Когда любовь сильней науки

   Большинству из нас известны случаи трагической любви литературных героев, когда один из влюблённых принимал решение покончить с собой в связи со смертью или тяжелой болезнью любимого человека. Все мы в юности (а может быть и позже) переживали, читая, слушая или смотря такие произведения, как «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Тристан и Изольда», «Тахир и Зухра» и им подобные.

   Но в реальной жизни такие случаи малоизвестны. Во всяком случае, я о таковых не знал. Уже будучи на пенсии и увлекаясь изучением жизни и творчества выдающихся людей, я обнаружил человека, жертвовавшего собой ради любви. Причём, человек этот был всемирно известным ученым, автором многих научных открытий, Нобелевским лауреатом, членом разных Академий и кавалером многих наград.

   Он дважды пытался свести счёты с жизнью. В первый раз, будучи ещё молодым перспективным учёным, после смерти от чахотки горячо любимой жены решил последовать за ней и принял яд. Но, к счастью, сочетание некоторых обстоятельств спасло его. Во второй раз, когда он был уже заслуженным профессором, его вторая, также горячо любимая, жена заболела тифом. Видя мучения жены, он принял решение умереть с ней вместе, и привил себе наиболее опасный вариант этой болезни. Но судьба и в этот раз распорядилась иначе. Они оба преодолели эту болезнь и выздоровели. Всю свою дальнейшую, довольно длинную, жизнь они прожили во взаимной любви и согласии.

   Так кто же этот герой, ставивший свою любовь к женщине выше своих научных достижений, славы и общественного авторитета. Это русско-французский учёный, биолог и медик, один из первых лауреатов Нобелевской премии и прочих международных наград, автор множества научных открытий и руководитель одного из самых авторитетных в мире научных заведений – Пастеровского института, Илья Ильич Мечников.

   Илья Мечников родился 3 мая 1845 года в родительском имении под Харьковом. Он был пятым, младшим ребёнком в семье. Его отец – бравый гвардейский офицер и помещик Илья Иванович Мечников происходил из старинного румыно-молдавского боярского рода, пращур которого – Спафарий был участником военных походов Петра I. Мать – Эмилия Львовна, в девичестве Невахович, происходила из очень богатой еврейской семьи, принявшей христианство. Её отец русский финансист, писатель, переводчик, основоположник жанра «русско-еврейской литературы», получивший за заслуги перед государством потомственное дворянство. Эмилия была очень красивой и образованной женщиной, которой восхищался сам Пушкин.

   Когда Илье исполнилось шесть лет, семья переехала в Харьков. Здесь он окончил гимназию, а затем и университет. Во время учёбы в гимназии он отлично успевал по всем предметам, в совершенстве освоил немецкий и французский языки, что позволило ему в дальнейшем чтение соответствующей литературы в оригинале и написание научных трудов на этих языках.

   Ещё во время учёбы в гимназии он параллельно, в качестве вольнослушателя, посещал лекции в Харьковском университете. Усвоенные знания позволили ему, уже после окончания гимназии с золотой медалью, получить разрешение на свободное посещение занятий в университете и сдачи экзаменов экстерном. В результате чего он за два года прошёл четырёхлетний курс и в 19 лет окончил университет с отличием. За успехи в учёбе и студенческих научных исследованиях его, как перспективного учёного, направили за казённый счёт на стажировку в Европу.

   За время пребывания за границей он сделал открытие в области эмбриологии и был награждён престижной международной премией. При возвращении в Россию был приглашен доцентом в Новороссийский  (Одесский) университет, а Санкт-Петербургский университет за его научные публикации присудил заочно ему степень магистра, а через некоторое время он там же защитил диссертацию на степень доктора наук.

   Но болезнь не щадит даже перспективных учёных, он простудился и тяжело заболел. Жил он один, вдали от родных, ухаживать за ним было некому и, будучи довольно экспансивным человеком, он впал в депрессию. «Спасла» его девушка (Людмила Федорович), родственница его знакомого по работе профессора Бекетова. Она ухаживала за ним днём и ночью и, естественно, они полюбили друг друга, и решили пожениться.
 
   Но, когда выздоровел он, заболела она, и ухаживать за ней стал он. К дню свадьбы (1869) она была настолько слаба, что в церковь для венчания её внесли на кресле. К сожалению, предполагаемый грипп дал осложнение на лёгкие, и она заболела туберкулезом, или, как называли тогда, чахоткой. Он всячески лечил её, даже возил, как принято было тогда, на юг Италии. Но лечение не помогло, и через четыре года она умерла (1873).

   Молодому вдовцу, ставшему к тому времени уже профессором, было всего 28 лет. Несмотря на значительные научные успехи и открывающиеся перспективы, он был настолько омрачен смертью любимой жены, что решил покончить с собой.

