Книга 4. Глава 7. Высшая личность самое любимое су
Средь светил Я - лучистое Солнце,
Средь марутов зовусь Маричи,
Средь созвездий Я – система лунного зодиака (стих 21, гл.10).
Господь начинает эту тему с описания Себя как субстанции (дравья).
Четыре бхуты: А, В, С, D.
Пять протяженностей:
АВ, ВС, CD, DA, KL.
А = (земля), В = (вода), С = (огонь), D = (воздух).
АВ = (эфир), ВС = (пространство), CD = (время), DA = (манас), KL = (дух).
Бог уточняет уже сказанное Им (стих 4, гл.7):
«Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир,
Манас, буддхи, аханкора –
Это Моя природа разделенная восьмичастно».
Господь уточняет самую важную вещь нашего понимания: дается описание субстанций земли, воды, огня, воздуха, эфира, пространства, времени, манаса, духа.
Как следует из толкования Бога (стих 4-5, гл.7; стих 21, гл.10) субстанция Его пракрити имеет девять видов.
Господь говорит (гл.7, стих 8):
«Вкус воды – это Я,
Я – сиянье луны и солнца,
В Ведах Я – это Ом, слог священный
Я – в эфире звук, мужество в людях».
(Перевод В.С.Семенцова).
Бхуты – земля, вода, воздух, огонь есть виды сознания. У каждого вида сознания должно быть рабочее тело. Бог дает Собой «рабочие тела» - атомы (параману). Четыре вида атомов. Эти атомы могут жить только в системе Эфира – пространства – времени – манаса – атмана. Вот здесь Господь приходит к нам как 12 богов-адитьев.
Он и создает названную выше систему в виде опорных ветров. Это объекты важных медитаций, которые Бог дает людям.
Пример медитации. Весь мир сидит в манасе. Речь идет о мире классической физики. В этой физике мир дается вне рассмотрения факторов Его порождающих. Сознание, при этом, это описание потока (ветра) событий. Однако, для того, чтобы шел ток событий должна быть карма. Мы опираемся на работу Я.В.Василькова. Он пишет: «Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудовища – старость и смерть. Время – ветер, играющий людьми, как стеблями травы…» Маруты – боги бури (так считает В.Г.Эрман). Маричи – атом света.
Работа делается так. Берется нужный план (плоскость) дум о Боге. Дхарана на антураже. Размышления. Надо выйти на встречу с Господом.
Вот стартовый момент нашей учебной медитации. Теперь надо четко следовать указаниям Бога.
Первое. Бог не каждому глазу доступен. Он скрыт Майей. Для победы над иллюзией, для перехода в состояние концентрации на Господа надо пропеть более 50 раз слог АУМ.
Второе. Закончив пение АУМ, надо начать пранаяму (йога-сутры II-51): осознайте интервал между вдохом и выдохом. Направьте внимание на точку инь-тан между бровями. Сделать вдох, задержать дыхание, направить внимание на точку инь-тан, побыть в этом состоянии, выдохнуть.
Третье. Надо представить Адитьев-Локапалов, исполняющими свой долг хранения мира. Одновременно видеть Марутов, ведующих поток времени.
Четвертое. Бог наш есть Господь Вишну. Он синхронен свету луны и солнца, Маричи.
Пятое. Выше дана модель. Ученик может подвести ее под то знание о Боге, которое он усвоил. Надо перейти но пение АУМ и думать О Господе. Например, подумайте о том, что бог Индра входит в группу Адитьев. Через такие размышления должно идти отождествление с Господом: Он становится нашей сущностью.
«Если действуешь, ты иль вкушаешь,
Если жертвуешь, дар если даришь,
Если ты совершаешь аскезу –
Делай это как Мне приношенье»
(Стих 27, гл.9, перевод В.С.Семенова).
Знание про особые точки можно получить из работы Д.С.Стояновского.
* * *
«Среди священных Я Вед – Самаведа, Средь великих богов Я – Индра,
У разумных существ Я – сознанье,
А средь органов чувств Я – манас».
(стих 22, гл.10).
* * *
«Шива Я средь ужасных рудров,
Я средь ракшасов, якшей – Кубера,
Очищающий Агни – средь васу,
А средь гор высочайших – Меру».
(Стих 23, гл.10).
* * *
«Средь домашних жрецов Я – главный,
Знай по имени Брихаспати,
Среди всех полководцев Я – Сканда,
А из всех водоемов – море».
(стих 24, гл.10).
* * *
«Средь великих провидцев Я – Бхригу,
Средь слогов Я – слог ОМ священный,
Средь молитв Я – стихов повторенье,
Гималаи – средь скал недвижных».
(стих 25, гл.10, перевод В.С. Семенцова).
* * *
Учителя систему отсчета ставят на Господа, пытаясь показать, что Он лучший. Мы сейчас думаем о ритме и мелодии речи Бога.
Господь – Источник, как Он может быть лучшим в Самом Себе? Вот – иллюзия. Нашим курсантам предстоит работа написать стихи по иному. Стих 22 мы напишем «по иному». Чтоб ушел дух «лучшего». Бог говорит:
«В процессе медитации на Мою Личность надо представить, что вы погружены в анализ сама-веды. Надо понять, что все одинаково важно, другого быть не может». Мы исследуем интенцию речи – самой речи.
Надо изменить только интонацию. Этот момент мы отразим текстуально. На деле стихов менять не надо, менять надо интонацию. Конечно можно и стихи сделать по иному. Такому подходу нас учит Б.Л.Смирнов.
Смотрим текст на санскрите.
«веданам сама-веда сми деванам асми васавах индриямнам манаш часми бхутанам асми четана»
Вообще, слово «vedana» означает «боль»; слово «vedavid» означает «знаток вед»; «vedi» - жертвенное место.
Итак даем вариант перевода. Вне жесткой увязки.
«Я Источник всего, ты решил изучать самаведу, познай в ней великий гимн (Брихатсаман)». Надо установить смену интонации.
Поэма возникла 5х103 лет назад. Академик Смирнов обращает внимание на стих 17 (гл.9):
«Мира этого мать и отец Я,
Я опора его, прародитель,
Тех, кто знает Меня – очищенье,
Я – слог ОМ, Я – Рик, Саман, Яджус».
И учитель говорит нам: «Гита знает три Веды».
В этом стихе (стих 17, гл.9) при его переводе В.С.Семенцов мастерски сохранил интонацию (о которой мечтает Арджуна).
Ученику нужен тон поучения. Он просит:
«Господи покажи в каких состояниях Твоих я должен Тебя воспринимать!».
Что нас должно интересовать (вместе с Арджуной)?
«Так поведая мне без остатка –
Ибо сил Твоих дивны явленья, -
Что за силы, которыми мир весь
Ты, пронизывая, пребываешь?» (стих 16, гл.10).
* * *
«Свою йогу, свои вибхути
Вновь поведай Ты мне подробно,
Ибо нектаром этого учения
Не насыщен мой слух»
(стих 18, гл.10) Перевод В.С.Семенцова.
* * *
Именно так, как просит Арджуна, мы и организуем наше толкование.
«Среди деревьев Меня познай как аштваттху,
Среди Риши как нараду,
Среди гандхарвов как Читраратху
Среди сиддхов как Капилу».
(стих 26, гл.10).
* * *
Что значит Познай? Наш ответ должен быть технологически ясным. Сделаем первый шаг.
Господь охватывает мир. Он, оставаясь Единой сущностью, может становится конкретным образованием. Он становится вашим Атманом.
