Таинственный остров

В декабре 2005 года украинское государственное предприятие «Укроборонсервис» выставило на продажу ... остров. Стартовая цена составила 10 млн. гривен (2 млн. долларов). В Министерстве обороны Украины подтвердили факт продажи недвижимого имущества воинской части А1594, которая ранее располагалась на острове. Нашелся ли покупатель, автору установить не удалось.
Объектом продажи стал расположенный в Днепро-Бугском лимане остров Первомайский (он же Майский, он же Батарейный, он же Николаевский). История данного острова интересна и полна загадок.
В 1873 году было принято решение о сооружении в лимане укрепления «для преграждения доступа неприятельскому флоту». Осенью 1874 года по проекту известного фортификатора Е.И.;Тотлебена началось сооружение четырех батарей на правом берегу лимана у города Очакова, одной на острове Березань и одной на искусственном острове в Днепро-Бугском лимане (Николаевская батарея).
При строительстве острова в дно были вбиты в три ряда сваи, пространство между которыми заполнили землей, камнями, песком и т.п. Строительство острова площадью 7.3 га было закончено в декабре 1880 года. К 1881 году здесь были оборудованы причал, склады, 40 казематов, пороховые погреба, железнодорожная ветка протяженностью 300 метров для транспортировки артиллерийских припасов, казармы и лазарет.
К началу русско-турецкой войны 1877–1878 годов Николаевская батарея была вооружена 11-дюймовыми пушками образца 1867 года и новыми 9-дюймовыми мортирами. Однако, вражеские корабли не рискнули войти в Днепро-Бугский лиман.
Николаевская островная батарея все время строилась и перестраивалась и была закончена лишь к 1891 году. На искусственном острове общей площадью 7,3 га и длиной 1400 м были установлены: тринадцать 280-мм пушек обр. 1877 года, пять 152-мм пушек, две 57-мм, одиннадцать 229-мм мортир, а также восемь 9-фунтовых полевых пушек. Все орудия были установлены открыто за каменными или бетонными брустверами. К началу мировой войны на острове были дополнительно установлены четыре 152-мм скорострельных орудия Кане.
В 1914–1917 годах германские и турецкие корабли в Днепро-Бугский лиман войти не пытались. Боевое крещение форт Николаевский принял лишь в Гражданскую войну. 26 июля 1919 года десант белых захватил остров, но красные успели привести орудия форта в негодность.В связи с наступлением Красной Армии в начале февраля 1920года белые бежали с острова.
1 мая 1920 года большевики переименовали батарею в «Остров 1 Мая», позже его стали называть «Первомайским», а иногда просто «Майским». С Балтики на остров были доставлены четыре 130-мм корабельные пушки. Кроме того, установили 76-мм полевую пушку, приспособленную для зенитной стрельбы.
20 июля 1920 года произошла артиллерийская перестрелка между белогвардейским крейсером «Генерал Корнилов» (бывший «Кагул») и береговой батареей острова Первомайский. Вероятно крейсер получил попадание, поскольку немедленно прекратил огонь и покинул место боя.
В это время части Врангеля перешли в наступление с территории Крыма и к 23 июню вышли к Днепру. Захват острова Первомайский и батареи красных у города Очакова позволил бы белогвардейцам взять под контроль Днепро-Бугский лиман, ввести в Днепр боевые и транспортные суда. Это помогло бы белым выбить противника со всего Западного Причерноморья, включая Одессу.
1 августа 1920 года ко входу в лиман подошел линкор «Генерал Алексеев» (бывший «Александр III») под флагом командующего врангелевским флотом вице-адмирала Саблина. Его сопровождали крейсер «Генерал Корнилов», эсминцы «Капитан Сакен» и «Дерзкий», четыре канонерки, тральщики и другие корабли.
С утра 3 августа линкор (двенадцать 305-мм и шестнадцать 130-мм орудий) вел огонь по батареям Первомайского, находясь вне досягаемости вне досягаемости 130-мм орудий красных. Всего «Генерал Алексеев» выпустил по острову Первомайский и Очакову 165 снарядов калибра 305-мм. С более близкого расстояния вели огонь и остальные корабли белых. На острове было убито и ранено несколько красноармейцев, но все 130-мм орудия действовали исправно.
