Доча

          У меня есть дочь. Она из тройняшек. Вместе с ней появились на свет два ее брата.
          Ну, с мальчишками мне все понятно. Я их как-то лучше понимаю, с ними мне легче договариваться, да и управлять ими откровенно проще. Это я прошла еще на примере их старшего брата, моего первенца.
           А Дашка, так зовут мою дочь, это целая неизведанная вселенная, от которой никогда не знаешь, чего ожидать, в каком она настроении находится и чем обернется ненароком сказанное ей слово. Логике, как мне кажется, она совершенно не подчиняется. На обычную просьбу принести какую-нибудь вещь она может ответить так, словно целый день таскала бревна, а теперь возмущена тем, что ее еще направляют на строительство Беломоро-Балтийского канала, при чем, в одиночестве. Или, наоборот, молча, без всякого указания, кидается перемывать гору посуды, заливая всю кухню водой, забрызгивая пеной и попутно разбивая пару-тройку тарелок, а если ей делаешь спокойное замечание, что надо чуть поаккуратней, она рыдает, как будто на нее накричали и отлупили ремнем.
          Когда ей было года три, я каждое утро в страхе ожидала, в каком состоянии духа моя дочь проснется. Очень редко она вставала в хорошем настроении, и тогда ласково шепелявила «Доброе утро, мамочка!», чмокала меня в щеку и кидалась проявлять свою любовь отцу и братьям, при этом, приставала к последним так, что они не знали, куда деться от ее высоких чувств. Чаще же она поднималась в плохом настроении, и тогда я неотступно ходила за ней следом, чтобы она кого-нибудь не покалечила, ибо, что у нее на уме, невозможно было предугадать, а рука у нее очень тяжелая.
          Помню, как в один из таких «черных» дней утром она вышла из спальни, глядя на мир исподлобья. Глазами она как перископами водила во все стороны, явно оценивая обстановку и выискивая то, на чем можно было бы сорвать свое негативное восприятие окружающей действительности после пробуждения. На правой руке у нее была надета любимая мягкая перчаточная игрушка сова. С ней Даша никогда не расставалась, таскала ее с собой целыми днями, а ночью укладывалась спать непременно в обнимку со своей подружкой. На свое несчастье, мимо дочи в этот момент пробегал Андрюшка, который проснулся уже минут двадцать назад. Увидев Дашку, он радостно кинулся к ней, по дороге раскрывая объятья, чтобы поздороваться с сестрой, поделиться ощущением счастья нового наступившего дня и обнять ее. Дочь моя среагировала моментально, как заправский профессиональный боксер. На лету она поймала направленное в ее сторону приветственное движение Андрея и молниеносным хуком правой руки, одетой в сову как в боксерскую перчатку, нанесла тому сильный удар в левую бровь. Удача, что не получилось рассечения! Сын, оторопевший от неожиданности, боли и обиды, поднял рёв на весь дом, размазывая слезы по щекам и кидаясь к папе за защитой и сочувствием. А Дашкино лицо наконец осветилось утренней довольной улыбкой, и она нежно прошелестела, доверчиво прижавшись ко мне: «Доброе утро, мамочка!»
          В круг ее предпочтений долгое время не входили куклы, бусики и бантики. Куда интересней ей было во всю мощь качаться на качелях, подскакивая попой вверх, когда сиденье начинает стремительно двигаться вниз после того, как достигнет максимально высокой точки, а затем чувствовать, как всё замирает внутри от быстро приближающейся земли. Или бежать с кем-нибудь на перегонки, сломя голову и ни на секунду не останавливаясь, чтобы оглянуться или перевести дыхание. А еще карабкаться куда-нибудь повыше, все равно куда – на дерево, книжный шкаф, забор или отвесную скалу, главное, чтобы вверх. Любила играть с мальчишками в стрелялки; правда, пистолет или автомат при этом должен был быть обязательно розового цвета. Обожала поднимать тяжести, и никакие уговоры, что для девочки это может быть вредно, не действовали. Как-то в возрасте четырёх лет она даже умудрилась оторвать от земли тяжеленный арбуз, который и мне-то было не просто поднять, а братья Даши не смогли его даже с места сдвинуть. Короче, растет спортсменка.
          Я с того самого момента, как узнала, что мне предстоит произвести на свет дочку, боялась, что придется играть с ней в куклы, укладывать спать пухлощеких пупсов в красивые кроватки, по сто раз на день переодевать в новые наряды Барби, возить колясочки, слушать вечные капризы и ябеды на других детей, завязывать огромные банты, утирать слезы и сопли. Сама в детстве этого не любила, и в уже приличном возрасте не хотела менять свои привычки, подстраиваясь под девчоночьи желания. Но дочь моя меня не подвела! То, что она не будет соответствовать стереотипу девочки-цветочка, я поняла по одному случаю.