Есть уровни конкретности, ибо она проявляется данностью. Concretus есть сгущенность. Мы опираемся на работу С.В.Линецкого. Наш объект – высший Брахман.
«Всех существ Он внутри и снаружи как бы движется Он, недвижный,
В своей тонкости непостижим Он,
Запредельный, Он каждому близок».
(стих 15, гл.13) перевод В.С.Семенцова.
* * *
Свою 10-ю главу Бог дал нам на всю жизнь и на «бытие» после смерти. Не стремитесь в каждой шлоке сразу найти конкретное – сгущенное. Надо познать механизм Вибхути.
Первый шаг наш есть шаг концентрации на проблеме. Это дхарана. Она есть элемент йоги внутренней (ЙВ), Она отличается от йоги внешней (ЙН).
После дхараны идет дхьяна: Размышление. Выше дан стих 16 (гл.13) – он основа размышления. Затем идет самадхи. Сама – одинаковое, дхи – размышление. Йн есть набор (яма, нияма, пранаяма, асана, пратьяхара). Йн служит только ЙВ. Другие виды работы важны как подготовка.
М.Говиндан пишет («Йога-сутры: IV 19):
«Сознание (читта) есть объект для Я.
Без Я сознание не могло бы воспринимать объекты. Почему? Восприятие есть только у Атмана. Атман скрыт за сознанием.
Есть УМ (манас) есть Ум-читта. Два ума. Второй сидит в первом. Когда на вход ума приходит объект и Атман имеет «интенцию», к этому объекту, то «ум-читта» принимает вид этого объекта. Обычно слово «интенция» означает направленность сознания (читта) на объект. Но мы хотим подчеркнуть сам факт: Ваше сознание «пойдет» только после того, как «пошел» Атман.
Для того, чтобы запустить какое-либо дело мало одной интенции. Нужна дхарана, дхьяна, самадхи.
Samyama (самьяма) есть выполнение дхараны, дхьяны, самадхи на один объект. Теперь делаем показ вибхути. Возьмем в виде объекта, в виде дела исследование сущности эфира (акаша). Про эфир мы писали много, но суть его не раскрыли. Маршалл Говиндан пишет («йога-сутры» III 42): «Как правило, в обычном сознании мы игнорируем эфир несмотря на то, что в нем существует тело и, вообще, все проявление». Больше того в обществе и в науке нет полного понимания смысла слова «эфир».
Взглянем в Словарь В.В.Бурцевой.
Первое понимание. Эфир есть слой воздуха, верхний слой, который встречает облучение. В эфире живут боги.
Второе понимание. Философы рассматривают эфир как начальный элемент сущего.
Третье понимание. Мировой эфир, он сидит в промежутке между частицами.
Четвертое понимание. Среда радиоволн.
Самьяму на создание эфира делает Господь (стих 8, гл.10).
Наша самьяма связана с простым делом: она состоит в открытии понимания связи эфира и тела. Путем управляемого слияния сознания с эфиром мы получаем расширение представления о природе гравитации (йога-сутры III 42). Наша способность выполнить это и алгоритм его исполнения есть вибхути. Учитеь Айенар говорит: Вибхути обращает нас к внутреннему поиску (самьяма). Она есть детище гун природы. Наше упражнение акое: Идет дуальная связь ума и универсалии легкости. Внимание хлопку, перу.
Асампраджнята самадхи есть тождество эфира и сознания (в рамках «дела В»).
Объединение их есть сампралджнята самадхи.
Прана как основа бытия.
Вот еще одно очень красивое вибхути Бога.
«Средь коней Я, знай, уччайшравас,
Из амриты чудесно рожденный,
Айравата средь царских слонов Я,
Средь людей Я – на троне владыка».
(стих 27, гл.10, перевод В.С.Семенцова).
* * *
Б.Л.Смирнов дает толкование.
Уччайшравас – «с настороженными ушами» - небесный конь. Айравата – слон бога Индры. Поддерживает землю. Дела божии. Цари наши ставятся Богом. Это все Его Вибхути.
Вы теперь понимаете сущность вибхути. Вам видна «работа» Бога. Вам уже видны красота этого дела. Поэтому, настало время еще раз по новому прочитать стих 9 (гл.10). Мы опираемся на толкование Б.Л.Смирнова и, с его помощью, на перевод Шанкары. Вот он, стих (гл.10, стих 9):
«Размышляя обо Мне постоянно;
Отдав свои действия и жизнь, на Мое поглощенье,
Они научают друг друга,
Постоянно обо Мне беседуя».
Итак, наши действия (карма) и жизнь поглощаются Богом. В состав действий входят дхарана-дхьяна-самадхи. Настало время изучить это дело с позиции жизненной энергии (праны). Мы опираемся на работу Д. Фроули. Самадхи есть дело праны, работа которой поглотила все наше внимание. Прана может иметь качества саттвы, раджиса, томаса. Прана саттвы сопровождает зрительное, слуховое и другие восприятия. Для того, чтобы пошло восприятие УМ должен войти в саттву. Саттва правит бал в таких как вибхути.
Прана раджаса есть дело движения. Прием пищи, мочеиспускание, половой акт, физическая работа. Это прана идет в боли и радости, в страхе и в привязанности. Прана Тамаса (сон, опьянение) охватывает также наши низшие самадхи те, где Ум успокаивается.
Теперь вопрос, кто дает прану? Мы опираемся на работу Т.Дешикачара. Учитель говорит: «прана течет по телу из его центра, из внутреннего источника. Он продолжает: прану понимают как проявление Пуруши. «Йог есть тот, кто сохраняет свою энергию внутри тела». Чтобы воздействовать на прану надо владеть умом. Значит знать вибхути.
Итак, мы знаем «Прана есть проявление Пуруши». Для достижения йогического самадхи нужна подпитка праной. Ум и прана выполняют ритуал объединения. Прана связана и с умом и с читтой (сознанием).
Бог учит (гл.8, стих 8-10):
«Сознанием отдавшийся упражнениям йоги, не отвлекающийся ни на что другое. Приходит к Высочайшему Духу (Пуруше), О партха, размышляющий о нем».
«Мудрого, древнего кормчего, наименьше наименьшего. Творца вселенной, невообразимого по форме. Солнцецветного, потустороннего тьме кто вспоминает».
«В час ухода непоколебимым сердцем,
Приобщенный силе йоге,
Между бровей направив прану,
Тот достигает высочайшего Духа (пуруши)»
(Перевод Б.Л.Смирнова).
Бог закончил показ техники вибхути. Сейчас Он открывает мир, применения ее – нам нужно быть готовыми к такой ситуации, что нужное нам, не нужно Богу.
«Средь оружий Я – страшная ваджра,
Средь коров Я – крова желаний,
Средь рождающих – бог любви Я,
Средь ползущих на брюхе – Васуки».
«Я – Ананта средь змеев – нагов,
Средь чудовищ морских – Варуна,
Арьяман – средь ушедших предков,
Средь смирителей Я – бог смерти».
(стих 28-29 (гл.10), перевод В.С.Семенцова).
}
Саттвичная прана действует в творчестве.
У Бога – вдохновение.
У нас – прозрение.
Чтобы достигнуть йогического самадхи нужна энергия. В 10-й главе поэмы Бог питает нас.
Мы должны убрать старые представления и по новому понять Господа.
Йога вводит человека в тихий мир.
Давид Фроули знаток йогического тихого мира. Выше мы сообщили элементы его учения о «тишине».
А.Б. Чаковский писатель – знаток «бури».
