34-й, Генерал Емануель, 1829, Эльборус

34-й, Генерал Емануель, 1829, Эльборус – Сложности фальсификации современных писателей и историков и ещё раз «труба».

Продолжая нашу тему о восхождении на Эльборус в 1829 году, тщательно изучая детально предметы и вещи, слова и рассказы тех, кто участвовал в восхождении, тех, кто писал историю по заказу и тех, кто открыто, явно и усердно искажал историю, мы находим новые и новые факты фальсификации кабардинскими историками.

На наш взгляд мы об этом писали не раз, основная фальсификация истории восхождения 1829 года лежит на тандеме Х.М. Думанов – А. Хаширов.
А, на самом деле, основная работа в фальсификации была за Х. Думановым.
Думанов, длительное время, с самого начала с 70-х годов XX века по свой последний день, денно и нощно работал на фальсификацию истории Балкарии и Карачая.
Любой труд Думанова, об истории несёт в себе фальсификацию и большую и малую, искажение исторических фактов: возвышение Кабарды, принижение Балкарии и Карачая.
А. Хаширов, его нашли в начале 2000-х годов на роль «потомка кабардинца Килара Хаширова".
Никто из его школьных учителей не выставлял на подиум школьные сочинения внука или праправнука «Килара Хаширова».
До недавнего прошлого он был обычный служащий подразделения МЧС России.
Никто из его соратников в МЧС не знал его «славных предков».
Но пробил час «Х», и Аскер Хаширов согласился быть «потомком кабардинца Килара горовосходителя».
Только вот истории неизвестно, что бы  хотя бы один кабардинский Хаширов поднялся бы на вершину горы Эльборус в честь знаменитого «предка».
Гены на праправнуках отдыхают.

В принципе подъём в гору – это и необязательно. Но это так для того, чтобы показать, что быть офицером МЧС не всегда означает, что каждый из них может быть горовосходителем. А трепать языком о «великих предках» эта миссия не обременительная и не тяжелая. Наоборот, все теперь знают, кто такой Аскер Хаширов.
А теперь будут знать, что ещё офицер МЧС, полковник в отставке, ещё расист. Это он сказал о балкарцах и карачаевцах, что:
«Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль реки Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…», с.531, «Первовосходитель…», 2019.

Именно такие люди ни перед чем не остановятся.
Но история имеет свойство возвращать каждому, то, кто, что заслужил.

Балкарцы говорят: «Суу ызына къайтады – Река возвращается к истокам».
 
Справка

Ноябрь 1943 года – Карачаевцы, март 1944 года – Балкарцы, были насильственно под конвоем выселены без права возвращения на родную землю - Центральный Кавказ, где их предки жили от Дона, Маджарских степей до вершин Кавказских гор Минги тау –Эльбруса, Коштан тау, Дыхтау, Жангы тау, Учхара и др, и их история насчитывала несколько тысячи лет на этой земле. Выселяли в Казахстан и Среднюю Азию с лишением политических и юридических прав.
Обратно балкарцы и карачаевцы вернулись в 1956 -1957 гг, после исторического XX съезда КПСС осудившего культ личности Сталина и дав право в том числе и репрессированным народам на возвращение на историческую родину.

Пока балкарцы и карачаевцы были в изгнании их родина, и их история приобретала новых владельцев – Кабарду и кабардинцев.

В дореволюционной истории, да и после до роковых событий 1943-1944 гг., никто не оспаривал первенство и национальность первовосходителя на гору Эльборус в 1829 года.

Никто не спорил о национальности балкарского князя Кучюка Джанхотова. Никто не покушался на тюркских князей Бековичей-Черкасских и таких примеров, множество.

