Беседа с архимандритом Тихоном Зайцевым-РДМ МП

Архимандрит Тихон Зайцев - ныне (2021) архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией. Дата рождения: 13 апреля 1967 г. Дата хиротонии: 26 апреля 2009 г. Дата пострига: 25 марта 1993 г. День ангела: 7 апреля

Родился в Москве, где окончил среднюю школу и ПТУ. По окончании  службы в рядах Вооруженных сил в 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1991 г. был принят в Московскую духовную академию, где учился и  защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия. После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем МДС, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.

25 марта 1993 г.  пострижен в монашество с именем Тихон и в том же году рукоположен во диакона. Проходил послушание старшего диакона в академии, а  в  августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма, где через рукоположен в сан пресвитера. Ко дню Святой Пасхи 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден наперсным крестом. Через три года  возведен в сан игумена.
В декабре 2004 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в
2006 г. - ee начальником. В октябре 2006 г. возведен в сан архимандрита. К 160-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 28 октября 2007 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского III степени.

В том же году состоялась беседа с корреспондентом сайта Православие Ру, текст которой приводится ниже:

Анатолий Холодюк (далее - А.Х.): Отец Тихон, в свои 39 лет вы недавно возглавили деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме, а до этого, кажется, занимались преподавательской работой в Московской духовной академии?

Отец Тихон (далее - О.Т.): С детских лет я имел огромное желание стать служителем Церкви. Посещение храмов и монастырей, особенно Псково-Печерской обители и Троице-Сергиевой лавры, все более и более укрепляло во мне это желание. По окончании средней школы и службы в армии я устремился к осуществлению своего желания и поступил сначала в Московскую духовную семинарию, а позже в академию. На втором курсе принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона и пресвитера. Троице-Сергиева лавра и академия, где Господь судил мне провести 18 лет, были для меня поистине той школой, где органично сочетаются воспитание сердца и ума. Мне всегда было отрадно именоваться «воспитанником», общаться как со старцами, так и с профессорами и наставниками, вынесшими на своих плечах все тяготы открытого гонения на Церковь.

После защиты кандидатской диссертации меня оставили преподавателем в академии. В течение десяти лет я читал курсы литургики и гомилетики, кроме того, факультативно преподавал новогреческий язык, которым очень увлекся после посещения Святой горы Афон и Святой Земли.

В своих молитвах с благодарностью вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Кирилла, довершивших мне нести ответственное послушание на Святой Земле сначала в качестве члена, а затем и начальника Русской духовной миссии.

А.Х.: Сохраняя духовное и культурное наследие Русской Церкви на Святой Земле, возглавляемая вами миссия решает ряд первостепенных задач, содержание которых небезынтересно и читателям нашего сайта. Каковы они?

 О.Т.: Многогранную деятельность Русской духовной миссии определяют те цели и задачи, которые поставило перед ней церковное священноначалие. Это, в первую очередь, молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Живоносного Гроба Господня, Божественной Голгофы и других святынь на Святой Земле, совершение богослужений в храмах и монастырях Русской духовной миссии, духовное окормление паломников и немногочисленной русскоязычной паствы, испытывающей определенные трудности и являющей собой пример твердости в вере и упования на Господа. К числу других основных задач миссии относится развитие и поддержка братских отношений с Иерусалимским Патриархатом, испытыващим, как известно, в последние годы усиленные давление и вмешательство в дела Церкви со стороны светских властей.

О.Т.: Вы продолжаете труды своих предшественников в Иерусалиме, и в связи с этим интересно услышать, в чем заключаются сегодня традиции и новаторство в деятельности начальника миссии и каковы его функциональные обязанности?

