Легенда об озере Иссык-Куль

     Среди природных географических объектов самым большим и наиболее  часто посещаемым путешественниками, туристами, миссионерами и просто любознательными людьми является озеро Иссык-Куль. Длина озера с востока на запад составляет 182 км, наибольшая ширина – 58 км, максимальная глубина – 702 м, объём воды равен 1738 км;, площадь зеркала воды - 6236 км;.
     На кыргызском языке озеро называется Ысык-К;л (Ысык-Кёль), в русской транскрипции Иссык-Куль, что на древнетюркских языках означает «святое или священное озеро».  С тектонической точки зрения озеро образовалось за счёт движения земной коры, её прогиба и заполнения сточными водами.
     Как сакральный элемент религиозного культа озеро является объектом поклонения верующих и почитается как святое место, связанное с деяниями богов и святых, а также с теми или иными  историческими и религиозными событиями.
Испокон веков кыргызы считали, что вода и водные источники созданы для счастья людей и всего живого на земле.
     В глубокой древности люди не могли объяснить те или иные природные физические, химические, биологические, метеорологические, геологические явления природы, такие как гром и молния, радуга, дождь, град и снег, тучи, ветер, землетрясения и многие другие. Потому они очеловечивали их и считали, что их производят такие же человекоподобные существа, как они, но только невидимые человеку. Такие существа у них назывались богами или духами.  Боги тоже были духами, но только более главными и могущественными.
     Так возникла вера в деяния различных богов (политеизм), которая  получила название язычество.
     У тюркско-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии эта религия получила название тенгрианство, по имени главного бога Тенгри;.  Его женой была Умай-эне, богиня планеты Земля называлась Жер-Суу,  а богиня планеты Луны – Ай-Кунда, бог ветров назывался Бороон, бог подзеного мира  - Эрлик.
      В кыргызской мифологии второстепенные боги назывались духами-покровителями (ар. рух, урук) и назывались "ата", например, Чанач-ата, Ойсул-ата, Камбар-ата. 
      Этот же эпитет широко используется при обозначении святости различных географических объектов, но пишется с большой буквы: Кочкор-Ата, Чолпон-Ата.               
     Будучи по религиозному статусу святым местом, озеро Иссык-Куль также имеет своего святого покровителя по имени:Урук-Кёл.
     В древнегреческой мифологии властелином  морей и водных стихий был бог по имени Посейдон, а в древнеримской -  Нептун. У древних славян хозяином воды является Водяной. И у других народов также существовали духи воды.
В кыргызской мифологии и местном фольклоре озеро Иссык-Куль с древних пор является святым местом и местом поклонения верующих, поэтому за свою историю не раз становилось легендарным местом различных событий, которые позднее нашли отражение в большом количестве народных преданий, сказаний, мифов, легенд и сказок, которые сочиняли местные сказители: акыны, ырчы, сынчы, манасчи.
     Немало легенд сложено местными сказителями и о том, как образовалось озеро Иссык-Куль. По  одной из версий таких легенд когда-то в одном из айылов около озера жила девушка необычной красоты. И когда местный правитель узнал об этом, он приказал своим слугам силой привезти её к нему во дворец и хотел жениться на ней. Но девушка любила простого парня из ихнего села и она отвергла любовь хана.  Тогда хан приказал заточить её в темнице, расположенной в самой высокой башне дворца.
     Но девушка предпочла смерть неволе,  и вот когда один из стражников пришёл проветрить её темницу и открыл окно, она бросилась вниз и погибла.
     Когда аильчане об этом узнали, они долго плакали и горевали. Стали просить они бога Тангри наказать бессердечного хана.
     Тронула бога людская любовь к девушке и он решил исполнить их просьбу. Затряслись стены ханского  дворца и он провалился в полное мраков и ужасов царство мрачного бога подземного мира Эрлика. От землетрясения вода горных рек хлынула в провал и там, где стоял дворец хана, образовалось огромное озеро. Так за своё злодеяние был наказан жестокий, злобный и бессердечный  хан.


Рецензии