Солнцепек, рецензия на фильм

«Солнцепек»: солнце светит, но не греет
Посмотрел художественный фильм  «Солнцепек» режиссёров Максима Бриуса и Михаила Вассербаума. Кино о начале войны на Донбассе (действие происходит в ЛНР, в мае-июне 2014 г)
Что могу сказать? Фильм получился зрелищный, даже красивый, не смотря на всю ту жесть, которая в нем происходит. Кино действительно основано на реальных событиях. Собственно, так оно, примерно, все и было. Некоторые события фильма, такие как удар авиации по центру Луганска или  подбитая из «града» маршрутка, ночной минометный удар по Счастью, -  просто повторяют документальные кадры. Уничтожение украинского военного борта с десантом над Луганским аэропортом тоже имело место: тогда погибло, по официальным данным, 49 военнослужащих ВСУ. Правда, ополченцы  сбили его не из музейной ЗУшки, а из вполне современного ПЗРК, но это детали. В общем, все, так или иначе, было: и массированное использование украинской артиллерии для осуществления террора против мирного населения и гражданской инфраструктуры (да это и сейчас происходит, только возможностей у ВСУ стало поменьше),  и каратели из нацистских добровольческих батальонов  с  их «играми в гестапо»: люди, которым посчастливилось выжить в плену у «Айдара» или «Азова» рассказывают истории куда страшнее, чем показанные в фильме. Говорят, были и банды «зеленых» мародеров, правда не такие лихие, чтоб нападать на блокпосты военных.
И не мало развесистой клюквы в фильме тоже есть. Авторы озвучили целый ряд баек, которые ходили среди ополченцев в 14м году: про  подразделения польских, американских, британских, эстонских наемников или  про «блуждающие минометы». Но, в целом, атмосферу фильма это не портит. Портит ее другое.

Не смотря на весь экшн и трэш, которые творятся на экране почти постоянно, «Солнцепёк» получился пресным. Это такой двухчасовой нарратив, который «ставит своей целью рассказать»,  «поставить вопросы», «прояснить». И честно занимается этим: «рассказывает» что к чему и почему, не только художественно, но и прям открытым текстом, в диалогах и монологах, с менторскими интонациями, на 8й - то год войны…  Спасибо вам, конечно, господа Бриус и Вассербаум, что вы нам все так подробно разъяснили, а скажите, как у вас с художественным вкусом? Потому, что когда из 2х часов экранного времени ровно час украинская армия тупо крошит мирняк и кровь-кишки-распидорасило, то художественная и историческая правда в этом есть, конечно, а вот вкус и чувство меры отсутствуют. Даже в «Иди и смотри» такого не было, хотя, при этом, он неизмеримо сильнее, да и страшнее.

Далее сюжет. Ну, сюжет, конечно, есть, но он подчинен главной задаче фильма: «рассказать и показать» тем, кто 8 лет спустя после начала событий  так и не знает, где он, этот Донбасс и что там происходит. Собственно, в РФ про Донбасс снято 4 фильма, два из которых про военных корреспондентов, а еще два про беженцев. «Солнцепек», - про беженцев. А еще про «трагедию разлома общества». Трагедия эта показана через двух главных героев фильма, возрастных мужиков, однополчан-афганцев (прием не нов) которые оказываются, условно, по разные стороны баррикад. Условно, потому, что один из них хочет повоевать и вступает для этого в нацистский добрбат, но ничего толком у него не выходит, а второй мечтает просто сбежать с семьей в Россию, но у него тоже ничего не выходит. Такие вот герои. Смотрятся не слишком выигрышно.
На фоне этой пары неудачников все остальные действующие лица, в том числе и те, что реально пытаются действовать, вышли и вовсе бледными. Нацисты-добровольцы скорее гротескные, чем страшные, а ополченцы просто  «никакие».  И это оборона Луганска, весна-лето 14 года, время ярких народных героев, имена которых зажигались как звезды! Ни  одного запоминающегося лица, ни одной яркой фразы или поступка!  Если командир украинского подразделения хотя бы злодей с уголовным прошлым и садистскими наклонностями, то командир ополченцев просто «хороший мужик». Кто это? Беднов? Не похож. Плотницкий? Еще меньше похож. Просто какой-то усредненный «командир ополчения», который непонятно как оказался на этом посту и непонятно что на нем делает. «Благородный дон» в общем.

