Бессмертный Бука и детская субкультура

   Бука существовал всегда. Это порождение мрака пугало каждого ребенка, появившегося на свет. Оно имело множество имен и обличий. Зачем дети снова и снова погружаются в путешествие в тьму и ищут встречи со страшными персонажами? Зачем взрослым нужно знать новые имена Буки и уметь разговаривать с детьми на их языке? Об этом небольшое эссе - оно ликбез и заодно путеводитель для родителей, педагогов и детских психологов по части того виртуального мира, в котором много времени проводят наши дети.

  «скажите пожалуйста можно ли как то пожаловаться на персонаж Тревора Хендерсона сиреноголового??? чтобы его не добавляли в игры которые играют дети?» — вот такой комментарий был обнаружен под статьей, посвященной творчеству художника и дизайнера из Канады Тревора Хендерсона. Так что есть родители, которые хотя бы отчасти посвящены в такие подробности детской жизни. А нам всем должно быть понятно, что, как только в руках ребенка оказывается телефон, то обнаружение в нем игр с устрашающими персонажами это вопрос очень небольшого времени.

  НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

  Три года назад в интернете появился и широко распрстранился персонаж по имени Момо — женщина-курица японского происхождения. Дети, начиная с подготовительной группы детсада, очень быстро узнали о ней и многие боялись, тем более, что с ней можно было переписываться в мессенджерах. В своих посланиях «она» запугивала своих корреспондентов, угрожала и призывала совершать опасные для себя и других вещи. Момо оказалась примитивной бот-программой и успела напугать полмира.

  Примерно в то же время дети во время моих консультаций рисовали неких Чарли и Фредди, в которых они играли и боялись одновременно. Чарли оказался опасным скелетом из видеоигры, а Фредди-медведь — главным аниматроником, представителем группы искусственно созданных по подобию людей или животных, существ.

  Эпоха Момо, Чарли и Фредди быстро прошла, едва успев начаться. Им на смену пришли такие персонажи, как Слендермен, тонкий человек без лица, и Эндермен, опасное существо из игры Майнкрафт.

  В самое последнее время воображением детей завладели Сиреноголовый монстр, который воем своих сирен парализует, а потом пожирает жертву, и Мультяшный Кот (Cartoon Cat), который, напоминая внешне животное, на самом деле является опасным монстром, также пожирающим жертв.

  Эта часть нашего путеводителя не будет достаточно информативной без упоминания о вселенной SCP foundation. Это что-то вроде википедии страшных, непонятных и паранормальных персонажей, объектов, событий и явлений. Трудно сказать, кто являлся инициатором ее создания, но множество добровольцев продолжают населять ее новыми созданиями мрака. К ним, в частности отнесены творения канадского художника-дизайнера Тревора Хендерсона — Сиреноголовый монстр и Мультяшный Кот. Сухие псевдонаучные вики-статьи на многих читателей производят не меньший устрашающий эффект, чем сочный литературный хоррор.

  Есть еще кое-что важное в этом фантастическом фонде. Его задача — взятие под контроль сущностей и явлений классов «Кетер» (однозначно вредоносные по отношению к человеку) и «Евклид» (с неизвестными и потенциально вредоносными свойствами). В вики-статьях подробно описываются условия содержания и нейтрализации этих сущноостей, а также — о сущностях и явлениях класса «Таумиэль», которые поглощают эффекты «Кетера», обращают их вспять и восстанавливают все заново. С точки зрения наук о психическом здоровье это хорошие техники взятия страхов под контроль разума.

  Один из объектов класса «Таумиэль» — Якорь реальности — его изобрел Тобиас Скрэнтон, и с его появлением восстановление реальности и контроль над вредными сущностями пошло полным ходом. Но, как и в реальной жизни, очень хорошего много не бывает, и некто вмешивается в ход истории и в измененном времени в автоаварии гибнет Тобиас Скрэнтон. Т.о. никто уже не изобретет Якорь реальности, но действующие экземпляры продолжают удерживать и восстанавливать бытие. Якоря реальности — это, кстати, очень созвучно принципу реальности, открытому З. Фрейдом — способности брать под контроль свои переживания и побуждения.

