Авария

Иногда достаточно одного мгновения, чтобы
примириться с Богом, – бережно и
проникновенно отвечает он затем. – Одного
мгновения перед смертью. Одной-единственной
мысли. Эта мысль может быть даже не выражена
словами.
Э. М. Ремарк. Черный обелиск

Макар не любил «лиц кавказской национальности», которые после развала СССР заполонили Россию. Казалось бы, если все бывшие «братские» республики, словно сговорившись, решили жить самостоятельно, или, как сейчас принято говорить, суверенно, то пусть бы и «лица кавказской национальности» жили там, у себя, да наслаждались долгожданной свободой от тоталитарной России. Так нет же, они почему-то приехали в Россию, которая раньше их так жестоко угнетала, заполонили все рынки и овощебазы, вели себя очень назойливо и по-хозяйски. В доме, в котором жил Макар, тоже было несколько выходцев с Кавказа. Для них было в порядке вещей приехать среди ночи к своему знакомому (или к родственнику), остановиться во дворе и сигналить до тех пор, пока заспанный вызываемый не показывался на балконе, где-нибудь на десятом или одиннадцатом этаже. Тогда наступала вторая часть представления: они начинали громко выяснять отношения, хотя все цивилизованные люди уже давно в подобных ситуациях пользовались мобильными телефонами. Поэтому Макар и не любил «лиц кавказской национальности».

Зато Макар любил свою новую машину «Жигули-2105», которая после старого «Москвича» казалась ему верхом совершенства, и он никак не мог наездиться на ней. Чтобы удовлетворить свою страсть, Макар решил летом 2000 года поехать с женой Машей на любимой машине на юг, в Сочи. Поскольку надо было проехать больше 2000 километров, а ему одному предстояло быть за рулём, Макар разделил весь путь на три участка примерно по 700 километров. В первый день они доехали до Москвы и переночевали у своих старых знакомых. На второй день им предстояло доехать до Миллерово, что в Ростовской области. До моста через Оку они ехали по широкой трассе, но после Тарасково они свернули на трассу М-4, и эта трасса с громким названием оказалась плохо заасфальтированной дорогой с двухполосным движением. В Тульской области дорога то проваливалась в глубокую балку, то карабкалась на крутой холм. Перед тем, как спуститься в очередную балку, Макар видел с высоты, как на крутой склон с натугой карабкаются тяжело гружёные автофургоны, а поскольку на двухполосной дороге их обогнать было невозможно, то им приходилось медленно подниматься на очередной холм вслед за автофургонами. Эта дорога напоминала Валдайские холмы, которые они проезжали вчера, но там холмы были не такие крутые, к тому же радовали глаз покрывающие их густые леса.
 
В Липецкой и Воронежской областях дорога стала ровнее, но в Ростовской области дорога снова пролегла через холмы, напоминающие тульские. Когда они уже подъезжали к Богучару, пошёл сильный дождь. Спускаясь с очередного холма в низину, Макар снова увидел перед собой плотную колонну из медленно ползущих автофургонов. Как ему это надоело! Немного выдвинувшись на встречную полосу, он увидел впереди колонны пространство, куда можно было втиснуться, если обогнать эту надоевшую колонну. Правда, по встречной полосе с противоположного холма спускались несколько машин... Но они, вроде, были ещё далеко, и можно успеть. Макар выехал на встречную полосу и нажал на педаль газа. Он обогнал один автофургон, второй, третий... И тут, в пелене дождя, ему показалось, что расстояние между ним и встречной машиной стало резко сокращаться. Успеет или не успеет? Макар обогнал ещё одну машину, осталось две машины, но расстояние до встречной машины сокращалось слишком быстро... А может, не успеет?.. Из-за дождя он никак не мог точно определить расстояние, им овладело беспокойство, и когда Маша закричала:

- Макар, мы не успеем! - он резко нажал на тормоз.

Завизжали тормоза, и машину на скользкой дороге стало бросать влево-вправо. Любой опытный водитель в подобной ситуации немедленно отпустил бы тормоз, выровнял машину, а потом продолжил бы замедлять скорость короткими нажатиями на тормоз: нажал — отпустил, нажал — отпустил. Но Макар - этим-то и отличается автолюбитель от водителя-профессионала - как только машину стало бросать влево-вправо, сразу запаниковал, поскольку в подобной ситуации ему никогда не приходилось бывать. Он судорожно вцепился в руль и вдавил педаль тормоза в пол. Машина завертелась, как волчок, и Макар, полностью утратив контроль над ней, успел лишь  грустно, и как-то даже на удивление спокойно, подумать: «Ну, вот и всё!» - и горько вздохнул...

Машина каким-то чудом проскочила между двумя грузовиками и вылетела в пологий кювет, скользя по разбухшей от дождя земле и разбрызгивая её в разные стороны. 

***
Несколько секунд они молча сидели в машине, а над ними по трассе деловито и целеустремлённо ехали колонны грузовиков, микроавтобусов, легковых машин. Макар не мог поверить, что после того, как он практически простился с жизнью, они всё же остались живы, и это новое для него ощущение очень медленно обретало плоть. Пока он понимал это лишь умом, но никаких эмоций, которые обычно наполняют жизнь человека, у него ещё не было. Похоже было на то, что единственная мысль: «Ну, вот и всё!» - которая в последнее мгновение вспыхнула в его мозгу, сожгла все его прежние эмоции — за ненужностью, и теперь надо было начинать ощущать жизнь по-новому, с нуля.

