Возвращение в Балашов. Начало 80-тых.. часть 2

Возвращение в Балашов. Начало 80-тых.. (часть 2)


После Саратова, шумного и громкого, маленький провинциальный Балашов, кажется уютной пристанью. Тебя окружают родные люди, твои соседи, друзья детства.. Ты словно возвращаешься в тот мир, где всё знакомо и понятно, каждый дом и каждая улица связана с каким то хорошим событием из далёкого детства. И пусть твои подруги почти все замужем, а их родители постарели, но все ещё живы, здоровы.. И это так здорово!
Очень нравился проспект Космонавтов начала 80-тых.. Кругом клумбы с цветами, аллеи тенистых лип, подстриженные кустарники вдоль пешеходной тропы, гуляющие мамы с детскими колясками и вдоль всего проспекта магазинчики со всем необходимым.
Мои знакомые девчонки уже успели выскочить замуж и очень удивлены, что я одна. А мне всего 20. И не хочется торопиться с замужеством, когда вся жизнь ещё впереди.
В квартире хочется что-то изменить и я затеваю небольшой ремонт. Покупаю новые обои, крашу окна и двери в белый цвет, покупаю красивую люстру.. И тут, понимаю, что повесить её не смогу.
Иду в ЖКО и там нахожу ребят электриков. Прошу помочь. Вечером приходят двое молодых парней. Вешают мою люстру, при этом плату не берут, отказываются. Накрываю на кухне стол, угощаю чаем с пирожками. Уходя, ребята приглашают меня в кино. Я соглашаюсь, почему нет.
После фильма идут провожать. А я думаю, как сказать этим классным парням, чтобы больше не приходили. В голове ещё тот, саратовский. Трудно вот так, сразу, заводить новые отношения.

На работе, в складально-уборочном цехе, знакомлюсь с девчонками и у меня появляются две подруги Светлана и Таня.
Всё-таки жизнь всегда веселее, если рядом есть хорошие добрые подруги.
Татьяна родом из Пинеровки. У неё большая семья, сёстры и брат. Она жила в общежитии от комбината.
Светлана приехала из маленькой украинской деревушки, здесь она жила у своей тётки. Света встречалась с парнем из нашего цеха. Тогда я не знала, что он был женат и встретив Светланку ушёл из семьи.

Часто бывала у подруг в гостях. Особенно у Светы. В центре города, на ул.Ревякина они снимают квартиру в маленьком домике без удобств.
Светланка держит дом в идеальной чистоте, печка свежевыбелена, на полу льняные дорожки, на окнах красивые ситцевые занавесочки. Умеют украинки из простой обычной избы сделать праздничную. И вроде всё как у всех.. Но стёкла оконцев блестят, как будто хозяюшка их только что вымыла. Стол накрыт вкуснятинкой и всё это в красивых тарелочках, вазах, блюдах, салатницах.. Но самое прекрасное в доме, сама хозяйка. Я никогда не видела Светлану в старом халатике и сношенных шлёпанцах. Простое, но яркое платье или сарафан, всегда светлая улыбка и доброе отношение ко всем.

Вскоре и я встречаю парня. Знаю его с детства. Когда -то мы жили в одном доме на ул.Ленина в жёлтой двухэтажке у переезда на Ветлянку.
Знаю его родителей, сестрёнку. Когда-то моя бабуля помогала её водить в детский сад, а потом в школу. Готовила у них еду и кормила ребят, пока родители работали. Когда я приезжала из Волгограда к бабушке на каникулы, то часто приходила в эту семью в гости. Я смотрела на Люду и Влада, на их родителей, которые очень бережно относились друг к другу и мечтала.. что когда вырасту, то у меня будет такой же красивый и добрый муж, как дядя Витя. А ещё сын и дочь. Мне всегда было тяжело без мамы и папы, без сестры и брата..
Даже когда в школьные годы мы жили с мамой в Волгограде вдвоём, её постоянно не было дома. Мама любила путешествовать, объездила пол России, и Прибалтику, и Алтай, и Карелию, была в Баку, в Душанбе, по профсоюзным путёвкам ездила в Польшу, Германию (ГДР). У неё было много подруг и друзей, мама любила быть в центре внимания и ей действительно удавалось это. Мужчинам она нравилась, женщины с ней дружили, мама прекрасно разбиралась в моде и отлично выглядела. Там, где она появлялась.. мужчины смотрели ей вслед.. А женщины.. наверное, немного завидовали точёной фигурке, белоснежной улыбке, красивым нарядам.