Нельзя изучать восхождение на гору Эльборус в 1829 года, предпринятую и организованную военными и учёными Российской империи, как рядовое, местечковое событие.
В этой связи нам следуют обратиться на ту дореволюционную историю, которую мы нашли нетронутую, не оскверненною печатью фальсификатора.
Издание 1883 года, 9 Том, «Живописная история. Отечество наше в его Земельном, Историческом, Племенном, Экономическом и Бытовом значении», под общей редакцией П.П. Семенова, Вице-председателя Императорского Русского Географического Общества, С.- ПЕТЕРБУРГ-Москва, издание Товарищества «М.О. Вольф»., повествует, что: «Каждый писатель, каждый путешественник выступают съ своими именами народов, нисколько не соответствующими именам, уже установленным прежним писателями.
То все без различия народы русской равнины слывут под именем Скифов или Сарматов, то один и тот же народ является у разных авторов под именем Аваров, Обров, Гунов, Хозаров… Какие нибудь Печенеги, ежедневно сталкиваются с первыми русскими князъями, внезапно, словно сквозь землю проваливаются, никто больше не упоминают их имени, а все «дикое поле» оказывается давно во власти каких-то Половцев.
Древних Осов или Азов, - Язов нашего Печерскаго летописи, римские историки величают постоянно Аланами, в то же время средневековые писатели, как Рубрук Плако–Карпини и др. смешивают Алан с Половцами или Команами. Множество византийских, арабских и итальянских писателей Кавказ Аланиею, Аланскими горами: Римляне называли Porta Comana, т.е. команскими или половецкими воротами ущелье Дарьяла, следовательно, тоже смешивали Алан и Осов с Половцами, жившими, вероятно, по берегам самой степной реки Кумы (Cumana, Команы). Такое же общее и неопределённое имя представляли собою позднейшие насельники степей – казаки.

Слово это звучит в названии Косогов или Касагов (по Никоновскому списку), с которыми Святослав бьётся в Прикубанской равнине, в имени Козакiи или Казахiи, которым римский император Константин обозначает одну северную область Кавказа,

и до сих пор сохранившую у себя название Казахов за бывшим крепостным населением; коренные обитатели юго-восточных и азиатских степей до сих пор называются Киргисъ-казаками (кайсаками); Осетины, по уверению Шлецера, называют казаками Черкесов Кавказа.

Казаки-оргузии являются в виде какой-то особенной конной стражи в Генуэзских колониях Крыма, Сурож, Чембало и пр. Ясно, вообще, что слово казак обозначало не особое племя, а какое – то общее родовое понятие, наследованное впоследствии теми удалыми дружинами русских и других «гулящих людей», которые овладели с XV столетия южно- русской степью, вместо Половцев и Хозар. Немудрено ещё, что в новом имени «казакъ» даже просто сохранился корень имени древнейиших владык Донского и Кубанского юга – Хозаръ… Казакiя и Козарiя так близки друг к другу по звуку и совершенно тождественны по местности.

Весьма правдоподобно, что и слово Черкесъ, - общее название разнородных племён, населяющих северные склоны Северо-западного Кавказа, вовсе неизвестное самим племенам этим, - ничто, иное, как такое же нарицательное понятие своего рода, относимое безразлично к тем другим племенам, проявляющим в чем-нибудь одинаковые свойства…», cc. XXXII – XXXIII, Евгений Марков «Общий очерк Кавказа».

В этой же книге публикуются очерки известного учёного, краеведа Г. Радде о Кавказском крае. В «Очерке II, Кавказский хребет (Большой Кавказ) сс.19-68, даётся обширная информация о горных вершинах, о восхождениях. Радде один из немногих, кто в живую встречался с участниками первого восхождения на Эльборус в 1829 году. Радде пишет: « Учкулан (7 августа 1865 года). Живущие там Карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Эти сильные, нередко красивые Татары – выходцы из Крыма – живут в ближайшем соседстве от Эльборуса и часто загоняют свои стада вплоть до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эммануэля с членами академии Ленцом, Купфером, К.А. Мейером, Менетрие, первый взошёл на вершину Эльборуса…
9 августа начал я восхождение на Эльборус с северной стороны. Четверо коренастых Карачаевцев провожают меня. Карачаевцам… Эльборус известен под названием «Минитау» (Минги тау-Х.Т.)…
Прямо перед нами возстает северная вершина Эльборуса. К югу она своими чёрными рубцами круто спадает к седловине. По направлению к востоку глаз наш обнимает долины истоков р. Балыка и два глетчера, глубоко спустившиеся к долине…»

Имя карачаевца Киляра в этом очерке упоминается 3 раза, как первовосходитель. Казалось бы, то, что первый восходитель на Эльборус в 1829 году был известен, как карачаевец и никто это положение до роковых дней депортации балкарцев и карачаевцев, не оспаривал.