Наш Господь – кшатрий (воин). Он говорит об оружии (стих 28, гл.10).
Учитель Чаковский говорит про мирские бури.
Заголовок: «Будущее Петербурга», - начал диктовать Гитлер.
Первое. Я решил стереть Петербург с лица земли. После поражения России не будет основания для существования этого города. Маннергейм также сообщил нам, что у него нет заинтересованности в существовании Петербурга».
Второе. Просьба флота о сохранении портов выполнена быть не может. Это идет вразрез с генеральной линией в отношении Петербурга.
Третье. Приказываю задушить Петербург в блокаде, артиллерийским обстрелом и бомбардировками.
Фюрер находился в состоянии транса.
Наконец он очнулся:
- Если со стороны русских будет предложение о сдаче, оно должно быть отклонено.
Перед нами вариант сиддхи-вибхути. Здесь прана вредоносная. К числу таких факторов относятся обстрел и бомбардировки. Вредоносные факторы есть и у с природы. Ветер, холод, летняя жара, сырость, сухость, резкие перемены погоды.
Если первые факторы идут вместе со вторыми, то нужна мощная антивредоносная прана.
Антивредоносной праной служит вибхути Бога. Антивредоносная прана (АВП) есть способность противостоять вредным факторам.
Мы должны приспособиться к внутренним и внешним изменениям путем Абхьянсы и Вайрагьи. Однако, ученик у Бога не так прост. Да, Арджуна просит поведать ему вибхути Бога. Его слух не насыщен нектаром этого обучения (гл.10, стих18). Но не это стоит у него на первом месте.
«Если учишь Ты, что созерцание
Все деяния превосходит,
То зачем же меня побуждаешь
К столь ужасному делу, Кешава?»
(Стих 1, гл.3, перевод В.С.Семенцова).
Мы опишем ответ Бога, опираясь на толкование Шанкары.
Бог поясняет ученику, что освобождение от действий связано с отождествлением с Брахманом. Отречение от мира без такого отождествления не озарено светом цели. Шанкара различает бескачественный Брахман, с одной стороны, и окачествленный, понимаемый как Господь Бог, с другой.
Но вопрос ученика шире: «Ведь есть ужасное дело, дело войны! Полный ответ Бога состоится позже. Здесь Господь дает нам промежуточную помощь – Свои вибхути.
Итак, какая же сущность сиддх и вибхути Бога? Какой смысл 10-й главы поэмы?
«Я связан с Богом, который понимается в плане описания Его сиддх».
«Его сиддхи-вибхути питают меня и дают прану всем моим действиям».
* * *
Мы опираемся на работу Д.Фроули. Однако мы расходимся в главном.
Учитель поучает: «Моя природа –чистое сознание, и я свободен от потребности во внешних объектах».
У Бога 10-я глава гласит четко (стих 20):
«Я Сам, о Гудакеша, стою в сердце всех существ; Я начало, середина и конец существ».(Перевод Б.Л.Смирнова).
«Ашая-стхитах» - центральное слово этой шлоки. Ашая есть «приемник, лучше воспринимающий. Возможен перевод:
«Я Сам есть восприятие всех существ».
(Читта является объектом для Я).
Слово «сознание» убирает суть Бога, точно так же как слово «действие» не равно по смыслу слову «карма».
Бог дает каждому существу его восприятие. В простейшем случае восприятие (ВС) есть изготовление образа предмета, стоящего на входе чувств. Здесь Бог фиксирует мысль, что Он есть во всех кшетрах Кшетраджня и, кроме того, Он создает ВС у локального кшетраджни.
Мы опираемся на 13 главу Поэмы.
Слово сознание относится (во всех вариантах) к слову Бог, примерно так же, как слово действие к слову карма.
Нирвана – благая цель бытия.
В каждом поле (кшетра) есть два Атмана: индивидуальный и верховный.
Атман и Верховный Атман представляют собой единую систему. Бог, или Верховный Атман создает субъекты, знает все существа и вещи изнутри (стих 20, гл.10, а также стих 32 той же главы). Бог являет Собой субстанции – атомы и квазиатомы элементов. Дивные существа работаю только с элементами. Существа познают все сущее извне. Они превращают субьекты в объекты. Верховный Кшетраджня знает сущее изнутри. Локальный кшетраджня – извне. Здесь слово «локальный» не конкретное, оно означает «местный»,присущий полю. Когда локальный познающий поле (ЛПП) отождествится с Верховным, то он начинает познавать тоже изнутри.
Господь говорит (Шримад Бхагаватам, ПЗ, часть третья, гл.27, стих 28-29):
«ПО Моей милости, Мой преданный осознает себя и приближается к уготованной ему обители. Ее называют Кайвалья. Это высшая цель, к которой должно стремиться существо.
Преданный входит в область под покровом энергии чистого блаженства – Моей духовной энергии. Он не возвращается в мир». (Перевод Свами Прабхупады).
В Поэме Господь говорит (гл.10,стих 32):
«Я начало, конец, а также середина творений». Это означает что все вещи есть субъекты. Мы должны овладеть новым подходом. Мы должны завершить гл.10 применяя тезис «Все вещи есть субъекты».
Таким путем мы подходим к доктрине Маритена (1882-1973).
Господь говорит:
«Из дайтьев Я Прахлада;
Из счетчиков Я время;
Из зверей Я царь зверей;
Из птиц Я Вайнатея».
(стих 30, гл.10).
* * *
«Из очистителей Я ветер;
Из носящих оружие Я Рама;
Из рыб Я Макара;
Из потоков Я Джахнави».
(Стих 31, гл.10).
* * *
«Я начало, конец, а также середине творений;
Из наук Я есть учение о высшем Атмане;
Я речь, одаренных словом!
(стих 32, гл.10).
* * *
«Из букв Я «А»;
Из сочетаний Я двоица;
Я нескончаемое время;
Творец всюдуликий».
(Стих 33, гл.10).Перевод Б.Л.Смирнова.
* * *
Примечания Б.Л.Смирнова
Стих 30. Прахлада- преданный почитатель Вишну.
Стих 31.Джахну – эпитет мудреца Вишва-Митры.
Занимался йогой и был побеспокоен разливом реки Ганги. Не разобравшись, реку проклял. Разобрался и вобрал проклятие. Ганга родилась вновь и стала зваться его дочерью.
Стих 33 (гл.10) открывает новую тему главы. С помощью этого стиха Бог позволяет нам сделать нужный ряд открытий.
Первое. Мы можем увидеть работу скрытой системы восприятия (ССВ). Надо вначале почитать в книге 1 Гексалогии (гл.3) раздел «Скрытая система восприятия». Начинаем работу.
Перевод В.С.Семенцова (стих 33, гл.10) такой:
«Среди звуков Я – «а», звук краткий,
Средь составленных слов Я – «дванява»,
Я поистине вечное время,
Устроитель всего всюду зрящий».
Перевод Б.Л.Смирнова:
«Из букв Я «А»;
Из сочетаний Я двоица;
Я нескончаемое время, творец всюду линий».
Мы ведь знаем стих 43 (гл.6):
«Так возникнув на свет, обладая
Своим буддхи из прежнего тела,
Он потрудился с большим усердьем,
Чтоб теперь совершенства достигнуть».
Учитель Семенцов воспринял «составные слова» - двандва. Другой учитель перевел смысл на абстрактный уровень. (Конкретное/абстрактное). Бог направил нашу мысль к схеме оппозиции. Мы видим в слове «двоица» начало эвристики Господа Кришны.
