суслики могут все

СУСЛИКИ МОГУТ ВСЁ

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ ШУСТРИК
Семья сусликов живёт на красивом травянистом лугу, в норке среди клевера, васильков и одуванчиков. В этой семье четыре малыша: старший — Шип, средний – Шкет, и младшие – Лапуля и Шустрик. Шустрик – самый непоседливый. А суслик папа – самый смелый и быстрый среди всех сусликов. Он уверен, что суслик может научиться чему угодно. Он всегда повторяет: “Cусликам всё под силу!” или “Суслики могут всё!” И в самом деле, суслики умели учиться. Малыши уже быстро бегали, находили еду, зорко смотрели вдаль, высматривая опасность. Всему этому их научил папа.
— Шустрик, будь внимательней!
— Шустрик, не балуйся.
— Не отвлекайся! Не отставай!
— Вокруг опасности!
Шустрик часто слышал даже от своих братьев и сестры подобные напоминания. Но он ничего не мог с собой поделать. Он любил баловаться и отвлекаться. Это у него получалось лучше всего. Да и как можно не отвлекаться, когда вокруг столько интересного: стрекозы, муравьи, воробьи, одуванчики…
— Я не понимаю, — сказал однажды Шустрик. — Зачем быть внимательным и осторожным, если вокруг всё так красиво? Какие опасности от стрекозы или одуванчика?
— Иногда побаловаться, конечно, не помешает, а вокруг и правда очень красиво! — согласился папа. — Но опасности - не от одуванчиков и стрекоз. Рядом с нами водятся коршуны и змеи. Они в любой момент могут утащить кого-то из нас! Поэтому так важно держаться вместе и внимательно смотреть по сторонам.
— Ого! — понимающе сказал Шустрик, — А что же делать, если я замечу змею, коршуна или другую опасность?
— Нужно громко-громко закричать, чтобы другие услышали тебя, и быстро бежать домой, — ответил папа.
В один тёплый вечер всё семейство отправилось на поляну собирать землянику для компота.
— Шустрик, — сказал папа, — Сегодня за нашей безопасностью будешь следить ты! Только будь внимательным, не отвлекайся.
Шустрик был горд. Ещё бы — ведь ему доверили охранять всё семейство! Он изо всех сил старался не отвлекаться, пока его семья собирала ягоды.
Но вот пролетела большая красная стрекоза в жёлтую крапинку, и Шустрик восхищённо посмотрел ей вслед.
— Ого, какая большая!
Потом он увидел красивый синий цветочек. Он подошёл к нему поближе и, потянувшись на цыпочках, понюхал его.
— Какой приятный аромат! — Шустрик от удовольствия расплылся в улыбке.
Вдруг, подлетела бабочка и уселась ему на макушку.
— Какая красивая! — восхитился Шустрик, осторожно подняв глаза вверх, чтобы не спугнуть прекрасное насекомое.
И тут высоко в небе он заметил большую птицу. Она стремительно летела вниз.
— Коршун! — догадался Шустрик.
Тут он опомнился, и как закричал во весь голос: — Коршун! Спасайтесь! Спасайтесь! И как учил папа, со всех ног помчался домой.
Ещё немного, и коршун утащил бы Лапулю. Хорошо, что папа оказался рядом! Он схватил Лапулю, и они побежали домой. Всё семейство бросилось врассыпную. А уже через минуту все были дома в безопасности.
— Шустрик, какой же ты молодец! Ты спас нашу семью, — радовалась мама.
— Ты поступил очень ответственно! — гордо сказал папа.
— Спасибо тебе, Шустрик! — сказала Лапуля и обняла брата.
Шустрик очень гордился тем, что всех спас. А ведь он - самый младший в семье! Но главное — он понял, как важно быть внимательным и серьёзным, когда это очень нужно. Он, конечно, по-прежнему любовался природой и проказничал. Но, когда нужна была помощь, Шустрик становился серьёзным и ответственным. Он смог этому научиться. Ведь суслики могут всё!

