Версэ как малая проза
В версэ по сравнению с большой прозой (рассказом, романом, новеллой и т.д.) нет подробного описания ситуации, событий, нет характеристики героев. Повествование окутано некой тайной, недосказанностью, но через вуаль, призму событий читатель явно видит происходящее, сопереживая героям. Этот вид искусства стоит между прозой и стихосложением, раскрывая глубину эмоционального настроения героев. Вот этой тайной, музыкальностью даже, версэ напоминает стихи.
Наиболее развита форма повествования версэ во французской литературе, где в первой половине XX века её пропагандистами были Поль Клодель и Сен-Жон Перс. В русской литературе к форме версэ тяготеют некоторые из «Стихотворений в прозе» И С.Тургенева («Мне жаль…», «Чья вина?»). Писали этой формой повествования и некоторые авторы Серебряного века (например, Андрей Белый). Но А.Белый не ставил перед собой цели строго следовать такому письму: у него некоторые абзацы включали два предложения вместо одного. Это допускается, поэтому и современные авторы часто используют в одном абзаце по два предложения, но текст в целом должен быть приближен к версейской модели.
Если в верлибре можно видеть сдвиг от стиха к "прозе", то в версэ виден сдвиг от прозы к "стиху". Граница между стихом и прозой такая же, как между версэ и верлибром.
Между стихосложением в версэ и в верлибре разница в том, что строка верлибра, как свободного стиха, может быть не законченной (на усмотрение автора, подчёркивая смысл изложения), а повествование в версэ, подобно прозе, должно иметь грамматическое и логическое завершение.
Бывает, что авторы, пишущие прозу, стараются обогатить свои тексты чрезмерной образностью, как этого требует поэзия. Проза этого нагромождения не требует, т.к. может потеряться основная мысль повествования. Но вот в версэ образность языка приветствуется, как и в поэзии, облегчая яркость восприятия. Автор должен понять и почувствовать эту меру, понимая, что и каким языком он лучше сможет достигнуть задуманного результата.
Иногда автор считает, что он самовыражается, идя против правил употребления художественных слов в той или иной сфере творчества, но «бунт художника против правил» не должен быть навязчивым и явным.
Свидетельство о публикации №221081300926
Тамара Сижук 01.01.2024 21:36 Заявить о нарушении