По призыву Бога мы начали первую книгу с 34 стиха (гл.10), ибо увидели, что дальше стихи дают парадигму восприятия Поэмы.
Дальнейший ряд стихов поэмы Господа имеет вид модели-образца решения исследовательских задач.
Господь говорит (гл.10, стих 34): «Смерть, которая уносит всех есть Я. Мною же создается будущее. Слова, красота, речь- женские существа, которые Меня представляют, - являются также Мною. Я есть Память, Разум, Твердость и Терпение» (стих 34, гл.10).
Учитель Теланг поясняет, что речь идет о женских божествах. Мы опираемся на толкование академика Б.Л.Смирнова.
В отношении «сочетаний типа двоица» (стих 33, гл.10) учитель Шанкара говорит, что здесь термин выражает «координацию частей».
Наиболее общий подход в слоге «ОМ». ОМ есть двоица. «Брихатсаман из гимнов – Я;
Из размеров Я гаяттри;
Из месяцев Я Марга-ширша;
Из времен года Я время цветенья».
(Стих 35, гл.10, перевод Б.Л.Смирнова).
Брихатсаман – гимн Атхарваведы.
Месяц Марга-ширша есть «половина ноября – половина декабря». Это начало года. Так было раньше, теперь это не так. Это поучение дает Б.Л.Смирнов.
Наши курсанты должны с помощью 10-й главы поэмы открыть для себя сущность внутренней йоги (ЙВ).
Концентрация на материал главы максимальная. Глава должна быть взята манасом.
Бог заставляет читателя подумать о дхаране при помощи упражнения. Существо, которое не сможет выти на уровень этого упражнения должно работать в сфере пополнения знаний.
А.В.Парибок пишет:
«Внутренняя йога на внешних объектах и точках тела производит вибхути…»
Перейдем к сути упражнения, которое задал нам Господь. Именно Бог задал его нам в виде парадигмы.
Стих 22 (гл.10) гласит:
«Средь священных Я вед –Самаведа,…»
Примечание. Санскритские обороты не укладываются в синтаксис наших языков. Однако есть передача смысла. Мундака упанишада (1, 1, 4-5) сообщает о двух науках. Низшая есть Ригведа, Яджурведа, Самаведа. Высшая наука говорит о том, как познается Непреходящее.
Академик Смирнов учит:
«Гита знает три Веды».
Ведь Господь говорит (стих 17, гл.9):
«Я-Риг, Саман, Яджус».
Синхронно Бог дает нам понять (стих 35, гл.10):
«Среди гимнов Я – брихат – саман,…»
Мы видим имя гимна из Атхарва-веды.
Сложилась она позднее других вед.
Этой ситуацией Бог напоминает, что Его Поэма вводит в практику курсантов знание Скрытого Восприятия. Происходит освоение системы скрытого восприятия (ССВ).
Мы опираемся на работу учителя Парибока.
Аштанга-йога включает 8 этапов. Такая йога назначена как типовая модель. Нами все эти этапы были уже описаны.
Последние 3 этапа есть внутренняя йога (ЙВ). Для развития способности к ЙВ надо ослабить пять «удручителей» (клеша) сознания. Вот они: авидия, асмита, рага, двеша, абхинивеша. Это пять клеш.
С помощью 10-й главы достигается ниродха – Высшее состояние сознания, котрое переходит в состояние отождествленности с Господом.
Это особая форма жизни, когда отождествленность переходит в близость. Уничтожается возможное будущее (ВБ).
То, что Поэма приносит будущее есть ее обучение ССВ. Господь сказал Поэму 5х103 лет назад. И Он включил в ее состав факты будущего для нас.
«Из обманывающих Я игральные кости;
Я великолепие великолепных;
Я победа, Я решимость,
Я правда правдивых
(стих 36, гл.10).
* * *
«Из рода Вришни Я Васудэва,
Из пандавов – Джананджая,
Из муни Я Вьяса,
Из певцов Я Ушона».
(стих 37, гл.10).
Примечание. Васудэва есть имя отца Бога.
Дхананджая – Бог отождествляет себя и Арджуну.
(такое толкование дает Б.Л.Смирнов).
В главе 13 Господь говорит, что любое существо \является Его Арджуной,
Но если оно играет в кости, то Бог
Не согласится на такую связь.
«Я скипетр правителей,
Я твердость стремящихся к победе;
Я безмолвие тайн;
Я знание познающих».
(Стих 38, гл.10)
* * *
«То, что во всех существах есть семя,
Это –Я;
И нет существа, подвижного или неподвижного, которое было бы лишено Меня».
(Стих 39, гл.10).
* * *
«Так сказано Мной
О силопроявлениях;
Нет конца
Моим божественным проявлениям».
(Стих 40, гл.10).
* * *
«Все, что мощно,
Истинно, прекрасно, крепко,
Все это возникло
Из частицы Моего великолепия».
(стих 41, гл.10).
* * *
«Не к чему многие знания,
Сделав преходящий мир
Частицей Себя Самого,
Я пребываю»
(стих 42, гл.10.Перевод Б.Л.Смирнова).
Логико-математическое рассуждение дает увеличение информации
Арджуна говорит (стих 1, гл.11):
«Сокровенную тайну,
Именуемую «высший Атман»,
Ты из милости и сострадания,
Мне поведал, убрав мое неведенье».
(Стих1, гл.11).
* * *
Господь Шри Кришна есть Источник аватар.
И сам Он тоже может быть Аватарой.
Господь Шри Кришна синхронно пребывает в сердце существ в форме Господа Параматмы.
Приказ Бога: думать обо Мне продолжай!
Ученик говорит (стих 2, гл.11):
«От тебя
Я услышал
О рождении – смерти существ,
О непреходящем Твоем величии».
(Стих 2, гл.11).
* * *
И главный момент (стих 3, гл.11):
«Это знание Ты мне передал
В форме звука,
Но теперь дай мне зрительно
Твой Лик увидеть, Пурушоттама!»
(стих 3, гл.11).
* * *
Ученик просит Учителя сменить одну вибхути на другую.
Зрительная форма удобна для восприятия и анализа. Так начинается 11-я глава Поэмы Господа.
В настоящий момент чтения, и в целом при чтении главы, феномен вибхути выступает в двух ролях:
1) Она есть энергия и Прана,
2) Вибхути выступает как явление, как «оно».
В зависимости от ситуации мы будем его мыслить, то как энергию (она), то как явление (оно).
Такой договор придает новую силу этому слову!
При таком подходе можно сказать, что кайвалья есть тоже вибхути.
Состояние Абсолютной свободы (Кайвалья) есть работа, в результате которой качества уходят в Пракрити. Помыслим шире. Вещества, действия, мысли имеют качества.
Согласно Аюрведе есть 20 качеств.
Например: холодное – качество (шита) дает рост ваты, слабит питту.
У «человека-ваты» при тяжелой пище изменяются качества – из ваты в капху.
Низшая природа дается гунами. Она в практике йоги замещается высшей – Природой Господа.
Ученик просит у Бога (стих 4, гл.11):
«Если Ты считаешь,
Что я способен принять зрительно,
То яви мне эту модель,
О владыка-йоги, О Йога-Ишвара!»
(Стих 4, гл.11).
* * *
Действуют две системы отсчета. Первая – система Бога, вторая – наша. Система Бога – вечна. Если мы осуществили в себе Бога, то мы с Ним разделяем Вечность.