ЖАДНАЯ ЛАПУЛЯ
Лапуля очень любит сладости. Она любит конфеты, мармелад, пирожные в глазури и без, земляничный компот и многое другое. Но делиться сладостями с братьями ей не хотелось.
— Жадина-говядина, злая шоколадина! — дразнили её братья.
— Я совсем не злая жадина, а добрая! — обиделась однажды Лапуля, и отправилась жаловаться на братьев к маме и папе.
— Почему я должна с ними делиться, если я и сама могу всё съесть? Я ведь очень люблю разные вкусности.
— Дочка, — отвечала мама, — делиться с другими — правильно. Так они будут понимать, что ты их любишь.
— Но я же девочка! Девочке должны все уступать и давать всё самое лучшее и самое-самое вкусное.
— Ты очень хорошая девочка, но ты ещё и самый настоящий суслик! — сказал папа, важно подняв вверх указательный палец, — а настоящие суслики не жадничают. Хороший суслик обязательно угостит других тем, что у него есть. Даже самым вкусным на свете пирожным. И совсем не важно — девочка ты или мальчик.
— Тебе нравится, когда братья делятся с тобой конфетами? — спросила мама.
Лапуля задумалась. Конечно же ей понравилось, когда Шип угостщает её печеньем и конфетой.  И когда Шкет поделил поровну компот. Так, что всем досталось ровно по половине стакана. И Шустрик, когда нашёл две ежевичные ягоды — одну отдал именно Лапуле…
— Делиться, конечно, приятно. Но это когда с тобой делятся. А вот если придется мне с кем-то поделиться — даже не знаю, — жалобно вздохнула Лапуля.
— О-о-о,— загадочно произнёс папа, — делится с другими ещё приятнее.
— Если ты делишься с кем-то, — подтвердила мама, — это называется – щедрость. А щедрых сусликов уважают все.
Однажды Лапуля увидела в шкафу, большую шоколадную конфету. А дома ни кого не было. Она положила конфету на стол, развернула её и облизнулась.
— Очень уж, хочется её съесть.
Она уже хотела откусить совсем чуть-чуть, но вспомнила папины слова: —«Настоящие суслики не жадничают. Нужно делиться с другими, и не важно — мальчик ты или девочка».
— Эх! — вздохнула Лапуля, — так не хочется делиться. Но я ведь настоящий суслик, а не злая шоколадина.
Тут, в комнату забежали братья суслики.
— Ага! — закричали они, — ты опять хочешь съесть всё сама?
— Нет, я хочу поделиться с вами, — всхлипнула Лапуля. — Только если, мы поделим конфету на четыре части, то мне достанется совсем мало.
— Достанется столько же, сколько и другим. — Шмыгнув носом уточнил Шустрик.
— А если не поделить, то кто-то и вовсе без конфеты останется. А ведь хочется всем, — (облизнулся) развел лапами Шкет.
— А ещё лучше,— подсказал Шип, — если мы поделим её на шесть частей.
— На шесть? — Испугавшись, округлила глаза Лапуля.
— Да, на шесть. Тогда мы поделимся и с родителями! — Улыбнулся Шип.
— А-а-а. Тогда ладно, — согласилась Лапуля.
Суслики, как настоящая дружная семья поделили конфету так, чтобы угостить и папу с мамой. Как же обрадовались родители тому, что дети решили поделиться с ними вкусной конфетой!
— Лапуля! Ты ни какая не жадина! Ты — молодец! — Похвалил дочку папа.
— Спасибо тебе, что решила поделиться со всеми. — Улыбнулась мама.
— Ура! Наша сестрёнка больше не жадина-шоколадина! — Обрадовались братья суслики, и принялись обнимать Лапулю.
Да. Лапуля поняла, что жадничать плохо. Намного приятней — угощать других. Ведь все так радуются. А вечером, мама приготовила для всех вкусный торт из лесных ягод. Маме приятно делиться с другими. Пусть все угощаются!

