24%) составляли депутаты, за которых персонально никто не голосовал.

Технология "паровозов" формально не противоречит законодательству, но, по сути, не совместима с принципами справедливых выборов.

Значительная часть избирателей голосует за партийный список, исходя из поддержки входящих в этот список личностей. При этом далеко не все избиратели знают и понимают, что указанные кандидаты не собираются становиться депутатами.

Кроме того, участие в выборах высокопоставленного должностного лица неизбежно приводит к использованию им административного ресурса.

Голосуя за "паровоза" избиратель получает кота в мешке — неизвестно кому достанется мандат после выборов.

Так, в 2011 году на выборах в Государственную думу шестого созыва от Камчатского края Ирина Яровая не набрала необходимого количества голосов и получила мандат депутата от губернатора края В. И. Илюхина.

Сам же Илюхин по той же схеме получил депутатский мандат от Д. А. Медведева, возглавлявшего тогда федеральный список "Единой России".

Вот так и получилось — избиратель голосовал за Дмитрия Анатольевича Медведева, а "выбрал" Ирину Анатольевну Яровую. Хорошо хоть, что отчества совпали.

Необходимо отметить, что Ирина Яровая ни разу не выиграла выборы в Госдуму: в пятом созыве свой мандат ей также передал тогдашний губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий. Депутат Яровая известна законом, который обязал операторов связи хранить разговоры и сообщения пользователей. 

Выборы в Государственную думу седьмого созыва не стали исключением — часть региональных групп федеральных списков "Единой России" и КПРФ на прошедших выборах в Госдуму возглавляли главы субъектов Федерации.

Однако "отказников" на выборах-2016 было уже не так много: 24 в "Единой России" (19 из них — главы регионов), 5 в КПРФ и 1 в "Справедливой России". Из "паровозов", которые изначально шли на выборы, но не планировали уходить в Госдуму, можно выделить главу Татарстана Рустама Минниханова (его место получил Ирек Зиннуров) и Сергея Аксёнова (Крым), чей мандат получила Наталья Поклонская.

Конечно, больше всего внимания привлекают "паровозы" высшего уровня медийности. По данным ЦИКа, мандат Дмитрия Медведева перешёл к активисту Общероссийского народного фронта из Бурятии, главреду "МК-Бурятия" Николаю Будуеву. Место Сергея Собянина получил депутат шестого созыва Николай Антошкин, а глава Московской области Андрей Воробьёв "сдал пост" Денису Кравченко.

Таким же способом депутатами становятся супруги региональных предпринимателей, чиновники, завершающие свою карьеру, и просто малоизвестные политики.

Как по-вашему, что может объединять Сергея Шойгу, Сергея Собянина и Рамзана Кадырова?

Все они в сентябре этого года будут в четвёртый раз участвовать на выборах в Госдуму. И не потому, что в предыдущие разы они не были избраны. Ровно наоборот: каждый раз они возглавляли региональные списки, побеждали, а затем — передавали свои кресла куда менее известным сопартийцам.

К примеру, в 2011 году Сергей Собянин передал своё место некоему Данилу Волкову. До назначения тот работал замом гендиректора ГБУ Москвы "Городская реклама и информация". Сергей Шойгу в том же году отдал мандат депутату Раисе Кармазиной, а Рамзан Кадыров в 2016 году — малоизвестному широкой публике Ахмеду Догаеву, руководившему представительством главы Чечни в Волгограде.

Вообще, распространение "паровозной" технологии на российских выборах является следствием незрелости партийной и политической системы страны.

Однако на предстоящих сентябрьских выборах в Государственную думу "Единую Россию" вновь поведут "паровозы". Ведь эта политтехнология предоставляет преимущества "административной партии", которой проще, чем другим партиям, привлечь в списки кандидатов "свадебных генералов" и других лиц, узнаваемость которых обеспечена их служебным положением.

В паровозах, кстати, было всего три человека – машинист, кочегар и помощник. А кто же остальные, наверняка спросите вы? Нетрудно предположить, что это будут пассажиры в вагонах класса люкс.


Рецензии
Не уверен, что такого нет нигде в мире, но спорить не буду. Практика не очень правильная, но политика заставляет вертеться всеми возможными способами.

Дмитрий Медведев 5   13.08.2021 06:27     Заявить о нарушении
Практика «карманных мандатов» делает «карманным» парламентаризм, а это, мягко говоря, очень печальный факт.

Игорь Уранов   13.08.2021 08:48   Заявить о нарушении
Чревато то! Всё верно!

Евгений Жироухов   18.08.2021 19:33   Заявить о нарушении