Глава 2 Детство Часть 14 Дневник бабуси 1945 год

  ВОДРУЖЕНИЕ ЗНАМЯ  ПОБЕДЫ  НАД  РЕЙХСТАГОМ

ЧАСТЬ 14

ДНЕВНИК  БАБУСИ
 1945  год               

НАЧНУ С  МОИХ  ДОБАВЛЕНИЙ…
Квартира, которую нам выделили  была недалеко от Московского вокзала на улице Саксагановская. На противоположной стороне улицы, на углу - стоял остов разрушенного бомбами,  а может быть расстрелянного,  дома. Его подорвали, чтобы он не обрушился сам. Я помню, как он падал, рассыпаясь ещё в воздухе.

Обломки дома - вывезли, и там образовалась свободная площадка, на которой вечерами начинала действовать импровизированная толкучка.
Причём создавалось впечатление, что там просто собралась толпа людей, которая всё время двигалась по этой площадке. При этом почти у всех руки были спрятаны в карманы и они, не общаясь друг с другом, что-то выкрикивали в воздух. Это что-то звучало как - "Кому спички... Спички!   Спички!" или - "Папиросы! Купите - папиросы!".

Чуть дальше на этой противоположной стороне улицы Саксагановского - находился кинотеатр. В кинотеатр  мы пробирались регулярно,  естественно,  без билета. Надо было ухитриться - пристроиться к какому-нибудь  толстому дядьке со стороны,  противоположной контролёрше, так, чтобы она не увидела.  Но если она замечала, то безжалостно хватала за шкирку и выталкивала на улицу. Но мы ухитрялись всё-таки пробираться незамеченными.

Запало в памяти, как все обсуждали событие, когда в подвалах каких-то разрушенных  домов  поймали прятавшихся немцев.  Они оказались не простыми военными,  а какими-то важными гестаповцами.  Их  судили  и приговорили к смертной казни. Казнь проводили на одной из улиц, в общем - то недалеко от нашей.

Я об этом написала в предыдущей части.
Поскольку я не бегала смотреть эту казнь, у меня почему-то возникало сомнение – а было ли действительно это всё на самом деле. Всё-таки, публичная казнь через повешение на виду тысяч людей, переживших ещё не окончившуюся войну – жестокое зрелище…

Но, когда набрала в поиске в интернете эту тему, передо мной открылось множество сайтов, в которых этот случай описывается во всех подробностях. Тексы сопровождаются массой документов и снимков, подтверждающих реальную казнь пленных нацистов.

У меня на этот раз нет желания переносить сюда фотографии, на которых запечатлены все жестокие моменты этой казни.
В то же время – хотелось документально подтвердить, что это событие – не мои выдумки, а происходили на самом деле.
Поэтому я приведу короткую вырезку из книги Станислава Цалика.

Это – писатель, краевед, сценарист, автор более 1000 эссе, посвящённых малоизвестным страницам истории Киева и Украины.
               
...Следствие вели в Москве. Потом дело, насчитывающее двадцать два тома, передали в столицу УССР. Сюда же под конвоем отправили и подсудимых. Их поместили в Лукьяновскую тюрьму.
Для судебного заседания был предоставлен зал Дома Красной Армии (сейчас - Дом офицеров на улице Грушевского). Перед трибуналом Киевского военного округа предстали три генерала, один подполковник и военнослужащие ниже званием - до обер-ефрейтора и вахмистра.
Они во время войны занимали должности комендантов украинских городов (Коростышева, Коростеня, Первомайска и т.п.), начальников лагерей военнопленных, руководителей жандармерии разного уровня, военнослужащих дивизий СС и полицейских батальонов. Такие должности предполагали непосредственное участие в массовых расстрелах или руководство карательными акциями.
Судебное заседание началось 17 января. Подсудимые все отрицали. Но после выступлений многочисленных свидетелей - заседание продолжалось в течение 11 дней - произошел перелом.
"Подполковник Труккенброд вчера еще доказывал, что он был "исключительным" комендантом: массовые расстрелы не его дело — их просто не было при нем, — писала "Радянська Україна". - Сегодня, изобличенный и опознанный свидетелями, бывший комендант Первомайска и Коростеня бледнеет, бормочет что-то нечленораздельное в ответ на свидетельства, что именно он организовывал и массовые расстрелы, и карательную экспедицию в Андреевку Первомайского района, где было расстреляно и повешено более 130 человек".
Другие подсудимые также признали своё участие в облавах, карательных экспедициях, расстрелах в еврейских гетто, сжигании людей заживо и других преступлениях.
Поэт Владимир Сосюра, который присутствовал на судебном заседании, написал в те дни:
За Бабин Яр прийшла година суду!
За нашу кров, за тьми свавільний гніт,
Це зла потвор, і безуму, і бруду
Рука відплати витягла на світ.
Судіть же їх, судіть в ім’я народу…