Хотим обратить внимание на то, что Радде называет в 1865 году название реки Балык. Название – карачаево-балкарское. Имеет два значения: Первое – рыбная река. Второе- связано с тем, что до нашествия Тамерлана в 1395 году, на Аланию, и в частности бои под Эльбарусом, в этой местности были многочисленные населенные пункты и город. В аланском-тюркском языке слово «Балык» означает «город». Поэтому, Малкинское ущелье балкарцы и карачаевцы называют «Балык-Баши», то есть вверх города «Балык». Аналогичные названия пример, в Чегемском ущелье Балкарии «Къала Тюбю». В местности «Битикле» две горы соединяла крепостная стена, наверху располагалась древнее поселение «Лыгыт». Сегодняшние балкарцы помнят эти события из преданий своего народа. Эта крепостная стена и башня были разрушены в период нашествия Тамерлана в Аланию в 1395-1396гг.

Эти напоминания тем «горе - историкам» Думановым и Хаширову утверждавшим, что Малкинское ущелье «никогда не заселяли балкарцы и карачаевцы. И, что карачаево-балкарские топонимы даны им недавно…»

В связи с этим высказыванием вернёмся к публикации Х. Думанова в газете «КБП» от 03. сентября 1985 года: «Первым, кто указал на Киллара, что он кабардинец, был академик А.Я. Купфер…» Позвольте, А. Я. Купфер в своей книге писал только о «черкесах». У Купфера, у Э. Ленца, также участника экспедиции, нет другого названия для сопровождавших их лиц, как только название «черкес».
Теперь о том же, якобы, что генерал Емануеле, что он видел и как видел и его высказываниях о «кабардинце Килларе».
Высказывания генерала Емануеля о «вольном кабардинце Килларе», не были известны никому и до публикации Думанова, 1985 года. Это теперь, мы можем находить эти цитаты, высказывания и 1829 годом?

В экскурсе работ написанных о восхождение на Эльборус 1829 года, на наш взгляд следует указать на три работы, где начинаются отсчёт искажения исторических фактов.

Первый, кто серьёзно заявил о «кабардинце Килларе» после насильственного выселения карачаевцев и балкарцев был К. Толстов, который напечатал в популярном, всесоюзном журнале «Огонёк»,№3, 1950г, статью «Восхождение на Эльбрус».

Заявление К. Толстова гласит: «Высочайшая вершина в Европе впервые достигнута за 39 лет до Фрешфильда нашим соотечественником Килларом Хашировым…»

Это подчёркивает лишь один факт: Кабардинец Киллар Хаширов до 1950 года, не был известен исторически, ни его национальность «кабардинец», ни он сам.

Примечательно, что Толстов в 1948 году, получил задание «развенчать легенду о Фрешфильде и подтвердив новыми данными, что первым достиг в 1829 году вершины Эльбруса наш соотечественник…»

Имя первовосходителя Карачаевца Киляра под запретом. Карачаевцы, народ, который лишен политических, юридических, исторических прав.

Значит, нужен новый герой, новое имя.

Ведь в свое время известный советский герой заслонивший своим телом вражескую амбразуру Александр Матросов, для всех был русский солдат. Пока не раскрылась его истинное имя и национальность – татарин Шакиржан Мухамметжанов.

К таким же обстоятельствам можно отнести и искажение национальности тюрков Бековичей-Черкасских.

Это анонс будущих тем.

Историю и жизнь тюркских князей Бековичей-Черкасских, нам представляют, как историю и жизнь кабардинских князей.

Такое мнение, далеко от истины.

Об этом можно узнать из книги «Полное собрание Учёных Путешествий по России, издаваемое Императорскою Академиею наук, по предложению ея Президента». Том шестой. Записки Путешествия Академика Филька. В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, при ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1824.
«У Черноланной станицы на правом берегу реки, но в 10 верстах от онаго на горном хребте находятся Екатерининския теплицы, на горе небольшие окопы, а при подошве оной при теплицах Татарская деревня Девлет Гирей Аул. Владетель оной Девлет Гирей ( Бековичи-Черкасские- Х.Т.), находившийся под покровительством России, убит был Татарами (Поход на Хиву-Х.Т.)…», с.61.

Так же получилось с историей карачаевца Киляра Хачирова. Его имя и образ, послужил для создания образа «первовосходителя кабардинца Киллара Хаширова».

Вторым, который пошёл дальше в доказывании истории восхождения «кабардинца Киллара», также был московский журналист. В местной Кабардинской среде ещё не было своих историков, своих журналистов, поэтому историю писали «варяги» со стороны.
Этим «варягом» со стороны оказался Илья Тресков. И.Тресков опубликовал в 1951году книгу
«В послевоенной Кабарде», «Кабардинское Государственное издательство», Нальчик.