А.Х.: Начальник миссии вслед за предстоятелем Церкви поминается на всех богослужениях. И как поминается?! Как «отец». Это означает его повседневную отеческую заботу, напоенную и растворенную любовью, о всех и обо всем. Заботу о всех тех, кто вверен ему Богом и кто нуждается в его утешении словом, поддержке и наставлении примером. Заботу обо всем том, что является духовным и культурным наследием, сохранить которое – его святая обязанность. Стало быть, каждый начальник миссии основывает свою деятельность прежде всего на смиренном исполнении возложенного на него послушания.

А.Х.: Какой смысл вы вкладываете в использованное вами в одной из недавних проповедей понятие «Русская Палестина»?

О.Т.: Святая Земля, она же – древняя Палестина, исхожена стопами многих тысяч русских людей. Благодарный Богу русский человек хотел одного – ответить на любовь Божию, пригвожденную ко Кресту и объемлющую всех Своей любовью. Многие места на Святой Земле, связанные с библейской и евангельской историей, увековечены здесь построенными храмами или монастырями. Русская Палестина созидалась на средства как простых, так и именитых людей, каждый из которых стремился внести свою лепту в это благое и богоугодное дело. С появлением храмов, богослужения в них стали совершаться на понятном уму и сердцу русскому человеку славянском языке. Открылась возможность совершения умной молитвы, приносящей духовное утешение и просвещение от увиденного и пережитого на Святой Земле.

А.Х.: Как заботится Русская духовная миссия, на которую возложена организация паломничества по Святой Земле, о богослужебной жизни паломников?

О.Т.: Человек далеко шагнул в своей деятельности, открывая новые горизонты своего творческого ума. Это относится и к организации паломничества: изменились к лучшему его формы, ускорилось оформление необходимых документов, появились удобные средства передвижения по святым местам, утомленных путников ожидают уютные гостиницы. У Русской духовной миссии появилась своя страничка в интернете http://jerusalem-ru.livejournal.com/, позволяющая следить за всеми новостями со Святой Земли. Однако все эти новации в науке и технике не изменили той главной цели, ради которой собственно и предпринимается паломничество. А его цель остается неизменной – приобщение к святыням и дарование восприятия благодати через достойное поклонение. Вот этой целью и должен проникнуться каждый водимый нами паломник, определяя во время совершения паломничества свое поведение.

А.Х.:  По данным иерусалимской прессы, в этом году в город на "чудо схождения Благодатного огня" прибыло рекордное число паломников – свыше 30 тысяч. Храм Гроба Господня не смог вместить всех желающих, поэтому на устах тех паломников, кому вместе с толпой удалось преодолеть или даже снести на пути полицейские кордоны, появилось слово «подвиг». Сравнимо ли паломничество на Святую Землю с подвигом христианина?

О.Т.: Да, паломничество – это тоже подвиг. Но он должен быть сопряжен для паломника с осознанием им того крестного пути, по которому он должен пройти вслед за своим Спасителем на свою Голгофу. Если в этом случае у паломника возникает вопрос «Где почерпнуть для этого необходимые силы?», то ответить могу на него так: «Только в молитве». Ибо именно молитва может внутренне собрать человека. А следствием этого станет дарование паломнику возможности осознать все свершившееся некогда на тех местах, которым он кланяется, и дарование ему обилия тех духовных благ, которые обыкновенно сокрыты от взоров духовно не чутких людей.

С архимандритом Тихоном (Зайцевым)
беседовал Анатолий Холодюк
Иерусалим-Мюнхен

Источник: pravoslavie.ru

...Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. архимандрит Тихон назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с освобождением от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Синод также определил архимандриту Тихону быть епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси. Епископа Тихона  назначили настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках. В апреле 2009 г. наречен и хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние). В том же году стал членом Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, а через Синодом назначен управляющим Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. назначен управляющим Берлинско-Германской епархией. В феврале 2018 г. возведен в сан архиепископа. Архиепископ Марк (Арндт) отказался посетить в Берлине прием по случаю вступления в должность управляющего Берлинско-Германской епархией, архиепископа Подольского Тихона, который  решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. именован архиепископом Рузским.


Рецензии