          Детям моим было где-то по два с небольшим года. После обеда мы отправились на прогулку, уложив их в коляску. Долго прогуливались по набережной, наслаждаясь красотой вокруг и тишиной, поскольку ребятня крепко уснула. Мальчишки могли проспать долго, часа два, а то и три. Дашка пыталась проснуться каждые сорок минут, ибо беспокойный характер не позволял ей пропустить что-нибудь интересное и перестать контролировать мир, поэтому мы делали все, чтобы избежать ее пробуждения как можно дольше. Иногда нам удавалось сохранить ее сон, иногда нет. Ее природные энергичность и непоседливость брали верх и тогда, чтобы не дать ей разбудить мальчишек, мы снимали ее с коляски и отправляли путешествовать пешком. Вот и в этот раз мы не смогли справиться с напором ее жизненной энергии и как только поняли, что усыпить ее больше не удастся, я поставила нашу дочку на землю, взяла ее за руку и последовала туда, куда она меня повела.
          Была середина весны. В Геленджике к этому времени деревья и кустарники практически все были уже одеты в молодую нежно-зеленую листву, дружно цвели дикие и садовые цветы. Мы оказались в сосновой рощице на самом краю Толстого мыса. Воздух там изумительный, наполненный ароматами хвои и моря. По периметру мыса высокий берег зарос кустарником. Моя Даша, недолго думая, уверенно зашагала к этим кустам, игнорируя великолепные виды открытого моря со стоящими на рейде в Новороссийск кораблями и изящно изогнутые сосны, кружащиеся на поляне в причудливом танце. По дороге я пыталась обратить ее внимание на то, что могло быть, по моему разумению, ей как ребенку интересно, но Дашка игнорировала мои подсказки и двигалась к какой-то своей, только ей ведомой цели. Девочка моя давно уже выдернула свою ручонку из моей и шла себе вполне самостоятельно. Пытаясь понять, что могло привлечь дочку в самые обычные, ничем не примечательные заросли кустов, я наконец радостно увидела какие-то мелкие цветы и подумала, что именно они стали причиной ее путешествия в этот кажущийся мне скучным уголок. «Какие красивые цветочки!» -  запела я сладким голосом, которым взрослые имеют обыкновение разговаривать с маленькими детьми. В это время Дашка подняла валявшуюся на дороге шишку и, внимательно изучив ее, отбросила в сторону. Потом ее заинтересовала большая толстая палка, о которую она споткнулась; доча схватила ее своей ручонкой и с недюжинной для моей внешне хрупкой и изящной девочки силой швырнула ее к ближайшему деревцу. Мимо «красивых цветочков» Дашка прошествовала, даже не удостоив их взглядом. Она зашла в ближайшую поросль и остановилась там, разглядывая что-то на земле. Мне хорошо было видно ее выше колен, нижнюю часть ног скрывала трава.
          Даша наклонилась и начала что-то тянуть одной рукой. Я решила было, что она пытается сорвать цветок, но, видимо, стебель оказался крепким и ей никак это не удается. Потом она стала тащить это что-то уже обеими ручонками, но невидимый мне объект никак не поддавался. По ее позе я поняла, что там точно не цветочек. Моя девочка напрягалась, корячилась и пыхтела как паровоз, не оставляя попыток оторвать от земли что-то крайне важное для нее. В упорстве ей не отказать!
          Наконец я увидела довольную рожицу дочери, которая, видимо, почувствовала радость победы от того, что таинственный объект стал поддаваться. И вот она начала выпрямляться, держа что-то явно тяжелое своими ручками-прутиками. Я шагнула к ней на помощь, но Дашка опередила меня и гордо выпрямилась, подняв на уровень груди большой кирпич и протягивая его мне.
          Вот что бы вы сказали ребенку на это? Похвалили бы его? Особенно, если это миниатюрная двухлетняя девочка! Я откровенно растерялась и только смогла произнести:
          - Ну, Дашка, ты даешь…
          Честно, я была удивлена предпочтениям моей дочери. Мальчишки всегда с восторгом реагировали на яркие разноцветные привлекающие взгляд растения, которые мы повсюду встречали на прогулках. А единственная девочка оказалась абсолютно равнодушной к ним, да и к красотам природы в целом. Зато ей нравились камни, палки, кирпичи, какие-то железяки, доски, гвозди, одним словом, всё, что можно использовать, чтобы рыть, копать, бить, стучать, бросать, кидать, класть друг на друга и так далее и тому подобное…
          Сейчас она, конечно, меняется. Ей нравится ходить с длинными волосами, носить платья, иногда она даже играет со знакомыми девочками в «дочки-матери», в «магазин» или в «салон красоты». Она искренне любит розовый цвет и считает, что он создан специально для нее; и если у кого-то закрадется мысль, что такое предпочтение вызвано моим влиянием, то это не так, ибо я терпеть не могу розовый и никогда не навязывала дочке любовь к данному цвету. Она обожает рисовать, особенно ей нравится изображать семью, единорогов и принцесс. Даша бывает очень нежной и ласковой, доброй и заботливой.
          Но я точно знаю, что вечером после прогулки моя доча явится домой перепачканная, как трубочист, с растрепавшимся хвостом, с разбитыми коленями, царапинами и ссадинами, но довольная и счастливая. И расскажет мне, как высоко она сегодня смогла залезть, как обогнала девочку, которая старше и выше ее, как дала отпор толстому мальчишке, который обижал ее братьев, и обязательно подарит мне сорванный специально для меня цветочек.
Август 2021


Рецензии