Часть 1. Глава 14. Семь правил общения с учениками

Эпиграфом к данной главе, да, пожалуй, ко всей будущей книге, я бы взяла слова Далай-ламы, которые каждый учитель должен произносить перед тем, как начать свой путь в профессии. Врачи же произносят клятву Гиппократа, перед тем, как начинают лечить людей, так почему нам не прибегнуть к такой отправной точке? И мы, учителя, тоже должны быть целителями, ибо самый больной человеческий орган – Душа. А это уже наш, учительский промысел.

"Пусть стану я на все времена, нынешние и будущие, Защитником для беззащитных, Проводником для заблудившихся, Кораблем для пересекающих океан, Мостом для переходящих реку, Убежищем для находящихся в опасности, Светильником для тех, у кого нет света, Прибежищем для тех, у кого нет крова, И слугой для всех, кто в нужде..."                                 Далай-лама.

Итак, я подарю вам  СЕМЬ ПРАВИЛ общения с учениками.
ПРАВИЛО "ПРОТЯНУТОЙ РУКИ" 

Учитель! Ты не имеешь права подойти к ребенку ближе, чем на расстояние вытянутой руки. Нарушить данное правило ты можно только тогда, когда хочешь обнять ребёнка, и только в том случае, если ребёнок принимает твои объятья. Кстати, в условиях современной европейской школы будь осторожен с объятьями: тебе могут приписать домогательства, как это случилось с одной моей коллегой из Латвии.

В классе на уроке сидел проверяющий инспектор, и во время урока учитель подошла к парню, наклонилась и приобняла его за плечи. После урока инспектор потребовала предъявить бумагу, в которой указано, что ребёнок нуждается в тактильном контакте. Да, дорогие, не удивляйтесь, потому что удивляться вы будете дальше: такая бумага была у этого, конкретного ребёнка. Именно у этого, поскольку это был проблемный ребёнок в плане обучения. Таких детей сейчас всё  больше и больше приходит в школу. И в этой бумаге психологом из центра было чёрным по белому написано: «данный ребёнок нуждается в тактильных контактах». Так и хочется крикнуть: «Здравствуй, бюрократический маразм!» Но сама себе отвечаю: "Это Европа, детка, а в Европе возможно всё…"

ПРАВИЛО "ОДНОЙ МИНУТЫ"

  Учитель! Если ты хочешь поднять на ребенка голос, подожди одну минуту: желание кричать, как правило, пропадает. Мы с моей коллегой, о которой я писала и ещё много буду писать в этой книге, с Ириной Вячеславовной Алексеенко, проводим семинары по гуманной педагогике для учителей. Один из семинаров называется «Улыбка учителя». Мы ставим зеркало и просим учителей подойти к нему и улыбнуться. Вы бы видели эти улыбки: вымученные, натянутые, они скорее похожи на гримасы больного человека, когда ему предлагают выпить горькую пилюлю. Мы фотографируем их улыбки и показываем улыбнувшимся учителям. Сразу стираем фото, потому что ни один учитель не хочет иметь такой ужас на память. Потом мы просим любого учителя выйти и покричать на «класс», то есть на коллег, которые изображают детей. Просим учителей фиксировать то, что они наблюдают. Почти все отмечают: орущий учитель похож на жабу: глаза выпученные, злые, губы превращаются в полоски, в общем тот ещё вид. Даём домашнее задание: встать перед зеркалом и кричать, как мы делаем это в классе и запомнить этот ужасный вид. И  потом, когда появится желание поорать на детей, вспомнить своё отражение в зеркале. 

ПРАВИЛО "ПЕРВОЙ УЛЫБКИ"

     Учитель! Если ты хочешь, чтобы дети улыбались тебе, когда ты входишь в класс, улыбнись им сама, даже если тебе не весело. Улыбнись каждому в отдельности и всем вместе: это займет одну-две минуты. Ты больше времени потратишь на уроке, делая замечания по поводу плохого настроения и поведения детей. На семинарах для учителей я всегда провожу такой эксперимент: выхожу из кабинета и захожу зло и сосредоточенно. Кидаю журнал, прошу встать ровно, делаю замечания, подмечая то, что мне не понравилось. Потом грозно предупреждаю об ответственности за плохое поведение на уроке. Вы бы видели лица учителей! Они тоже становятся злыми, брови сходятся на переносице, настроение меняется на глазах. Это при том, учителя понимают, что это всего-навсего эксперимент. А потом я опять выхожу из класса, вхожу с улыбкой и просто с улыбкой смотрю на них. Даже говорить ничего не нужно: стою и улыбаюсь. Лица учителей растягиваются в ответной улыбке. То же самое происходит и с детьми. Улыбайтесь детям! 

