Часть 1. Глава 17. Здравствуйте, дети!
Слово может быть добрым. Слово может быть страшным. Слово может даже иметь цвет: черный, белый, пурпурный, розовый, салатовый...
Слово учителя имеет особое значение и назначение. Мной написана пьеса, которая называется «Здравствуйте, дети!». Когда я ее писала – плакала. Читала - и тоже плакала. Пьеса начинается с того, что учительница, проработавшая сорок лет учителем математики, входит в одиннадцатый класс. Она очень устала. Устала каждое утро делать одно и то же: вставать, умываться, завтракать, добираться до школы, входить в класс, говорить одну и ту же фразу: «Здравствуйте, дети!» Устала спрашивать: «Кто сделал домашнюю работу и что было неясно?..» Она просто устала жить. Это состояние имеет конкретное название: "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ".
На фоне этой усталости происходит конфликт с девочкой, которая тоже устала от безразличия к ней окружающих людей: родителей, одноклассников, учителей... И девочка, для которой безразличие учителя становится последней каплей, уйдя с урока, выбрасывается из окна...
Вы подумали, что я люблю писать страшилки? Ни в коем случае! Эта пьеса реалистична: она была написана после того, как ученица одной из школ нашего города сделала то же самое - забралась на крышу девятиэтажного дома и прыгнула вниз. Нет, друзья мои, она не хотела проверить Закон земного притяжения. Чего она хотела – никто тогда не понял и уже никто никогда не узнает. Все мысли бедной девочки ушли с ней. Сколько таких случаев? Много. Литва давно занимает одно из первых место в Европе по детскому суициду. Каков механизм этого чудовищного действа, нетрудно догадаться: кто-то что-то произносит и это «что-то» становится для ребенка последней каплей, переполняющей чашу его терпения.
В реальной жизни умная, красивая, талантливая шестнадцатилетняя девушка погибает, в пьесе же я даю ей шанс выжить. Но это зависит от всех, кто рядом: от ребят, от учителя, от мамы и папы, от директора школы... По-другому быть не может – все мы звенья одной цепи, все мы в ответе друг за друга. От каждого из нас зависит очень многое и нужно все время думать, что мы произносим.
Итак, учитель входит в класс и произносит каждодневное: «Здравствуйте, дети!». Я подсчитала, сколько примерно раз за тридцать лет учитель произносит эту фразу.
В году 34 рабочих недели.
В каждой неделе приблизительно 5 рабочих дней.
Каждый день (беру в среднем) по 5 уроков.
Умножаем на 30 дней и получится 25 500 раз!
Как вам такая арифметика? Можно устать, согласитесь. Возможно, вы возразите, что не только учителя – каждый человек каждый день ходит на работу и, в принципе, делает все то же самое, что делает учитель. Согласна. Но вы можете представить себе такую картину: добравшись до рабочего места, человек подходит к своему рабочему столу (станку, прилавку, допишите, что хотите) и говорит: «Здравствуй, стол! Как я рада тебя видеть! Я желаю тебе хорошо провести этот рабочий день! Я люблю тебя, стол!..»? И я не могу. А учителя каждый день входят в класс и говорят своё «Здравствуйте, дети!» И как же важно сказать ребятам это «Здравствуйте» так, чтобы они захотели прийти еще раз к учителю на урок, и еще раз услышать его «Здравствуйте!» Чтобы почувствовали ребята в этих удивительных, волшебных словах частичку учительского сердца, чтобы поняли: в душе учителя есть место каждому из них...
Для меня начало урока вот уже много лет – ритуал: ребята встают, я говорю «Здравствуйте, ребята!» и они отвечают мне мысленно "Здравствуйте, Майя Леонидовна!" И тогда я говорю, что хочу видеть глаза каждого из них. Глаза детей всегда читаемы... Мальчик смотрит на меня и улыбается. Ему радостно! Я осмелюсь подумать, что ему радостно оттого, что он видит меня, ибо мне радостно, потому что я вижу его! Другой мальчишка смотрит и взгляд его пуст. Глаза красные, вид усталый... Все ясно – компьютерный гений! Сидел, уставившись в экран до двух часов ночи, играл в «стрелялки». Ему не до урока – поспать бы... Девочка прячет глаза: домашнюю работу забыла (не сделала, потеряла, была на дне рождении, забыла у бабушки...). Много всего расскажут учителю глаза ребёнка, если в них внимательно всмотреться. А потом я говорю ребятам: "Давайте подумаем о наших близких. Им сейчас очень непросто: работают, устают. ТИ если мы хотя бы одну минуту в день подумаем о них, пошлём им любовь и тепло своих сердец, они, наши родные, почувствуют наш посыл, и им станет легче переносить тяготы повседневной жизни..."
