Циник

          ЦИНИК – человек, чуждый возвышенных идеалов и, как следствие, лишённый внутреннего культа святыни, способности благоговеть перед святостью, преклоняться перед Высшим Идеалом. На бытовом уровне это может выражаться (но не обязательно) в подчёркнутом пренебрежении к нормам общечеловеческой морали и культуры, в "этическом нигилизме", в принципиальном неверии в способность окружающих людей вести себя бескорыстно, честно, порядочно и т.п.
          "Для него нет ничего святого" – это сказано о цинике. Циник как никто другой твёрдо стоит на земле и не засматривается на звёзды. Его главное правило: никаких правил. Место идеала у него занято представлением о личной выгоде (меркантильная установка), о практической целесообразности и т.п.
          В словарях можно найти множество других определений циника, но в большинстве своём они, на мой взгляд, отражают не суть явления, а лишь её следствия, её внешнее выражение через конкретику. Формально человек может соблюдать принятые в его социальной среде нормы нравственности (хотя бы из страха перед наказанием), быть внешне благочестивым, внешне благопристойным (расчётливое актёрство), но если в нём отсутствуют высокие идеалы и чувство святыни, то он – стопроцентный циник. В условиях социального катаклизма эта пустота проявится незамедлительно: человек с лёгкостью откажется от своего внешнего благочестия в пользу сиюминутной выгоды (что и происходило с некоторыми священнослужителями в годы революции). И наоборот, человек может пренебрегать многими нормами этикета, ходить в рваной или неряшливой одежде, быть возмутителем общественного спокойствия, хранить на лице вечную ухмылку, но если в его душе есть место святыне (это могут быть: мать, Родина, ребёнок, четвероногий друг и т.д.), то этот человек уже не вполне циник.
          Вопрос о генетическом родстве античных киников и современных циников остаётся дискуссионным. Кинический образ жизни – достаточно сложное явление, и его уж точно нельзя свести к современному бытовому цинизму. Античный киник (в буквальном переводе – собака) мог позволить себе ходить в рваном до неприличия хитоне, питаться чечевичной похлёбкой и жить в бочке, но вряд ли был способен жить без высоких идеалов. Понятие "циник" вобрало в себя лишь внешнюю оболочку кинизма, не затронув его сути.
         В любой субкультуре есть маркеры, по которым определяют принадлежность человека к данной группе. Так вот, таким маркером среди циников служит сниженная лексика, в частности – матерные слова. Мат у циников – это не столько ругательство, сколько маркер "свой-чужой". Ещё одним таким маркером является склонность к пошлому, глумливому юмору, к пересмешничеству, готовность высмеять всех и вся.
          Благоговейность (высшая степень уважительности) – противоположный полюс цинизма. Подлинная благоговейность есть атрибут высокой культуры, и она побуждает человека уважать не только собственные святыни, но и чужие.
          Идеализм, уважение к святости культивируются с детства. Одним из основных недостатков современной школы является то, что она не стремиться (да и вряд ли способна) воспитать в человеке чувство святыни в той мере, в какой оно становится неотъемлемым атрибутом повседневного быта. Предназначенная быть храмом, на деле школа оборачивается типовой казармой. Так множится бесчисленное поколение циников, для которых высшей и единственной ценностью являются плотские наслаждения, эмоциональный "драйв", деньги и власть.


Рецензии