Первой опомнилась жена (а может, она вообще не успела испугаться?). Маша выскочила из машины, бодренько оббежала вокруг неё, заглянула под все колёса и радостно заявила:

- Всё в порядке!

- Ну, конечно же, всё в порядке! - с горькой иронией ответил Макар, который расценил слова жены так, что им ничто не мешает ехать дальше... Сидя в кювете, в глубокой грязи... И ещё неизвестно, целы ли колёса после такой бешеной карусели... Он неожиданно почувствовал раздражение от жизнерадостных (совершенно не к месту!) слов жены — и это было первая эмоция после его возвращения к жизни!

Макар медленно вылез из машины, внимательно осмотрел все колёса: видимых повреждений не было, и это немного успокоило его. Конечно же, в главном Маша права: они живы, а значит, всё в порядке! Это была вторая эмоция, но уже позитивная. После этого к нему вернулась способность мыслить логически: первое - они живы; второе - колёса целы. Теперь надо как-то выбраться из кювета: своим ходом из этой грязи и по скользкому склону им не выбраться. Макар посмотрел наверх, где по трассе неслись «Мерседесы», «BMV», «Volvo», «Audi» и другие красивые машины, за рулём сидели ехавшие на отдых люди, и никому не хотелось выходить под дождь из уютного салона машины и лезть в глубокую грязь. Макар всё это чувствовал нутром, поэтому даже не пытался кого-нибудь остановить. К тому же у него была сильная досада на самого себя за допущенную глупость, и где-то глубоко в душе было желание наказать самого себя: «Так тебе и надо!»

Макар сел в машину, Маша тоже спряталась от дождя, и они молча сидели, понимая, что им обоим это необходимо, чтобы окончательно отойти от испытанного ужаса: ведь они только что заново родились. Продолжая наблюдать за шоссе в боковое зеркало, Макар увидел, что темно-синий микроавтобус стал замедляться, а потом остановился над ними. Из него вышли двое парней - «лица кавказской национальности».

- Вам помочь? - спросил один из них.

Макар вышел из машины и, пожав плечами, робко сказал:

- Нам бы как-нибудь выбраться отсюда...

- У вас трос есть? - спросил другой парень.

- Да, конечно, трос есть! - обрадовался Макар: у него был отличный стальной трос с удобными крепкими скобами на концах. Он всегда возил его в багажнике, и до сегодняшнего дня он не понадобился. Макар полез в багажник... О, да у него ещё и лопата есть! Отличная штыковая лопата, которая не раз выручала его, когда приходилось откапывать машину от снега... Правда, в этой грязи она мало чем поможет...

Пока Макар доставал трос и крепил его к бамперу своей машины, один из парней сел в микроавтобус, проехал немного вперёд, а потом стал сдавать назад, слегка развернув машину к обочине, но не заезжая в жидкую грязь. Макар подал другому парню конец троса, тот прицепил его к микроавтобусу и дал команду водителю. Макар сел за руль, микроавтобус медленно и аккуратно тронулся, и Макару оставалось лишь направлять машину кратчайшим путём на шоссе.

Вдруг в правом переднем колесе раздался страшный скрежет, и Макар испуганно подумал: «Именно этого я и боялся!» Но тут уже ничего нельзя было изменить, и он, взяв себя в руки, довёл до конца следующий этап их приключения — вызволение машины из кювета. Теперь машина стояла на твёрдом асфальте — и это было настоящее чудо.

- Ребята, огромное спасибо! - расчувствовался Макар. - Сколько я вам должен?

- Ничего не должны, - сказал один из спасителей, и Макар сразу понял, что это простые, доброжелательные парни, которые искренне хотели помочь человеку, попавшему в беду. - Такое может случиться с каждым. У Вас с машиной всё в порядке, ехать сможете?

- Ещё не знаю... В переднем колесе какой-то скрежет, надо посмотреть...

- Впереди, через несколько километров есть авторемонт, можете туда заехать, они посмотрят.

- Спасибо, ребята! Если что — обязательно воспользуюсь вашим советом.

«Лица кавказской национальности» попрощались и уехали, а Макар занялся осмотром колеса. Он поднял домкратом проблемное колесо, покрутил его и снова услышал пугающий скрежет. С замирающим от неизвестности сердцем он снял колесо, стал очищать тормозное устройство от грязи... И обнаружил, что этот раздирающий душу скрежет издаёт малюсенький камешек, застрявший в кожухе тормозного устройства. Макар осторожно выковырял его отвёрткой — и проблема исчезла! Теперь уже ничто не мешало им продолжать путь.
 
Макар ещё раз внимательно осмотрел машину, и они поехали. Проехав несколько сотен метров вниз по склону, они увидели, что кювет постепенно становится глубже, и в самой низкой части балки дорога пролегает по высокой насыпи, и если бы они вылетели в кювет в этом месте... Макар посмотрел вниз — и тут ему стало по-настоящему страшно! Да, сегодня они определённо родились второй раз... И эти роды принимали «лица кавказской национальности».


Рецензии