Бог сказал (стих 5, гл.11):
«Видь! Я даю набор форм, показывая стократное, тысячекратное разнообразие, многоцветное разнообразие». (Стих 5, гл.11).
* * *
Б.Л.Смирнов употребил вместо «видь» слово «виждь».В.С.Семенцов пишет:» Так смотри же…»
«Созерцай Адитьев, Васу, Рудров, двух Ашвинов;
Созерцай Марутов;
Все невиданные чудеса,
Созерцай на основе зрения».
(Стих 6, гл.11).
* * *
«Абсолютная система отсчета
Позволяет видеть все движения.
Одноопорная: в ней движимый
И неподвижный миры».
(Стих 7, гл.11).
* * *
В процессе тренировки йоги достигают:
1) Пракамью (всепроникаемость, или способность быть во всех предметах;
2) Васиту (вездесущность, или возможность присутствовать везде);
3) Ишиту (всемогущество, или быть Богом творения).
Источник информации – работа М.Говинда на «Крийя йога – сутры…» Материал описан в III.38.
«Но своим человеческим зреньем
Ты увидеть чудес не способен.
Я даю тебе новое зренье
И опору в мистической силе»..
(Стих 8,гл.11).
* * *
Прана есть сила Пуруши, а Бог-Пуруша.
Активность Праны связывают с четырьмя частями тела: 1) грудь, область «локальной праны», 2) живот, область «праны-саманы», 3) таз плюс ноги, область «праны-апаны», 4) голова плюс шея, область «праны-уданы». Господь Бог входит в тело Своей коммутацией. Он правит включением каналов. Это включение идет посредством мистической силы.
«Меридиан» есть набор мистических точек (МТ) в теле. МТ лежат вдоль нервных стволов над бифуркациями, над нервными сплетениями, и путями лимфатических и кровеносных сосудов. Мы опираемся на работу Д.Н.Стояновского.
Понятие о «меридианах» как о топографической системе, объединяющей точки акупунктуры в группы, условным не является. В совершенном теле меридиан задает плоскость, проходящую через оба полюса мира в уме.
Небесный меридиан проходит через зенит и полюсы мира. В этой ситуации, когда Солнце пересекает плоскость меридиана, наступает полдень. Система телесных меридианов в здоровом теле являет собой «повторитель» физического процесса времени.
Так вот, с 3 до 5 работает прана, включая легкие.
С 5 до 7 – самана, ведя толстый кишечник;
С 7 до 9 идет апана (желудок).
С9 до 11 – удана (селезенка).
Полное описание дано в «книге 2» гексалогии.
Раздел «тело медитации» (гл.1).Эта книга из нашего комплекса.
Надо знать, что тело Бог именует словом «Кшетра» (стих 1, гл.13).
И Господь говорит:
«Я есть То, что во всех этих кшетрах
Пребывает как «познающий тело».
(Стих 2, гл.13).
* * *
Два существа познают тело. Одним из них является Господь. В здоровом теле идет идеальное время.
В.С.Семенцов дает красивое толкование:
«Но своим человеческим оком
Ты увидеть Меня не способен:
Я дарю тебе новое зренье
Властью йоги Моей чудесной».
(стих 8, гл.11):
* * *
Санджая сказал:
«Так сказал. А затем этот Хари,
Этот йоги великий Владыка,
Высочайший Свой царственный облик
Показал изумленному Партхе».
(стих 9, гл.11, перевод В.С.Семенцова).
* * *
Мы должны вернуться к 7-му стиху Бога:
«Неподвижный и движимый мир весь в этом теле сейчас будет явлен;
Все о чем только Партха, помыслишь,
Ты во Мне лицезреть это сможешь».
(стих 7, гл.11 перевод В.С.Семенцова).
* * *
Здесь мы должны понимать слова Бога. Мы опираемся на работу О.П.Спиридонова. Учитель приводит слова М.Планка. Кратко дадим их.
«Экспериментатор – это тот, кто делает опыты и измерения. Опыт, означает вопрос, обращенный к Природе, принятие ответа есть измерение. Опыт нужно продумать. Его нужно истолковать.
В йоге то же есть дхарана-дхьяна-самадхи.
Самадхи есть истолкование.
Сейчас земля покоится относительно эфира. Солнце, галактики должны вращаться вокруг земли. Каждое тело есть отдельный мир. Вселенная у каждого тела своя. Земя у каждого тела своя. Отдельный мир.
В нем свое Солнце. Модель Господа ведет к кардинальному пересмотру наших представлений. Обычно у нас пространство является ареной явлений. Они не оказывают влияния на арену. Абсолютным является также время, понимаемое как категория. В модели Бога время возникает как результат работы праны. Пространство создается богами-адитьями. Они управляют Солнцем и Миром.
В этой ситуации мы задаем вопрос Господу. Вопрос к Богу есть наш опыт. Принятие ответа от Него есть Измерение.
Вопрос. Господи! Можно ли представить модель, которую Ты задал нам, в виде трех элементов: 1) система отсчета Арджуны; 2) система отсчета, связанная с Тобой, но которую созерцает Арджуна; 3) система отсчета, в которой Ты выступаешь как Абсолют?
Господь Бог дает ответ (стих 32, гл.11).
«Система отсчета Арджуны дает ему знание о Моих действиях: он понимает, что вступит ли он в битву, иль битву покинет, все равно бойцы погибнут».
* * *
«Моя система отсчета, созерцаемая
Моим учеником, представляет просто «видимое» (иллюзию).
«Моя высшая система им ненаблюдаема».
* * *
Теперь сам стих (стих 32, гл.11):
«Время Я – мира извечный губитель.
Весь этот люд Я решил уничтожить.
В битву ты вступишь иль битву покинешь,
Воинам этим пощады не будет».
(Стих 32, гл.11, перевод В.С.Семенцова).
* * *
Напомним, что система отсчета (модель) описана Господом в 14-м стихе (гл.18).
Эта модель имеет отношение к определенному субъекту. Должны быть объявлены три конституэнты: 1) предмет, по отношению к которому изучается ситуация; 2) координаты, которые представляют ход событий; 3) часы, связанные с предметом.
Вот санскритский текст Самого Господа (стих14, гл.ю18) «адхиштаханам татха карта каранам ча Притхаг-вижам вывидхах ча притхак чешта дайвам чайватра панчамам».
Адхиштханам=предмет,как место внимания;
Татха =еще, карта =исполнитель; каранам = аппаратура и система координат, ча = и; притхаг – видхам = видовой набор; вивидхах =различных ; ча = и; притхах = отдельные; чешта = тенденции; дайвам = всевышний, ча = и; эва = обязательно; атра = здесь; панчамам – пятый.
Мы сознаем, что в любой работе есть деятель (явный или неявный). Поэтому давая описание системы отсчета, вы включаем деятеля.
Вот определение СО:
«Система отсчета представляется следующим набором: 1) деятель; 2) предмет, по отношению к которому изучается ситуация;3) координатная система, которая представляет ход проявления; 4) аппаратура; 5) часы для отсчета исполнения процесса кармы». Бог есть время.
Господь говорит (стих 13-15, гл.18):
«Пять причин ведут каждое дело;
Про них узнай от Меня.
Эти элементы санкхьи
Познаются думаю».
(стих 13, гл.18).
}
Примечание. Часы связаны с предметом, с телом, по отношению к которому делается измерение
* * *
«Деятель, предмет, аппаратура, координатная система, Божественное вмещение». (стих 14, гл.18).
* * *
«Какое бы действие ни предпринимал Он,
Словом – телом – умом,
Праведное или наоборот,
Причиной его действия эти пять».
