В защиту Джанни Родари!

(Это не литературоведческая статья, а маленькое эмоциональное литературное  эссе)

Я никогда не пойму, как можно не любить сказки Джанни Родари, и особенно «Путешествие Голубой стрелы», а ведь в мою бытность взрослой  уже несколько человек высказались с пренебрежением и холодностью о путешествии игрушек, любимом с детства.  Любимом с  того счастливо мига, когда мама принесла из библиотеки большого формата, порядком зачитанную, но так радостно мною встреченную детскую книжку с  синим игрушечным поездом  на обложке и до тех счастливых мгновений, когда я, уже студентка  архитектурного факультета, находила счастье и отраду, отдых от  учебного труда, которого  было, пожалуй, чересчур для долженствующей быть беззаботной  студенческой жизни в этой волшебной новогодней  сказке. Я спасалась этой любимой детской книжкой (теперь у меня уже была своя книжка Джанни Родари! ) от невзгод и тягот овладения  сложными учебными предметами и от запутанных отношений с  новыми институтскими друзьями и подругами
В книжке этой  было все, как любила и люблю – и мудрый индейский вождь, и отважный капитан и красавицы куклы. И приключения, и погоня, и благородство и мужество маленьких игрушечных героев. И множество коротких, но замечательных историй, которые выстраивались в цельное повествование,  в которых и игрушки и люди проявляли себя с самых лучших сторон своей души! Истории эти были совсем не засахаренными и не святочными, хотя, конечно, рождественские традиции детской литературы  в них  читались, и были живы, но словно бы овеяны были свежим ветром.
В них было много социального – но ведь и в настоящих святочных историях этого социального хоть пруд пруди, большинство на нем и построены. Отличие, может быть, заключалось в том, что в сказках Джанни Родари совсем не было святочного смирения, а было настоящее революционное стремление к справедливости.
 И конечно,  щенок Кнопка, ставший в финале из игрушечной собачки, настоящим веселым щенком! И главный герой, мальчик, который получил в награду преданного друга-собаку!   Эта главная история, конечно же, самая любимая.
Но и среди разных историй, одинаковых по силе таланта автора я бы выделила любимую для художника – историю с коробкой карандашей. Карандаши рисовали с мальчиком все, что он мечтал увидеть и просто о чем мечтал. Самое забавное в этой истории то, что писатель словно бы предвидел в своем описании то ли общение в соцсети, то ли в интернет-чате.  Это тот момент, когда черный карандаш нарисовал телефонный аппарат и, не смотря на то, то за окном была ночь, мальчик смог поговорить со многими людьми, которые по разным причинам не спали.      
« Затем Черного осенила блестящая идея, так не соответствующая его отнюдь не блестящему виду. Но так уж случилось, и я должен рассказать вам об этом.
Черный нарисовал телефон, маленький, как игрушечный, но совсем настоящий: с трубкой, с диском для номеров, с проводами и со звонком, который сразу же зазвонил.
– Отвечай скорее, – сказал Черный.
– Но я не знаю, как это делать, я никогда в жизни не разговаривал по телефону, – ответил Франко.
– Смелее, ты должен сказать «алло» и слушать.
Франко взял трубку, приложил ее к уху и сказал:
– Алло!
– Алло! – ответил бас, выходящий, казалось, из глубокого подземелья. – Кто говорит?
– Я, Франко. А вы кто?
– Я телефонный Маг. Могу сделать так, что ты будешь говорить с кем угодно».
«Звони мне завтра ночью, если не будешь спать. Мы поболтаем немножко» - так говорили ему новые друзья и  «Франко еще некоторое время говорил по телефону. Сколько людей не могло спать! Больные, которым даже ночью боль не давала отдохнуть. Мальчики вроде него, которые легли спать без ужина. Старики, которых одолевали грустные мысли, а всем известно, что грустные мысли прогоняют сон. Были еще люди, которые работали по ночам: рабочие у доменных печей и на электростанциях, ночные сторожа, пекари, пекущие хлеб ночью, чтобы он был свежим к утру.
«А ведь ночью город кажется вымершим», – думал Франко.
Карандаши прицепились к телефонному проводу, чтобы подслушать разговоры, но вскоре утомились и заснули».
Да, причины, по которым люди не спали ночью, были большей частью                грустными, но ведь и это правда. Но в тоже время во всей истории был невероятный заряд оптимизма и энергии, вдохновляющий на деятельную, хорошую жизнь и творчество.
 


Рецензии
Так здорово написано!!!!
Я тоже очень любила (и люблю))) Д.Родари.
И Чипполино, и Голубую стрелу, и Джельсомино, и Сказки по телефону....И множество стихов всяких интересных...И детям читала и слушали с удовольствием...
Я вообще италоманка с детства...
В 2018 году были с дочкой в Риме, и кто-то из группы задал вопрос экскурсоводу про Джанни Родари.
Ответ разочаровал...Она сказала, что в Италии он почти не известен и не популярен так, как был в Советском Союзе...Обидно...
Да и нынешние дети читают совсем другие книжки, за редким , исключением...Да и читают ли???
А как актуальна нынче книга "Приключения Чипполино"...
...После того как мы ввели налог на воздух вы стали меньше дышать...Грусть....

Елена Потемкина   09.06.2023 15:00     Заявить о нарушении
Елена, большое Вам спасибо за замечательный отзыв!Да, я очень люблю Джанни Родари, и "Полет голубой стрелы" столько раз перечитывала уже взрослой и на мой взгляд, это та литература, которая дает силы и энергию жизни, чтобы преодолевать трудности и созидательно работать!Мы записывали литературные чтения "Полет Голубой стрелы" и тогда-то я вдруг и столкнулась с тем, что некоторые не понимают и не любят эту книгу так, как люблю ее я! А я-то думала, что все ее любят безоговорочно! Но все-таки, к счастью, большинство любят! А веселый, неунывающий и смелый Чиполлино, кто же знал, что все, что описано в этой сказке станет нам так понятно и горько!

Ермилова Нонна   10.06.2023 16:31   Заявить о нарушении
Да, Нонна, согласна с Вами...

Елена Потемкина   23.06.2023 14:51   Заявить о нарушении