Вовик-Вовик, а давай похфилософствуем...

Всякий раз, размышляя о тех или иных сложных и непростых вопросах бытия, я  вспоминаю свояка Ванька, человека более чем далекого как от диалектического материализма с его  оптимистическим взглядом в завтрашний день, так и от  субъективного идеализма с его неизбывными мистериями, шараханиями из стороны в сторону и сомнениями по части прогресса, труженика, из простонародья, который под стопку имеет склонность, хитро щуря глаза и хитровато ими глядя пытливо мне в лицо, говорить:
— Вовик-Вовик, хе-хе-хе! А давай похфилософствуем...
А я, признаюсь, люблю разговаривать на всякие мировоззренческие темы с простыми людьми.
Хотя им тоже, как и философской кафедре, палец, могу сказать это точно, в рот — ого-го! — не клади.

О ЗАКОНЕ ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО И ПОТЕРЯННОМ ПРОГРЕССЕ

Сколь нам не рисуют теоретики философской кафедры прогнозы на завтрашний день в апокалипсических красках и тонах, клятвенно уверяя нас, что прогресса нет и в природе быть не может, а без инквизиции и прочих прелестей Средневековья ну никак теперь уже и не обойтись, сработает самый фундаментальный закон философии — переход количества в качество, руша все эти умозаключения и изыски метафизики и мифотворчества.
Что собственно и составляет суть прогресса.
Произойдет именно этот самый скачек.
Количество количества уже зашкаливающее, а отсюда и весь пафос и страх теоретиков анти-истории в благости всех этих их идеалистических, чаще  теперь всего с налетом феноменологии, построений и чаяний.
Пытающися абсолютную идею разом вознести в горние выси мысли до немыслимых высот и тут же, разом, ее во всем совершенстве водрузить победно (победно!) на грешной земле.
Все это выдавая за прогресс (вот насмешка над теоретиками регресса!) и новое слово философской мысли. И общественной практики.
В теории повторяя вчерашние зады все той же философской кафедры прошлых лет и по сути дела не привнося, кроме апокалипсиса неизбывного, тема которого бесспорно беспредельно обширна, ничего нового.

Философская мысль, забуксовавшая в болоте апокалипсиса.

«Верно, произойдет скачок в историческом процессе. Но так как нам, судя по всему, во время "скачка" жить, и хотелось бы сохраниться, то волнуют детали и время. Может быть даже больше, чем то, кто исторически прав».
Валерий Кравченко

ПУТЬ ВПЕРЕД: ЭТО  ПУТЬ ВПЕРЕД ИЛИ ПО КРУГУ?

А вот это и надо бы казалось теоретикам изучать.
Как человеку в этой жизни не пропасть.
Этим вся наука и все наукоподобное и ценно.

Но не лишним разобраться и в том, кто прав, а кто нет.
В философии понятие «истина» — одна из ключевых понятий.
Чтобы не ходить по кругу.
….
Но нас  в сотый раз пафосно уверяют, что хождение по кругу, это самый лучший путь движения вперед.
Самый близкий путь к человеческому счастью.
….
А к философии тут претензии не должны быть — она нам бесстрастно только являет свои жгучие закономерности. И только.
….
Вопрос же о том, как человеку не пропасть во время скачка, есть главный и корневой.
Но что понимать под совокупным человеком?
Человека-3%!
Собственно, чьи интересы философия правящего класса всегда, все его страхи перед завтрашним днем, отчаяния и чаяния, и более никого, и отражает.
То есть свои страхи.
А  совокупный человек-3% их тоже имеет с лихвою и вполне.
Ну и соответственно приказчики этого самого совокупного человека.
Среди которых могут находиться и представители философской кафедры.

О ДВИЖЕНИИ

Движение — не только линейно, но и качественно.
Что идеалистическая философия в своих построениях отметает решительно и бесповоротно, видя в такой постановке дела угрозу всем своим логическим конструкциям.

БАЛЕТ, ФИЛОСОФИЯ И ОЧЕРЕДНОЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА

Попса, а это уже теперь очевидно почти младенцу, научившемуся гладить стекло смартфона — была заказом определенных кругов по части подготовки к знаковым событиям начала девяностых и по части зачистки здравомыслия, прежде всего в среде молодежи.
Попса:
— с ее мычанием;
— с ее блатным шансоном;
— с ее эстрадным мусором — 
выполнявшей социальный заказ кругов, круто и основательно готовившихся к социальному реваншу.
И реванш победоносно свершивших.

