Путеводитель по театру Дождей

       Если вы захотите прогуляться по набережной Фонтанки от Московского проспекта в сторону Адмиралтейских верфей, то вскоре поравняетесь с Измайловским садом. Во времена Екатерины II здесь был прекрасный цветник. А при Александре I сад приобрел стиль пейзажного парка. С тех пор в саду появилось много построек. В 1980 году в этих зданиях начал работать Молодежный театр на Фонтанке и сразу завоевал безграничную любовь зрителей. Более тридцати лет коллектив возглавляет Семен Яковлевич Спивак. Душой Измайловского сада с недавних пор стала маленькая бронзовая скульптура - Петербургский ангел. Его установили на скамейке в центре парка. Автор скульптуры Роман Шустров.
       Если вы пройдете дальше, то увидите музей Гавриила Романовича Державина. Усадьба состоит из особняка поэта, двух парных флигелей, небольшого гостевого корпуса и оранжереи. В рамках реконструкции с тыльной стороны усадьбы был воссоздан Польский сад. Первых посетителей музей принял 28 мая 2003 года.
       Пересекая Измайловский проспект, вы увидите невиданной красоты купол Троицкого собора. Храм имеет удивительную, но не всегда счастливую судьбу. Руководили строительством три человека: Император, архитектор Василий Петрович Стасов и инженер Петр Петрович Базен. Николай I лично контролировал весь процесс, в частности, роспись золотыми звездами по голубому фону была выполнена по его личному указанию.
       Дальше вас ждет настоящее чудо! Как только вы поравняетесь с подвальным кафе «Африка», то поверните налево. В глубине двора вы увидите двухэтажное здание с нарисованной на стене белой вороной под раскрытым зонтиком. Прошу любить и жаловать: театр Дождей – самый потрясающий и самый душевный театр нашего города! Основан осенью 1989 года Натальей Васильевной Никитиной и группой единомышленников. Все белые вороны города слетаются именно сюда! Негласно художественным руководителем театра считается кот Федя (простите, Федор Александрович). Труппа театра (все актеры талантливы и неповторимы) обязательно подтвердит, что кот Федор неизменно готов дать дельный совет.
       Зал маленький, всего 45 посадочных мест. Поэтому театр открывает свои двери за 15 минут до начала спектакля. Я, по обыкновению, приезжаю заранее, чтобы настроится на просмотр спектакля. Вдруг поднимаю глаза и вижу: из «Африки», где он столуется, выходит Федя: сытый, довольный (мне показалось, или с его усов капает сметана?). Он проходит по двору, оглядывается, кивает мне (признал, видимо, свою собственность) и с гордо поднятой головой дефилирует дальше. Точно по Некрасову: Мороз-воевода дозором обходит владенья свои…
       …Мы едем в театр на юбилей Натальи Никитиной. На середине пути нас догоняет туча и проливается сильнейшим дождем. Мы мокрые и счастливые: Вселенная дала нам понять, что в театре нас уже ждут…

       А теперь разрешите мне сделать краткий обзор тех спектаклей, которые я видела.

       «Поминальная молитва»
       Если Вы ни разу не были в театре Дождей, то начните знакомство именно с этого спектакля, который идет на Большой сцене Молодежного театра. Пьеса Григория Горина знакома всем с детства. В деревне Анатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище… Таков обычай! У русских был поп. У евреев – ребе. Мудрые люди, между прочим… А ещё в деревне жили Степан-плотник, Мотеле-портной, Федька-писарь и молочник Тевье-Тевль. Евреи звали его Тевье, русские – Тевлем. И было у него пять дочерей, две коровы и одна лошадь...
       Вы знаете, я пересмотрела все «Поминальные молитвы» в нашем городе и хочу сказать: постановка Натальи Никитиной самая светлая и наиболее жизнеутверждающая из всех. Образы героев пьесы ярки, самобытны, убедительны и легко узнаваемы. Здесь нет главных и второстепенных персонажей, нет ничего случайного и лишнего. В спектакле звучит национальная еврейская музыка, а также музыка группы "Зимовье Зверей". Говорят, все гениальное – просто. Наталья Васильевна взяла четыре доски, два колеса и несколько табуреток и из этого создала целый мир!!! Мир настоящий, реальный! Мир живой, в который веришь с самого первого момента и до финала! Смешно до колик, грустно до слез…