Речь прокурора - он потребовал смертной казни для всех подсудимых - передавалась по радио. Однако не транслировались речи адвокатов, которые настаивали: подзащитные лишь выполняли приказы.
28 января суд объявил приговор: 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни. Еще троих, ниже по званию, приговорили к каторжным работам в лагерях на срок 15 и 20 лет.

На следующий день на площади Калинина, ныне именуемой Майдан Незалежности, построили виселицу.
 
Однако тогдашний Уголовный кодекс предусматривал в качестве высшей меры только расстрел. О смертной казни через повешение в нем нет ни слова.
Неужели в Киеве нарушили закон? Нет. Дело в том, что кроме Уголовного кодекса, юридическую силу имели также указы Президиума Верховного Совета СССР. Один из них, от 19 апреля 1943 года, устанавливал, что "немецкие, итальянские, румынские, венгерские, финские фашистские злодеи, уличенные в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев караются смертной казнью через повешение". Указ предусматривал, что исполнение приговоров следует "производить публично, при народе, а тела повешенных оставлять на виселице в течение нескольких дней, чтобы все знали, как караются и какое возмездие постигнет всякого, кто совершает насилие и расправу над гражданским населением".

Виселицу установили на площади ближе к нынешней Костельной улице. Собралось около двухсот тысяч зрителей. Эшафот окружила конная милиция.
Днем на площадь въехали со стороны Крещатика четыре грузовика.
В каждом на соломе лежали по три преступника в наручниках. Их подняли, на шею накинули петлю.
Советский полковник зачитал приговор. По команде грузовики уехали. Нацисты закачались в воздухе.
Веревка на шее подполковника Труккенброда оборвалась. С древних времен по неписаным правилам такому приговоренному даровали жизнь. Однако зрители этого не поняли бы.
Поэтому нашли новую веревку и осужденного вновь повесили ...
Толпа ликовала. Инвалиды, пострадавшие от нацистов, костылями били трупы повешенных. Их сняли только к вечеру и повезли хоронить на спецучастке МГБ.
А тех троих, которые были отправлены в лагеря, впоследствии амнистировали - на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 "О досрочном освобождении немецких граждан, осужденных судебными органами СССР за совершенные ими преступления против народов Советского Союза в период войны".
После освобождения их должны были выслать в Германию. Если, конечно, они дожили до этого момента.

Чтобы забыть об этих ужасах, переключусь на рассказы о моих проделках - грехах моих детских лет...

Конечно, самым памятным событием 1945 года было – окончание войны. Как ни странно, мы это узнали не по объявлению по радио, а на улице от мальчишек. Они мне сказали, что окончилась война, и где-то раздают бесплатно мороженое. Звали меня с собой, но я почему-то им не поверила и с ними не побежала…
И только на следующий день по радио прозвучало сообщение о полной капитуляции немецких войск и нашей ПОБЕДЕ в ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ…

Для нашей семьи этот год прошёл более или менее спокойно - по моим понятиям.
Мама  устроилась работать в столовую. Столовая была ведомственная. Порядки  были строгие,  но своим работникам разрешали покупать обеды и  брать  их домой. Эта работа была возложена на Борю. Ему вручался бидончик, в который наливался столовский суп и – маленькая кастрюлька для вторых блюд. Всё это нужно было аккуратно донести до дома – не расплескав и не перевернув сумку с обедом. Иногда он артачился, но  после уговоров всё-таки ходил.