Меня мама никогда с собой в поездки не брала. Отправляла на все каникулы в Балашов. Зимой, весной, летом, осенью.. Я была этому несказанно рада. В отличии от мамы, росла замкнутой домоседкой. Училась отлично. Не скажу, что много зубрила уроки, но очень много читала. Все библиотеки в округе с удовольствием посещала. На неделю набирала десятки интереснейших книг и возвращалась с ними домой счастливая, что вот сейчас открою страничку и окунусь в удивительный мир фантастики, поэзии, путешествий.. Особенно было интересно читать книги о Великой отечественной войне. Вместе с героями книг я переживала те события и очень хотела быть похожими на них.

В Балашове, у наших соседей была прекрасная библиотека. Когда семья уезжала отдыхать к морю, они оставляли бабушке ключи от квартиры. Каждый день мы заходили к ним и я выбирала очередную книгу, чтобы вечер провести за чтением. У бабули не было телевизора. Но моё воображение восполняло любые мгновения из жизни моих героев. Потом я их рисовала.. Такими, как представляла. Так появилось новое увлечение. Жаль, в то время было трудно купить в магазине большую пачку цветных карандашей. Приходилось довольствоваться семью цветами, как у радуги.

Когда у тебя чего-то нет в жизни, ты учишься это находить. Возможно то, что у меня не было возможности иметь красивые вещи, я научилась их шить сама. И если сначала не всё получалось.. То к седьмому классу ко мне приходили наши женщины-соседки и в Волгограде, и в Балашове. Глядя на их фигуру, я рисовала им несколько фасонов платья и они выбирали тот, что им понравился больше.

Но вернусь к встрече с Владом. Бабуля всегда ставила мне в детстве Владислава в пример. Он был старше меня, всё умел, мог приготовить еду, приносил дрова из сарая и даже сам умел растопить печку. А у нас в то время в Балашове было печное отопление. Заботился о младшей сестрёнке, помогал родителям, учился прекрасно. Но самое главное, был красивым мальчиком. Как мне хотелось, чтобы у меня тоже был старший брат, добрый и умный, таким как Влад.
Мы не виделись лет десять. За это время он закончил Балашовский пединститут, поработал по распределению в деревне и потом отслужил в армии. Я бы его узнала из тысячи других. Его папа работал на Комбинате плащевых тканей инженером и поэтому получил трёхкомнатную квартиру в районе Комбината. Наши дома находились недалеко друг от друга. Так, мы начали встречаться.
Это были счастливые дни моей молодости. Владислав встречал меня с работы, радовал всякими подарочками, но самое главное.. его внимание. Цветы, пластинки с новыми песнями, так однажды он привёз из поездки в Москву пластинку Аллы Пугачёвой с песней "Миллион алых роз". Ещё никто в Балашове не знал этой песни, а мы первыми слушали мелодию Раймонда Паулса и танцевали..
Влад предложил мне выйти за него замуж. И я была этому очень рада.
Об этом решили сказать нашим родителям.
Я написала письмо своей маме в Москву. А Владик объявил родителям об этом в тот же день. Не знаю, как они восприняли это известие. Но его мама готовила для него другую невесту. Девушка была из обеспеченной семьи, тоже закончила педагогический институт. Родители дружили не один год.. И тут такое решение сына.

