Обычная работа

I
Счастье неспешно брело по Колпачному переулку, затем свернуло на Покровку, и вскоре, вышло на бульвар. Светло почти как днем. Шанхай, Нью-Йорк, Париж, Москва — есть города, которым мало дня, они не спят и ночью. И Счастье знает каждый уголок, каждую улицу шумного центра и молчаливого спального района. Впрочем, сегодня не лучшая ночь для прогулок. Холодный, пронизывающий ветер, мелкий косой дождь, скопление воды на тротуарах, брызги от проезжающих мимо автомобилей. Можно идти дальше, но будут хлюпать ботинки, замерзать руки и леденеть ноги. Обычный пеший путник мог бы проклинать капризы погоды, ругать себя за отсутствие подходящей обуви, завидовать людям в автомобилях. Но то было Счастье, и некоторые эмоции были ему недоступны. В дожде оно видело очищение, к лужам и мокрым ногам чувствовало любопытство, холод дарил ожидание горячего, сладкого чая в конце пути. Мысли его были заняты прошедшим днем, удачи согревали, а неудачи отяжеляли походку.

День начался чудесно. Так часто бывало. Обычно, при таком начале, Счастье предвидело феерический финал — безграничное счастье, всепоглощающее, бесконечное, вечное. Оно было мечтателем и немного романтиком. Молодое, неопытное, но очень трудолюбивое. Увы, не все и не всегда идет по плану.

Рано утром, запах свежей выпечки и горячего кофе заманили Счастье в кафе. Старик, сидевший у самого окна, требовал счастья немедленно, сейчас и как можно больше. Руки его обхватили кружку горячего кофе, надкусанный круассан лежал на салфетке, глаза светились спокойствием, уверенностью и ожиданием. «Завсегдатай заведения» — подумало Счастье. Вот его пиджак, немного потертый, но хорошо сохранивший форму, он висит на спинке стула, а шляпа на верхнем рожке вешалки. Поверх рубашки безрукавка, старикам вечно холодно. Ботинки, кстати, модного фасона, начищены до блеска, на брюках видны свежие стрелки. Старик гладко выбрит, аккуратно подстрижен, дорогая оправа, палочка-трость, ну просто пижон в расцвете лет. Вошедшая в зал официантка помахала ему рукой. Точно! Постоянный клиент!

Справедливости ради стоит сказать, что старик, привлекший наше внимание, стал завсегдатаем кафе не так давно. Последние 15 лет его жена тяжело болела. В начале, когда болезнь только-только вступала в свои права, они часто гуляли под руку, иногда с костылями. Так продолжалось лет пять. И несмотря на мучившие ее боли, это были прекрасные, полные созерцания и любви годы. Еще несколько лет им удавалось гулять вдвоем, но уже на инвалидном кресле, а последние семь лет она не вставала с постели, но была в здравом уме до самого своего конца. Он же не покидал ее, отлучаясь лишь для походов в магазин, к врачу или в аптеку. Утро его начиналось всегда одинаково: умылся, оделся, приготовил завтрак, принес ей в постель. Сам он завтракал, обедал и ужинал за столиком рядом. После еды, закуривая сигарету, он норовил уйти на кухню, но всякий раз, она останавливала его: «Кури тут», — «Но будет дымно, зачем?», — «Пусть». И он оставался. Она просила пару затяжек в конце и он дрожащей рукой подносил сигарету к ее рту. Она получала свое удовольствие, не мучаясь угрызениями совести, а он, он получал свое удовольствие оттого, что она была рада, но при этом, мучился совестью за двоих, «ведь это вред» скажут врачи. А потом, потом она умерла. Тихо, спокойно, под утро, держа его за руку.

После похорон он достал свой старый костюм, отгладил его, купил пару рубашек и новые ботинки, нашел теплую безрукавку, гладко выбрился, сходил к парикмахеру и затем, все эти действия повторял регулярно, как и поход в кафе.
 
В кафе он любил заходить рано утром, к открытию. Он пил кофе, съедал круассан или бутерброд, перекидывался парой фраз с официантами и барменом, после чего отправлялся в парк. Счастье же его заключалось не в том, что после смерти жены, он почувствовал некую свободу, как могло показаться на первый взгляд. Счастлив он был оттого, что еще немного и они встретятся вновь.