Попытка белого флота прорваться в лиман провалилась. Начиная с 17 августа врангелевские корабли постепенно начали покидать лиман. С конца сентября лишь крейсер «Генерал Корнилов» по-прежнему периодически вел по острову Первомайский беспокоящий огонь. Так, 8 октября крейсер с дистанции 84 кабельтовых (15,7 км), то есть с предельной дальности стрельбы своих 130-мм орудий, выпустил по острову около сотни снарядов. «Генерал Корнилов» 5 ноября ушел в Севастополь после пятимесячной дуэли с островом Первомайский и батареей у Очакова.
С 1925 по 1939 год велась модернизация острова, его фортификаций и батареи. На топографических картах 20-30-х годов остров обозначался, как «Морская батарея». Окончательный вид Первомайский приобрел незадолго до Второй мировой войны.
В начале 1930-х у острова выстроили новый волнолом (брекватер), укрепили бетоном береговую линию. Основное электропитание осуществлялось с очаковского берега по двум подводным кабелям. Была пробурена артезианская скважина. Для прикрытия с воздуха развернули 4-х орудийную зенитную 76-мм батарею. Связь с берегом поддерживалась по подводной телефонной линии. Толщину кирпичных стен трехэтажных орудийных казематов довели до 2.5 метров и нарастили земляные валы.
К 22 июня 1941 года на острове дислоцировалась 22-я батарея в составе четырех 203-мм пушек и четырех 76-мм зенитных орудий. Кроме нее, в Очаковском секторе береговой обороны состояли батарея № 15 (четыре 203-мм пушки) и противокатерная батарея № 7 (четыре 75-мм пушки Кане), находившиеся неподалеку от города Очаков.
14 августа 1941 года части немецкой армии прорвались к Очакову. 203-мм батарея № 15 обстреливала вражеские танки в районе села Новоселки. Несмотря на приказ командования оборонять Очаков до последней возможности, 20 августа войска беспорядочно эвакуировались из города.
Командир Очаковского укрепленного сектора доложил об уничтожении батарей № 15 и № 7. На самом деле этого сделано не было. 75-мм батарея № 7 уже через два дня открыла огонь по острову Первомайский. А первого октября к ней присоединилось одно из 203-мм орудий батареи № 15. В конце 1942 года все орудия этой батареи были установлены на немецкой батарее на мысе Херсонес и приняли участие в осаде Севастополя.
25 августа 1941 года командир батареи № 22 докладывал: «Противник беспрерывно ведет губительный огонь по острову Первомайский. На батарее осталось всего двадцать четыре 203-мм снаряда». В связи с этим из Севастополя была выслана 120-тонная парусно-моторная шхуна «Штепенко» с боекомплектом для Первомайского. В ночь на 30 августа шхуна подошла к острову. Используя доставленные боеприпасы, батарея № 22 продолжила вести огонь по противнику.
Из донесения от 5 сентября 1941 года: «По острову выпущено 213 снарядов, ранен один краснофлотец». 14 сентября: «Массированный налет, сброшены свыше 50 бомб». В среднем за день немцы выпускали по Первомайскому около ста снарядов. Но остров держался и вел ответный огонь. Бомбардировки с воздуха и артобстрелы не нанесли существенных повреждений казематам.
Остров Первомайский в конце сентября 1941 года оказался во вражеском тылу. 22 сентября бронекатера Дунайской флотилии без потерь эвакуировали защитников Первомайского, а орудия батареи были взорваны.
Новая, но тайная, жизнь острова началась в 1961 году. В июне 1953 года руководство ГРУ Генштаба ВС СССР приняло решение о создании семи морских разведывательных пунктов специального назначения. Формирование первого из них - 6-го МРП – началось в октябре того же года в Севастополе. В марте 1961 года 6-й МРП был переведен на остров Первомайский, а в августе 1968 года преобразован в 17-ю отдельную бригаду спецназа ГРУ. Деятельность подразделения МРП была крайне секретной и остается таковой и по сей день. Детали проведенных ими операции никогда не освещались средствами массовой информации, во всяком случае, отечественными.