       «Дом, который построил Свифт»
       Спектакль идет на Малой сцене Молодежного театра. Один из зрителей сказал об этой постановке так: «Атмосфера психушки передана точно!». Наивный! Он, видимо, подумал, что это отрицательный отзыв… Помните «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери? «Смотреть надо сердцем. Самого главного глазами не увидишь!». Даже при первом просмотре спектакля видно, какой колоссальный труд стоит за той кажущейся легкостью, с которой актеры выходят на сцену. Александр Маков, Анатолий Рычагов, Александр Иванов, Анастасия Никитина, Илья Божко и многие другие имена мы впервые услышали и сразу же полюбили именно на этом спектакле. Кстати, в тот день доктору Симпсону в двадцатый раз исполнилось тридцать лет! Не удивляйтесь, в театре Дождей и не такое бывает!
       Кстати, любите ли Вы роли с превращениями? Я говорю про тот момент спектакля, когда доктор Симпсон начинает воспринимать себя как Гулливера! Гениально и непостижимо Александру Макову удалось очень точно отыграть перемену в настроении своего персонажа. Нельзя не отметить гениальную игру великолепного Анатолия Рычагова в роли Джонатана Свифта. Анатолий Рычагов настолько красноречиво говорит безмолвной речью, что все чувства, мысли и эмоции декана собора святого Патрика понятны без слов.

       «Забыть Герострата!»
       Забудешь его, как же! Спектакль давно уже стал визитной карточкой театра Дождей!..
       …Знаете, это очень интересное ощущение: примерно к середине спектакля неожиданно понимаешь, что разваливаешься на миллион разных Вселенных и полностью собрать себя в кучу уже не сможешь никогда! А потом, после спектакля, находишь в себе силы, чтобы заново научиться дышать, говорить и жить!.. Это потрясающе! Гениально и непостижимо!!! Илья Божко настолько убедителен, я бы даже сказала мистически убедителен в роли Герострата, что порой становится по-настоящему страшно от пронзительного взгляда непревзойденного мерзавца! Анастасия Никитина в роли Клементины – прирожденная повелительница! Я не погрешу против истины, если скажу: Анастасия Никитина достойна быть украшением любого театра! Отдельное спасибо Александру Макову – Клеону. Такой мощнейший накал эмоций и переживаний способен выдержать только очень сильный человек! Зашкаливающая энергетика Александра заставляет поверить в то, что Солнечный Бог в Питере только один…

       «Последняя женщина сеньора Хуана»
       По театрам я обычно хожу зимой, летом предпочитаю проводить время на свежем воздухе. Дело в том, что в Питере солнечных дней недопустимо мало, а долгими зимними вечерами нехватка витамина Д ощущается наиболее остро. Но в 2017 году у Вселенной были свои планы. В результате мы пошли на «Последнюю женщину сеньора Хуана» 2 июня – в день рождения спектакля. Тогда мы только начали бывать на родной сцене театра Дождей и для первого посещения выбрали «Забыть Герострата!», сразу после которого «Последняя женщина сеньора Хуана» стала полной потерей мировоззрения! Это сейчас я знаю, что все актеры театра талантливы и, не побоюсь этого слова, гениальны! Но в тот раз мастерство перевоплощения дождевцев вызвало неописуемую бурю эмоций! После античного героя – Клеона – увидеть Александра Макова в ночной рубашке и колпаке простодушного хозяина гостиницы и подумать: он, оказывается, и ТАК может!!! Не влюбиться – невозможно!..

       «Дом, где разбиваются сердца»
       Спектакль по роману Бернарда Шоу был восстановлен 8 декабря 2018 года после десятилетнего перерыва и сразу стал событием года. Я искренне надеюсь, что уважаемые читатели полюбят этот спектакль и по достоинству оценят глубину и размах постановки, не говоря о гениальности режиссерского замысла и непревзойденной игры актеров.

