Глава 2 Детство Часть 11 Дневник бабуси 1942 год

       На фотографии отражено строительство Казанского «ОБВОДА».
       Фото из Музея Мемориала ВОВ в Казани

ЧАСТЬ 11

ДНЕВНИК  БАБУСИ
 1942  год               
               
Шел 1942 год…

Получалось так, что воевал весь народ –  и на передовой, и в тылу врага.

В годы войны я была слишком мала, чтобы осознавать настоящее положение тыловой жизни советских семей. Не знала и о многих событиях, которыми жила Казань,  подобно другим таким же городам, превратившись к осени 1942 года  в один из крупнейших арсеналов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением и снаряжением.

Много позже, практически уже в 21-м веке, интересуясь историческим прошлым моей родины, я постепенно знакомилась с информацией в интернете, которая теперь свободно доступна всем.
И мне моя родная Казань предстала совсем в ином свете, чем – та, в которой прошло мое раннее детство.

По решению Правительства СССР - в первые же месяцы войны Казань стала городом первой степени секретности. Сюда перевезли центральную кладовую Государственного банка СССР, эвакуировали крупные оборонные предприятия, сверхсекретную лабораторию «Уран», которой руководил «отец атомной бомбы» Игорь Курчатов.
А казанский пороховой завод был в это время единственным предприятием в стране, бесперебойно поставлявшим на фронт боеприпасы.
На территории небольшого завода № 169, производившего в мирное время изделия гужевого транспорта, разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода № 387 (впоследствии Казанский вертолетный завод), и уже с сентября 1941 года завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944 года ПО-2). С первых дней войны эта неказистая машина стала незаменимой на фронте. Ее использовали в качестве разведчика, связного. На этом самолете вывозили с передовой раненых бойцов. Но машина не была приспособлена к ведению боевых действий. С середины IV квартала 1941 г. завод приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной.

В республике развилась и судостроительная промышленность. В Казань были эвакуированы центральные конструкторские бюро (ЦКБ-4, ЦКБ-17 и ЦКБ-32) и ЦНИИ-45 Наркомата судостроительной промышленности СССР, на которые была возложена задача проектирования и организации массового серийного производства боевых серийных катеров, обеспечение судостроительных заводов технической документацией и чертежами военных кораблей.
И все эти предприятия, переведенные в Казань, быстро осваивались и начинали работать, как единый часовой механизм, отсчитывающий дни и часы наших военных лет в условиях  трудной трудовой тыловой жизни.

Очевидцы вспоминают, а мои мама и бабуся сами были непосредственными участниками таких же, как они – родителей, в постоянных заботах о том – чем же накормить голодных детей.
Продукты в войну выдавали по карточкам, поэтому кто- то из членов семьи  должен был встать пораньше и занять место в "хлебной очереди".
Cтарожилы вспоминают, что перед магазином на Чернышевского люди выстраивались в очередь уже с 2 утра и к открытию очередь тянулась по всей улице и выходила на Булак.

Кстати, (из воспоминаний тех же старожил) -  чуть ли не самыми сытыми в те времена считались работники  Кожсырьевого завода. Они имели возможность печь блины или жарить картошку на настоящем сале, которое разрешалось соскрести со шкур, из которых потом шили тулупы для фронта.

В истории Великой Отечественной войны еще немало неизвестных страниц.
Много нового о событиях, связанных с историей Казани (1941 -1942 год)  в последнее время узнала не только я, но и другие  люди. Я имею ввиду -  сооружением в Татарской АССР оборонительных рубежей вокруг Казани, получивших позднее наименование “Казанский обвод”. До определённого времени эти данные считались – секретными.

В октябре 1941 года Государственным комитетом обороны СССР было принято постановление о строительстве оборонительных рубежей на территории Татарии, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и других областей. Что касается Казани, то оборонительный рубеж вокруг нее должен был пролечь полукольцом от чувашской деревни Покровское на Волге через станцию Урмары, райцентры Кайбицы и Апастово до города Куйбышева (ныне Болгара).
В связи с недавним снятием грифа секретности с некоторых архивных документов появилась возможность рассказать об этом героическом эпизоде лихой военной годины.

