Winterreise

Вчера прошла Зимним путём. Наверное именно так он звучал для Шуберта перед тем как был записан нотами. Моим любимым исполнителем этого произведения всегда был Дитрих Фишер Дискау и мне казалось, что более точной исполнительской интерпретации просто не может быть. Но то, что случилось вчера перевернуло полностью мои представления об этой удивительной музыке.

Оркестр. Палитра тембров. Вся история музыки, стилистические отголоски всех эпох проходят шествием друг за другом, воплощённые в гениальной оркестровке, которая создаёт собственно этот музыкально-исторический контекст. И становится очевидной близость музыки Шуберта и к античной, и к барочной традиции, и к классицизму, и к импрессионизму, и к музыке Малера, и к музыкальной образности Шёнберга. Оркестр подобно машине времени переносит слушателя и героя сквозь тысячелетие. Да, разумеется все это было в музыке Шуберта, который связь времён осуществил. Но она не звучала так никогда - эта связь. Она стала возможной благодаря постмодернистскому восприятию целостности временного потока.

Путешествует во времени и человеческий голос. В начале пути он один из инструментов оркестра с безыскусным и ясным тембром. Постепенно голос выбирается из стихи звучания, разгорается, зреет и даже использует маску-мегафон, чтобы перекричать, превратить оркестр в фон. В последней трети, однако, голос возвращается в материнское лоно оркестра. Аллегория пути человеческой жизни.

Те миры, которые созданы в этом абсолютном исполнительском и со-композиторском шедевре не хочется пересказывать языком слов. Поэзия проявляет себя так, словно слова - это кристаллизованная суть музыки, всплыли такие смыслы и такая образность, которая казалось бы никак не может быть перенесена из внутреннего мира во внешний.

Что происходит со слушателем за полтора часа? Я не смогу рассказать. Ещё час сидела в абсолютной темноте и было мне очень и очень светло. А потом отправилась побродить по ночному городу, слушая отголоски пути и удивляясь, как возможно было протащить в проявленный мир то, что живёт глубоко внутри. Это что-то совершенно невероятное. Волшебство. Очень хочется этим чудом поделиться. Вот:

https://youtu.be/0K9mpWnUGI4

Teodor Currentzis | Hans Zender: Schuberts Winterreise | SWR Symphonieorchester


Рецензии
Слушала Малера в исполнении оркестра, которым дирижировал Теодор Курентзис. Он невероятен - Курентзис. Я и "Волшебную флейту" открыла иначе, благодаря ему. И Шуберта... Это неземное! Рада, что встретила те же ощущения в вашем эссе.
Спасибо!

Юнгер Анна   14.08.2021 08:56     Заявить о нарушении
Да, это явление уникальное. У него абсолютный слух к сути музыки. И жизнь свою обратил в служение. Это на самом то деле невероятного мужества требует, так жить. Очень честно, поэтому в его руках и музыка открывается иначе. Так Нуриев танцевал и жил, так Бродский и Ахматова жили и писали. Мне радостно, что теперь все иначе и такое явление происходит в России. Музыка кажется способна показать то, что никакими словами не выразить. Спасибо, Анна. Мы растём, благодаря таким личностям как Теодор и свою жизнь переосмысливаем очень значительно, будучи свидетелями такого подвижничества. Благодарна ему.
И Вам!

Наталья Глубокова   14.08.2021 11:59   Заявить о нарушении
Но теперь Пермским оркестром дирижирует другой? Курентзис был страшно огорчён. М.б.что-то изменилось, и он в Питере? Всё случилось, когда он сыграл Ландау в опальном фильме. Где он говорил на греческом... сыграл гениально!
Таких, как он, нет. А вы слышали его исполнение вживую?
Я - только то, что есть в Сети. Но все его концерты.

Юнгер Анна   14.08.2021 13:45   Заявить о нарушении
Я не знаю таких подробностей. Знаю, что многих больших музыкантов и артистов на протяжении всей истории пытались втягивать в политические игры нечистоплотные люди. К счастью, теперь мы живём в одной из самых свободных стран мира, если не в самой свободной. Насколько знаю, оркестр, его ядро, переместился в Петергбург и работает в Доме Радио, записывая в стенах этого уникального для истории нашей страны здания произведения. Думаю для музыкантов такое сотворчество невероятно ценный профессиональный опыт. О проекте Хржановского младшего знаю, по моему очень интересный эксперимент. Не слышала, чтобы его кто-то угнетал. Это многовариантный художественная рефлексия на тематическом материале истории такого вненационального понятия как империя. В новаторской постмодернистской эстетике решенная. Не сомневаюсь, что такому разностороннему человеку, как Курентзис было интересно стать частью проекта. Греция, как и Россия несет в своей истории имперский крест. И устройство сознания, мировосприятия имеет много общего с греческой античной традицией. Как впрочем и с Латинской. В русском языке эти два таких разных мира равновесно ужились.
Вживую нет, не доводилось услышать. Но может быть когда-нибудь услышу. Для меня это будет большим событием.
Благодарю за диалог.
Творческих Вам открытий, любви и радости!
С уважением,

Наталья Глубокова   14.08.2021 14:34   Заявить о нарушении
Какое счастье, что он перевёз оркестр в Питер. В начале года я видела его интервью с Собчак - где он говорил, что дело всей его жизни загублено... на него было больно смотреть.
Хорошо, что всё наладилось!
Фильм Хржановского травили так, что ему пришлось уехать из страны. А Курентзис остался! Можно представить, что он пережил?
Хорошо, что осталась его музыка! Я слушала его всю изоляцию.
Курентзис - моё всё. Это другая реальность!

Юнгер Анна   14.08.2021 14:54   Заявить о нарушении
Я видела это интервью, наверное не просто иногда подстроиться под интеллектуальный уровень собеседника. В любом случае - и вы, и я, можем лишь интерпретациями заниматься: я увидела озадаченность и иронию, вы что-то ещё, что чувствовал маэстро, знает только он сам.
Хржановский младший занимается мемориалом Бабий Яр, никаким гонениям насколько знаю, подвержен не был, во всяком случае в России. На Украине его критиковали, но критика это естественное явление для художников, которые берутся за непростые исторические темы. Вы не находите, Анна, что мы довольно далеко ушли от Малера?)
Предлагаю вернуться к музыке, она больше любых слов.
Спасибо!

Наталья Глубокова   14.08.2021 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.