Возвращение в Балашов. Начало 80-тых.. часть 1

В начале 80-тых прошлого века (даже не верится, что 40 лет прошло..) я вернулась в Балашов после учёбы в Саратове и отработки по распределению на авиазаводе. Тогда мне казалось, что всё интересное у меня только начинается, я получила специальность, встречалась с парнем и строила планы на жизнь. Но всё оборвала телеграмма от соседей, что у бабушки инсульт и она в больнице.

Приехав в Балашов и побывав у бабули, я поняла, что без увольнения не обойтись. Нужно было ухаживать за моей любимой бабушкой. И хотя она немного отошла от последствий инсульта, всякое могло случиться и моя помощь ей была необходима. Приехала из другого города и моя мама. Она всего несколько месяцев назад вышла второй раз замуж за москвича и совсем не хотела вновь потерять своё женское счастье.

Я поехала в Саратов увольняться и забрать свои вещички из общежития. Встретилась со своим парнем. Объяснила ему ситуацию. Он выслушал и сказал, что всё понимает, но в Балашов не поедет. В Саратове он родился, здесь жили его родители, здесь он работал и его всё устраивало. Мы прощались на автовокзале Саратова и мне было очень горько, что мы расстаёмся. Он говорил, что будет приезжать, что любит и мы ещё будем вместе.. Но я понимала, что прощаюсь навсегда.

Приехав в Балашов, я решила устроиться на работу. На одну бабушкину пенсию мы бы не прожили. Поехала в центр города в бюро по трудоустройству. Тогда с работой было просто. По моей профессии техника-механика по самолётам предложений не было. Но предложили три вакансии: Заведующей складом на лако-красочном заводе в рабочем городке, секретарём к директору на маслосыркомбинат (как раз увольнялась одна из секретарш) и в складально-уборочный цех Комбината плащевых тканей.
На Комбинате мне работать было удобнее всего. Мы жили по проспекту Космонавтов и до работы было рукой подать. В отделе кадров быстро оформили в складально-уборочный цех и уже через три дня по приезду я начала работать.

Комбинат поразил своей мощью. Огромный комплекс ткацкого и отделочного производств, своя котельная, пожарная часть, отдельно через дорогу саратовской трассы находился цех пропитки. Рядом с ткацким производством стояли цеха РМЦ и РСЦ, огромный транспортный цех или гараж для парка машин, своя теплица с овощами и цветами, скреперная для перецепки вагонов , приходящих на комбинат с мазутом, бензином, строительными и другими материалами, ангары, модули..
Комбинат плащевых тканей являлся единственным предприятием в России, которое было одним из ведущих производителей ткани из полиамидных и полиэфирных нитей в СССР.
Строительство Комбината плащевых тканей (КПТ) началось в начале 60-тых, вскоре после реорганизации Балашовской области. Первым директором комбината стал Иван Георгиевич Панкратов.
В 1967 году была выпущена первая продукция, а в 1968 году полностью запущена первая очередь производства.

Я пришла на Комбинат в 1982 году, когда этим гигантом современной индустрии руководил Борис Николаевич Кокшаров.
Почти три десятка лет Борис Николаевич трудился на комбинате, возглавлял его, предприятие стало гигантом, самым крупным в стране, на нем происходили постоянные реконструкции, регулярно поступало новое оборудование, работало 5 тысяч рабочих, большое количество специалистов различных профессий. В течение года они производили 130 миллионов метров ткани. Ею можно было три раза обмотать весь земной шар, и еще дополнительно оставалось большое количество метров на бантик.
Продукцию комбината, разнообразные синтетические и смесовые ткани знали, десятилетиями с удовольствием покупали в стране и за рубежом. При комбинате работали две швейные фабрики, где на современном оборудовании шили спортивные костюмы, современные пальто и куртки из ткани "лаке", фирменное обмундирование для силовых структур, а также много бытовых вещей, как сумочки и фартуки для домохозяек, из обрезок ткани продавали так называемый "лоскут" для умелых рук балашовских мастериц.
Все годы у Бориса Николаевича был главный девиз: «Не опускать руки, надо идти туда, куда наметил». И он не опускал руки, не смотрел на трудности, предприятие стало лучшим не только в стране, его признали за рубежом. В 1991 году Комбинат получил заслуженный гранд в Мадриде, в 1994 году – в Париже.
Благодаря его заботам рядом с комбинатом вырос большой благоустроенный микрорайон города с Дворцом текстильщиков, тремя общеобразовательными школами, школой искусств, детскими садами, несколькими клиниками, профилакторием, двумя филиалами Саратовских ВУЗов, двумя профтехучилищами. Чтобы быстрее шло строительство, рядом с территорией комбината был открыт свой завод ЖБК.

