Байкал штормит, или с внучками на рыбалке

Не повезло в этот раз с погодой, дул сильный ветер, Байкал штормил, и было холодно.
     Хоть один раз летом мы выезжаем на Байкал. Ездим обычно в конце июля - начале августа, самое лучшее время: байкальская вода на мелководье уже прогрета, можно вдоволь купаться, кроме того,  начинается грибной сезон, и голубика со смородиной к этому сроку тоже созревают. Все перечисленное входит в программу отдыха: купание в Байкале, загар на горячих песках, походы по грибы и по ягоду, и еще рыбалка. Обычно, пока дети купаются и бултыхаются на мелководье, я ловлю сорогу. Причем ловлю здесь же, на песчаном пляже, купальщики, конечно, отгоняют сорожьи косячки, но не настолько, чтобы совсем прогнать их с прибрежной зоны.  Забрасывать снасть приходится, правда, далековато, минимум метров на сорок, лучше на пятьдесят, в общем, насколько позволяет безинерционная катушка. Проход косячка всегда заметен по плескам на поверхности, туда и забрасываю снасть.

     Снасть немудрящая: на катушке 60-70 метров лески сечением 0,25, удилище телескопическое длиной 2,7 м, на конце лески утяжеленный поплавок весом до 50 г, выше поплавка два или три поводка длиной 7-12 см сечением 0,18, на поводках – мушки. Мушки на крючках № 4-5, лучше двойнички № 4 – самоделки, спаянные из двух крючков под прямым углом. Мушки тоже незатейливы - цвет преимущественно темный: серый, красноватый, зеленоватый, обмотка простой шерстяной ниткой.  Поплавок обычный пенопластовый, утяжеленный свинцом, иногда просто деревянный – не надо утяжелять. Но я сделал из  пенополиуретана, вырезал наподобие рыбки и утяжелил свинцовыми скобами. Вот и вся снасть.

     Способ ловли такой. Смотришь косячковые всплески, туда и забрасываешь. После падения в воду поплавка близкие к нему рыбешки выскакивают на поверхность и разбегаются в стороны, не зря такой поплавок здесь называют «балдой». Но секунды спустя, когда поплавок начинает свое движение, рыбешки уже бегут следом, ну, а рядом с поплавком – мушки. Не редкость, когда за один заброс вытаскиваешь двух сорожек, а то и трех. В общем, таким способом я всегда налавливал на пару сковородок, да и для того, чтобы засолить и завялить всегда оставалось. Невелика, конечно, сорожка 50 – 100 граммов, максимум 150, но все равно - рыба. А свежая, да зажаренная до корочки, очень даже вкусна.

     Но в этот раз из-за погоды рыбалка на мелководье не задалась,  по пляжу шла волна, которая на удалении 20-30 м закручивалась барашками, и рыба от этой водяной круговерти уходила на глубину. Я сделал больше десятка забросов, но результат нулевой, ни одной поклевки. Оставалось попытаться рыбачить на мысу, там, где поглубже.

     Не раз я слыхал, что во время штормов, когда волна промывает прибрежные камни на мысах, подходит сюда хариус, поскольку волнами из-под камней вымывается рачок-гаммарус, который при спокойной воде, да и  при несильных волнах прячется под камнями. Логически все оправдано, и дважды я пытался ловить во время сильной волны, но хариус не попадался, изредка попадалась та же сорога, правда, покрупнее, мелочь в бурную воду не идет.
 
     Поехали на мыс всем гамузом, вчетвером,  с дочерью и двумя внучками. Дочь уселась под береговым обрывом от ветра, взялась читать, младшая Саша, четырех лет, занялась рядом с матерью камешками, а вот старшая Майя, ей уже одиннадцать, пошла со мной, рыбачить. Дело в том, что в прежние наши приезды она уже рыбачила со мной на мелководье, и рыбалка ей нравилась, только вот забрасывать снасть я ее так и не научил.

    Выходим на мыс, делаю несколько забросов, результат тоже нулевой. Правда есть результат: прозевал большую волну, и она окатила меня чуть не до колен. И забросы получаются короткие, максимум метров на тридцать, бросать приходится против ветра. Сделал еще несколько попыток, и пришло внутренне убеждение, что нет здесь никакого хариуса, теория - теорией, рассказы - рассказами, но практика не подтверждает.