Шип не умеет спать.
Странное дело. Суслики могут всё, но что-то простое, что все дети делают каждый день, может и не получаться! К примеру, Шип — не умеет спать днём. Нет, ночью он спит очень даже хорошо. И порой с утра мама долго не может его разбудить:
— Шип. Суслик мой. Пора просыпаться, — говорит мама.
— Ага, одну минуточку, — сонливо бормочет Шип и переворачивается на другой бок.
А ведь суслики обязательно должны спать днем. Да, да! Это очень важно, чтобы быть сильными и зоркими. Шип, сколько не старался, никак не мог заснуть днём. Когда его братья сладко засыпали, он ворочался в своей кроватке с боку на бок.
— Когда ложишься спать днём, очень важно не шевелиться, чтобы не спугнуть сон, — со знанием дела советовал Шкет, когда они в очередной раз ложились в кроватки.
— Это для меня слишком сложно, — сетовал Шип, — Я вижу в окно наш луг, и мне хочется по нему бегать.
Шкет задёрнул шторку, и солнечные лучи стали не такими яркими. Приглушённый свет успокаивал и убаюкивал, добавляя комнате уют.
— А ещё нужно потянуться в кроватке и сл-а-аденько зевнуть, — вспомнил Шустрик.
И они вчетвером потянулись, сладко зевнули и поуютней укрылись одеялами.
— Ещё нужно закрыть глазки и не открывать их. Вот так, — сказал Шкет и зажмурился.
Остальные тоже закрыли глаза и лежали так какое-то время совсем не шевелясь. Но Шипу пока ещё не очень хотелось спать.
— А я люблю, — сонным голосом сказала Лапуля, — Когда мне перед сном тихо рассказывают что-нибудь интересное. Шкет расскажи нам какую-нибудь историю.
Шкет любил рассказывать всякие истории. Он ещё раз громко зевнул и еле слышно стал рассказыватьпро всё самое интересное, чтовидел утром: про капельки росы, сверкающие в утренних солнечных лучах, про играющего с листочками ветерка, про плывущие по синему небу причудливые облака…
Его голос становился всё тише, а бормотание - неразборчивым, пока он не заснул. Скоро все четыре суслика негромко сопели в своих кроватках и видели красивые сны. Шип тоже крепко спал. Ему снилось, что он бегает по поляне и повторяетсоветы для сладкого сна:
— Приглушить свет, потянуться, зевнуть, лечь поудобнее, закрыть глаза и послушать приятную историю. 
Даже во сне он был рад, что наконец-то научился спать днём.
А когда Шип проснулся, он почувствовал, что его настроение улучшилось, а сил прибавилось столько, что любое дело казалось ему по плечу.С тех пор спать днём стало любимым делом Шипа.


КАК ШКЕТ ПОБЕДИЛ ЛИПКОГО МОНСТРА
Шкет в семье средний из детей. Он очень хотел быть старшим, но ведь старший уже есть. Это Шип. И с него нужно брать пример. Но когда в семье появились Шустрик и Лапуля, Шкет решил радоваться тому, что теперь он не младший, а значит теперь он сможет учить младших тому, чему научился сам. А умел Шкет уже многое. Например, высматривать опасность, находить вкусную еду для всей семьи, заправлять свою кровать…
Правда, Шкет умел делать и кое-что нехорошее. Шкет обманывал родителей. Он даже стал хвастаться тем, что умеет ловко обманывать. Все началось с того, что однажды, он обманул маму, что не хочет кушать, потом пообещал убрать игрушки, а сам незаметно убежал на улицу.
— Как же здорово! – подумал Шкет, — Как ловко я обманул маму, и мне за это не было никакого наказания. Ура!
Со временем Шкет привык обманывать и делал это даже тогда, когда ему совсем это было ненужно. Только представьте: когда мама испекла его любимые блинчики, Шкет вдруг закапризничал:
— Ой, фу-у. Невкусные блинчики, не буду их есть.
Зачем он так сказал, он и сам не понял. Ведь мамины блинчики ему всегда так нравились. У него даже слюнки текли, когда мама их готовила.
Очень скоро и Шустрик с Лапулей научились у Шкета обманывать. Они разлили на диван стакан молока, а маме сказали, что это сделал Шкет. Ловко обманули маму! А Шкета наказали.
Шкету стало плохо от того, что он всех обманывает. Но как перестать обманывать, он не знал.
 — Папа, — виновато опустив голову, однажды пожаловался Шкет, — У меня есть серьезная проблема: я часто говорю неправду. Но я этого не хочу. Как-то само получается.
— Да-а-а, и вправду, проблема, — задумался папа.— И давно это происходит?
— Не знаю. Мне уже кажется, что я всегда обманывал.
— Нет, сынок. Раньше ты говорил правду. Обманывать ты стал только последние несколько недель.
Папа стал расхаживать туда-сюда широкими шагами, задумчиво почесывая макушку.
— Я думаю, — сказал наконец он, — Что ты стал обманывать не сразу. Когда-то ты сказал всего лишь одну малюю-ю-юсенькую неправду. Потом вторую, третью… Обман прилип к тебе, как липкий монстр, и не хочет тебя отпускать.
— Да, папочка, так и есть. Как липкий монстр. Но что мне теперь с ним делать?
— Прежде чем ответить, подумай: а не будет ли это очередной неправдой. Даже если это выставит тебя не в лучшем свете, не бойся! Говори правду! Я за правду  тебя не буду наказывать. Наоборот, буду гордиться тобой! Ведь ты научишься хорошему делу — ты станешь честным!
С тех пор Шкет старался говорить только правду. Конечно, у него это не сразу получилось, но со временем Шкет этому научился. Он был так рад, что победил липкого монстра и перестал обманывать. Ведь, как говорил папа, суслики могут всё!


Рецензии