Ребята закрывают глаза и минуту погружаются в чудесное состояние сопричастности со своими родными...
А дома он спрашивают: "Мама, ты что-то чувствовала сегодня?" И подготовленная мама отвечает: "Да, мне стало тепло-тепло отчего-то..."
Как вы думаете, после такого чудесного момента у них будет желание безобразничать, кричать, мешать учителю?
Я это практикую с пятого класса. И в восьмом мне уже особо говорить ничего не нужно - я вхожу, улыбаюсь, закрываю глаза. В классе - тишина и я знаю: если я сейчас открою глаза, то у ребят они будут закрыты. И тогда я говорю: "Ребята, давайте пожелаем мира всему миру! Пусть закончатся войны и распри, пусть люди поймут, что жизнь без войн куда лучше и правильнее, чем жизнь в страхе и ненависти.
Это действо занимает 3-4 минуты урока, но дарит гораздо больше и мне, как учителю, и детям.
А ещё у меня в кабинете висят портреты великих математиков.
Вы скажете: тоже мне, нашла чем удивить! Во всех кабинетах висят эти портреты! Что нового-то? Но, дело в том, что в моём кабинете висят мои любимые математики, которые будучи великими учёными, оставались великими людьми. Это и Пифагор с его удивительной историей создания своей школы, веривший в то, что всё в мире есть число, познавший суть бытия и подаривший миру свои "ЗОЛОТЫЕ СТИХИ".
Это и Эвклид, издавший первый учебник геометрии, и Софья Ковалевская, первая женщина-математик, и Рене Декарт...
Когда пятиклассники приходят ко мне на первый урок, я знакомлю их с этими удивительными учёными своих времён и говорю, что это не простые портреты, что они - живые. И если ребята чего-то не знают или не понимают, они могут попросить помощи у любого из изображённых математиков. Они с удивлением смотрят на меня, потом на портреты, и часто, когда ребята пишут контрольную или самостоятельную работу, они смотрят на какой-то портрет, как бы прося помощи. Да, дорогие мои, это такая игра и дети понимают, что это всего-навсего портреты, что людей, изображённых на этих портретах, давным-давно нет. Но дети принимают эту игру, и когда мы изучаем тему, связанную с каким-либо именем великого математика, я обязательно рассказываю ребятам о них. Или прошу найти материал и рассказать классу.
История математики очень важна для детей, но в программе ей не уделяется ни минуты времени. И теряется важная связь современной математики с её истоками и историей. А поскольку воспитываем образами, то получается, что воспитывает прямоугольный треугольник, а не Пифагор Самосский.
Завершая урок, я обязательно провожу с ребятами РЕФЛЕКСИЮ. Нельзя просто закончить, сказав ребятам "Свободны". Я задаю первый вопрос:
"Кто сегодня открыл что-то новое для себя?"
Мои ребята знают, что если на уроке они не узнали хоть что-то новое, урок для них не состоялся. Я их учу этому ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ с самого первого дня преподавания. И они с радостью поднимают руки и рассказывают, что нового они для себя открыли. И это не всегда математика, к слову.
"Петя помог мне решить задачу! Оказывается, он может помогать!"
"Соня прекрасно ответила на вопрос, а она обычно молчит!"
"Кирилл поднимал руку, а он обычно боится!"
Мне понравилось решать уравнения! Я наконец-то понял!"
И многое-многое другое. Здесь, друзья, мелочей нет - важна каждая деталь.
Ещё вопрос:
"Ребята, кто сегодня на моём уроке побывал на острове счастья?"
"А может, кто-то побывал в океане грусти и скуки?"
"А кто посетил материк познания и понял тему?"
Да много этих вопросов можно задать. Главное - задать их, закрепить пройденное вот так, взращивая устремление детей познавать, предлагая им полюбить предмет, почувствовать его всем сердцем, принять его в свою душу... И тогда даже такая противная вещь, как ДОМАШНЯЯ РАБОТА, не станет камнем преткновения...
О домашней работе поговорим в следующей главе моего дневника...
Продолжение:http://proza.ru/2022/08/24/1255
Свидетельство о публикации №221081400834