Часть 1. Глава 13. Два правила для родителей

22 февраля 2014 г.

     Если бы вы знали, с каким трепетом  я сажусь писать каждую главу своей книги! Жизнь проносится калейдоскопом, и только сейчас, кажется, я начинаю понимать, что было в моей жизни главным, а что второстепенным. Что-то отходит на второй план, становится черно-белым, а что-то, наоборот, начинает играть яркими красками... Вы себе не представляете, какая ответственность ложиться на мои плечи: мне нельзя врать! Врать нельзя вообще, этому мы учим и дома, и в школе, но когда врет учитель – это страшно. Поэтому пишу искренне и с огромной любовью к своей профессии, к своим друзьям-коллегам, к своим ученикам. В силу своего возраста я уже перешла в категорию «учитель-бабушка», потому что учу детей своих учеников.
      
В позапрошлом году ко мне перед уроком в пятом классе подошла завуч нашей школы и попросила разрешения привести на урок мальчика из сада-школы. Он заканчивал четвертый класс и мама никак не могла определиться: в какую школу отдать ребёнка? Это очень важное дело – выбрать правильную школу для ребёнка. Мама выбрала самый правильный путь: она предоставила сделать выбор самому ребенку. Они вместе сходили в одну школу, в другую и, таким образом, посидев на уроках вместе с сыном,  сделали свой выбор. Вдвоём, что тоже очень важно.

Скажу сразу: я люблю, когда ко мне на уроки приходят родители: учу детей радоваться гостям на уроке, будь то директор, завуч, инспектор или родители, показываю возможности ребёнка, да и свои тоже: нам, учителям, тоже расти нужно, а без постороннего взгляда со стороны учительский рост – дело проблемное. И поверьте, ничего страшного в визитах родителей нет, если к ним относиться без страха быть в чём-то уличённой.
     
Перед самым звонком в класс вошла мамочка с сыном. Мальчишку я посадила за первую парту, а маму за последнюю. Мальчик работал весь урок, как заведенный, не отставал от пятиклассников ни на шаг, умнейший парень, но меня больше заинтересовала его мама... Ее лицо показалось мне очень знакомым. Прошло минут двадцать от начала урока и я узнала её! Конечно, она изменилась: из очень симпатичной девочки, моей ученицы, Ирочки Асадовой, она превратилась во взрослую, красивую женщину. 
После урока Ирочка подошла ко мне и спросила: 
«Майя Леонидовна, Вы меня помните?» 
«Вспомнила, хоть и не сразу, Ирочка, девочка моя дорогая!

Мало того, что Ирочка была моей ученицей, так мы еще и рожали вместе, только она рожала своего первенца, а я – нашего третьего сына, Даню. Жизнь иногда преподносит сюрпризы, не правда ли? 

После посещения школы Ира привела ребенка в нашу школу, и мы с ней встретились на родительском собрании, но теперь уже как мамы двух однокласснико: наш Даник попал в один класс с Ратмиром, сыном Ирочки. Быть мамой ученика и работать в этой же школе учителем непросто, поверьте. Все мамы получают информацию о ребенке дозировано, чаще через электронный журнал, очень редко через встречу с учителями. Мама-учитель получает информацию о своем ребенке каждый день. И эта инфлормация не всегда чудесная, как вы понимаете... 

Например, пару недель тому назад встречает меня в коридоре учительница моего младшего сына по математике. Нужно сказать, что при том, что у нашего сына мама –математик, знаниями по этому предмету он не блещет. Мы иногда занимаемся дополнительно, но эти занятия редко бывают продуктивными в силу того, что Даня решил для себя: математика – не его конёк. Валерия Григорьевна, учитель Даника, завуч нашей школы, встречает меня с улыбкой и просит зайти в кабинет. Улыбка настораживает, но я знаю эту женщину много лет и как прекрасного учителя, и как чудесного завуча, и понимаю: раз она улыбается, все не так страшно.   Она рассказывает мне, что сегодня класс писал самостоятельную работу, но Даня не написал ничего. Или почти ничего. Или что-то такое написал, что ей еще никто не писал... Открыв тетрадь, она показала мне послание моего сына. Я сфотографировала и переслала отцу, чем подняла ему настроение на весь день... Текст привожу дословно, с разрешения Дани:

«Валерия Григорьевна! Я ничего не сделал, так как и безумно болела голова, и преобладала усталость. Надеюсь переписать в среду в удобное для вас время!»

     Что сделает в таком случае учитель? Умный учитель улыбнется и разрешит ученику переписать работу в среду в удобное для себя время. Другой учитель вызовет маму к себе и прочитает лекцию о том, что может себе позволить ребенок, а что нет. Нам повезло, наша учительница, завуч школы Канева Валерия Григорьевна – умная и любящая свою профессию учитель. Мы вместе посмеялись над запиской, дома я сама прочла лекцию своему мальчику, он переписал работу, и все остались довольны. Написала и подумала: так спокойно я реагирую, потому что это мой третий ребенок, наверное. 