Я не буду здесь вдаваться в подробности этого, ещё одного трудового подвига советских людей в первые годы войны. Но коротко о том, что именно было ими сделано – перечислю…

Осенью, с боязнью, что падет Москва, в ставке главнокомандующего СССР началась секретная  разработка  плана   строительства  защитно-укрепительных сооружений по схеме утвержденной ГКО – трасса рубежа проходила: Казань – Куйбышев – Саратов – Сталинград…

Казанский обвод - система инженерных укреплений, созданных по решению Государственного Комитета Обороны СССР от 13 октября 1941 года для защиты Казани от возможного нападения немецко-фашистских войск.
Руководители строительства - Ф.М.Ковальский, И.М.Ильина, А.П.Баранников и др.
Оборонительный рубеж располагался полукольцом вокруг Казани и
проходил по территории Чувашской и Татарской АССР, от деревни Покровское, через населенные пункты Урмары, Кайбицы, Апастово к г.Куйбышев (ТАССР).
Протяжённость Казанского обвода составила 331 км, в том числе 151 км противотанковых рвов, 79,61 км эскарпов, 1,96 км контрэскарпов.
Было сооружено 392 командных и командно- наблюдательных пункта, 98 скрытых огневых точек, 44 дзота для 45-мм противотанковых и 12 - для 76- мм пушек, 419 землянок.
Рубеж возводился в трудных условиях, в основном силами колхозников. В его строительстве приняли также участие служащие, рабочие, школьники и студенты. Максимальное число работающих на строительстве рубежа под Казанью - 107 тысяч человек (декабрь 1941 г.).
Архивные документы свидетельствуют, что работы по возведению обвала начались 27 октября 1941 года, а до 10 ноября 1941 года к работе приступили все остальные  военно-полевые строительные организации.
Используя самые примитивные орудия труда – лопаты, кирки, кувалды, - люди смогли создать укрепрайон вокруг Казани.
Осень в 1941 году наступила очень рано. Шли бесконечные дожди. Стояла непролазная грязь, а затем нагрянули морозы. Слои промерзшего грунта на участках, оголенных ветром от снега, доходили до полутора метров. Морозы же достигали минус 40 градусов.
А ведь среди работающих было – до 75 % женщин!

11 февраля 1942 года Казанский обвод был принят государственной приёмочной комиссией.
После поражения немецко-фашистских войск под Москвой (1941-42)  обвод был законсервирован.
Строительство обвода было ещё одним подвигом советских людей, за который награды не полагались…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  БАБУСИНОГО  ДНЕВНИКА…

                1942 год
(Сокращённо…)

 13.01.42.  Дети получили мешочки с гостинцами.  Ида объелась.  Ночью тошнило.  Утром - касторка.  Ничего не хочет есть.
 Самое интересное - готовимся к празднику. Нынешний год, в ожидании всяких "событий",  наши комнаты превратились в мерзости запустения. Дети никак  не могли дождаться, когда комнаты примут праздничный вид. Боря ходил  за мной и говорил: - "Когда же, бабуся, ты повесишь "тобби"?

 
ДОБАВЛЯЮ…
(У нас на стенах висело много ковриков и вышивок, выполненных бабусей.
В частности, Боречка вспоминал коврик, на котором была выполнена аппликация – «собачка – Тобик».
Перед праздниками всё со стен снималось, чистилось, стиралось. А в канун торжественных дней, квартира преображалась, одетая в чистые занавеси, украшенная кружевными дорожками и ковриками. Праздничное настроение передавалось всем – и взрослым и детям. И, конечно, основная заслуга – бабусина.
Как она справлялась с хозяйством, готовкой, воспитанием троих сорванцов?
И, ведь, никто тогда этого не ценил…).