     Переходим на подветренную сторону мыса, здесь тоже волна, но послабее. Делаю первый заброс, кручу катушку, мой поплавок-рыбка то тонет в волне, то появляется, на первый раз – ничего. А вот на второй проводке чувствую стук и вижу, что леска резко уходит в сторону. Майя тоже замечает и сразу дергает меня за одежду:
- Дедуля, дай мне, дай мне покрутить!
Но первую рыбу вывожу сам, из суеверных соображений: если первая сорвется, удачи не будет. Попалась довольно крупная сорога, граммов на двести. Внучку успокаиваю, следующий заброс будет ее. Забрасываю, передаю удочку, Майя с азартом крутит катушку, и почти сразу ее радостный вопль:
- Есть, дедуля, есть!
Я и сам вижу, что перед поплавком всплеск, и леска ходит из стороны в сторону. Подведя рыбу к берегу, Майя тянет удилище на себя, и тут оказывается, что на удочке не одна, а  сразу две сороги. Ближнюю к себе Майя хватает, при этом бросает удочку, вторая сорожка прыгает по камням в воду, ей помогает волна, когда Майя, отбросив первую добычу, вновь хватается за удочку, вторая сорожка успевает сойти. Но ничего, одна все-таки есть, до слез не дошло, и слава Богу.

     На третий заброс опять поклевка, и опять Майя с радостными восклицаниями выводит рыбу. К этому времени и младшая Саша начинает соображать, что к чему и цепляется за сестру, тоже хочет поймать рыбку. Майя досадливо отмахивается от нее, крутит катушку, а Саша ударяется в рев. Подает голос дочь:
- Ну, дайте вы ребенку покрутить. Жалко что ли?
И следующие два заброса   катушку крутит Саша. Крутит она рывками, все-таки слабоваты еще ручонки, и к счастью поклевок нет. Саша успокаивается и спокойно отдает удочку сестре, возвращается к своим камешкам.
      Опять я делаю забросы, а Майя ведет, попадается еще одна сорога. А на очередной проводке она поворачивает ко мне испуганное лицо:
- Дедуля!
Я и сам вижу, что удилище согнулось, а внучка даже провернуть катушку не может. Тянусь к удочке, она безропотно отдает. Начинаю выводить: да, явно не сорожка, что-то посолиднее, рыба упорно тянет вниз и никак не хочет выходить на поверхность, уже под самым берегом на гребне волны удается поднять. Вытаскиваю хариуска  граммов на триста, Майя хватает его обеими руками, радостно вопит. Подходит Саша, хочет потрогать рыбку. Хариус вырывается, падает, прыгает по камням, приходится вмешиваться и мне. Но все обошлось, хариус пойман, оглушен и уложен в корзинку.
 
      Продолжаем рыбалку:  я делаю забросы, Майя – проводки. Поклевки не частые, но за полчаса вылавливаем еще пять сорожек и двух хариусков, одного Майя выводит самостоятельно.
Между тем время к вечеру, дочь заявляет, что замерзла, требует возвращения в дом. Майя просит подождать, чтобы еще немного порыбачить. Делаю еще пару забросов – поклевок нет. На этом рыбалку заканчиваем, складываю удочку, садимся в машину, возвращаемся в поселок.

      Итог рыбалки: восемь сорожек и три хариуса, как раз на пару сковородок. Более важный результат -  ловится хариус на мушку при сильной волне, правда, чтобы освоить эту рыбалку, надо проверить несколько мысов, да и приезжать на Байкал надо почаще. И еще – пора учить Майю делать забросы.

Август 2008. Байкал, Безымянка.   


Рецензии
Хороший рассказ. Светлый, свежий

Борис Савич   13.10.2021 18:29     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку. Вообще-то, рассказ документальный, скорее репортаж. Но вот с 2013 года в тот район не езжу, нечего ловить, не то что хариусов, простая сорога, и измельчала, и поубавилась, слишком большой человеческий прессинг, ну, и китайские одноразовые сети.
С уважением

Борис Крылов   14.10.2021 04:55   Заявить о нарушении