II
В противоположном углу, за таким же столиком сидела девушка — стройная брюнетка, с миндалевидными глазами, высокими скулами и чувственными губами. Тонкая блузка была одета не по погоде, и девушка постоянно ежилась. Так же, как и старик, она сидела, обхватив кружку ладонями. В какой-то момент брюнетка залезла в сумку, видимо, за телефоном, но быстро отдернула руку. Поранилась! Что такое дамская сумочка было известно даже Счастью. В ней может оказаться все что угодно. На этот раз это был обычный канцелярский нож. Кроме того, что он поранил ей руку, он вспорол подкладку, и телефон по известному закону, конечно же, скрылся в образовавшемся туннеле. Девушка бросила поиски и углубилась в созерцание меню. На самом деле есть она не планировала, она листала меню, не задерживая взгляда ни на одной странице и думала. Думала обо всем сразу: о своем парне, который был не лучше предыдущего, флегматичный эгоист, жадный, да к тому же любитель выпить, о брате, которому предстояло оплатить учебу, о работе, которой все больше и больше, а перспектив увы, не видно, о давних желаниях, которые, похоже, опять придется отложить до лучших времен. Она не была неудачницей, но она имела странную особенность притягивать неприятности. Причем появлялись они там, где она их и вовсе не ждала. Но по факту свершившегося, всегда было понятно, что любой другой человек мог их избежать, но не она. Она была настолько динамична и еще более непрактична, что все ее действия и принятые решения хоть и имели объяснение, но были непонятны для человека незнакомого с ней. А потому, все было как было: ножи резали пальцы и подкладки, телефоны терялись, отчеты путались, деньги кончались, машины царапались, каблуки ломались, возлюбленные самоустранялись.

Этот раз не стал исключением и когда Счастье устремило взгляд на ее столик, она нагнулась, скрывшись из виду, чтобы найти карточку, которую выронила из рук. Разумеется, карточку она не нашла и было принято решение срочно звонить в банк, для блокировки, но подвела все та же сумка с порванной подкладкой и затерявшийся где-то внутри телефон. Не будем даже упоминать о том, что телефон разряжен.

Грустно, но прервать эту череду неудач, таким чудачкам очень и очень непросто. Ну а Счастье к тому времени, уже целиком и полностью было увлечено другой девушкой — официанткой.

III
Она была в напряжении, руки немного дрожали, рассеянный взгляд, из глаз вот-вот польются слезы, но она старалась улыбаться клиентам. При этом мысли ее были совершенно в другом месте. Счастье заметило, что она то и дело просовывает руку в карман и нащупывает телефон. А когда никто не смотрит, достает его, чтобы убедиться в отсутствии сообщений и звонков. Ее крайнее напряжение, казалось, окутывает все заведение, но, похоже, чувствовало это только Счастье. Девушка приняла заказ у молодого мужчины и рассчитала пару за центральным столиком. Затем она быстрым шагом направилась в сторону служебных помещений, куда следом за ней помчалось и Счастье. Девушку сменила напарница, что позволило ей остаться наедине с собой.

Она прислонилась к влажной стене мрачновато-серого цвета, достала телефон и смотрела на него не моргая. Она ждала, натянутая как струна. Счастье придвинулось к ней ближе, взяло ее руки с телефоном в свои и так они стояли, казалось, целую вечность, каждый призывая все силы и молясь всем богам, чтобы телефон зазвонил. И он зазвонил. Девушка, оцепенев на мгновение, едва не выронила его из рук, но все же, ответила на звонок. Счастье видело, как она обмякла, облокотилась о стену, расслабившись, сползая вниз на корточки. Слезы теперь струились по ее щекам, падая на форменную одежду. Новость, судя по облегчению во взгляде, была хорошей и долгожданной. Счастье радовалось вместе с ней, обнимая и гладя ее по голове. Оно чувствовало ее благодарность, она же чувствовала его тепло — это был тот редкий момент, когда Счастье очень гордилось собой.

Покинув заведение, Счастье устремилось по бульвару, уносимое могучим людским потоком. Лица вокруг менялись так быстро, что сложно было сосредоточиться на каком-то одном и уж тем более, невозможно было разглядеть и понять, кому требовалась неотложная помощь и поддержка.

IV
Немного в стороне, под одиноко цепляющемся за круг земли деревом, Счастье заметило молодого мужчину. Его грустные глаза всматривались в толпу. Он ежился и все больше и больше закутывался в безразмерный шарф. Весь его вид был полон отчаянья, он был несчастен сейчас, на этом самом месте. Счастье же было полно решимости спасти бедолагу, согреть, утешить и поделиться собой. О чем думал мужчина? Ему негде жить? Его бросила возлюбленная? Потерял друга? Работу? Выяснить это необходимо срочно. Счастье приблизилось и заслонило человека от ветра, но это совершенно не изменило выражения его лица. Мужчина продолжал нервно переминаться с ноги на ногу. Вдруг взгляд его остановился, он замер на мгновение и сразу же переменился. На губах его мелькнула улыбка, быстрыми движениями он расстегнул пальто и вынул цветок — маленькую, но еще живую, не тронутую холодом розу. Счастье ошиблось, его помощь была не нужна. Навстречу мужчине шла девушка, ярко-рыжие волосы выбивались из-под платка, стройные ноги уверенно несли ее по направлению к дереву. Еще мгновение и они встретятся. В то время как мир вокруг будет наполнен радостями, горестями, большими и маленькими событиями, эти двое останутся здесь, под кроной своего дерева и они будут счастливы, пока они вместе.

