Изгнанные навеки

                Памяти моей мамы -Маковой Элисо.

 Динка проснулась от ощущения, что кто- то смотрит на неё.На кровати напротив сидела мама.Резко рванув вперёд , Динка медленно сползла вниз.Тошнота подступила к горлу.Как рыба открыв рот и вдохнув в себя глоток воздуха, она улыбнулась маме.
-Как ,ты сама села? А я вот сидя уснула.-как бы оправдываясь перед мамой сказала Динка.
-Замучила я тебя.Все никак не уйду- тихо сказала мама.
- Мам, ты куда собралась? Полечимся и пойдём с тобой огород сажать.
Посмотри какая клумба некрасивая стала, как ты заболела.
Зная,как важна для мамы пережившей голод,огородная тема, Динка пыталась взбодрить ее .Мама тяжело вздохнув , покачала головой.
-Нелегкая у меня была жизнь- тяжело вздохнув сказала она.
-Не думала , что доживу до таких лет.Жизнь, она такая штука. Каждый из нас наверное уже рождается с готовой судьбой, где все расписанно по- часам .Только непонятно за что жизнь одних проходит без трудностей, а другим- уготовлены одни страдания. Мой папа умер  ещё в тридцатых годах , в начале 1943 года бабушку твою посадили и мы с Маратом остались одни.Бабушка отбывала срок в Коми,в женской колонии.Мы в то время жили в Хурзуке.Твоя бабушка поехала в гости к брату Юсуфу.В другой аул.А к нему зашёл в гости его знакомый-Кады.О нем ходили слухи, что он сотрудничает с немцами.Бабушка накрыла на стол. Это увидел сосед.Написал донос.Бабушку на четыре года в колонию- за чай,а ее брата Юсуфа на двенадцать лет.Просто за то, что впустил его в дом предателя.
Папа  мой,в тридцатых годах ,был назначен ответственным секретарем Нарсанны( Сейчас Кисловодск)Центр Горской республики .Его брат сбежал в Америку и опять по доносу твоего дедушку сажают как врага народа, якобы за связь с братом, предавшим Родину. Как было ему тяжело морально это перенести.Он один из первых горцев учился в  Коммунистическом университете Народов Востока в Москве. Человек слова и чести. На него одевают наручники и ведут по центральной улице через толпу людей. Никто не поверил тому , что он не общался с братом, да и проверять не стали.Он держал голодовку.Бабушка обивала все пороги чиновников.Все вопросы тогда решал
Михаил Суслов-С 1931 года управляющий объединённым госпартконтролем.Он обещал бабушке разобраться. Но случилось непоправимое-твоего дедушку нашли повешенным на кухонных полотенцах, которые бабушка ему передала, чтобы он обматывался в районе живота во время голодовки.Бабушке не выдали тело и мы так и не узнали где он похоронен.Бывают люди -несущие только зло? Таким был Суслов для нашей семьи , позже и для всего карачаевского народа.Суслов способствовал и тому, что в 1943 нас выслали в Казахстан и в Среднию Азию.Он сам сбежал во время оккупации немцами ,бросив управление Ворошиловском( Ставрополь) а все свалил на предательство карачаевцев.Берия назвал нас ,, возможными врагами’Сказать, что среди карачаевцев не было вообще людей , которые сотрудничали с немцами- это было бы неправдой. Но их было единицы. Это были люди обиженные властью из княжеских сословий. Их раскулачили и они наивно полагали, что пришедшие окупанты- немцы ,вернут им былую власть и имущество. Но пострадали безвинные.И ещё- во время оккупации немцами колхозы как были так и остались. И тех, кто ими управлял ,немцы и оставили на своих местах. И получилось, что они работали теперь уже на немцев. В начале ноября я была в абазинском селении Красный Восток,где жили родственники
А Марат жил у других родственников в селе Терезе.Неожиданно появившиеся солдаты начали врываться в дома и выгонять людей на улицу.Кого- то забирали прямо в горах, на улице.   Люди поспешно собирали в узлы все что могли с собой .Я была записана в свидетельстве о рождении как абазинка и меня и Марата не должны были высылать.Абазин не выселяли. В Красном Востоке выискивали карачаевцев ,сажали на телеги и вывозили к месту сбора.Папина тетя взяла меня за руку и сама отвела к солдатам. Так мы с Маратом оказались потом в разных поездах. Людей сажали на грузовые машины, телеги и везли на станции в Усть-Джугуту или Кисловодск.Потом загнали как скот в телячьи вагоны. Было уже холодно.Начало ноября. Щели, грязь.
