Вторжение США в Афганистан

Согласно предлагаемому Вам Интервью со Збигневом Бжезинским (*) 1998 года,  вмешательство США в Афганистан ПРЕДШЕСТВОВАЛО советскому вторжению 1979 года. Это решение администрации Картера в 1979 году вмешаться и дестабилизировать Афганистан является основной причиной разрушения Афганистана как нации.
Источник: «Le Nouvel Observateur, Paris,» Париж, 15-21 января 1998 года. Перевод с французского на английский: Билл Блюм (*). Перевод с английского на русский: Марк Турков.
ИНТЕРВЬЮ.
Вопрос:
Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс заявил в своих мемуарах ["Из тени"], что американские спецслужбы начали оказывать помощь моджахедам в Афганистане за 6 месяцев до советской интервенции. В этот период вы были советником президента Картера по национальной безопасности. Следовательно, вы сыграли определенную роль в этом деле. Это правильно?
Бжезинский:
Да. Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в 1980 году, то есть после вторжения советской армии в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но реальность, тайно охраняемая до сих пор, совершенно иная, действительно, 3 июля 1979 года президент Картер подписал первую директиву о секретной помощи противникам просоветского режима в Кабуле.
И в тот же день я написал записку президенту, в которой объяснил ему, что, по моему мнению, эта помощь должна была спровоцировать советское военное вмешательство.
Вопрос:
Несмотря на этот риск, вы были сторонником этой тайной акции. Но, может быть, вы сами желали этого вступления Советского Союза в войну и стремились спровоцировать его?
Бжезинский:
Это не совсем так. Мы не подталкивали русских к вмешательству, но мы сознательно увеличили вероятность того, что они это сделают.
Вопрос:
Когда Советы оправдали свое вмешательство утверждением, что они намеревались бороться против тайного участия Соединенных Штатов в Афганистане, люди им не поверили. Однако в этом была доля истины. Ты сегодня ни о чем не жалеешь?
Бжезинский:
Сожалеешь о чем? Эта секретная операция была отличной идеей. Это привело к тому, что русские оказались в афганской ловушке, и вы хотите, чтобы я пожалел об этом? В тот день, когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру. Теперь у нас есть возможность передать СССР его вьетнамскую войну. Действительно, в течение почти 10 лет Москве приходилось вести войну, которую правительство не могло поддержать, конфликт, который привел к деморализации и, наконец, к распаду Советской империи.
Вопрос:
И вы также не сожалеете о том, что поддержали исламский фундаментализм, дав оружие и советы будущим террористам?
Бжезинский:
Что наиболее важно для мировой истории? Талибан или распад Советской империи? Какие-то взбудораженные мусульмане или освобождение Центральной Европы и окончание холодной войны?
Вопрос:
Некоторые встревоженные мусульмане? Но было сказано и повторено, что исламский фундаментализм сегодня представляет собой мировую угрозу.
Бжезинский:
Чепуха! Говорят, что Запад проводил глобальную политику в отношении ислама. Это глупо. Глобального ислама не существует. Взгляните на ислам рационально, без демагогии или эмоций. Это ведущая религия мира с 1,5 миллиардами последователей. Но что общего между фундаментализмом Саудовской Аравии, умеренным Марокко, пакистанским милитаризмом, египетским прозападным или центральноазиатским секуляризмом? Не что иное, как то, что объединяет христианские страны.

СНОСКИ
 (*) Збигнев Бжезинский - Советник президента Джимми Картера по национальной безопасности США.


Рецензии