Счастье удалилось. Оно отправилось вслед за толпой, штурмующей вход в метро. Толпа, как и всегда, имела общее лицо — одно на всех — нейтральное, пустое и серое. Разглядеть в толпе отдельного человека — очень сложная задача. Но у каждого своя работа и счастье не привыкло сдаваться.

V
На этот раз его внимание привлекла женщина, которая почти бежала, пытаясь не отстать от мужчины. Ей было не больше 40 лет, но взгляд потухший и безжизненный, как у старухи. Женщина не смотрела по сторонам, не поглядывала на спутника, она даже не думала о своем. Она просто шла. Ежедневный путь от дома к автобусу, затем в метро и на работу. Вечером обратно, но по пути зайти в магазин. Днем дети в школе, вечером уроки, муж после работы занят, у него телевизор. Погладить, постирать, приготовить, выучить стихи — все, как всегда, но нет радости. У подруг все то же самое. У всех все то же самое. Отпуск в июле, возможно, хватит денег для поездки к морю. Но почему потух взгляд? Она боится. Боится сделать неверный шаг, не проверить уроки, пойти в театр одной, остаться на даче вместо моря, забыть про мужа, проспать на работу. Лошадка, которая бежит по кругу, не зная, что можно остановиться или свернуть. Счастье погладило ее по волосам, устроилось рядом в вагоне метро. Они читали вдвоем книгу и старались думать об одном. Но она была жуткой трусихой. Она спряталась и отказалась выйти из круга. Это провал!

VI
На станции «Менделеевская» высокий мужчина вошел в вагон и занял свободное место. Он мог бы включить телефон или достать книгу, но вместо этого сосредоточенно рассматривал свои ботинки. У мужчины большой портфель и огромные перспективы. В свои 35 он доктор важных наук, семья ждет от него блестящей карьеры и идеальной партии. У него было пять романов, четыре закончились бегством. Нет, он не трус, не женоненавистник и не ловелас. Он просто выбирает не тех. Так считает семья. А он бунтарь, но без стержня. Расставался со своими возлюбленными он легко, потому что не успевал и сойтись близко. Но сейчас совсем другое дело.

Они познакомились в оптике. Девушка-консультант помогла не только выбрать очки, но и кафе для первого свидания, а также рубашку веселой расцветки и домашние тапочки. Скоро он узнал, что у нее есть ребенок — мальчик девяти лет. Они подружились сразу, мальчишка общительный и очень смышленый. И вот уже год они встречаются два-три раза в неделю, пьют по вечерам чай, ходят в театр, считают звезды, сидя на мокрых скамейках. А неделю назад он узнал, что у них будет общий малыш и эта новость перевернула его мир. Но родители не поняли, а друг покрутил у виска. Она не впишется, опять не впишется. Не найдет общего языка с матерью, не понравится отцу. В их глазах она бесперспективна. Обычная провинциалка из среднестатистической семьи, без связей и накоплений, скромная профессия, ребенок от первого брака — ничего выдающегося. Но она чудесна, а в парке так много скамеек и неподсчитанных звезд.

Счастье протиснулось сквозь толпу ближе к растерянному мужчине, пытаясь всеми силами показать, что оно рядом, надо только принять. Посмотри!
В том самом вагоне напротив перспективного мужчины сидела женщина с двумя детьми. Мальчишка лет восьми и маленькая принцесса возрастом не больше года. Брат гладит малышку по голове, загибает пальчики и смеется. Уставшая мама везет детей к бабушке, они счастливы, вечером их заберет отец и они вчетвером будут пить чай на кухне. Но мужчина не видит картинки, старательно созданной Счастьем. Он уже принял решение, он остается с семьей, ждать новой, лучшей партии. Убежал!

Счастье расстроено. Нужно работать эффективнее, искать креативные решения и индивидуальные подходы. Люди нуждаются в счастье, они ждут его ежеминутно, надеются, что еще чуть-чуть и оно будет с ними, на мгновение или лучше на годы. Но как им помочь? Как показать, что оно совсем близко, готово обнять и отдать часть себя. За шумом города, потоком слов и чередой дел, оно остается незамеченным, невостребованным и отвергнутым.

