Кибернетика душ

Эссе по фильму К.Кеслевского «Три цвета. Синий»

Синий цвет. Цвет стен комнаты и будущего флага. Политическая утопия, замешанная на лжи и противоречиях. У нас одна земля, но мы на ней разные. Этакий сюрреалистический коммунизм, реализовавшийся через 45 лет под благим соусом и бороздящий умы и поныне.

Может ли ложь рождать благое и что же она значит для человека? Тысячи лет он отвечает сам себе на вечные вопросы. Время, социальные формации не изменяют чувств, душа все также ищет выхода из треугольников. Он подл, он живет социальными страхами, основанными на псевдоморали и мультикультуральности, а в то же время он любит другую и спит с двумя. Этакая хамелеоноватая адаптогенность. Зачем причинять боль? Ведь есть же дочь, есть музыка, есть идея объединения, есть общество, есть закон о браке.

Система не может быть устойчивой, когда градиент лжи превышает допустимый порог. Человек ведь слаб и никчемен. В поведении,  искушения доминируют и отравляют его. Но жизнь – это же не сироп и кажущиеся случайности воспринимаются нами порой лишь злым роком. Мы не хотим искать причин в себе и анализировать свою неправедность, гораздо проще выбрать внешнеобвиняющую позицию.

Синий цвет измены доминирует не только в спальне. Пророчество мастера или случайность, с которым сталкиваются потомки? Будущее наступило, будущее наступает, отблески его огня пылают уже не только на голубых экранах.
«Искусство принадлежит обществу» - лозунг недавних капиталистов и поэтому можно воровать идеи, сокровенное и придавать огласке и тиражированию. Делать-то можно всё, тем более, что совесть, деньги и чувства у каждого свои и в разных дозах используются. Но вот к чему это приводит. Ведь мы же не воруем регулярно яблоки в саду соседа, мы также не используем в строительстве домов стеклянные стены, мы же устанавливаем дверные замки и носим одежды. Каждый имеет право на свое закрытое «Я», на свой след, которому уготована отдельная история. Невозможно дописать за другого, даже переспав с его женой, как невозможно всё остальное. Искусство – это отражение живой материи, все остальное – это память и реплики.

 Утопия объединения, утопия общественного «Я», утопия любви. Можно конечно делать всё, прикрываясь законами-моралью, но вот мир-то не беспределен и расплата за ложь самому себе, подчас превышает минутные удовольствия. Готов ли человек к этому? Невозможно не страдать. Но оправдываем ли мы себя в глазах наших потомков и соизмерима ли цена?


Рецензии