Для бабуси эти столовские обеды давали возможность отдохнуть от одной из каждодневных забот – не придумывать – из чего и чего готовить дома на обед. К сожалению, это период длился не очень долго…

Но тогда - в маминой работе был ещё один плюс.
У организации, к которой относилась столовая, было своё подсобное  хозяйство. В дневнике бабуси упоминается об этом подсобном хозяйстве. Она называет его – Попельти. Но на самом деле в Киевской области никакого местечка с таким названием я не знаю. Или бабуся что-то перепутала, или неправильно записала. Но в принципе это – не так важно. Главное, что иногда работники столовой по очереди ездили туда на  работу  или  за продуктами для столовой.
А однажды маму послали туда на подсобные работы и она взяла нас с Борькой с собой. Это  тоже было своего рода - "на подкормку"...
Эти её, пусть даже короткие командировки, заменяли нам поездки на несуществующую дачу. Во-первых, мы там немножко подкармливались настоящими деревенскими продуктами. А во-вторых, поскольку мама целый день уходила на работу, мы были представлены сами себе. И куда только мы ни забирались – в том числе и на злополучный сеновал, в котором Борька, провалившись с чердака, где хранилось сено, в дыру между балками – летел вниз и чуть не разбился насмерть… Отделался только сотрясением мозга…

Мы самостоятельно бегали купаться. Я уже не помню – была ли там речка, или это был пруд. Только я затащила Борьку на глубину, где мне было по шейку. Он стал тонуть, я испугалась, а он чуть не утонул…
 
Часто болел  Боречка  и, как не странно, и я. Почему-то в основном,  простуживали лёгкие.  Возили нас в санаторий - в Боярки. Но, к сожалению, Борька подхватил там туберкулезную палочку,  т.к. вместо оздоровительной группы его поместили в группу детей с открытыми лёгочными процессами.  Хорошо, что были приняты все меры, главным образом -  с питанием (хотя это было больше,  чем невозможно) и постепенно  его  вытащили из этой страшной ситуации.

Учиться я стала плохо.  Мне было просто неохота.  Видимо, у меня в  характере было заложено - делать спустя рукава то, что не нравиться.  Но, если что-то начинает получаться, наплывает энтузиазм и все получается само собой...
А потом опять.  Итак, всё время - вверх,  вниз,  вверх, вниз.

В это лето под давлением бабуси, отец достал мне путёвку в пионерский лагерь. Мне уже было – 10 лет. Я считала себя – взрослой девицей. И, уже мечтала о том, чтобы кто-то в меня влюбился.
Интересно – как я изображала из себя – мечтательницу… Пионерский лагерь находился в лесу, и на прогулки все отряды выводились в лес и на большой поляне организовывались общие игры или спортивные соревнования.
А я уходила от всех одна – в лес. В основном лес был сосновый, и травы в нем почти  не было. Вся земля была покрыта рыжим ковром из  слоя высохших и выцветших сосновых иголок. И только с северной стороны у подножья деревьев рос мох.   Я садилась на мягкий мох под какое-нибудь дерево и замирала – мечтая… Я представляла себя сказочной принцессой, а мальчика, который в меня влюбится – принцем из сказки про Золушку. Я начинала придумывать продолжение сюжета  этой волшебной истории. Но у меня дальше начала ничего  не получалось.
Когда мне надоедало это уединение, я бежала на поляну и присоединялась к общим играм. Видимо ещё не пришла пора для первой влюбленности…

Помню, как перед Пасхой - дома идет уборка, вкусно пахнет куличами,  а я стою перед входной дверью и долго не решаюсь позвонить. Нас отпустили на каникулы и выдали табеля. А у меня в табеле - две или три двойки.