   У него осталось значительное количество морфия, который давали жене для обезболивания, и он принял его весь сразу. Но организм не принял такой большой дозы, и его вырвало, что не позволило яду значительно всосаться в кровь и погубить его. Как видно, судьба решила, что ему ещё рано покидать этот мир, и предопределила совершить великие открытия на пользу всему человечеству. И он полностью отдался науке.

   Но молодость берёт своё, и через некоторое время он влюбился в юную ученицу, которой давал частные уроки по биологии. Вернее, сперва в него влюбилась она, а затем уже под её влиянием полюбил и он. Когда он пришёл просить руки девушки у её родителей, те, хотя были удивлены, согласились, но поставили условия, чтобы она завершила своё образование.

   В 1875 году состоялась свадьба, невесте (Ольге Белокопытовой) было 17 лет, жениху около 30 лет. За её обучение взялся он сам, она оказалась очень способной ученицей и под опёкой своего учёного мужа стала высокообразованной женщиной, а также верной женой, другом и активной помощницей во всех его научных начинаниях.

    Илья Мечников успешно продолжал свою научную и педагогическую деятельность. Сделал выдающееся открытие – определил защитные клетки любого организма – фагоциты (у человека - лейкоциты), стал основателем теории иммунитета. Семейная жизнь проходила счастливо, во взаимной любви и уважении.
 
   Так продолжалось шесть лет, но в 1881 году в Одессе, где они жили, началась эпидемия тифа и молодая жена учёного заболела этой болезнью. Болезнь у неё проходила в тяжелой форме, и он очень пережевал, смотря на её мучения. Когда её состояние стало критическим, он не выдержал и привил себе опасную форму тифа, чтобы подвергнуть себя таким же мучениям и умереть вместе с ней.
 
   Но, к счастью, они оба сумели преодолеть эту тяжелую болезнь, и выздороветь. По-видимому, таинственная судьба и на этот раз решила, что он не всё ещё сделал, что мог, для блага человечества.

   После выздоровления он продолжал успешную научно-педагогическую работу в университете, а также создал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями.
 
   Начавшаяся в стране реакция после убийства Александра II и не сложившиеся отношения с руководством и консервативной частью профессуры способствовали принятию решения учёным об отъезде за границу (1887). Тем более, что его пригласил в свой институт в Париже всемирно известный учёный Луи Пастер, сторонник теорий Мечникова.

   Мечников создал и возглавил в пастеровском институте одну из основных лабораторий, а со временем стал и заместителем директора этого института. Здесь им были разработаны теории эволюционной эмбриологии, фагоцитарного и врожденного иммунитета, внутриклеточного пищеварения, геронтологии и заложены основы ряда новых научных направлений.
 
   Он стал одним из первых (1908) лауреатов Нобелевской премии в области медицины, и обладателем многих других научных наград и почетных званий. Всё это сделало его всемирно известным и авторитетным научным и общественным деятелем.
 
   Его положение во французском обществе требовало от него бывать иногда на некоторых светских мероприятиях и беседовать или отвечать на вопросы по медицинским или околонаучным темам. В связи с этим с ним произошёл довольно неординарный случай.

   После одной из светских встреч к нему в лабораторию явился человек, представившийся секундантом некоторого титулованного господина, и заявил, что тот вызывает его на дуэль. Причиной дуэли якобы является, показавшееся этому господину, неуважение, проявленное к его жене.

   На предложение Мечникова решить этот вопрос миром был получен отказ, но было заявлено, что у него имеется право выбора оружия. Тогда учёный предложил биологическое оружие, заключающееся в следующем.

   Два стакана с прозрачной жидкостью без вкуса и запаха. В одном будет чистая вода, в другом раствор с бациллами сибирской язвы. Противнику учёного предоставляется возможность первому выпить содержимое одного из стаканов, а содержимое другого стакана сразу же выпивает Мечников. После этого объяснения вызова на дуэль ни от этого господина, ни от кого-либо другого, Мечникову не поступало.

   Несмотря на то, что Мечников постоянно проживал и работал во Франции, он регулярно поддерживал связь с Россией. Время от времени  ездил туда, встречался с учёными и деятелями культуры, содействовал различным научным начинаниям.

   В этой статье я не стал глубоко распространяться о научных достижениях, философских взглядах и общественной деятельности Ильи Ильича Мечникова, всё это можно узнать из многочисленной специальной литературы.

   Я хотел отметить одну из замечательных черт великого человека, мужчины, который выше своих выдающихся научных достижений и мировой славы считал любовь к женщине, жене, и, не раздумывая, готов был отдать за это свою жизнь.


Рецензии