(стих 15, гл.18).
* * *
Мы опираемся на переводы многих учителей. Прежде всего Б.Л.Смирнова и В.С.Семенцова.
Рассмотрим примеры.
Пусть у Господа неподвижная СО, и Он велит Арджуне пойти со скоростью V. Бог имеет (0XYZ). Арджуна имеет (0`X`Y`Z`)
Тогда в рамках своей СО, назовем ее АС0, Арджуна сделает отождествления:
Деятель = Арджуна; предмет = относительное движение со скоростью V; аппаратура = тело; координатная система дана ниже. Схема 1.
Божественное вмещение состоит в том, что Бог есть Кшетраджня тела Своего ученика. Таков первый пример.
Здесь на схеме 1 и 2 t – время в БСО, t` - время в АСО.
Второй пример. Пусть в системе Бога, назовем ее БСО, покоится электрический заряд. Он создает поле. Схема 2. Заряд имеет координату Х. В системе АСО заряд имеет координату Х`. Заряд имеет имя Q.
Для курсантов нужно изучение раздела «МП-4» (глава 4) в нашей книге 1 Гексалогии. Особо рассмотреть второй этап этого раздела.
Продолжим второй пример. Мы опираемся на работу О.П.Спиридонова.
Для наблюдателя системы АСО (она имеет скорость V) заряд Q движется.
В различных системах отсчета мы получаем различные физические поля. Если у Господа есть ученик Иван, то ИСО может пойти с другой скоростью W;V. Принцип, согласно которому законы физики должны быть одинаковы с точки зрения любого наблюдателя (идущего с постоянной скоростью) называется принципом относительности Галилея. Различные физические поля у Арджуны и Ивана не согласуются с принципом Галилея.
Подумаем, как сделать так, чтобы процессы природы и требования закона совместились?
Скорость системы отсчета в двух различных СО может быть различной, но «поле» заряда должно быть одно и тоже, Бог дал закон: «Все процессы природы протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчета».
Это можно сделать, меняя размеры пространства и времени:
{
x'=((x-vt))/;((1-v^2/c^2)),
t'=(t-vx/c^2 )/;((1-v^2/c^2)) (L.1)
Нами дана система (L.1), которая занимается только двумя параметрами.
Курсанты должны почитать нашу книгу 3 (часть 2). Гексалогии раздел «жизнь на границе…», для того, чтобы перейти к модели Господа.
Модель Бога касается предметов, которые непосредственно не воспринимаются.
Есть мир ясных предметов – физический мир нашей жизни. Есть мир образов и отношений, которые обычный человек принять не может. Рассмотрим теоретически такой мир образов и понятий, дав ему имя МОО. При всей причудливости этого мира, мира МОО, в нем можно работать под руководством Бога. Бог дает пять структур. К нашим услугам Янтра.
Брахман есть непреходящее (аksara).
Такое толкование связывает Господа Брахмана со слогом АУМ, ибо «aksara» означает «слог».
Самосущее есть Высший Атман.
В 8й главе Поэмы Господа ученик спросил (стих 1)?
Что есть Брахман? Кто Высший Атман, что такое Карма? Что называется Высшим Бытием, кого именуют высшим Богом?
Совершенно ясно, что только познав понятия, введенные Богом в 8-й главе, нужно приступать к главе 11-й.
Б.Л.Смирнов пишет: «Формулировки, заключенные в шлоках 1-3 широки. Слово «svabhava» - «свое бытие» можно отнести к Брахману, можно отнести к индивидуальной душе».
Мы должны объявить свои формулировки положений, заключенных в шлоки (1-3 (гл.8).
1. Высшая жертва есть присутствие Бога в нашем теле.
2. Душа индивидуального существа (свое естество) есть Адхьятма.
3. Адхидайва есть все боги, управители жизненной энергией.
4. Карма – закон воздаяния за дела.
5. Адхибхута – элементы.
Однако эти формулировки нуждаются в дополнениях.
Прежде всего мы не дали ответ на вопрос Арджуны: Что есть Брахман?
Бог говорит (стих 3, гл.8): Брахман есть Высшее непреходящее (akshara). Aksara означает «слог» (звук). Б.Л.Смирнов указывает: «термин не значит слог АУМ. Он означает Брахмана, который пребывает в каждом. Однако Свами Прабхупада делает перевод: Акшарам есть слог Ом.
Далее Господь утверждает: «Кармой именуется причина возникновения – исчезновения существ. Напомним, что во втором варианте под кармой нужно разуметь ведические ритуалы.
В том числе жертвоприношение рисом. Этот ритуал есть причина бытия существ.
Высшее Бытие – в преходящем быванье.
Adhibhuta – то, что окружает нас.
Наш учитель Б.Л.Смирнов дает для запоминания важное: «Йога есть установка сознания на мысли об Ишваре».
Вопрос о понимании Господом темперации (Kshara/akshara)имеет для нас решающее значение. Ksharam = преходящее. Мы должны знать еще темперацию (vyakta/avyakta). Vyakta = проявленное. Avyakta = прадхана.
(Познающий/познаваемое). S=(Брахман).
Мы должны сделать еще одно важное замечание прежде чем углубиться в работу над 11-й главой Поэмы Господа.
Для того, чтобы понимать Бога надо опираться на данные Его произведения.
Господь говорит (стих 12-13, гл.8): «Закрыв врата (дварани), заключив в сердце манас, в голове удерживая прану, достигнув твердости в йоге, распевая «АУМ», вспоминая Меня, кто уходит, покидая тело, тот идет высочайшим путем». Здесь курсант пребывает в душе и вещи видит без участия ума-читты. Его внимание не уходит в мир.
В 11-м стихе (гл.8) Бог говорит: «То, что знатоки Вед именуют Акшарам (Непреходящее), к чему стремятся подвижники, лишенные страсти, ища чего, странствуют брахмачари, то слово вкратце Я возвещу тебе» (перевод Б.Л.Смирнова). Господь управляет также ходом нашего изложения. Он есть Кшераджня и этого поля.
Свами Прабхупада слово акшарам (aksharam) переводит как «слог АУМ».
Тут учителя сообщают важное дело: центральный взгляд на 11-ю главу.
Учитель Т.К.В. Дешикачар учит: «Когда мы поем «АУМ», это по сути форма медитации, в которой объектом является идея имени Ишвары». Это означает, что распевая «АУМ», мы должны четко представлять себе Господа Ишвару. При пении Священного слога следует давать уму время на осознание назначения этого звука» - продолжает свою мысль мурец.
«Дхарана» не является термином системы Патанджали: она имеет место уже в ранних Упанишадах (Катх., 6, 11). Так учит Б.Л.Смирнов.
Приступая к восприятию 11-й главы мы должны многое помнить из пройденного. Мы должны знать, что АУМ и Акшара есть одно «согласно упанишабам» - говорит Дешикачар – Пуруша есть объект нашего внимания: Он приходи из Акашарам».
Изучать Систему Бога может только подготовленный ум.
В рамках этого подхода мы должны осознать следующий (стих 3, гл.14).
Учитель Свами Прабхупада пишет, оформляя свой перевод слов Господа: «Вся материальная субстанция, называемая Брахманом, является проявлением звукового образа Кришны.
Это есть АУМ». Он продолжает «АУМ, Брахман и Господ Кришна суть одного (стих 13, гл.8).
«Мое Лоно – Великий Брахма, в него Я влагаю семя, так совершается возникновение всех существ» (стих 3, гл.14).