Помню,  что я перекрестилась и сказала - "Боженька, если ты есть,  сделай так, чтобы они не очень ругались"... и  позвонила. Конечно,  бабуся расстроилась.  Но страшный момент показа  табеля уже прошёл,  я облегчённо вздохнула и поняла,  что можно жить  дальше в радостном предвкушении святого праздника.

Осенью 1945 года я начала учиться в 5-м классе. Обязательным был урок украинского языка. Разговорная речь мне давалась легко. А вот по грамматике у меня были сплошные двойки. Получала я двойки и по математике.
По остальным предметам мне хватало тех знаний, которые вложила в меня бабуся ещё в раннем детстве. Поэтому мне достаточно было  прослушать учителя, чтобы потом не заниматься домашними заданиями.

Ну не хотелось мне учиться. Просто – надоело…
В результате я в пятом классе осталась на второй год из-за двойки по украинскому языку.

Видимо права была моя первая учительница в Казани – Елена Николаевна Бабинская. Она предсказывала, что со временем у меня пропадет интерес к учебе. Так оно и вышло. Теперь я сравнялась по возрасту с остальными школьниками. Когда-то меня приняли в школу сразу во второй класс, минуя первый, а теперь, оставшись на второй год в пятом классе, я сравнялась со всеми…

Мои родители, конечно решили, что виноваты в моем отставании и преподаватели тоже. Поэтому в следующем году меня перевели в другую школу.

Чтобы вставить сюда снимок с победным знаменем, водруженным над Рейхстагом, разобью эту Часть – на две.


                ПРОДОЛЖЕНИЕ  ДНЕВНИКА  БАБУСИ…

                1945 год
Сокращённо…

 03. 01. 45.

1 января в столовой у Нины устраивали ёлку. Дети чувствовали себя  счастливыми и поэтому принимали участие в танцах и играх. Воля играл  на аккордеоне.  Но что сталось с Борей?...  Он как пришёл,  так и не  раздевался. Он прижался к печке, в угол и не вышел, не сдаваясь ни на  какие разговоры.  Мне жаль его: он это делал от застенчивости. Стихи  готовился рассказать ("Вот так защитник"),  не рассказал.  Мила тоже  не  рассказала  свою  "  старушку на горе".
Потом я с ними разучила  "Цыплёнок Пик"... Обидно!.

У Иды целая история с учительницей. За все полугодие вызывала Иду  не более 3-х, 4-х раз. Сколько я не говорила матери, чтобы она пошла  и объяснилась с учительницей,  ничего не выходило.  Было уже поздно.  Когда начались переговоры, учительница уже  восстановила против  Иды  учениц. Она водила жаловаться к матери ябедниц.  Завуч сказала,  что  учительница так ведёт себя преднамеренно, т.к. не хочет заниматься в  этом классе и чтобы её скорей перевели.  Замечательный ответ! Сказала, что если эта дура не уйдёт (какие слова!),  то Иду  переведут  в  другой класс.

Боря мечтает о столярных инструментах. Воля, участвуя в конкурсе  самодеятельности, за свой вальс получил премию - 300 рублей.  На эти  деньги купил молоток,  ножовку,  рубанок, топорик. Вот будет радость  для Бори,  когда заглянет в башмачок, ведь, только 4 дня осталось до  Рождества.

Милка распевает - "На позицию  девушка  провожала  бойца"  или - "Константин берёт гитару и "диким" голосом поёт..." Сейчас Ида  с Борей ушли за обедом, а Мила взяла букварь и "читает" - "Тёпку".

