Часть 1. Глава 5. Драные колготки, или...
15 февраля 2014 г.
Все радости и все несчастья того времени, конца восьмидесятых, выражались одним словом: «ПЕРЕСТРОЙКА». Люди, наконец, вдохнули глоток свободы, и и выражалось это в том, что они могли смело и открыто высказывать властям недовольство своей жизнью. С экранов телевизоров на нас уверенно смотрело новое, прогрессивное руководство страны загнивающего социализма и вешало о том, как у нас в стране все плохо. Руководство Страны Советов во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, указывало нам, гражданам, совершенно иной, новый путь в светлое будущее. И понеслись в народ лозунги: «Даешь гласность!», «Даешь перестройку!», «Оглянитесь вокруг! Проклятый капитализм уже давно обогнал нас по всем параметрам! Даешь!.. Даешь!..»
У нас, молодых и строптивых, аж дух захватывало от тех перспектив, которые правительство предлагало народу. Но, на самом деле, все мы, кто не был ни историком, ни политиком, ни экономистом, ничегошеньки в этом не смыслили. У всех простых жителей нашей страны тогда, в далекие восьмидесятые, возник один единственный вопрос: почему с прилавков магазинов исчезли все товары народного потребления? В магазинах не было ни постельного белья, ни книг, ни одежды. Даже обычные игрушки для детей стали страшным дефицитом.
Вы спросите, какое отношение это имеет к педагогике? Самое прямое. Например: купить обычные колготки стало настоящей проблемой для нас, учителей. зашивали, прятали дырки и если уж совсем невозможно было их носить, делали сеточки для лука. Я уже молчу о литературе, методической литературе, которая была нужна нам, учителям, как воздух.
Расскажу один интересный случай, произошедший со мной, когда я была еще студенткой пятого курса Калининградского Государственного университета.
У моей мамы была подруга, проживающая в небольшом городке Украины и приезжала в Клайпеду, чтобы встречать сына-моряка: он ходил в море от Клайпедского Морского пароходства вместе с моим папой. Приезжая, она всегда приходила к нам в гости. Интеллигентная, очень красивая, умная, элегантная, она работала заведующей книжного магазина.
В очередной раз, приехав в Клайпеду и придя к нам домой, мамина подруга рассказала, как её младшая дочь пошла в первый класс. Как каждая мама, она пожелала дать своему ребенку только самое лучшее: лучшую долю, лучшую школу, лучшую одежду и самого лучшего в этой школе учителя. Выбрав для своей дочери прекрасную учительницу с огромным стажем работы, заслуженную во всех отношениях, первого сентября она вместе с дочкой пришли в класс с огромным букетом гладиолусов. Учительница радушно приняла их, и в самый важный для первоклассницы момент, самая заботливая мама в мире, увидела, что у учительницы порвались колготки: стрелка пошла от пятки куда-то вверх, под платье. Как вы думаете, что сделала эта заботливая мама? Никогда не отгадаете и даже не пробуйте: она взяла за руку свою дочь и повела ее в другой класс, к другому учителю.
«У учителя все должно быть прекрасно: и причёска, и одежда, и колготки», – рассказывая нам эту историю, подвела итоги бедная женщина.
Бедная, поскольку за всей мишурой она не разглядела в учителе самого главного: человека. Её совершенно не интересовало, что чувствовала в тот момент достойная во всех отношениях учительница, женщина, несчастье которой было лишь в том, что наша лёгкая промышленность производила некачественную продукцию.
Как сложилась жизнь этой мамы и этой девочки, я не знаю, но тогда мне было всего-ничего: двадцать два года, и эта история произвела на меня огромное впечатление.
Я негодовала, спорила, пытаясь доказать этой мамочке, что колготки – совсем не повод для перевода ребёнка в другой класс, но она оставалась непреклонной в своём негодовании:
«Посмотрим, как ты отнесешься к тому, что у учительницы твоих мальчишек будут драные колготки!»
Тем не менее, выводы я для себя сделала: с тех пор в ящике своего учительского стола я всегда держу пару колготок, а в шкафу у меня, на всякий случай, стоят запасные туфли и висит кофта. И до сих пор я не думаю, что предусмотрительно припрятанные мной «на всякий случай» вещи, хоть как-то влияют на педагогический процесс, хотя прекрасно осознаю, что когда я вхожу в класс, ребята оценивающе смотрят на меня. Они обращают внимание даже на маникюр!
Идет урок. Накануне я была в парикмахерской и изменила прическу: парикмахеру как-то удалось аккуратно уложить мои буйные, вьющиеся волосы. Я вхожу в класс и, как всегда, прошу ребят встать, послушать тишину и подумать о своих близких, о мире, о нашей планете. В этот момент они обязательно смотрят мне в глаза: я улыбаюсь каждому ребёнку. Это ритуал и я даже могу просто стоять и молчать. Но я говорю, что рада каждому, кто ко мне пришел, что я рада встречи с ними, потом желаю всем нам хорошего урока и только потом прошу детей сесть за парты. Все это действо занимает ровно две минуты, но за эти минуты происходит обыкновенное, каждодневное чудо: они слышат мой посыл и понимают, что их здесь ждали и что им рады... И тут же изо всех уголков класса несётся: «Майя Леонидовна! Какая Вы сегодня красивая! У вас новая причёска! Вам так она идёт!» Я счастлива! Я смеюсь и говорю детям, что очень старалась, что сделала себя красивой специально для них...
Как видите, друзья, доля истины в том, о чем говорила мне та женщина, подруга мамы из маленького городка, безусловно, есть: дети тянутся к красоте. Но что отличает детей от нас, взрослых, это то, что за внешней красотой они способны увидеть нечто большее. Догадались? Они способны разглядеть душу учителя... Потому что взгляд ребёнка - это своего рода рентген: он рассматривает, но не оценивает. И не хотят, чтобы мы оценивали их внутренний мир при помощи отметок, ибо отметка, зачастую, не показатель ни знаний, ни способностей, ни личности ребёнка.
Возвращаясь к тому противоречивому времени, не могу не рассказать, как пропажа товаров из магазинов повлияла на мое учительское становление и перейду непосредственно к лотерее. Это и было то самое событие, о котором я упомянула в предыдущей главе.
Продолжение: http://proza.ru/2021/08/13/613
Свидетельство о публикации №221081300605