Но были и минусы в моей новой жизни.. Как часто возвращаясь с работы я слышала от впереди идущих людей в разговоре друг с другом отборный мат. В Саратове я с этим не сталкивалась. Возможно потому, что мы жили и учились в студенческом квартале города, в самом центре. И гуляя после занятий по проспекту Кирова, в парке Липки или вдоль Саратовской набережной, никогда мата не слышали. В Балашове матерились не только мужчины, но и женщины. Я замедляла шаг, пропуская таких людей вперёд.. Но через некоторое время опять меня догоняли люди и разговаривали тем же образом. Кто-то скажет: Не слушай! Но как можно заткнуть уши, если ты идёшь по улице и вокруг тебя люди.. Обрывки разговоров долетают до тебя, хочешь ты этого или не хочешь.

Моя личная жизнь вскоре начала налаживаться. Любимая бабушка выздоравливала после инсульта. Начала двигаться, подниматься и даже речь постепенно восстановилась. Это было радостью для нас обеих. Можно было уже не бежать после работы домой, а немного прогуляться по городку. А район Комбината в начале 80-тых был самым красивым и обустроенным в Балашове. Проспект Космонавтов зеленел чудесными кустарниками, деревьями и клумбами с цветами. Вокруг открывались новые современные магазины.
Во Дворце Культуры текстильщиков занимались в кружках и секциях дети работников Комбината. Часто выступали на сцене Дворца свои местные талантливые дарования, ансамбль песни и танца «Зоренька», Вокально-инструментальный ансамбль "Атланты".
Рядом с Дворцом культуры была танцплощадка. Думаю, в те дни, когда гремела музыка по вечерам, ближайшие дома-пятиэтажки не могли спокойно уснуть. Но молодёжь веселилась, танцевала, гуляла.. и, конечно, не думала о тех, кому было совсем не радостно от этого шума.

Однажды и я решила пойти на дискотеку в ДК "Текстильщик". Была осень, прохладно. В раздевалке дворца культуры разделась, сняла ветровку и осталась в джинсах и батничке, моей любимой одежде. Прошла в танцзал. То, что по одиночке на танцы не ходят, поняла сразу. В мелькающем водовороте светомузыки молодёжь не танцевала, как было принято раньше у наших родителей в 50-70 годы..

Но давайте по порядку.. Итак, дискотека 80-тых, как оно было..

Традиция устраивать музыкальные вечера с зажигательными движениями берет начало много лет назад. И действительно, сначала в СССР ходили «на танцы», понятие «дискотека» появилось в начале 80-х, и укоренилось в умах многих.
Всегда была компания, но девушки могли себе позволить ходить по двое, когда же парни должны были держаться вместе, вдруг начнется драка! А они случались, и нередко. Особенно это происходило по инициативе сильных «местных» ребят, на территории которых происходил танцевальный вечер.
В Балашове танцы были на Комбинате за дворцом "Текстильщик" в летнее время и зимой в самом ДК, а также в городском и железнодорожном парке. Это была огороженная территория и с платным входом, цена за билет могла составлять 30-50 копеек. Те, кто не хотел платить, перелазил через забор, если была такая возможность. Но это было не так просто. Во-первых, для уличения зайцев делали разнообразные «подставы»: да и везде дежурила милиция и дружинники.
В моде тогда были брюки-клёш, длинные волосы, как у девушек, так и у парней, «крутые» носили джинсы.
И если раньше наши мамы и папы танцевали под баян или аккордеон,а в парках и скверах по воскресным дням играл духовой оркестр, то в 70-тых уже танцевали под "живую музыку", играли и выступали ансамбли, так называемые ВИА (вокально-инструментальные). А в 80-тых появились первые дискотеки.
Сначала включали музыку на специальных проигрывателях, пока играла одна композиция, судорожно искали другую. С первых нот узнавали ABBA, Boney M., Dschinghis Khan, Eruption, толпа была в восторге. Следил за всем этим диск-жокей, он стоял в наушниках и контролировал очередность треков. Дружить с ним было важным достижением, ведь именно он знает, когда будет медленный танец, у него можно заказать любимую композицию. Поздравление с днем рождения от диск-жокея — считалось лучшим и почетным подарком.

Несмотря на надзор полиции и дружинников, на дискотеках случались и довольно часто, массовые драки, причём дрались не только парни, но и девушки. Дискотеки в СССР оставались одним из самых любимых способов выпустить пар и наладить личную жизнь.

Вот и я, придя на дискотеку начала 80-тых в ДК "Текстильщик" столкнулась с этим. Меня пригласил какой-то парень на медленный танец. Спросил как зовут, почему раньше не видел.. Но ответить я не успела. Неожиданно, какая-то сильно накрашенная деваха, схватила меня за волосы и ударила. Оказалось, это "её пацан" и  посыпались угрозы матом. Драться я умею, с детства привыкла защищать себя. Не было сильного папы и даже старшего брата. Но выяснять отношения с девушкой из-за парня, которого я и видела то впервые, была не готова. Кстати, парень стоял в компании подобных и ухмылялся. Их явно позабавило, что девчонка готова драться за одного из них.
Думаю, это не единичный случай подобных отношений. Но много позже у меня появились новые подруги и друзья, мы не раз посещали дискотеки и нам было классно и весело проводить там время.

Молодость, на то и молодость.. чтобы думать, как прекрасна жизнь, как классно встречаться, любить, целоваться и мечтать о будущем..

Продолжение следует..


Рецензии