  У SCP foundation есть яркий литературный прообраз — один из ранних романов братьев Стругацких — «Понедельник начинается в субботу» (сказка для младших научных сотрудников). В НИИ ЧаВо, (НИИ Чародейства и Волшебства) в специальных условиях содержатся Кащей Бессмертный, отбывающий бесконечный срок, Змей Горыныч и даже тройка древнегреческих гекатонхейров — Бриарей, Котт и Гиес, и множество других вредителей. А сотрудники НИИ их изучают с целью создания элексира или иного поставщика счастья. У меня для этой цели есть специальная коробка для содержания детских рисунков со страшилками, она так и называется «Заповедник страшилок» и охраняют ее изображенные на крышке снаружи и изнутри три богатыря — соответственно Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Знаете, многим юным художникам сразу становится немного легче после процедуры взятия под стражу их пугал.

  Последнее упоминание об Эссипи-фонде я услышала от мальчика 6 лет, от него же и о Мультяшном Коте. Мама была весьма удивлена нашим разговором, она не знала ни о Фонде, ни о Коте. Так бывает часто даже с очень заботливыми родителями.


  ПОЧЕМУ ДЕТИ СТРЕМЯТСЯ К ПОГРУЖЕНИЮ В МИРЫ, НАСЕЛЕННЫЕ СТРАШНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ?

  «Смотрели бы добрые мультики или вот комедий сколько хороших!» — восклицают бабушки и мамы. Папы обычно помалкивают, наверное, потому что предпочитают футбол или бои без правил. Почему детей тянет на страшное, связанное с риском для жизни, смертью? И не только детей — все возрастные группы в той или ной степени подвержены интересу к миру тьмы. Этому есть, как минимум, пара объяснений.

  Во-первых, тьма это ровно половина бытия, и мы, собственно, интересуясь событиями из области тьмы, просто уделяем ей должное внимание, как и миру света. Каждую область мира нужно знать и освоить, чтобы пребывать в ней максимально безопасно. Дети своим природным чутьем это знают. Мало того, любой малыш боится темноты и тянет за собой маму, чтобы она разделила с ним непредсказуемое путешествие. И он абсолютно прав.

  Другое дело, что взрослые начинают осыпать насмешками трусишку или вместо себя предлагают включить свет, или просто отмахиваются от детской ерунды. Что тогда делают дети? Они могут оставить свою попытку освоить область тьмы самостоятельно, но непременно вернутся к этой идее с товарищем по детсаду или классу.

 Можно так же добавить, что со времен Зигмунда Фрейда известно о влечении человека к жизни — либидо (Эрос) и влечении к смерти — мортидо (Танатос). Наверное, это ровно о том же.

  Во-вторых, есть только один надежный способ возросления — совершение подвигов. Подвиг это качественный скачок после периода набора количества более мелких событий, опыта. По сути это проявление закона диалектики — перехода количественных изменений в качественные. Преодоление страхов это целая цепочка детских подвигов взросления. Сначала — поход в темноту с мамой за ручку. Не говорите, что это полностью безопасно, но, если что, мама может спасти и, скорее всего, спасет. Затем — выбегание в коридор с фонариком до выключателя. Затем — без фонарика. И, наконец, рывок через сумрак до туалета.

  Дети школьного возраста стихийно собираются, чтобы травить друг другу страшилки, в которых меняются со временем персонажи от Черной Руки и Красного Пятны до Матного Гномика и Пиковой Дамы. Слушать их до ужаса страшно, но это делается вновь и вновь, пока сторителлинг не становится полноценной прививкой от страха, а сказитель и слушатель получают стойкий иммунитет к объектам некоторой области тьмы.

  В последние годы эта область по понятным причинам перекочевала в интернет. А трансляторы страшного контента взрослые дарят своим детям совершенно добровольно. Но, если даже не подарят, богатое воображение ребенка все равно создаст монстра, живущего под кроватью или в шкафу. Чтобы исследовать область тьмы и победить свой страх.

  КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЕСТЬ СМЫСЛ ЗАНЯТЬ ВЗРОСЛОМУ, КОГДА РЕБЕНОК СТАЛКИВАЕТСЯ СО СВОИМ СТРАХОМ?

  Я часто слышу от подростков, что они никому или почти никому не рассказывают о своих страхах, т. к. считают, что это никому не интересно. Откуда у них это убеждение? Не оттого ли, что мы, взрослые, слишком легко отмахивааемся от попыток рассказать нам о своих переживаниях, считая их детской фигней, или сразу запрещаем контакт со страшным контентом, забирая самими же подаренные телефоны. А то, что телефоны есть у других детей, и они продолжают «сидеть» в них уже не на ваших глазах, это как будто не имеет значения.

  Конечно, у взрослых бывают очень серьезные причины отворачиваться от детских проблем, например, хроническое переутомление, стресс от затяжных травмирующих отношений, долги, ипотека и много что еще. Да, нам самим бы не помешала какая-нибудь служба помощи, но мы должны признать, что нормальная задача для нормального взрослого человека это найти ресурс, внутренний и внешний, для выхода из своих сложных ситуаций. У нас все-таки и жизненный опыт, какой-никакой есть. А у детей этот опыт несоизмеримо меньший, чем у нас.

  Один мусульманский папа как-то сказал: «Если мы не будем заниматься нашими детьми, ими займется шайтан». Он процитировал одну из священных книг ислама. И мне, как психологу, к этому практически нечего добавить.

  Если ваш ребенок или подросток залип в каком-то виртуальном страхе, найдите немножко времени и сил для важнейшего дела — выслушать своего ребенка. Даже если вы не все поймете или не поймете ровно ничего, просто поверьте, что ему страшно и нужна помощь. Возможно, не только эмоциональная, но и профессиональная. Грамотные педагоги и психологи должны быть в курсе современных реалий детской и подростковой субкультуры. Именно это, в первую очередь, должен знать и понимать специалист, работающий с детьми — в какой жизненной ситуации они сейчас находятся, в каком пространстве они живут, какие новые имена появились у древнего Буки. Иначе нам просто не о чем будет с ними говорить.

  Пока они в страхе, они просто пытаются выжить, и им не учебы, не до школы, не до исполнения каких-то обязательств, на них возложенных.

  Тьма и Бука существовали всегда, это ровно половина Бытия. И эта статья ровно об этой половине. В ней только упомянут Свет — нашего внимания, доверия, знания, здравомыслия, любви. Родители даны детям, как трансляторы этого Света, а, может, лучше сказать, хранители божьей искры, которой изначально одарен каждый ребенок. Как ни скажи, мы просто нужны друг другу, чтобы побеждать наши страхи и созидать свою часть этого мира.


Рецензии
Современные информационные технологии ограничивают развитие ребенка, они навязывают конкретный вид "страха".
При нормальном развитии психики, ребенок сам создает образы для страха такой, который для него естественен, который он может преодолеть. Навязаный образ через IT слишком реален и фактически не уничтожим с помощью психических усилий ребенка.
Заметим, что абстрактный "бука" был расплывчат, не оформлен в виде конкретного образа и легко стирался из памяти.

Ребенок общаясь с виртуальными монстрами получает психическую травму, он не способен уничтожить их, вынужден вступать с ними в контакт, уступать. Это скажется на всем его психическом развитии и приведет в будущем к не предсказуемым последствиям.

Александр Ляхов   13.08.2021 15:58     Заявить о нарушении
Да не только ребёнок

Ева София   13.08.2021 16:41   Заявить о нарушении
Да, нам приходится иметь это в виду. Экология психической жизни человека подвергается такой же деформации, как и природные экосистемы - под влиянием самого человека. Удивительным образом мы пилим сук, на котором сами же и сидим. "Мы", конечно, в самом широком плане.

Елена Прудиус   15.08.2021 05:50   Заявить о нарушении
Да, именно так)
Особенно это просматривается в проектах Илона Маска

Ева София   15.08.2021 05:52   Заявить о нарушении