...Наконец всё красиво. Дети в восторге. Ида говорит: - "Вот удивится дядя Ваня (квартирант), когда увидит "наряжённую " комнату".
Ёлочки не  было.  Нельзя было достать.
Зато все предыдущие дни   были заняты основной заботой – где и как достать продукты, чтобы устроить настоящий праздник детям, чтобы, хот на пару дней забылась война и голод… Что-то выменяли на рынке на сохранившиеся в сундуке вещи. Что-то достали по карточкам, отстояв многочасовые очереди.
Но зато – праздник получился таким, какой бывал когда-то в предвоенные годы.
Накануне испекли рулет из сдобного - белой муки  с миндалем и изюмом,  сладкий пирог с вареньем, булочки, кекс, сухарики, печенье. Изжарили свинину, разделали селёдку. Добились настоящих шоколадных конфет.  Всего хватило на два дня,  а  там...  снова  картошка. И та бывала не всегда.
Утром дети проснулись очень рано, в 5 часов. - "Бабуся, бабуся, я  уже знаю у меня что! Что-то круглое, потом книжка, потом кукла...
Я зажгла в столовой свет,  и она с жадностью принялась рассматривать подарки  и  тотчас  же разбудила Борю.  Тот обрадовался страшно  флейте. Оба получили туфли. Сейчас же разложили мешочки с гостинцами.
Ида была занята вопросом,  новая ли это кукла или старая Лиля.  Я  сделала старой Лиле новый плюшевый костюм.
Книжку - "Бабушкина внучка" Ида  проглотила  в  два дня.  В книге есть глава о Боге.  - "А я  знаю, бабуся, кто такой Бог - это природа". Удивительная умница.

 04.03.42. Целый месяц вылежала в постели. Встать не думала: слишком истощен был организм.  Приехал на побывку Воля  и я с этого дня начала поправляться. Теперь чувствую себя бодрой и вступила в "отправление своих обязанностей".
2 марта была именинницей.  Торжественно справили, хоть куда! Дети  без конца радовались деликатесам:  пирог с мясом и  луком,  пирог  с  картошкой и луком.  Сладкий пирог, рулет, булочки из сдобного теста.  На обед - бульон с пирогом,  саксонские клёцки, На чай, кроме мучного - тянучки,  варенье.  Сколько бы стоило это всё,  если бы этого не  было дома -  Воля привез паек.
 Единственное,  что купили на рынке - яйца (40 руб. За  8 штук). Молоко стоит от 70 до 100 руб. или за эту цену - 2 кирпичика хлеба. Всё на мену теперь. На рынке мяса нет. Масло с бою - 110 - 120 руб. за кг. Картошка - 15 руб., овощи - 15 руб.
Ида приготовила басню Крылова:  - "Волк и пастухи".  Твердила  об  этой "тайне", не переставая.

 18.03.42. Ида - именинница. Сколько ожиданий! Воля заблаговременно купил (достал) ей подарки. Сколько было радости!
К завтраку изжарила из мороженой картошки котлеты.  Дала по чашке  молока с "печеньем" - пресные лепёшки на соде. Обед, как Ида сказала  пришедшей матери:  суп без круп, одна луковка (в буквальном смысле),  да и  тот тёплый (нет керосина).  Дети одевают Милкины пелёнки,  как  ризы, а на головы - " короны".  В ходу - ободок от барабана.  -  "Ты будешь - король,  одень корону!" - говорит Ида. - "Да, она - худая!"  - "Но, ведь все короны бывают худые!"

 05.04.42. Пасха. Ах,  как  дети рады празднику!  Как радовались пирогу с  картошкой! Ведь каждый день картошка, так что картошка в тесте только ради праздника.
Яйца - 120 руб.  за десяток.  Масло - 200 руб.  и т.д. Все кругом  зарыто в сугробы.  Днём начинает таять. Вечером и утром - подмораживает. Идёт снег.
Дети на дворе. Сшила и тому и другому новые светлые  платьица. Достала случайно уцелевшие в сундуке чулки дяди Бориски. Прелестные,  новые, белые и розовые чулки.  Носят сплошную дыру.  На базаре -  70  руб. пара. 
Боря баюкает Милку. Импровизация: - "Спи, моя дочурка! Я  куплю тебе пистолет и научу тебя стрелять!  Если не будешь спать, не  куплю....
 Бабуся, она спит! Я ей это нарочно пел про пистолет, чтобы  она уснула скорей. А она спит и думает, что я ей куплю".

