Река

15 августа у родителей 60 лет совместной жизни.

Я у них, дочки и внучат была два года назад в гостях, тогда же меня пригласили в СГУ на конференцию, выступить по археографическим дневникам наших старых экспедиций летом 2021-го, и я, помню, подумала: это ещё так нескоро, но по крайней мере тогда уж точно приеду,  как раз будет юбилей у родителей.

Но нет. И конференцию отменили из-за ковида, и сама я весной переболела "пневмонией невыясненного генеза", уволилась и поняла, что не смогу ни с сыном, ни одна приехать своих навестить, если и были зимой планы, пока работала, то на одну пенсию не разгонишься.

Купила в нашем Троицком храме, который рядом с бабушкиным домом и садом, где 60 лет назад была их свадьба, тяжёлую, в металлическом окладе и деревянной раме под стеклом, икону Божией Матери и попросила мужа из Москвы им послать с моим поздравлением. Он тоже переболел и приезжал к нам малость отлежаться. И мама прошлой осенью переболела.

Вот так человек предполагает, а Бог располагает.  60 лет вместе - это 59 и со мной. Я долго с родителями жила, хотя и трепыхалась: то  уехала от них с севера обратно в Минск, где в нашей "забронированной квартире" бабушка осталась, то дважды в Питере училась, сначала в авиационном, потом в университете, то вышла замуж и в съёмной квартире жила... Но это всё были временные варианты, только когда в 90-ые братик погиб, а я развелась, отец купил мне с дочкой квартиру, мне уже 33 было.

И мне очень памятно то время,  когда долгие годы мы с дочкой вроде как отдельно жили, но бабушка с дедушкой в ней души не чаяли, и уехать с севера, увезти от них единственную внучку я не могла. А потом мы следом друг за другом вышли замуж, и появились на свет второй внук и правнуки, стало нас уже не четверо, а девять.

Сейчас пересматривала фотографии и нашла забытую, где я с детьми сижу на бревне, а папа навалил сосняка в костёр и палит. Это 10 лет назад, только собиралась дочка строить дом, и мы валили лес на её участке. Как валили родители лес на нашем  дачном участке, я не помню, в Минске с бабушкой жила, когда они его взяли. Зато хорошо помню, как вёдрами мы таскали на него воду для полива из лесного родника, пока не было своей скважины.

И как много лет, в последние годы уже я в Госсовете РК, помимо дачи брали на лето участок и сажали картошку, вместе ездили окучивать и собирать... Отец, Александр Иванович Петренко, у меня деревенский, хотя и рано уехал, у них в Орликовке только семилетка была,  10 заканчивал в районе и поступил в Академию в Горках, по распределению приехал на мамину родину, так и познакомился с Татьяной.

Потом его назначили главным инженером Вилейско-Минской водной системы, и мы переехали в Минск. Один журналист написал, что это было "грандиозное, без преувеличения самое крупное строительство ХХ века в Беларуси". А как закончилось это грандиозное строительство с каналами, водохранилищами, перебросом воды из одной водной системы ( Вилия-Нёман) в другую ( Свислочь - Днепр), то отец сам напросился Нечерноземье подымать, и мы уехали в Сыктывкар "на три года". 44 уже прошло.

Назад не вернулись родители "по ряду причин".  Могилы брата и бабушки, отец забрал свою мать из Минска, когда она ослабела.  Квартиру в Минске продали, когда братик надумал жениться, он в Усть-Кут попал в лётном по распределению, но он через месяц погиб. И потом за отцом на север много его товарищей приехало, на дачах у них, а участки по организациям давали, прямо такая деревенька своих получилась, и много лет под соснами они там собирались за длинными столами, с гармонистом.

Сейчас уже не так, иных уж нет, а те далече. Но зато внучка с зятем рядом и правнуки подрастают, дочка у меня патриот севера, и внучата мои уже ровно наполовину коми.  А родители и сейгод на даче лето проводят, приедут в город праздновать.

Когда выбирала им икону, рассказала в лавке, что родители поженились в пост и прожили невенчанными.
- Толку, что мы всё знаем, как надо, - ответила мне свечница. Да, правда, мало толку, прав был преподобный Серафим, когда говорил, что других учить - как сверху вниз камешки бросать, а самим делом исполнить - как таскать камни в гору.

Я одно время  винила себя в том, что родители у меня нецерковные, в храм только на наши с дочкой венчания да на крестины внука с правнуками приходят, дескать, конечно, на мою жизнь глядя, что можно думать о церковных людях...Отец этого и не скрывал никогда, прямо мне говорил: - Плывёшь по течению и надеешься невесть на что, хорошо хоть дочка не в тебя, упорная и деловая.

Я на него за это не обижалась, а вот на маму за те же самые слова обижалась, мне всегда казалось, что потому и получилась у меня такая хорошая дочка, что её мама всегда её поддерживала, в ясли с садами не сдавала, не таскала за собой, куда приспичило, а с малолетства  с ней, с её склонностями и мнениями, считалась. Попросту всегда думала, что дети важней мужей и карьеры. А с таким взглядами ни то ни другое, ни брак, ни карьеру не построишь, внимание и мужьям и работе ох как требуется...

Мама же и мужу и работе всегда много внимания уделяла, благо, вдовые бабушки у нас хорошие были, помогали ей нас с братом растить, как потом они с отцом помогали  и помогают  мне с моими детьми, и внучке  помогают.

Семья, род - это ведь как река: вливаются в неё новые ручейки, и она ширится и течёт к далёкому морю. В наше время, конечно, не только реки перегораживают и перебрасывают, но и семьи, таких, чтобы с многовековыми корнями на одном месте жили и росли, как деревья, почитай и не осталось. Тем больше с возрастом начинаешь ценить то, что имеешь: свою семью...


Рецензии