Милые, дорогие родители! Сейчас я скажу то, что вам мало кто скажет из учителей. Наши с мужем родные дети читают мою исповедь и подтвердят правдивость моих слов: мы с мужем НИКОГДА НЕ РУГАЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ ЗА ОТМЕТКИ. Никогда! Что бы они нам не приносили, мы не ругали ни детей, ни учителей! В нашем доме никогда не было сказано ни одного плохого слова в адрес учителя, который работал с моими детьми! Ещё раз повторю: никогда! Порой, в душе я была согласна с мальчишками, ведь бывало всякое, но мы с мужем не позволяли себе поставить авторитет учителя под сомненье. 
Объясню, что происходит, если ребенок слышит, как мама по телефону обсуждает с другой мамой учителя, говоря о нем плохо. 

СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ: РЕБЕНОК ЛЮБИТ ЭТОГО УЧИТЕЛЯ 

Перед ним встает дилемма: приходится выбирать между любимым учителем и любимой мамой. Почему я не говорю о папах, потому что, как правило, по телефону о школе говорят исключительно мамочки. И ребенок не знает, что ему делать: его душа разрывается на две половинки. В таком «раздрае» он приходит на урок к учителю. Прислушивается, присматривается и не может понять, почему мама говорит, что учитель плохой и несправедливый? Голос мамы звучит у него в ушах, и ребёнок понимает, что он не должен верить своим глазам, а должен верить маме, потому что маме верить можно, а вот этой учительнице, которая поставила ему «2», «3», «4», «5» (из 10) верить нельзя. Ребенок нервничает, назревает внутренний конфликт. Скажите, о чем может думать этот ребенок, сидя на уроке? О чем угодно, но только не о том, как получить необходимые знания – усваиваемость материала эквивалентна нулю. Он, бедный, приходит домой, и на вопрос мамы "как прошел урок?", отвечает, что ничего не понял. И мама ещё раз утверждаются в своей правоте: учитель плохо объяснил тему, раз её умный ребёнок ничего не понял. 

СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ: РЕБЕНОК И ТАК НЕДОЛЮБЛИВАЕТ УЧИТЕЛЯ 

Мама говорит, что "эта тетка просто монстр", и ученик моментально начинает рисовать себе страшные картинки! Он уже не видит учителя, не видит женщину, он видит перед собой двуглавое чудище. Он не слышит и не различает ни одного слова, которые вместе с огнем вылетают изо рта ужасного дракона. Ненависть усиливается, идет отторжение, и разбить эту железобетонную стену между учеником и учителем становится практически невозможно. Вы спросите, кто пострадает? Отвечу: все! В этой истории все проигравшие. Но самый несчастный из всех, безусловно, ребенок. Ненависть усиливает ненависть...

Мамы и папы! Родители! Вы – самые близкие и родные ребенку люди, какого бы возраста он ни был! Обращаюсь к вашему разуму, к вашим сердцам, услышьте, пожалуйста! Я подарю вам два правила, открою еще два секрета, благодаря которым ваша школьная жизнь и жизнь вашего ребенка будет всегда протекать  комфортно и в радости.

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Никогда не обсуждайте и не критикуйте учителя в присутствии своих детей! Это табу, поверьте! Вы вносите смуту в его и без того тонкую, ранимую душу. Ребёнка, который доверяет вам безоговорочно, вы ставите перед выбором. И если этот выбор будет сделан не в вашу пользу – вы потеряете самое дорогое, что у вас есть: доверие вашего ребенка! Я говорю сейчас не как учитель, как мама. Говорю потому, что имею право: я так живу. 

ВТОРОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО

Никогда не ругайте детей за отметки! Поверьте моему опыту, отметки – не показатель ничего: ни того, что за человек ваш ребенок, ни того, насколько он знает предмет. И отметки – это вовсе не приговор, а, скорее, сигнал: что-то не так. К сожалению, безоценочная система существует только в начальной школе, да и то она носит относительный характер: учителя ставят детям  «хорошо», «удовлетворительно», «отлично»… Отметки, как ты их не назови.             
Что делать, если в вашей душе поселилось недоверие к учителю? Подойдите к учителю, поговорите с ним, сделайте это тактично, без упреков и обещаний, типа «увидимся в другом месте». Ещё раз повторюсь: отметку можно и нужно рассматривать только как сигнал: ребёнку нужна помощь! Как ему помочь? Решайте с учителем – это сигнал и учителю тоже. 

Как часто я наблюдаю ребят, которые, получив даже восьмерку, начинают горько плакать и причитать по поводу того, что их дома «убьют». Конечно, не убьют – это понятно. Но моя душа плачет вместе с ними...

Продолжение следует...

Продолжение:http://proza.ru/2021/08/14/624


Рецензии