       "На берегах Невы"
       Моноспектакль Анны Косенко по воспоминаниям Ирины Одоевцевой. Из описания спектакля: «Первые годы советского Петрограда. Голод, холод и страх, однако литературная жизнь города бьет ключом. Ирина Одоевцева – юная ученица Николая Гумилева – становится свидетелем великих судеб того времени. Она не только знакомится с величием Блока, Мандельштама, Ахматовой, Кузмина, Маяковского, Сологуба, но и подмечает житейские и комичные стороны их жизни. Этот спектакль – поэтический взгляд на эпоху начала ХХ в., основанный на знаменитых мемуарах современницы серебряного века».
       Анна Косенко – удивительный человек. Она не только талантливая актриса, но еще и потрясающий рассказчик. Если будет возможность, то обязательно прогуляйтесь вместе с ней от Ангела к Ангелу или по следам республики ШКИД. Обещаю: вы получите море удовольствия!

       «Белые флаги»
       Спектакль по роману Нодара Думбадзе рассчитан на серьезного, вдумчивого зрителя. Если вы идете в театр только для развлечения, то лучше пройти мимо. Из описания спектакля: «В основе сюжета - история молодого Зазы Накашидзе, безвинно обвиняемого и заключенного в тюремную камеру с девятью другими преступниками. Юному идеалисту, впитавшему с молоком матери понятия о чести и справедливости, трудно остаться несломленным и сохранить себя под гнетом обстоятельств. Но благодаря его мудрости и внутреннему свету сокамерники рядом с ним раскрываются с самых неожиданных сторон... Ведь, как говорит мудрая мать Зазы, "человек - не фреска, которая смотрится лишь в одной плоскости, человек - это скульптура, которую следует обозревать с той точки, с которой она воспринимается всего лучше, всего красивее".
       "Белые флаги" - первая постановка Театра Дождей на большой сцене, а также первая совместная режиссерская работа Натальи Никитиной и одного из ведущих актеров театра Ильи Божко. Отдельный поклон Якову Культиасову, который играет главную мужскую роль. Представьте себе: продолжительность спектакля три с половиной часа и все это время актер находится на сцене в физическом и эмоциональном движении. Это невероятно трудно!

       «Эшелон»
       Спектакль по пьесе Михаила Рощина идет на домашней сцене театра. Из описания спектакля: «Осень 1941 года. Эшелон увозит женщин, детей, стариков от нагоняющей их войны. Маленькая коробочка тепла движется среди холода подстерегающей смерти - в неизвестность. Что ждет этих непохожих друг на друга людей, для которых эшелон вдруг стал вторым домом, сроднил их, сделал одной семьей? Почему они способны за отчаянием видеть надежду, за слезами - радость, за смертью - продолжение жизни? Как среди боли и потерь остаться человеком, не потерять веру в добро?»
       …В зрительном зале гаснет свет. В короткое мгновение темноты перед началом спектакля в театре включается машина времени. И вот уже мы, зрители, вместе с актерами бежим от войны в неизвестность и волнуемся за своих близких, ушедших на фронт…
      "...А ЖИЗНЬ ТОЛЬКО СЛОВО, ЕСТЬ ЛИШЬ ЛЮБОВЬ И ЕСТЬ СМЕРТЬ...
       ...СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А ЛЮБОВЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖДАТЬ..."
       ВИКТОР ЦОЙ.
       Из отзыва Евгения Серебрякова: ЭШЕЛОН - самый пронзительный спектакль Дождей. И эта пронзительность задаётся самым первым монологом Кати и достигает кульминации в кадрах хроники финала... Этот спектакль в Дождях какой-то особенный. Он проникает прямо в сердце и отключает рассудок. Он, видимо, пробуждает нашу генную память, ведь ДЕТИ, которые ехали в этих эшелонах - это НАШИ РОДИТЕЛИ (лично для меня - в буквальном смысле), а для нынешних молодых, даже дедушки-бабушки... И потому-то мы, сидящие в зрительном зале, ощущаем себя едущими в этой теплушке и живущими общей жизнью вместе с актёрами на сцене. Нет, описать словами этот спектакль невозможно, нужно просто идти и смотреть, но если другие спектакли Дождей можно смотреть достаточно часто, то этот - особенный - требует довольно больших перерывов. Не потому, что он тяжелый - нет, он как все постановки Натальи Васильевны очень гармоничный, и, несмотря на свою тему, светлый, просто он очень долго живёт глубоко внутри. Мы решились на повторный просмотр, наверное, только через год... Отдельно хочется отметить игру детей. В этом - особенном - спектакле играет столько детей, сколько не играет во всех остальных постановках Театра. И играют они настолько искренне, что не уступают профессиональным актёрам, а ведь у нескольких из них сегодня был ПЕРВЫЙ сценический опыт!