Мама Влада поехала в Москву к моей маме поговорить о свадьбе. В Балашове и сейчас родители договариваются, где будут отмечать, сколько гостей приглашать, какие подарки и какую сумму дарить молодым.
Моя мама никогда об этом не задумывалась. То, что дочь выросла и нужно позаботиться достойно её выдать замуж, для мамочки было неожиданностью. Но и для родительницы Владислава было шоком, что можно обойтись без свадьбы, а если уж молодые так хотят этого, то пусть сами и заработают.
Она передала с мамой Влада мне пакет с гостинцами.
Когда мы пришли в дом его родителей, я сразу поняла, что будет гроза.. Вышла его мама, швырнула мне пакет и, ничего не объясняя, скрылась в комнате. Никогда не забуду этого унижения. Пока Влад собирал раскиданные из пакета вещи, я кинулась вон из этого дома. Бежала по улице, размазывая слёзы по щекам.. Ничего не понимала.. Почему.. За что со мной так?..
Владислав пришёл после, принёс пакет. Пытался объяснить, почему так произошло.. Говорил, что мы всё равно будем вместе. И ушёл..
Как же всё это было знакомо.

На другой день я уехала из Балашова в Саратов. Там оставались мои друзья и подруга Светка Романова. Мы гуляли по проспекту Кирова, как когда-то в студенческие годы. В крытом рынке покупали любимые мочёные яблоки в капусте, потом пошли на набережную Волги..
Вот, вроде ничего не изменилось.. И Волга родная течёт.. И мост раскинул свои крылья между Саратовом и Энгельсом.. И остров посреди реки, где летом мы любили проводить времечко, купаясь и ныряя на пляже. Даже Зелёные острова всё те же.. Как здорово было там на катере и водных лыжах рассекать по Волге-реке, а потом вечером оставаться у костра и петь наши студенческие песни..

"Хочешь я в глаза, взгляну в твои глаза и слова припомню все и снова повторю.. Кто тебе сказал, ну, кто тебе сказал? Кто придумал, что тебя я не люблю?
Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу, твой голос в сердце моём, звучит звеня. Нет, никогда я тебя разлюбить не смогу. И ты люби, ты всегда, люби меня."

Или эти песни .. "Там где клён шумит.. Над речной волной.. Говорили мы о любви с тобой.."

"Всё напоминает о тебе.. А ты нигде.. Остался мир, который вместе видел нас.. В последний раз.."

Но время безутешно.. И ты уже смотришь на всё взрослыми глазами..
Очень хотелось увидеть саратовского парня. Узнать, а у него как сложилась жизнь. Мы позвонили ему и договорились о встрече.
Не успели мы со Светкой подъехать к остановке, как он кинулся к нам на встречу. Мы обнялись. Потом пошли в кафешку, разговаривали.. Он держал меня за руку, расспрашивал о жизни.. А я молчала.
Потом мы ехали на автовокзал и снова прощались. Теперь уже навсегда.

С Владом отношения тоже закончились. Было страшно одиноко. На сердце была пустота. Казалось, что больше в моей жизни ничего светлого не произойдёт. Не хотелось никого видеть. За окном была зима и холод сковал моё сердечко.

Приближался Новый 1983 год.. Балашовские подруги, Светлана и Татьяна, приглашали меня встретить Новый год у них. Но я отказалась.
31 декабря вечером шёл снег и как в песне кружился снегопад, улицы городка были белоснежными и в свете фонарей светились всеми цветами радуги. Около Дворца культуры "Текстильщик" сверкала нарядная ёлка и народ торопился в места, где всех кто-то ждал.
Я бродила одна никуда не торопясь. Вдыхала морозный воздух, смотрела на окна пятиэтажек и тайком вытирала слёзы..

Вот и снова туманная мгла
Опустилась вечерней порою..
Вижу свет твоего я окна..
И опять прохожу стороною..
Где ты, с кем в этот вечер идёшь?
И слова говоришь красивые..
Может правда всё.. Может ложь..
А глаза твои синие - синие..
В них озёрная глубина
И небесная синь отражается..
Я, наверно, люблю тебя..
А иначе как называется?
И печалью наполнен день,
Не уходит грусть даже вечером..
И идти мне куда-то лень..
Без тебя мне и делать нечего.
Видно так уж устроен свет,
Ты всем сердцем к любимому тянешься..
Гордо скажешь другому - Нет.
И одна на всю жизнь останешься.

Вот такие стихи появились в тот вечер.

Продолжение следует..
Имена моих знакомых изменены.


Рецензии