VII
Преодолев очередной людской поток на эскалаторе в метро, Счастье вырвалось на улицу, вдохнуло свежий воздух, осмотрелось вокруг и решительно направилось в сторону жилых кварталов. Моросил мелкий дождь и солнце лишь изредка выглядывало из-за густых облаков, затянувших небо. Люди спешили по своим делам, перепрыгивая через лужи, пряча головы под капюшонами и зонтами. После душного метро Счастью было приятно бродить по тротуарам, ловить капли дождя, подставляя лицо и ладони, сидеть на скамейке, наблюдая за перемещением людей.

Небольшой городской сквер был на удивление пуст. Где-то вдалеке Счастье заметило бегуна и двух старушек, медленно прогуливающихся около пруда. Слева от сквера расположился большой паркинг для автомобилей, а справа — обычная московская школа. Именно туда, на школьный двор и направилось Счастье.
 
Маленькие люди более открытые, менее требовательные. Счастье для них очень близко — они признают его в мелочах. Сегодня отменили контрольную на математике — шикарно, похвалили родители — чудесно, разрешили пойти в поход — нет ничего лучше! Они сидят на ступеньках школьного крыльца, списывают домашнее задание, болтают о новеньких, жуют бутерброды. Большая перемена — уже повод для счастья. Дети живут днем сегодняшним, их еще не коснулись проблемы большого мира, мелкие неудачи быстро забываются, и вот они уже бегут навстречу новым впечатлениям. Счастье питалось их энергией, гоняло мяч по стадиону, раскачивалось на качелях, перепрыгивало через ступеньки, мчалось в буфет. Но вот прозвенел звонок и двор опустел. Счастье выскользнуло из школьной калитки, быстро пробежало мимо влюбленной пары, свернуло за угол и оказалось на широкой улице с трамвайными путями. «Только две остановки» — подумало Счастье и весело запрыгнуло в звенящий трамвай.

Пассажиров было немного и Счастье разместилось поближе к усатому мужчине, бурчащему что-то себе под нос. На соседнем сиденье лежала забытая кем-то газета, а на одной из страниц красовалась статья о рыбалке. Счастье осторожно придвинуло газету к мужчине и с любопытством наблюдало за тем, как меняется его взгляд. Усатый пассажир огляделся по сторонам, медленно протянул руку к газете, аккуратно разгладил страницы и с наслаждением принялся изучать вопрос. Счастье вышло ровно через две остановки, время идет, еще можно многое успеть.

VIII
Бесшумной походкой Счастье двигалось вдоль бесчисленных многоэтажек, пытаясь сосчитать окна, в которых уже зажгли свет. Яркие огни ламп манили, и счастье заглядывало в окна, предлагая кусочек себя, оно так хотело быть полезным. Но если одни не берут потому, что не видят, то другие — просто не в силах. И это самый печальный случай из всех. Как помочь семье, потерявшей малыша? Какой процент счастья отмерить родителям, чтобы заглушить боль потери?

Мужчина и женщина за столом сидят напротив друг друга. Еще вчера они были мама и папа, сегодня остались лишь тусклые тени. Малыш, покинувший этот дом навсегда унес их сердца. Чем может помочь наше Счастье? Оно готово забрать часть их боли и укутать в теплое облако безмятежности, но это увы, бесполезно. Тогда Счастье просто сядет рядом, прислонится к плечу, помолчит, погрустит, тихо уйдет. Сейчас его здесь не ждут, место надо уступить Страданию и Времени. Но Счастье запомнит этот дом, мужчину и женщину с потухшим взглядом, тусклый свет на кухне, фото на стене. Оно еще вернется, когда придет его время.

Счастье поступило непрофессионально, рассыпавшись на осколки, оно оголило неведомые ранее эмоции, выпустило их наружу и не смогло совладать с собой. Свернув за угол, упало ничком на траву и долго рыдало, забывая о том, что такое поведение противоречит самой его природе. Выплакав все слезы, выбившись из сил, Счастье отправилось дальше. Впитывая слезы дождя, пропуская сквозь себя ветер, оно пробиралось по улицам наугад и не заметило, как оказалось в центре ночного города. Ослепленное звездами Счастье, почти без сил, но полное надежд, снова неспешно брело по Колпачному переулку.


Рецензии
Очень хорошо написано, Анна!
Разные люди, разные судьбы, разные характеры, разные обстоятельства, трагедии и утраты прошли перед читателем.
И боль людская часто кажется непереносимой.
Но каждому хочется счастья. Кому-то удаётся решить проблемы, кому-то не очень, для кого-то всё остановилось.
Но каждый хочет быть счастливым.
И всегда есть надежда.
"Счастье радовалось вместе с ней, обнимая и гладя ее по голове".

С самыми добрыми пожеланиями

Светлана Данилина   19.08.2021 10:40     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Анна Кучинская   20.08.2021 00:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.