История наших электричек. Часть 5. Наши дни

ЧЕТВЁРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ.

Как мы уже говорили, в 2016 году подмосковный Демиховский завод на электропоезде ЭД4М завершил выпуск электропоездов постоянного тока 3-го поколения. И в том же году начал массовый выпуск электропоезда 4-го поколения – ЭП2Д. Обозначение расшифровывалось так: «Электропоезд Пригородный, второй тип, Демиховского завода». Чем же ЭП2Д отличался от предшественника? Сейчас расскажем. И сразу отметим, что выпуск и эксплуатация этого электропоезда продолжаются и по сей день.

Во-первых, электропоезд стал более экономичным, т. е. стал расходовать меньше энергии. Для этого электрическое оборудование, управляющее двигателями поезда, серьёзно изменилось. Интересно, что в электрической схеме поезда сочетаются технические решения электричек 2 и 3 поколений. От третьего поколения (ЭД4М) позаимствовали электрическое торможение, не забыв его ещё раз усовершенствовать. Как результат, новый поезд при электрическом торможении стал отдавать на треть больше энергии другим поездам. А вот от электричек 2-го поколения позаимствовали ряд решений, позволяющих тратить меньше энергии при разгоне поезда. Это применение технических решений прошлых лет на новом уровне.

Во-вторых, впервые на серийном электропоезде решили отказаться от подвагонных генераторов, установленных на немоторных вагонах. Как вы помните, и в движении, и на стоянке этот агрегат постоянно и ровно шумит, вырабатывая энергию для питания бортовой сети и подзаряда аккумуляторов. На ЭП2Д подвагонный генератор заменили электронным ящиком – ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ СОБСТВЕННЫХ НУЖД, сокращённо ПСН. В нём нет никаких вращающихся частей, нет и шума. А функционально ПСН аналогичен: из напряжения контактной сети (постоянный ток 3000 В) делает переменное напряжение 220 В для питания освещения, вентиляторов и других цепей.

Третье (и самое заметное!) изменение – обновился внешний вид поезда. Если у ЭД4М головная часть поезда была более плоской, то у ЭП2Д она стала более обтекаемой, сглаженной. А сами ЭП2Д проще заметить по бело-серой окраске вагонов. Но это ещё не всё! Теперь на все новые электрички (начиная с ЭП2Д) устанавливают специальные устройства для гашения ударов при лобовых столкновениях. Это защита и для машиниста с помощником, и для пассажиров. Её называют модным словом «КРЭШ-СИСТЕМА». И ещё одна интересная особенность: ряд электричек ЭП2Д имеют выход только на высокие платформы. Такое когда-то уже было, вспомните серию "С")

Оценили внешние изменения, зайдём внутрь поезда. Даже по сравнению с поздними ЭД4М, улучшилась отделка вагонов и тамбуров, кабин машиниста. Новые сиденья, новые багажные полки, стоп-краны новой конструкции, даже новые туалеты в головных вагонах. Электронная система отопления и кондиционирования, заимствованная с поздних ЭД4М. Дополнительные табло сбоку каждого вагона, информирующие, куда и с какими остановками следует поезд. В общем, не случайно ЭП2Д обозначают как «Поезда Стандарт+: современно и комфортно».

В кабине машиниста несколько улучшен пульт управления, установлена новая система безопасности. Расширилось применение системы видеонаблюдения. Теперь с помощью видеокамер машинист с помощником могут «заглянуть» не только внутрь вагона. Можно посмотреть, что делается на крыше и нет ли там «зацеперов». Можно проконтролировать закрытие автоматических дверей, не выглядывая в окно – достаточно посмотреть на монитор. А ещё одна камера бдительно следит за машинистом и помощником. Согласно строгим инструкциям, их тоже надо контролировать. Не пускают ли они в кабину посторонних? Не пьют ли чай во время работы? Кстати, разговоры в кабине во время работы тоже должны регламентироваться. И специальный микрофон подслушивает всё, о чём машинист с помощником говорят. Так что на новой электричке и новый уровень контроля за машинистом.

Есть и другие изменения. Так, улучшена конструкция токоприёмников, крышевых ящиков с кондиционерами и других узлов. Если Вы помните, ещё на поздних ЭД4М для освещения вагонов применили светодиодные светильники. На ЭП2Д применение светодиодов расширили. Их установили в прожекторе для освещения пути перед поездом, а также в сигнальных огнях, обозначающих голову и хвост поезда. Всё меньше становится в электричке лампочек накаливания с характерным жёлтым "поездным" светом. На ЭП2Д их оставили для освещения шкафов, подвагонных ящиков и ещё в 2-3 цепях.

И вот что интересно. Несмотря на почти 100-летнюю историю развития электричек постоянного тока, есть ОБЩИЕ ЧЕРТЫ, присущие им на всём протяжении развития. Это не только постоянный ток, на котором они работают. Это и электродвигатели, приводящие поезд в движение, и СЕКЦИИ из моторного и прицепного вагонов, и ряд конструктивных решений, используемых в электрической аппаратуре. Не вдаваясь в подробности, скажем, что одно из них, "пневматический привод системы инженера Решетова" применялось с 1930-х годов на всех последующих электричках, включая ныне выпускаемую ЭП2Д. Что, нежелание использовать более современные решения? Скорее опыт 80-летней эксплуатации, показавшей совершенство этой системы перед другими. Ещё сложнее изменить тип двигателя, применяемого на электричке, ведь новый электродвигатель потребует установки принципиально нового оборудования. Но прогресс не стоит на месте и конструкции таких электричек есть. Пример - общеизвестные "Ласточки" и "Иволги". Из-за кардинальных изменений в двигателях и системах управления ими эти электрички - уже 5-е поколение (а возможно, и новая эпоха) в развитии отечественных электропоездов. Об этом расскажем дальше, но сначала закончим рассказ об электропоездах 4-го поколения.

Со второй половины 2010-х годов электрички ЭП2Д стали постепенно осваивать подмосковные направления. Почти все эти поезда относятся к Центральной Пригородной Пассажирской Компании (ЦППК). В её подчинении находятся несколько подмосковных депо, где ЭП2Д составляют большую часть поездов. Сейчас эти электрички эксплуатируются на Рижском, Белорусском, Савёловском, Горьковском, Курском и Киевском направлениях. Они ездят и как обычные электрички, и как региональные экспрессы. На июль 2021 года Демиховским заводом выпущено более 140 таких электричек. Так что несмотря на появление ещё более совершенных конструкций, и выпуск, и эксплуатация ЭП2Д продолжаются.


Рецензии