 ПРАВИЛО «НАЧНИ С СЕБЯ»

  Учитель! Если ты хочешь изменить ребенка, начни с себя. Гораздо проще посмотреть на себя со стороны, чем на ребенка изнутри. Трудно понять, о чем он думает, глядя на тебя. Я не хочу, чтобы дети пользовались на уроке мобильными телефонами? О да, это сейчас настоящий бич современности. Тогда отключай звук у своего и убирай его в сумку, чтобы он даже не лежал на столе.  Я хочу, чтобы дети делали домашние работы? Тогда готовлюсь к уроку так, чтобы они видели: я свою домашнюю работу выполнила. Я хочу, чтобы дети улыбались? Улыбаюсь им.  Хочу, чтобы они были вежливы – никогда не позволю себе нахамить ребёнку.   И многое другое. Тут важно понимать и помнить: дети – наша проекция. Они – наше зеркало. 

ПРАВИЛО "ПРОЩЕНИЯ или ОБНУЛЕНИЯ»

 Учитель! Не отпускай ребенка, не простив его. Ты забудешь практически сразу, а ребенок может запомнить обиду надолго, даже навсегда. Что такое обнуление: сегодня ты зол на ребёнка. Был повод и ты страшно разозлился, даже вызвал родителей в школу. Чего греха таить: и такое бывает. Ситуацию разобрали, ты даже покричал (и это есть), строго поговорил с мамой (или папой). Но когда ребёнок пришёл на следующий день, прими его, как будто ничего вчера не было. Начни  с «нуля».  Улыбнись и скажи: «Я тебе рада! Входи, дорогой, будем работать!» Ни в коем случае не встречай его словами: «Я надеюсь, ты сделал выводы после вчерашнего?» Не вспоминай день вчерашний никогда.   ЛЮБИ ШАЛУНОВ!  Учитель! Шалуны и сами не могут ответить на вопрос, зачем они шалят и делают то, что противоречит правилам поведения в школе. Но если нужна помощь – эти ребята примчатся во что бы то ни стало и помогут, чем смогут. «Ботаники» тоже помогут, но тут, как правило, встаёт вопрос о мотивации. Помогут, если... У шалунов этого «если» не существует.

Я всю жизнь была шалуном: и в десять лет, и в двадцать и в пятьдесят я всё тот же шалун... Не могу ответить на один вопрос: это мое счастье или несчастье? Но я такая, какая есть. И дети мои шалуны. В меня. Папа у них был в детстве удачным и послушным ребёнком, а вот мама досталась та ещё шалунья. Шалуном быть не просто, поверьте. Мою маму часто вызывали в школу, не смотря на то, что я очень хорошо училась и закончила школу с двумя четвёрками: по черчению и по английскому языку. С английским было всё сложно – мне не даны языки от слова "совсем". Когда Бог их раздавал, я спала крепким сном. А вот по черчению мне поставили четвёрку только потому, что мои шалости заходили, иногда, за черту, отделяющую дозволенное ученику от недозволенного. Со мной было очень просто договориться: я была доброй девочкой и понимала человеческую речь. Но когда со мной разговаривали с позиции силы, всё моё нутро восставало против этого. И до сих пор восстаёт.  

ПРАВИЛО ИНЕРЦИИ "РОДИТЕЛЯМ ШАЛУНОВ БЫВАЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬНО"

 Учитель! Я подарю тебе очень важное правило: когда ты хочешь пожаловаться на шалуна его родителям помни - не ты один этого хочешь. Вас, как минимум, тринадцать, и у всех тринадцати на уроках сидит это «боец». Таким шалуном родился наш Даник. Когда ввели электронный журнал, учителя набросились на родителей, как злые, голодные волки, добравшиеся до плоти. Через месяц после начала учебного года я открыла журнал как мама и чуть не упала в обморок: ни одного доброго слова! И это мои коллеги! Прочитав то, что было написано, я поняла,  что мой ребёнок – преступник и по нему плачет колония. «Невнимательно слушал объяснения учителя!» «Вёл себя, как клоун!» «Выгнала из класса за плохое поведение!» «Вообще не делает домашней работы!» И многое другое.  Сделав распечатку, я пришла на пятиминутку и зачитала всем этот перечень «преступлений» моего Даника. Наступила тишина.  Жалейте родителей наших шалунов – им достаётся в полной мере: мало  того, что с ребёнком договориться трудно, так ещё и никто не понимает, как это больно, когда все в твоём ребёнке видят только плохое.

    Милые мои коллеги! Любите шалунов! Направляйте их неуемную энергию в нужное русло и я уверена: когда-нибудь они вспомнят вас добрым словом. Я понимаю, что не у всех учителей хватает силы и энергии противостоять нам, шалунам. Куда проще их отругать и наказать, назвать «дураками» и «выключить Свет». Но где гарантия, что кто-то придет и включит его? Можем ли мы, учителя, взять на себя такую ответственность: оставить без Света все Человечество?..

P.S. Дорогие коллеги! Если вы не согласны с написанным мной - имеете полное на это право. Но очень прошу, обсуждая, не осуждайте! Некоторые комментарии больно читать... Это мой личный опыт, я его излагаю, на что тоже имею право. Помним главное: "Утверждающий - богат, отрицающий - беден".

Продолжение: http://proza.ru/2022/08/23/1313


Рецензии