 29.01. 45.  Вот уже прошли и праздники. У детей была чудесная ёлка, которая зажигалась только раз - некому заниматься с детьми. Башмачок вышел чудесный:  Ида получила красные туфельки,  Мила - куклу,  Боря - инструменты.  К столу Рождественскому были булочки, пирожки с  рисом, колбаса, сало, масло, кофе, консервы рыбные, конфеты. Мешочек  с гостинцами был тоже замечательным:  печенье,  конфеты,  мандарины,  яблоки, орехи, финики.

На первый день Иду брали на ёлку. Тоже - гостинцы. Боря только в сочельник встал после бронхита.  Ида перешла  в  другой класс. У неё чудесная опытная теперь учительница, но догонять  приходится много.  Неаккуратна и  медлительна  по прежнему.  Это  мой   "бич". Из-за этой последней черты мало читает.  Немецкий язык сходит  на нет.  Не может посещать балетный кружок. Ах, как жаль! В ней есть  пластичность и природная грация.

Ко дню её рождения отец подарил ей чулки, а я ей сшила белый плюшевый капор. Материал остался от Волиного пальто, когда ему было года четыре.
Все эти памятные вещички хранились в нашем большом сундуке, с которым не расставались при любых переездах в другие города.

Боря возится с пилой,  топором, но не знает, как приняться за дело. Читает  уже  недурно,  а  как-то  вдруг  начал  хорошо   читать.  Заниматься письмом и арифметикой пока не начинала - нет ни минутки у  меня свободной.

 02.04.45. С 25-го марта - весна.  16 градусов тепла. Все одеты по  весеннему. Можно уже не топить. На улице все сухо.

На фронте колоссальные успехи.  Скоро - Берлин! Говорят, что к маю  кончиться война. Наверное, мы сума сойдём от радости!

Ида принесла табель.  Я так расстроилась, что приняла даже капли.  Три четверки, три тройки, двойка по украинскому языку и арифметике и  ещё две пятерки...  Куда девалась моя отличница? А ей, видимо, всё равно.
Боря удивительно "туго" всё усваивает.  Но,  если что-то один раз  понял, то это прочно и тогда,  радуясь, работает не считаясь со временем.

 08.04.45. Утром поднялась снежная метель.  Моментально все потемнело, закружило.  Крыши  покрылись снежным покровом.  Минут через 10  всё таяло.  Через час - весна и все сухо. Вышел на днях первый пароход по Днепру. Что-то на нашей Волге?

 29.04.45. Не писала целый месяц. Весна в конце марта стояла с неделю, а  потом...  холода,  выпал снег.  Снова печки и трубы.  И вот  только с 26-го марта - настоящая весна: бросили топить, открыли первую раму и в комнату ворвался шум.  Сбросили пальто. Ребятишки целый  день на дворе. 6-го мая - Пасха. Готовимся к празднику, а весь мир к  1-му Мая,  как ко дню Победы. Видимо, будет взят Берлин. Мне, кажется, не выдержать такой радости!  Но как жаль,  что Рузвельт не дожил  немного до этого дня.

Ида готовится к экзамену.  По арифметике пригласили студентку. По  другим занимаюсь я. Но как трудно мне стало заниматься!
Достаю последние тряпки из сундука и что-то такое сооружаю, чтобы  они прилично выглядели к празднику.

 08.05.45. Пасха.  Вот и встретили праздник! Напекли всего. Куличи  вышли грибообразные,  но замечательно вкусные. Пасха - хороша. Яички  - красные и зелёные.  Дети наряжены во всё светлое,  но... погода!!!  Только три дня была весна и снова холода, ветры, дожди.
Дочка как  раз накануне первого дня пошла к доктору с приехавшим  к нам дедом.  Она больна уже давно.  Но мать все никак не могла собраться сходить с ней в поликлинику.  И вот... воспалительный процесс  правого лёгкого. Пока ничего страшного, говорят, нет. Меня так поразил диагноз, я даже плакала: мне кажется уже всё потерянным. Уложила  её в постель. Лечение только одним сульфодемизином, а его нигде нет.  На первый  день  Пасхи Воля ходил и у всех,  у кого можно собирал по  порошочку, т.к.  аптеки были все закрыты, и заказать было нельзя. Вот  уже два дня, как температура спала. Но аппетита у неё нет. Что будет  у неё с экзаменами? Неужели придётся остаться на второй год?