Кстати, о «благородных донах»: почему-то как в украинских, так и в российских фильмах про войну на Донбассе противник всегда инфернален, а вот свои, - душки, переполненные «благородством» из книжек для маленьких читателей. Что, например, в украинском «Иловайске» или «Киборгах» с пленными «сепарами» сюсюкают, а потом отпускают на все четыре стороны, что в «Солнцепёке» всё также. Самый главный ополченец даже наркошу-марадёра,  только что убившего работника «скорой помощи» не может по простому вывести в расход. Ему непременно надо его сперва спровоцировать на агрессию, а уж потом прикончить, как бы «по благородному». А уж с  пленными «айдаровцами», вместо того, чтобы обнулить, как бешенных псов, он ведет долгие задушевные беседы и объясняет им (на самом деле нам) в чем они не правы, а потом отпускает, вернув документы. У меня, как человека, несколько знакомого с той реальностью возникает вопрос: что это я сейчас увидел?   Нет, украинских пленных, действительно, отпускали: под честное слово, отдавали родителям, - все это было не раз. И лечили их, раненных, тоже. Это нормально. Но такое относилось к призывникам из ВСУ, а не к нацистам из добрбатов. Те могли рассчитывать на обмен, если повезет, а если нет, то их и в плен, как правило, не брали, а если брали, то не на долго. Зачем это бесконечное обоюдное вранье? Кого обманываем?

В общем, фильм был бы довольно унылым, если б не финал, в котором появляется старина «Ноль Седьмой» из «Туриста»,  со своими парнями. И действие картины вдруг становится четким и осмысленным. А уж момент, где «Ноль Седьмой» берет «почитать на досуге» книгу о Рихарде Вагнере и слышатся первые аккорды музыки великого немецкого композитора, по силе сравним, пожалуй, с финалом 3 го эпизода «Звездных войн», где на лицо Анакена Скайвокера опускается знаменитая черная маска и мы слышим знакомое тяжелое дыхание Дарта Вейдера! Я аплодировал стоя и тогда и теперь.
Парни из ополчения, заставшие бои весны-лета 14 года, напрягаются по поводу финала, который выглядит так, словно появление бойцов «Вагнера» стало переломным в битве за Луганск. Конечно же, это не так: исход сражения решил героизм ополченцев и добровольцев  (и помощь России тяжелым вооружением и боеприпасами). «Вагнеровцы» тогда были просто небольшим, хотя и профессиональным вооруженным формированием. Но именно под Луганском состоялась их боевое крещение как подразделения, ставшего современной легендой. Легенды рождаются не каждый день и здорово, что в «Солнцепеке» зафиксирован этот момент.

В заключение хотел бы сказать пару слов нашим отечественным киноделам: хорошо, что снимаются фильмы на современную военную тематику, очень хорошо, что появляются фильмы про войну на Донбассе, которая по прежнему идет, но если вы беретесь снимать про Донбасс, то хотелось бы уже не очередное кино про «простых хороших людей, которые не хотели воевать» ( думаю «Донбасса, окраины» тут вполне достаточно), а уже снять бы про тех, кто свой моральный выбор в этом конфликте сделал и долг определил. Сюжетов для этого полно:   можно снять военный боевик о группе противотанкистов Моторолы, военную драму о защитниках Саур-Могилы, историко-приключенческий фильм о боях за Хрящеватое или даже о неудачной для ополченцев, но героической обороне Лисичанска. Можно даже немного скроить на спецеффектах. Только нужно озаботиться нормальной драматургией, чтобы герои были живыми, яркими людьми, личностями, а не говорящими куклами, разъясняющими, в очередной раз, прописные истины. 

СПб, 14 августа 2021 г.


Рецензии