Пиросмани в гармонии с природой

  Увлекательно прослеживать движение творческого пути художника, которого характеризовала разносторонность интересов в выборе тем и большая творческая смелость – подход ко многим формам самовыражения для передачи содержания. Не ограничиваясь проникновенными портретами людей, он создавал поразительные бытовые сценки, пейзажи, натюрморты, батальные сцены, анималистические фрагменты и мн. др. Учитывая, что он самоучка, удивляет, как в одной работе получалось одновременное единение нескольких различных жанров. А накрытый стол в картинах с кутежами – это уже неповторимый готовый натюрморт, везде воспроизводимый по-разному.  Более того, не выпадая из общего рисунка композиции, любой из жанровых эпизодов имеет независимую форму. Эти фрагменты настолько совершенны, что действительно смогли бы существовать самостоятельно,  или послужить сюжетом для отдельной картины, поскольку являют собой завершённое произведение, нуждающееся лишь в рамке.

  Творческий потенциал Пиросмани был неисчерпаем. На его картинах представлены  буквально все темы и жанры. При такой объемистой и содержательной тематике сложно становится определить, какой сюжет или образ являлся для него более привлекательным. История знает многих художников, которые избрали определенный жанр: кто-то стал маринистом, кто портретистом, кто-то отдавал предпочтение пейзажу, или натюрморту. Были и такие, кто полностью всё свое творчество посвящал изображению цветов, а некоторые художники избрали для себя отображение только животных. Изначально анималистический жанр зародился с первобытной зари земной юности в наскальной живописи, когда рисовали зверей и антропоморфные фигуры. К животным относились и как к тотему, изготовляли статуэтки и сооружали идолов. Довольно интересен факт, что в дохристианский период в Грузии помимо других тотемов имелся и культ Барана, который являлся символом поклонения (как и деревья).

  Обращение Пиросмани к этому жанру вызывает истинное восхищение, ведь рисовать животных – это особое и нелегкое искусство. Однако по всей вероятности персонажи животных, как объект изображения, были для художника не менее интересны и ценны, чем образы людей. Оба мира, и человеческий, и животный, в равной мере увлекали и захватывали его внимание. Практически представлена вся домашняя живность: лошади, буйволы, кабаны и свиньи с поросятами, петухи и курочки с цыплятами. Во многих картинах встречается изображение осликов, коров, которых доят крестьянки. Не обойдены вниманием дикие животные и различные звери, вплоть до жирафов, слонов и верблюдов, тигров и даже павлинов. Однако роспись «Павлины», без сомнений имеющаяся некогда в одном из духанов старого квартала, к несчастью не сохранилась. Доказательством ее существования служит стихотворение Галактиона Табидзе «Белый Пеликан», написанное под ее впечатлением.
      
Часто обрисованы образы ягнят, пасхальных барашков, готовых для заклания и жертвоприношения. Следует подчеркнуть, что образ овцы в христианстве для верующих имеет особую символику: Христос – это добрый Пастырь, как Агнец Божий отдавший свою жизнь за своих овец (от Иоанна,10,11). Представленный разнообразный животный мир можно признать особой сферой. Не говоря уже о том, что в рисунках с животными, в их мимолетных позах автор сумел отразить различные эмоции, вызывающие у зрителя понимание и добрую улыбку. Интересно, как же Пиросмани их создавал, ведь никто из животных ему не позировал... Видимо в познании этого занимательного мира большое значение сыграло детство, проведенное в селе, где у художника имелась возможность непосредственного знакомства с естественной натурой. Все поднимается из глубин сознания, а яркость детских впечатлений запоминается надолго и с годами не стирается.

  Дикие звери, в отличие от домашних животных, организуют свою жизнь независимо от человека. У каждого представителя – своя судьба и предназначение, свое место в природе и во Вселенной. Чем же они могли притянуть внимание художника? По всей вероятности тем, что не способны притворяться так же, как и дети, – черты, свойственные и самому Пиросмани! Они все естественны, свободны, а кое-кто даже покорно переносит насилие (вспомним зайца в цепких когтях орла). Они еще отличаются свойством отвечать человеку чувством привязанности и благодарности за заботу и доброту. Всякий раз убеждаешься в том, что у матушки-природы всё совершенно, даже животные придерживаются её канонов. Лишь человек, порой, своими действиями может посеять хаос во Вселенной.

Пиросмани прекрасно изобразил гармоничный животный мир в его естественной среде обитания. Во всем проявилось его тонкое понимание живой одухотворенной природы и ее детищ – животных, исполненных своеобразным очарованием. Художник сам был истинным порождением Мироздания, как небо, природа, деревья и звери, поэтому и были они столь милы его сердцу. Он участливо относился к ним, и даже называл их своими «сердечными друзьями». Сумел передать выразительную индивидуальность каждого персонажа: наделил добрыми чертами, наполнил разумным смыслом и «чувствованием». Потому медведица выглядит как заботливая мать, пекущаяся о своих детенышах. В обрисовке семейства оленей сквозят любовь и нежность. С теплотой показаны трепетные лани, косули, маленькие оленята. У всех выразительные, чистые, как у детей, и открытые для мира глаза.

  В изображении различных многоговорящих образов зверей проявилась его глубокая человечность и дух романтизма. На редкость красочно обрисован статный жираф с мягким взглядом и красивыми глазами. Столь же замечателен верблюд, стоящий рядом с татарином погонщиком. В оскале лисицы, напоминающей обобщенный образ из народных сказок, сквозит природная загадочность и характерная ей хитрость и увертливость. Каждый образ художник наделил определенной красотой, и дал нам возможность понять, что все живое на земле имеет свои права на существование. В этой бесконечной череде натуральных образов первозданной природы, особенно привлекателен лев. Точными и выработанными контурами редкостно передан царь зверей. Он не насторожен и не готовится к прыжку, а величественен, спокоен и добр. В нем чувствуется благородство. Это истинный царь, которому полагается быть справедливым и милосердным. Вряд ли Пиросмани долго раздумывал, когда создавал до трогательности  доброго льва.

  В работах  Пиросмани, и человеческий, и животный миры, словно целостны, нераздельны, как и в природе. Фактически, это и есть земная жизнь, земная реальность без двусмысленностей. Во всем отображенном явно видится воплощение его любви, направленной к самой жизни и к природе. Ко всему он относился трогательно и бережно, будь то люди, дети, или дикие звери. Их светлые облики – это отражение светлой души Пиросмани. Поэтому наполненные присущими ему самому положительными чертами, абсолютно все излучают дружелюбие. В них отсутствует злобность, или агрессивность, ведь даже лев не выглядит грозным.


Рецензии