       «Хотят ли русские войны?»
       Премьера спектакля-концерта состоялась 22 июня 2018 года. В исполнении актеров театра Дождей в первом отделении прозвучали бардовские песни о войне, во втором – эстрадные песни и песни из кинофильмов. В третьем отделении любимые песни, предложенные зрителями, актеры спели вместе с залом, - эта часть концерта так и называется: "Споемте, друзья!". Педагогом по вокалу в спектакле стала замечательная Ксения Карамышева.
       Знаете, я была на той премьере. В третьем отделении мы вместе с актерами так распелись, что засиделись допоздна. Наталья Васильевна Никитина своим волевым решением была вынуждена фактически нас разогнать…

       «Дикий»
       Спектакль для детей и взрослых по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Первое мое впечатление: «Я попала на детский утренник». После окончания спектакля стало понятно, что проблемы в нем поднимаются совсем не детские. Постановка действительно для разных зрителей: ребенок увидит одно, а взрослый – другое. Из отзыва Катерины Викторовой: «В целом спектакль настолько гармоничен, что окунаешься в него с головой, забывая про место и время действия - это всё про "здесь" и "сейчас". Персонажи выверены до мелочей, каждый чем-то цепляет. Прекрасен Петух, Лебеди профессорско-преподавательского вида, Центровой Гусь просто срисован с натуры. Совершенно бесподобен Заяц - я давно такой естественности и органики не видела на сцене: вроде ничего особенного не делает, и текст самый обычный, не кунштюки какие-то публике на потеху, а вот, поди-ка, сидишь и ловишь жадно каждый жест, каждое слово...»

       «Опасный поворот»
       Отзыв Евгения Серебрякова о спектакле: Нет, был бы я главным наркологом страны, я бы запретил "Опасный поворот" в Дождях! Поскольку эти "Повороты", да ещё в сочетании с Дождями не просто опасны, а фатальны: чем больше смотришь, тем сильнее развивается болезнь под названием "дождевая зависимость". И, казалось бы, с чего ей, этой зависимости возникать?! Пьеса сама по себе скучнейшая - одни разговоры, разборки какие-то; действия ноль! Но не тут-то было! Эти Дожди своё дело знают: там такая компания подобралась, что любой героин или ЛСД просто отдыхает! Полный психоделический эффект: вообще забываешь, где ты на самом деле находишься... И вот что я замечал уже много раз: при повторных просмотрах спектаклей Театра Дождей эффект усиливается! Казалось бы, должно быть наоборот, ведь уже всё известно, и должно быть с каждым разом скучнее, что и наблюдается в других театрах, но под сенью наших любимых Дождей каждый раз происходит чудо - всё как будто впервые! А сегодня вообще было чудо из чудес! Думаю, в Англии вашу дружную семейку приняли бы за своих. И каждый раз произведение открывает какие-то новые грани, рождает новые мысли, пробуждает новые чувства - как такое возможно, если всё уже много раз видано, читано, слышано?! Ну и, конечно же, коронный номер Дождей - найти Свет во Тьме, этот дождевой оптимизм, эта доброта сердца! А действительно, не лучше ли жить в иллюзиях, во "сне золотом"? Ведь и сам театр - это иллюзия, это НЕ правда, не правда ли, господа? Так может, действительно, запретить всю эту НЕ-правду: театры всякие, кино, художественную литературу, а оставить только правдивые средства массовой информации? Нет, друзья, не знаю, как вы, а я бы тогда застрелился. Да здравствуют же Дожди, и пока идёт спектакль, не будите эту спящую собаку!

       И, как последний штрих, глубокий поклон Наталье Васильевне Никитиной. Ваши доброта, искренность, душевность и сердечность проявляются в каждой секунде каждого Вашего спектакля. И мы бесконечно благодарны Вам за то огромное счастье, которое вы нам дарите!
       БРАВО!!!


Рецензии
Татьяна, интересное, познавательное повествование Ваше...
Спасибо, понравилось...
Будьте счастливы...
С уважением, С.Т..

Тёплый Сергей   22.10.2023 09:59     Заявить о нарушении
Пожалуйста, послушайте мою песню=Письмо маме=
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина с цветами.
С признательностью, С.Т..

Тёплый Сергей   22.10.2023 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.