Причем ее эти круги могли использовать как бы даже и без излишней благодарности и щепетильности.
Хотя многие из ее представителей, из тех, кто был повменяемее, отдадим им должное, были, кроме как бы везде провозглашаемой их супер одаренности, еще и  друзьями денег.

Потом их кинули.
За ненадобностью.
Класс, рвавшийся к власти по части щедрости,  ныне это тоже не секрет, скуповат на различные там жесты и жертвы благодарности и благотворительности.

Теперь ее представители за редким исключением все числятся по разряду гениев.
Совести ли нации.
И все что они создали, числится теперь по разряду нетленки и  парадокс парадоксов — наших духовных скреп.
Мычание же их выдается за откровение.
Чуть ли не самого высшего сорта и самого знакового озарения.

Это к вопросу о качестве всего как сегодня, так и вчера — попсы, литературы ли, всех  ли мировоззренческих наук, вкупе.

Но не это главное в этом явлении.
Вчерашние покровители попсы, после того как реванш стал явью,  а попса (такая, мычаще и хрипяще духоподъемная!) была списана в утиль  за ненадобностью, стали  вдруг в понятиях тех или иных новомодных философских схем разом именоваться — исчадием ада.
Попса — последним светом в окне. А их покровители — исчадием ада.
Что за чудеса?

И когда видишь нестыковку эту как бы, то тотчас же возникает вопрос о движении и движухе.
О том, кто  общественными всеми процессами движет?
А что за папы и мамы у них такие обнуленные как бы были? Воспользуемся  этим ныне сегодня модным словом.
Тоже темен всякий раз вопрос.
И как они сами  возникали как бы из ничего?

Это под силу объяснить только субъективной идеалистической философии.
Объясняющей, если надо, все что хочешь. И отменяющей все, что хочешь.
Все измы. Прогресс. Движение. Материю.
Которая может тебе объяснить все, что только душе (а душа — ее ключевое понятие!) вольно.
С той мыслью животворящей, как в старой советской шутке о балете:
«Балет — это искусство, которым можно выразить все — любовь, ненависть, а так же желание вступить в жилищно-строительный кооператив».

А кто нам помешает, скажем, здесь слово балет поменять на слово «философия».

В том же, что причины движения общественных процессов  ею игнорируются,  либо в лучших традициях идеалистической мысли сводятся к движению в механистических и линейных понятиях, исключающих какое-либо качественное самого движения, и скачок  — это давняя беда идеализма, чуть ли не от Платоновских идей идущая.
Если проблема не решаема, либо обсуждению не подлежит,  то одухотворенная идея ее либо игнорирует, либо дело сводит к игре в кошки-мышки смыслов.

Движущие силы  истории, их социальный смысл, наконец — сама материя, всякий раз исчезают и теряются при очередном кризисе капитализма.
Что стало уже просто банальностью.
Так было в начале прошлого века.
Философия начала 21 века демонстрирует тоже самое, что было век назад в похожих обстоятельствах социального и мировоззренческого тупика, только в еще более зашкаливающих параметрах декаденса и регресса.
Но как пафосно все это выдавая опять за несусветную новизну мысли!

ДИАГНОЗ КРИЗИСА

Во время очередного кризиса капитализма, о социальном нездоровье общества кричит, прежде всего, философия.
Своим нездоровьем.
Кризисом  своим.
Об этом кричал ее кризис накануне Первой мировой (империалистической) войны-бойни.
Перед Второй мировой войной она снова демонстрировала свой крайний упадок. Путаясь вновь и вновь в мистике упадка, деградации и саморазрушения.
Накануне перестройки, которая ведь победила не в результате слабости Советского союза и социалистической системы, а в результате отчаянного напряжения всех сил и необузданного коварства международных империалистических кругов. Которые в течение всей его70 летней истории пытались любой ценой стереть первую в мире страну рабочих и крестьян в порошок. Чем и отодвинули ею, «судьбоносной перестройкой», свой окончательный крах.
А потому лечение общества должно начинаться с приведения в порядок  философского и мировоззренческого в нем хозяйства. С  постановки точного  анализа ее, философии, болезни.
Ибо она — мировоззренческая наука.
В отличие от прочих  прикладных дисциплин.


Рецензии