Мы эту идею уже прошли (стих 5, гл.7), но в другой форме. По воле Бога пракрити соединяется с высшей природой, и рождаются существа.
Выполняя практику АУМ, курсант осознает все эти великие мысли Бога. Но для нормальной работы нужно четкое представление вида или формы Господа. Вот здесь и возникает возможность сделать опору на образ Господа из 11-й главы Поэмы.
Высшая природа есть «Кшетраджна».
Атман – «знающий поле держит мир.
Я есть тот, кто знает тела (поля), прибывая в них. Две природы не разведены как Пуруша и Пракрити. Они есть темперация.
Поле = (махабхуты, аханкара, буддхи, авьяктам, чувства и ум, пять объектов, желания, ненависть, счастье, несчастье, сознание – все это кшетрам (поле).).
МП-7
Перед вам медитационная практика (МП)
На основе главы Поэмы о вселенской форме Бога. Однако, что такое Вселенская форма? Если в йоге можно сказать, что она есть «искусство укрепления здоровья», то какие слова в этом ключе можно сказать о подобной форме Бога.
Трудно поверить, что наш Господь просто решил «показать Себя» и все. Какие практические следствия у такого показа – вот наш вопрос. Свами Прабхупада пишет (текст 1, гл.11): «но хотя Арджуна признает Кришну источником существующего, его волнует мысль, что другие могут не признать это». Что ученик взял на себя Проблему Бога? Есть учителя, которые не дают анализа 11-й главы, хотя другие части поэмы освещают подробно:
Нужна мощная, радикальная причина, которая послужила источником рождения этой главы. Эта причина коренится в практике йоги, превращая знания главы в инструмент дальнейшей эволюции учения. Читателю известно из предыдущего раздела, что распев «АУМ» входит в состав центрального алгоритма системы Господа (гл.8). Но, что такое распев? Это не просто повторение слога. Распев – внешний слой. Ученики должны не только осознать сущность Господа Ишвары, но и представить себе Его!
В предыдущем разделе мы отметили роль учителя Б.Л.Смирнова в раскрытии этой великой тайны 11-й главы Поэмы Господа. Не будем больше томить читателей, перейдем к практике. Ведь у нас идет МП!
Йога не «предписывает» Господу Ишваре конкретной формы (речь идет о системе учителя Патанджали). Господь Шри Кришна дает нам эталон Своей Формы!
Мы должны вспомнить структурную схему нашего процесса толкования.
Главная темперация поэмы состоит из шести подтемпераций.
Для глав 1-2-3 работает первая подтемперация (ПТ-1).
Для глав 4-5-6 – вторая (ПТ-2).
Для глав 10-11-12 работает четвертая подтемперация (ПТ-4_). Она имеет стандартную структуру (A/B/CCЧ(S)). А = 10-я глава В = 11-я глава, СС4(S) = 12 глава.
Оппозит А символизирует исходную ситуацию, в которой царит предваряющий закон.
Оппозит В дает эталон. ССЧ(S) содержит описание алгоритма перехода из состояния А в состояние В.
В 11-й главе Бог дает эталон представлений, необходимых при медитации на «АУМ». Если вы хотите вступить в связь с нашим Богом, то следует использовать Его символ. Мы опираемся на работу Т.К.В.Дешикачара. Этим символом служит звук «АУМ».
Вступить в контакт с Богом можно с помощью звука «АУМ». Данная МП связана с формой Господа.
Наша МП будет касаться категориальных принципов познавательной деятельности (КППД). Мы опираемся на работу В.Г.Кузнецова. Учитель пишет: «К субъекту познания стали относить познавательные способности (ПС).
По отношению к системе «АУМ» ПС формируются в особые проявления, которые не описаны в науке. Практик «видит» результаты работы органов чувств и выход разумной активности. Пение АУМ вскрывает как аппарат генерации, так и систему восприятия. «АУМ» (Процесс) идет не только по звуку, он идет в восприятии. Богу удобно было описать это в стихах 9-10 (гл.11).
«Великий владыка йоги явил владычный образ. С многочисленными устами, очами, явлениями, убранствами, а также с божественным оружием».
Рецепторы дают среду (звук АУМ) и состояние точек акупунктуры. Система меридианов активность типа АУМ берет себе на вход. Господь Параматма хозяин этого дела.
Единство процесса восприятия и подачи результатов налажено объектной частью активности АУМ (ААУМ). Воспевание АУМ в начале изучения являет собой «новый объект». Бог создает алгоритмы формирования в нашей психике интегральных моделей ААУМ. Как это выглядит:? Вот так.
Начнем с Божественного разъяснения.
1. Господь представляет Себя, связанным со всеми Атманами (стих 10, гл.11).
2. Затем Бог выступает, облаченным в одежды (стих 11, гл.11).
Для того, чтобы заработали стих 10-11-12 ученик должен воспринять идею старта.
«Старт» есть могущественная идея, которая вошла в зону дхараны практика. Чтобы «дхьяна АУМ» создала три образа или три представления согласно стихам 10-11-12 (гл.11).
Стих 10 мы дали выше, стих 11 и 12 даем ниже.
«Облаченный в венцы и одежды, умащенный мастями, всепроникающий» (стих 11, гл.11).
Этот термин имеет значение. Почему Он всепроникающий? Потому, что не имея органов чувств, Бог во все стороны видит. Мы опираемся на работу Б.Л.Смирнова.
«Если бы в небе разом возникли тысячи Солнц, они бы дали сияние Господа» (стих 12, гл.11).
Пение АУМ создает такую связь с Господом Параматмой, в которой Он начинает определять «нашу» работу в данной сфере.
Теперь идеи старта. Лучше, чем сказал Борис Леонидович не скажешь! Напомним у нас идет МП-7.
«Незнающий считает тело за «Я». Поэтому «знающий поле» есть Атман в самсаре».
«В том случае, когда Kshetrajna есть Сам Ишвара, Он не задевается материей. Самсара не есть свойство познающего. Авилдья атакует только орудия познания. Неоходимо чтобы «познавший поле» стал подобным Ишваре». Б.Л.Смирнов отмечает, что данный текст приводится как образец стартовой дхьяны учителя Шанкары.
Если Авидья атакует орудия познания, назовем их.
Ощущения, представления, восприятия, разум, воля, талант, память, воображение, анализ и др.
Вторая стартовая идея лежит в стихах 29-30-31-32 (гл.6).
«Курсант должен везде видеть Одно:
В Атмане все существа пребывают,
Атман же пребывает во всех существах»
(стих 29, гл.6).
«Кто видит Меня везде, и все видит во Мне того Я не утрачу,
И он не утратит Меня».
(Стих 30, гл.6).
«Кто Меня, пребывающего во всех существах,
Чтит, утвердившись в единстве,
Как бы ни существовал он,
Этот йогин существует во Мне».
(Стих 31, гл.6).
Строго говоря понять стихи 29-32 нельзя, ибо не известна природа Атмана.
«В силу уподобления Атману, кто взирает одинаково на счастье и несчастье, тот считается совершенным йогином». (стих 32, гл.6) перевод Б.Л.Смирнова.
Господь Бог перед нами природу Атмана открывает великолепным рывком (стих 8, гл.11).
Он говорит: «Даю тебе божественные очи, которые вынут тебя из времени и пространства». Такие глаза есть Солнце и Луна. Операция переноса системы отсчета (СО) позволяет сделать это чудо практически. Но мы не повторим ошибку Галилео Галилея. Он открыл мнимую истинность гелиоцентрической системы Коперника.
Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли не снимала истинности геоцентрической системы.
Господь вводит нас в понимание этого факта.
Б.Л.Смирнов пишет: «Божественным оком называется пребывающее над временем и пространством всевидящее око, т.е. солнце, луна. Чакрам «Аджна», соответствующий межбровью заслуживает внимания…»
Чакра идентична точке Инь-тан.
Природа Атмана открывается в способности делать открытия простые, средние, высшие.
Чтоб уловить суть «открытий» мы проглядим контур этого пути по научным работам Галилея (1565-1642). Ученый шел по пути 1) установления закона инерции, 2) открытия принципа относительности, 3) выхода на идею системы отсчета. Принцип относительности таков. Равномерное и прямолинейное движение системы не влияет на процессы самой системы.
Курсанты должны прочитать в нашей первой книге раздел «Эвристика Господа…». Особо прочитать конец раздела и следующий раздел.
Однако, где мы с вами найдем равномерное и прямолинейное движение? Их нет! Мы выйдем из омута пространства-времени если почитаем работу Э.Шмутцера. Мы дадим свое описание слов ученого без цифр. Суточное вращение земли на экваторе дает скорость самолета, обращение планеты вокруг Солнца дает скорость о которой страшно подумать. А дальше идут скорости о которых нельзя думать. Однако есть чудо, которое сделал Бог: и есть почти равномерное и почти прямолинейное движение.
Йога равноценного запряжения ресурсов
С.К.Брешин пишет: «Западная медицина развивается по пути узкой специализации. Этот прогресс научного знания оборачивается слабостью в практическом плане. Попытки изолированного вмешательства в организм со стороны врача узкой специализации приводит к нежелательным побочным эффектам…».
И ученый продолжает: «Другой подход дает китайская медицина. Его можно назвать системно-кибернетическим…
В самом человеке выделяются 12 систем и 8 надсистем. Можно провести аналогию с диагностикой технических устройств…»
Мы кратко опишем «философию» С.К. Брешина. Не зная какие процессы идут в устройстве, но зная назначение его подсистем, можно определить какая из них не работает. Задача специалиста по восточной медицине (СВМ) – определить, какая из 12 систем организма не находится в режиме равноценного запряжения ресурсов (РРЗР).
Мы расшифровали слово «равновесие», которое применяет С.К.Брешин, нашим словом РРЗР. Дальше мы дадим толкование подходу ученого.
Регулирование построено на основе понятия Прана (или ЦИ, в китайской медицине).
Ученый считает, что ЦИ есть энергия (энергоноситель), обладающий качествами (инь/ян). ЦИ циркулирует по системам, описанным выше, их 12. От ее правильного течения зависит здоровье.
Мы расширим представления о Пране (или ЦИ), опираясь на работу Н.А.Канаевой, термин «прана» имеет несколько значений.
1) Прана есть Абсолют, Брахман.
2) Она представляет из Себя жизнь вообще.
3) Прана есть жизненная сила дыхания.
4) Из стихий Прана тождественна воздуху.
5) Пять познавательных чувств, сознание и ум есть она.
Однако, главное (для нас) значение Праны дано в ведах (Ригведа 10, 90, 13; Атхарваведа 11, 4, 15): Она есть проявление Пуруши.
Праны формируют меридианы – эталоны времени.
«Я есть время» - так говорит о Себе Господь (стих 32, гл.11). Система меридианов есть аппаратура Системы отсчета конкретного существа. Эта аппаратура включена в сеть Кармы. Врач только по карме касается меридианов того или иного человека. Господь есть познающий поле во всех полях.
Человек, отвергая мирское, отождествляется с Господом и становится также временем. Поэтому Господь, убив Дрону, Бхишму, и Джаядратху, и Карну, от Арджуны, как от второго познающего поле, ждет решающей энергии их поражения.
Он говорит: «Срази». Равноценное запряжение ресурсов.
Плод МП-7
Есть стандартный алгоритм исполнения АУМ. Когда мы поем АУМ, то это дело совмещается с процедурой пранидханата.
Мы опираемся на работу М.Говиндана.
Учитель говорит: «В преданности мы чувствуем: «Не моя воля, но Твоя».
Осознание АУМ ведет к познанию Господа.
Может возникнуть вопрос: каким образом вы хотите познавать и созерцать Бога, если Он отрицает эту возможность.
Действительно Господь говорит (стих 48, гл.11):
«Ни посредством Вед, ни посредством жертв, ни посредством изучения, ни посредством обрядов, ни посредством суровых подвигов в этом образе не возможно созерцать Меня в мире человеческом (кому либо).
Помимо тебя, о витязь среди куру!»
Господь так говорит Арджунс. Значит нам Бог не дозволяет видеть Его.
Однако, к нашей радости Бог создал еще одну шлоку. Эта радостная шлока, этот великий стих звучит так.
«Но нераздельное благоговение меняет дело.
Можно Меня познавать, созерцать и воистину достигнуть! О подвижник!» (стих 54, гл.11).
И Господь продолжает: «Кто совершает Мое дело, (ставит) Меня высшей (целью).
Предан Мне, отрешен от привязанностей, не враждебен ко всем существам, тот идет ко Мне». (стих 55 гл.11; перевод Б.Л.Смирнова).
Продолжаем написание стандартного алгоритма пения АУМ( СА АУМ).
Для того, чтобы не отрываться от темы, рассмотренной только что выше, мы решим смежные к ней вопросы.
Дело в том, что много веков подряд искусство йоги передавалось устно (письма и печати не было в культуре). Мы опираемся на работу Андрэ ван Лисбета.
Йога передавалась от учителя к ученику в строжайшей тайне. При этом варианты сохранения были различны.
Первое. Традиционно секретность учения сохранялась за счет неопределенности в выражении. Кроме того шла лаконичность формулировок. Учитель Андрэ пишет: «Тексты были совершенно нечитабельны».
Тревога охраняла секреты йоги.
Что Риши скрывали знания?
Работало правило: «Если ученик настоящий, то он получит учителя».
Ряд техник были засекречены потому, что они не могут быть восприняты.
Недоступность есть способ избежать искажений. Надо уберегать техники от деформаций.
Йогой может заниматься только лицо, которое связано практически с Богом. Ученик должен десятки лет проявлять усилия в йоге.
Бог говорит (стих 3, гл.7):
«Среди тысяч людей – едва ли
К совершенству один стремится;
Из стремящихся, из совершенных –
Благо, если один Меня знает».
(перевод В.С.Семенцова).
Проблема практического созерцания Бога при пении АУМ стоит и в теории и в технике.
Однако Господь не говорит нам, что созерцание Его вселенской формы и есть то, что йоги ищут при реализации пения. Он этого прямо не говорит, но работает скрытая система восприятия (ССВ). Необходимость у себя запустить в работу ССВ и есть та недоступность, которая хранит тайну.
Тот, кто открыл в себе ССВ, или получает учителя или Сам Бог его ведет он и получает доступ:
Поэма Господа – одна из самых древнейших произведений мировой литературы.
Поэтому Господь соблюдает общие правила секретности тех далеких времен.
Господ говорит:
«Ни через Веды, ни через подвиги,
Ни через дары, ни через жертвоприношения,
Нельзя таким созерцай Меня,
Каким ты созерцал Меня,»
«Но нераздельным благоговением
Можно Меня таким познать,
Созерцать,
И воистину достигнуть! О подвижник!»
(перевод Б.Л.Смирнова).
Свидетельство о публикации №221081300440