 09. 05. 45. В ночь c 8 на 9 мая 1945 года по радио сообщили о военной капитуляции фашистской Германии. 9 мая объявили Днем всенародного торжества – Праздником Победы. Дети прибежали с улицы и рассказывают, что без всякого предупреждения началась «демонстрация». Люди все идут на митинг в честь ПОБЕДЫ.

Не верится, что это долгожданное событие, наконец, произошло. Наверное, народ – ликует. А я села на стул, руки у меня опустились и я разревелась. Сколько мы всего натерпелись за эти долгие военные годы, сколько пережили. Да и не только мы – все –все!!! Сколько людей погибло, умерло в лагерях, да и в тылу – от голода… Я плакала и вспоминала погибшего племянника Юрочку Мейстрик, своего брата Колю, невинно оболганного,  и умершего в лагерях только на основании чьего-то доноса, что он, якобы – немец. А то, что он чех – никто и разбираться не стал – 7 лет лагерей. А выдержал он только год…

И мне всех-всех жалко. Всех – кто не вернулся домой, всех, кого война разбросала по чужим городам и селам, далеким от родных мест. И моих любимых внучат жалко. Что с ними будет, когда меня не станет? А мои силы иссякают с каждым днем.

Плакала я и мои слёзы – слёзы радости казались мне горькими…
И что нас всех ждет впереди? Воля опять задумал переезжать из Киева. Мы только-только обжились, стали привыкать к новым для нас условиям жизни на Украине. А он уже навострил лыжи в направлении Москвы.
Милый мой сыночек. Такой большой, и такой неугомонный…

 12.07.45. Сегодня день Петра и Павла.  Годовщина  смерти  дедушки  Васи. Когда-то я (в 39 г.) выезжала из Элисты в Казань. Да, всё прошло... 3-го июля Ида выехала в санаторий Боярки. Перке  дали  положительный результат. Рентген тоже дал далеко неутешительный результат.
Но утешает то,  что она только в оздоровительной  группе.  Мечтаю  о  том, чтобы  поехать  к  Фане в Башанту навестить, главным образом, мою  больную страдающую маму и взять с собой Борю.

 15.08.45. в 2 часа ночи передали о  капитуляции  Японии.  Неужели  закончился мировой кошмар?  Боря очень интересовался,  как это может  быть, что  совсем не будет войны?

Дети вернулись из Попельти. Сильно загорели, т.к. последнее время  - настоящее лето,  с температурой до 30 градусов.  Но не  пополнели.  Как будто с удовольствием вернулись домой и не желают никуда ехать.

Я была в церкви, когда они приехали. Спрятались, а потом выскочили откуда-то, напугали меня так, что я долго не могла прийти в себя,  а потом бросились целовать меня.  Рассказывали, что Боря при купании  чуть не утонул:  Ида, заведя его глубоко в реку, бросила его одного,  он испугался и захлебнулся.
А прошлый раз, когда он ездил с матерью  на подсобное  хозяйство,  он  залез  на сеновал,  провалился в дыру,  упал, но так счастливо,  минуя головой находившийся тут же  какой-то  кол. Испуг был страшный. Боль тоже. Начало тошнить. Первая мысль была о менингите. Ах, чего, чего только не переживёшь с этими ребятишками! Борю и Иду ребятишки со двора встретили криками:  - "Ура!"

Боря мечтает о самокате. Ждет. Усиленно просит мать, которая обещала его  заказать.  Жаль  мальчишку.  К  чему  обещать,  раз нельзя  исполнить?
Мила, взяв обеими ручками края платьица грациозно "танцует", как изящная куколка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

               


Рецензии