Подобные отряды начали появляться во многих странах мира незадолго до начала Второй мировой войны. Первые эксперименты начались в СССР только в 1938 году на Тихоокеанском флоте, а затем на Черноморском. Однако, до начала войны этому не придавали серьезного значения.
Именно поэтому после начала войны их пришлось создавать в очень большой спешке - уже в августе 1941 года появилось первое подразделение боевых пловцов. На счету спецназа числится ряд операций, позволявших наносить урон противнику. После окончания войны этот разведотряд был расформирован и оставался в забытьи вплоть до 1953 года.
Уже во второй половине 50-х годов морским разведпунктам были утверждены следующие основные задачи (остаются актуальными и по сей день):

1. Разведка местонахождения установок для запуска ракет дальнего и среднего действия на побережье, складов атомного, химического и бактериологического оружия, аэродромов, районов дислокации боевых кораблей и сосредоточения десантно-транспортных средств, войск и техники противника, а также выявление местонахождения и основных тактико-технических данных сверхдальних РЛС.
2. Доносить о времени выхода, составе авианосных соединений, конвоев, отрядов десантных и боевых кораблей, в том числе кораблей, оборудованных для запуска управляемых ракет, из портов и баз противника в море.
3. Наведение авиации и ракет на объекты противника.
4. Выполнение специальных заданий командования.
5. До начала боевых действий в мирное время скрытно выводить агентурных разведчиков в разведываемые страны без захода используемых судов гражданских ведомств или подводных лодок в территориальные воды.
6. Выполнение особых заданий по добыванию или захвату секретных документов, аппаратуры и пленных.
7. Диверсии по уничтожению или выводу из строя важных объектов в базах, портах и на побережье противника.
8. С началом боевых действий скрытно выводить разведчиков и агентов в тыл противника.
9. Поиск и изъятие секретных документов, аппаратуры и техники из затонувших кораблей и судов.
10. Подготовка легководолазов для ГРУ и легководолазов-разведчиков резерва военного времени.
11. Обучение для агентурной разведки разведчиков агентурного резерва военного времени способам вывода в тыл противника с помощью легководолазного снаряжения;
12. Испытания разведывательной техники, аппаратуры, специальных средств, снаряжения и оружия.

На Первомайском спецназовцы овладевали специальностями топографа, водолаза, парашютиста, подрывника, водителя, пулеметчика, снайпера, гидроакустика и др. Проверяли навыки, в так называемых, отработках. Группу из 6-8 человек забрасывали в незнакомую местность с ограниченным запасом продовольствия и вооружения. В течение строго определенного времени необходимо было выполнить учебное.
До сих пор ветераны 17-й бригады хранят молчание о многих операциях, успешно проведенных далеко за пределами СССР. Известно лишь, что во время фестиваля молодежи и студентов на Кубе спецназовцы 17-й бригады обеспечивали подводную охрану кораблей от возможных диверсий. Они участвовали в ликвидации последствий катастрофы пассажирского парохода «Нахимов» - обеспечивали проходы для гражданских водолазов, работали во время аварии канализации в Харькове. Плюс многочисленные подводные разминирования послевоенных бомб, мин и торпед.
1 января 1990 года 17 бригада специального назначения, входившая в состав Черноморского флота, была реорганизована в 1464-й разведывательный пункт - РП 1464. После развала СССР принял присягу Украине (около 1000 человек) и переименован в 7-ю обр СпО (в/ч А1594), дальнейшие названия 17-й МРП - Центр Специальных Операций, затем 73-й морской центр специальных операций ВМСУ. В сентябре 2004 года 73-й МЦСН перевели с острова Первомайский на окраину города Очаков. На острове осталась брошенной прекрасная техническая база, быстро пришедшая в полную негодность.
В свою очередь, взамен отошедшего к Украине морского разведывательного пункта в Черноморском флоте РФ был создан 431-й морской разведывательный пункт, расквартированный в г. Туапсе.
Кстати, в советское время на Первомайском был музей лейтенанта Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков». В 1905 году Петр Шмидт содержался до расстрела в одном из казематов острова. Здесь же находится основание фок-мачты революционного броненосца «Потемкин» и соответственная памятная доска.


Рецензии