Вот представляешь- бабушка ни за что в тюрьме, папа ни за что повешен, мне тринадцать лет,Марату- десять и мы , ни за что выгнанные из дома и отправленные в неизвестность. Многие воспринимали это как божье наказание. Только за что? Я попала вначале в Карабулаг.Нас размещали где придётся.Власти готовились к приему высланных, но столько заброшенных помещений невозможно было найти. Нас выгоняли работать на поля , мужчины работали на скотных дворах. Я у всех спрашивала не видели ли где- нибудь Марата? Один карачаевец парень рассказал, что кто- то видел Марата в доме у одного казаха.Одна женщина-карачаевка, отдала свой старинный, серебряный пояс коменданту.чтобы он отпустил меня. Наверное написал, что я умерла.За побег тогда приговаривали до двадцати лет каторжных работ.Или могли избить до смерти. До станции было двадцать километров. Не помню как я дошла, что ела и как спала. Запрыгнула на подножку поезда и нашла его в Казахстане с помощью высланных.Его приютила семья казахов.Марат им скот пас ,они ему предоставили  за это ночлег и еду.Я тоже на время осталась там .Убирала дом, стирала им вещи. Но однажды, Марат потерял жеребёнка и дед взял камчу и побил его за это. Я пыталась защитить, но не смогла. Мы ушли оттуда . Пошли искать бабушкиного родного брата Гемму. Скрипач, окончивший Московскую консерваторию, позже-один из первых драматургов Карачаево- Черкессии,его имя вписанно в историю , после двух  дней нашего прибывания у них , отвёл нас с Маратом на станцию и просто оставил нас на произвол судьбы.Так захотела его жена. Мы долго искали где остановится. Помню , что голодные ели что придётся. Нас приютила карачаевская семья, из высланных.
 Вот я жила в горах и больше ничего не видела и вдруг в течении короткого времени меняется все. Твоя жизнь не принадлежит тебе. Ты ложишься спать, когда тебе разрешат, ты не можешь пойти и даже разговаривать с кем хочешь.Многие умерли по прибытию. Возможно остановилось сердце от всех переживаний.Когда мы ехали по вагонам люди передавали друг другу, что нас хотят сбросить в реку вместе с вагонами.Как передать ту боль, которую мы испытали?Она на всю жизнь огромной раной на душе осталась.И страх.Люди боялись разговаривать на родном языке.Скорбь ,печаль и неизвестность.Люди оторванные от своей земли,обреченные на муки и неизвестность. Ни за что. Был подписан указ о невозвращении высланных. Изгнанные навсегда.Преданные забвению.Разграбленные дома, отобранные и отданные Грузии земли. Отрезанны все пути  к возвращению.Я даже не могу сказать сколько дней мы были в пути.Все смешалось- день, ночь.Спади полу- сидя. Вагоны были забиты.В эшалонах свыше двух тысяч человек. Женщин отделяли от мужчин и они ехали в разных вагонах.В углу стояло ведро для нужды задернутое тряпкой.Были случаи , что женщины рожали в вагонах.Кто-то умирал от голода. Опухал. У кого- то сердце останавливалось.Трупы выкидывали на ходу. Редко кому удавалось на стоянках успеть похоронить родных.Иногда умерших по два дня держали в вагонах. Мы сидели рядом с сидячими трупами. Застывшими в сидячем положении.На стоянках нас считали. Видимо  их не выбрасывали для численности. Даже не знаю имена тех, благодаря которым выжила в дороге.Я ведь с собой ничего не успела взять.Человек может многое вынести. Только за что Бог послал столько испытаний- никто не знал.Как целые нации могли быть виноваты в чем- то?Когда я жила уже в Казахстане,в одной карачаевской семье умер отец и семилетний мальчик сам мыл труп отца и с матерью выкопав могилу похоронил отца.Никто не мог помочь.Все работали на полях и на фермах,  под пристальным вниманием коменданта.Какую душевную травму получил этот ребёнок. Знаешь , что было для нас деликатесом? Сваренная кукуруза.
Отмечались  мы два раза в неделю. Высланные боялись говорить на своём языке.Хорошо, что и карачаевский и казахский язык похожи. Тюркская группа. Мы легко научились разговаривать на казахском. За папу твоего меня выдали замуж карачаевцы, когда он вернулся с войны раненный.  Ему 44 года , мне 14.Чтобы я не пропала. Я красивая была.  У  папы твоего сын был в первом браке. Он умер от голода в детском доме, пока папа воевал  и жена на войне погибла. Вот такая у меня судьба. Попасть в  Казахстан, чтобы на свет появились Вы. Тогда был подписан приказ о вечной высылке. Все жили надеждой о возвращении, но я уже не думала об этом. Я смирилась со своей судьбой.С начала войны карачаевцев молодых и здоровых призвали на фронт. Карачаевцы собрали деньги и на эти средства были куплены десять танков . Женщины шили тёплые вещи, вязали свитера  и отправляли на фронт.
И этот народ был изгнан! Позже, после депортации, всех карачаевцев с фронта отправят на лесоповал и на строительство метрополитена. Когда выйдет постановление в 1956- 57 годах о возвращении на Родину , первыми приедут трудоспособные. Государство выделит земли, раннее никем не обжитые и выдаст брёвна на строительство. И опять- выживание!!!Еще Хрущев издаст указ об истреблении ослов.Они были хорошей подмогой в хозяйстве!Ослинная охота.
 