 13.04.42. - "Гуси стали в очередь и пошли купаться" - сказал Боря  про гусей, нарисованных в книжке.   
Нина вместе с другими раскидывала снег лопатой на улице возле нашего дома.
Я убирала снег возле нашего крыльца. Часа в три мы закончили нашу работу.  Дома нет ни дров,  ни керосину, ни электричества,  ни углей. Нечем даже вскипятить воды и сварить кашки для ребёнка.
Заняли дров. Сырая печь дымит. Кое-как истопили печь. Всё в облаках дыма.  Смрад и чад. Холодно. Открыли форточку. За Ниной пришли -  отбивать ледник. Пошла, а уже 5 часов вечера.
Все угорели.  Началась у всех головная боль.  Милку первую стошнило.  Ида ноет. Боречка жалуется, что у  него в животе стучит вот так: отводит обе руки от груди, а потом обратно... А у меня с желудком что-то и с головой...  Жуткая  картина!  Кому ухаживать:  все беспомощные. Открыли снова все форточки,  трубу,  приняли лекарства. Легли. Ночь прошла благополучно.

Все устали от этой войны. Даже Боречка говорит, что он разорвал бы Гитлера  на клочки и бросил в помойную яму.

Ида как-то  садиться со мной рядом на сундук,  опускает головку в  колени и говорит:  - "Бабуся!  Вчера я так устала, так устала, когда  была во дворе, что села на кончик дровней, стоявших в середине двора,  а лошадь дёрнула и поехала.  Я доехала до калитки и слезла.  Первый,  кажется, раз  она  сама созналась в своём проступке.  Меня это очень  порадовало. А потом,  на другой день,  Ида, услыхав голоса подруг за  окошком, влезла на стол и говорит: - "Бабуся, а форточка так и осталась открытой?" Припоминаю. Форточку я сама закрывала. Значит ей понадобилось открыть форточку, чтобы заговорить с подругами и она снова... прибегнула ко лжи. Конечно, я её снова уличила.

 08.05.42. "Веселый  месяц май!"...  должен быть,  а у нас холода.  Люди помогли убрать природе снег.  Всё сухо. И то хорошо! Апрель для  нас был очень тяжёлый:  нет дров,  нет керосину,  нет электричества,  нет углей. Теперь достали немного дров и дали свет, готовим на плитке. Воля опять приехал на побывку,  приехал и привёз картошки.  Сколько было радости у тех,  у  кого её совсем не было, а тут им дали по мешку.

На рынке все растет: картошка - 35 руб. за кг., молоко - 150 руб.  за четвертинку, хлеб - 150 руб. - 2 кг., мясо от 150 до 300 руб., яйцо - 120 руб., масло за один фунт 200 или 300 руб., лук - 60 руб. За  кг.
3-го мая у Бори был день рождения Получил в подарок книжки (совсем неинтересные),  пенал  и качели.  Последними очень угодили Иде и  Милке. Боря боится и не катается на них.

Мать купила капусту солёную на рынке и не позволила брать Боре, а  он всё равно её берёт.  Нина,  торопясь на службу, на ходу берёт капусту. Боря мрачно:  - "Подумаешь! То-о-же! Родители!" - Нина подавилась смехом. Такая херувимская рожица и такие заключения!

 10.05.42. Ида ездила с Волей на Волгу.  Пришёл Камский пароход на  ближнее устье: сильная вода.

ДОБАВЛЯЮ…
 1942 - ой год запомнился мне тем,  что я, наконец, пошла в школу. Мне было семь лет. Но приняли меня сразу во второй класс, так как я уже умела читать и писать. Немного владела немецким. Знала много стихотворений наизусть. Математика тоже давалась легко. В общем, благодаря бабусе, к школе я была подготовлена на отлично. Единственное, что мне не давалось, это – чистописание. В тетрадке ошибок нет, но кляксы, грязь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии