Крестьянская свадьба

Выносная сцена к сценарию "Разбойник Савка"

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ЦЕРКОВЬ ЛЕТО ДЕНЬ

Коломенский СВЯЩЕННИК, мужчина 30 лет, венчает детей-подростков лет 11-13: СЕМЕНА И ГЛИКЕРИЮ. В церкви присутствуют их родители: ОТЕЦ СЕМЕНА Петр, МАТЬ СЕМЕНА, мать Гликерии АНФИСА, им около 35 лет. Двое молодых людей держат венцы.

Семен стоит с испуганным видом, Гликерия скучает, смотрит по сторонам.

СВЯЩЕННИК
Имаши ли пояти себе в мужи сего Семена?

Гликерия не обращает внимание на слова, смотрит вверх на иконы.

СВЯЩЕННИК
Раба Божия, Гликерия! Реки: «Имам»!

Анфиса толкает свою дочь.

ГЛИКЕРИЯ
Имам.

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА СЕМЕНА ЛЕТО ВЕЧЕР

Семен и Гликерия сидят на лежанке за занавеской. Отец Семена и Мать Семена сидят за столом, на котором стоят пироги и вино. Они что-то весело обсуждают.

СЕМЕН
Мамка, не хочу с ней спать, она толкаться будет!

МАТЬ СЕМЕНА
Не говори глупостей, муж должен с женой спать!

СЕМЕН
Я уже не малой, знаю это дело! Будет со мной спать, а потом, глядишь, ребеночка родит! А я сам еще малой!

ОТЕЦ СЕМЕНА
Не бойся, сынок, если так дело дальше пойдет, она еще не скоро родит!

ГЛИКЕРИЯ
Я домой хочу, к мамке!

Гликерия сейчас заплачет, Семен жалеет ее.

СЕМЕН
Ну куда ты пойдешь? У вас там мышь в углу удавилася!

Гликерия начинает плакать.

ОТЕЦ СЕМЕНА
(жене)
Всё твои затеи! Мало тебе было одного ребенка, теперь двух держи!

МАТЬ СЕМЕНА
Да ладно тебе! Девка работящая, да и приданное за ней хоть какое дали!

Отец Семена встает и идет за занавеску.

ОТЕЦ СЕМЕНА
А ну спать, пока не получили!

Гликерия прячется за спину Семена.

ОТЕЦ СЕМЕНА
А ты, батя, не смей мою жену бить! Я ее сам бить буду!

Гликерия начинает плакать сильнее.

Отец Семена возвращается за стол.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Вот, все по твоей дури!

Мать Семена берет пирог и несет сыну.

МАТЬ СЕМЕНА
Не плачьте, детки, смотрите, что я вам принесла!

СЕМЕН
Давай еще пирога, мамка, для моей жены!

Мать Семена ничего не отвечает.  Идет к мужу, что-то шепчет на ухо.

МАТЬ СЕМЕНА
Все-таки брачная ночь!
(сыну громко)
Мы с батей на сеновал идем спать, и вы засыпайте!

СЕМЕН
Мамка, ты чего это, меня одного бросаешь?

МАТЬ СЕМЕНА
А зачем тебе теперь мамка? У тебя же жена есть!

Отец Семена снимает плеть со стены, хлопает ею по полу.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Чтоб тот час уснули!

Дети забираются под одеяло, родители уходят.

СЕМЕН
А ты боишься ночью во двор выходить? Давай, ты меня проводишь, а я тебя потом.

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА СЕМЕНА ЛЕТО УТРО

Семен, Гликерия, родители Семена сидят за столом. Едят кашу из горшка ложками.

Гликерия сажает котенка на лавку.

ГЛИКЕРИЯ
(Семену)
Давай ты будешь батькой, я мамкой, а котенок нашим сыночком.

СЕМЕН
Не хочу я, чтоб котенок был моим сыночком, хочу настоящего сына. Батя, а батя, почему она мне не родила до селе?

Отец Семена сидит и недовольный ест кашу. Камера переходит на Семена: рядом с отцом сидит уже молодой дурень, у которого начинает пробиваться борода и усы.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Потому что у меня сын дурак!

Семен виновато отводит глаза.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Говорил тебе, будь как жеребец!

СЕМЕН
Ну, знаешь, батя, у меня такого нету!

Семен Петрович помахивает рукой в воздухе.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Ты с ней баню ходил? Все сделал как я велел?

СЕМЕН
Ходил, отодрал ее как следует …

В избу входят Гликерия – налилась девка - и Мать Семена. Садятся, перекрестясь, за стол.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Ну что, управились с коровой?

МАТЬ СЕМЕНА
Управились.

Семен начинает вылезать из-за стола и кладет руку на плечо Гликерии, та вскрикивает.

ГЛИКЕРИЯ
Ай, не трожь, до сих пор болит после твоих веников!

Гликерия тянет руку к хлебу, родители Семена внимательно следят за ней, рука тянется к середине каравая, Гликерия выковыривает мякиш.

Отец Семена хлопает руками по столу и раздраженный выходит из-за стола.

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА АНФИСЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

На лавке за столом сидят Мать Семена, Отец Семена, Анфиса. Гликерия стоит сбоку у стены.

АНФИСА
Вы меня, простите, сваты, но боле я молчать не могу! Почто моя дочка пропадает? Что ж такое с вашим сынком, что он дела никагого сделать не может?

ОТЕЦ СЕМЕНА
А может быть, Анфиска, у твоей дочки изъян какой?

Гликерия поправляет грудь.

ГЛИКЕРИЯ
У меня все на месте.

Анфиса начинает возмущаться.

АНФИСА
У моей дочки все на своем месте!

Гликерия начинает причитать.

ГЛИКЕРИЯ
На улицу выйти стыдно, насмехаются все надо мной! Вон, говорят, идет дочка Анфискина, и не девка и не баба!

Мать Семена и Анфиса встают и начинают ее утешать.

ГЛИКЕРИЯ
А недавно подружка моя, Иванова дочь, замуж вышла … повели их в сенник, сказывала … а там … а там …

ОТЕЦ СЕМЕНА
Чего там?

ГЛИКЕРИЯ
А все даже очень просто, сказала, брюхатая уже ходит! А я … А я …

АНФИСА
А может быть, это у твоего сынка, Петр, чего-то не хватает? У тебя-то один только ребенок народился!

ОТЕЦ СЕМЕНА
Чего я-то? Я ничего!

МАТЬ СЕМЕНА
Ну вот что! От мужиков толка нету! Придется нам идти к бабке Бабарихе!

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА БАБКИ БАБАРИХИ ЛЕТО ВЕЧЕР

БАБКА БАБАРИХА, местная ведунья преклонного возраста, готовит свое зелье. Она кидает щепотками в горшок различные травы.

Гликерия, Мать Семена и Анфиса с интересом наблюдают за ней.

БАБКА БАБАРИХА
Так говоришь, у вас дело никак не сладится? Отчего же? вроде как по молодости у всех как по маслу идет.

ГЛИКЕРИЯ
Я к нему и так и эдак! То всем телом прижмусь, то грудью придавлю, а он в ответ: мне так дышать тяжело!

БАБКА БАБАРИХА
Хе-хе! Знать, дурень тебе достался! Ну ладно, поможем!

Бабка Бабариха что-то шепчет над зельем.

БАБКА БАБАРИХА
Намерить надобно правильно! А то как бы у него волосы на голове торчком не встали! Хи-хи!

МАТЬ СЕМЕНА
А вот, если этим зельем мужика опоить, вреда никакого не будет?

БАБКА БАБАРИХА
Хе-хе! Да вроде бабы доселе не жаловались!

Бабка Бабариха наливает зелье в другой горшочек.

БАБКА БАБАРИХА
(Гликерии)
Добавишь сначала совсем немножко перед тем, как лечь спать, да слова прошептать не забудь, и что б никто не слыхал, и выпить дай! Хе-хе! Дело-то молодое, авось сладится! А там посмотрим.

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА СЕМЕНА ВЕЧЕР НОЧЬ

Мать Семена и Отец Семена куда-то собираются. Семен и Гликерия сидят за столом, ужинают.

МАТЬ СЕМЕНА
Сынок, мы с батей в гости к куму идет, за реку, там и заночуем!

Родители Семена уходят. Гликерия идет к печке, наливает что-то из горшочка в стакан и шепчет.

ГЛИКЕРИЯ
На, пей сбитень!

СЕМЕН
Что-то гадко как-то!

ГЛИКЕРИЯ
Пей, говорю, а то получишь!

Семен выпивает. Молодые укладываются спать. Гликерия тушит лучину.

ГЛИКЕРИЯ
Согрей меня, что-то мне холодно!

СЕМЕН
Так ты же без рубашки!

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА СЕМЕНА ЛЕТО УТРО

В избу входят родители Семена. Молодые просыпаются, они в замешательстве.

СЕМЕН
Мамка, батька, вы уже вернулись? Мы щас!

Мать Семена занавешивает их. За занавеской слышна возня. Родители Семена садятся за стол. Семен и Гликерия выходят из избы, затем возвращаются.

Гликерия ставит на стол горшок с кашей, кладет хлеб.

Отец Семена читает молитву, затем все садятся за стол. Первым хлеб ломает отец семейства, затем Мать Семена, потом Семен. Доходит очередь до Гликерии, родители внимательно за ней следят.

Гликерия по привычке тянется рукой к середине каравая, затем она передумывает и отламывает твердый край. Отец Семена облегченно вздыхает.

ИНТ. КОЛОМЕНСКОЕ ИЗБА СЕМЕНА ЛЕТО ВЕЧЕР

За столом сидят Отец Семена, который что-то хлебает из миски, Семен.

СЕМЕН
Батя, а когда ты с мамкой снова в гости пойдешь?

Отец Семена вскакивает и замахивается на сына. Семен прячется за вошедшую мать.

ОТЕЦ СЕМЕНА
Ты гляди, мать! Ничего делать не хочет, только … знает! На сеновал иди!

СЕМЕН
(из-за матери)
Сам иди, я там чихаю!

ОТЕЦ СЕМЕНА
Знаешь, когда я в последний раз на сеновал ходил? Щенок!

Мать Семена берет в руки подушку, кидает ее мужу, берет одеяло.

МАТЬ СЕМЕНА
Пойдем на сеновал! Чего уж! … Он там чихает! … чего уж теперь …


Рецензии