Динка села на колени перед мамой.
-У тебя есть мы! Пятеро твоих детей! Ты лучшая мама на свете!!!!
Мама взяла ее руку и поцеловала.
- Спасибо тебе за все!
Динка не сдержав слёзы побежала в ванную.Две последние недели просто вымотали ее. Сердце ныло не переставая. От безисходности.Врачи поставили страшный диагноз. Он звучал как приговор- Рак.Мама прощалась и уходила, но любовь  к своим детям возвращала ее обратно.В критические минуты Динка наклонялась над ней и кричала-
- Мама! Только не уходи!
Вокруг маминой кровати стояли ее еще четверо детей. Седые, бессильные перед старостью и болезнью.Все ветки одного дерева, которое скрепя сейчас падало на землю.
Ухаживая за мамой Динка как никогда стала задумываться о своей старости. Назвать свою жизнь легкой она не могла. С детства с мамой работала на птицефабрике и штамповала яйца.Эти деревянные ящики со стружкой она помнила всю свою жизнь. Потом вязала ажурные платки и свитера и продавала их на местном базаре и все деньги отдавала маме. Это были ее Динкины картинки из детства. Обижалась ли она на маму за такое детство? Нет.Что могла дать ей она, кроме своей любви?Вернулась с детьми на Родину, где ее никто не ждал.Ей не вернули отобранного дома родителей, вещей, земли. Она не знала другой жизни без испытаний и невзгод.Времянку для проживания дал бабушкин родственник.Динка понимала, что это был второй этап выживания, после депортации.
Кто распределяет там в небесной канцелярии это счастье? Одним сполна, а другим-трудности.Мамин сценарий жизни был написан чужим дядей.Динка до сих пор помнила
треск дров в железной буржуйке. Но даже в таких условиях мама умудрялась одеть их и накормить.

-Дина!Я лечь хочу!
Динка обняла худое тело мамы. Под рукой она чувствовала хруст костей.
Динка подняла глаза к Нему!
- Все в твоих руках!
Только не забирай маму!


Рецензии