В очерке «Светильник жизни», сс.123-139, имеется рассказ о том же: «Долгое время эту честь припысывал себе англичанин Дуглас Фрешфильд, который в 1868 году побывал на Эльбрусе вместе с четырьмя проводниками…
Но недавно найденные документы опровергли легенду. Оказывается, что ровно 39 годами раньше на вершине высочайшей горы Европы побывал кабардинец Килар, который и является первым из людей, чья нога ступила на считавшиеся священными и неприступными высоты «Ошха-Махо».
Это произошло в 1829 году…»

Что новое сообщает Илья Тресков: Первое – кабардинец Килар выходец жителя аула Кучмазукина (ныне селения Старая Крепость, Баксанского района). Фамилия Килара не сообщается.

Спросите почему?

В посемейных списках аула Кучмазукина составленные в конце XIX века, обнаружилась фамилия – Киляровы…

Киллар, стал «Киларом», а почему: «Киларов» и не «Киляров»?
В 1958 году появится, якобы с архива «Прошение детей Киларовых». Киляровы стали Киларовыми.

Второе – Самое интересное, на наш взгляд способствующее раскрытию фальсификации является то, что Илья Тресков, в своём очерке имя одного участника назвал «венгерский путешественник Иван Бессе», с.125.
В «Прошение от имени детей Киларовых», написанное, якобы в 1870 году.

 И найденный, якобы в архиве КБАССР, в 1958 году, среди имён участников экспедиции и имя - «Иван Бессе».

Имя, рожденное журналистом Илья Тресковым в 1951 году, как «Иван Бессе» числится на плите от 1829 года, как Ив. Бессе и в « Прошении -1870г.», как «Иван Бессе».

На этом можно было бы остановиться и предать суду живых фальсификаторов этой лжи и обмана созданного в недавнем прошлом.
Но мы, как и прежде продолжаем расследование всех искажений связанных с этим восхождением 1829 года на Эльборус.

В рассказе № 33 от 07.08. 2021 года, указали на воспоминания Э. Ленца:

 «В 11:00 часов мы достигли совершенно голого участка, который шел практически до вершины. Здесь остальные остановились из-за усталости…»

И второе, Ленц пишет: ««Нигде я не испытывал такую удивительную смесь двух противоречивых чувств: телесного изнеможения и силу духа. Дорога становилась все труднее: мое непрерывное восхождением продолжалось вот уже почти 9 часов. Кроме того, воздух становился все более разряженным; наконец, снег стал мягче, так что я теперь утопал в нем выше лодыжки.
Так, наконец, я добрался до последнего конца скалистого хребта, который одновременно был предгорьем последней покрытой исключительном, одним снегом вершины.
Дальше идти я не мог, я устал, и было слишком поздно. Определить же высоту ничего не мешало; во-первых, оставшаяся часть при измерении на глаз составляла не более 600 футов, к тому же мы смогли ее измерить внизу и выяснили, что высота составляет 595 футов, то есть практически такая же, как я и думал. Мой последний причал лежит на высоте 14 765 королевских футов, то есть высота всего Эльбруса составляет 15 365 футов. На этой высоте непривычное чувство тяжести в голове и резь в глазах усилились: как будто кровь хотела вырваться наружу. Мой пульс составлял 117 ударов в минуту.

Вид сверху, к сожалению, не представлял, из себя ничего особенного.
Видны были только ближайшие снежные вершины, которые выныривали из моря облаков.

Лишь при восхождении в 4-5 часов утра местность на севере представала перед нами открытой от облаков, и мы могли ориентироваться по уже знакомому нам предгорью…», 11-12, «Письма…»
Время выхода экспедиции из лагеря подробно описывает, Е. Симонов в книге «Слово об Эльбрусе», но это не научная книга.
Тем не менее, мы рассмотрим и то, что пишет Симонов: «Штурм начинается. Вышли двадцать казаков, пять черкесов, пять учёных (Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер, Бернардоцци-Х.Т.). генерал установил на треноге отличную Доллондову зрительную трубу. Навел…», с.42.

Справка

Зрительная Труба – Подзорная труба для наблюдения одним глазом, обладает увеличением – 10 раз и широко использовалась в армии и на флоте в 17-19 вв.
Из справочной энциклопедии

Как известно, из рассказа № 33, то, что генерал Емануель пользовался ли зрительной трубой, 9 июля 1829 года перед восхождением нет сведений у самых участников восхождения.

Значит – это художественный вымысел.

Второй момент. В сведениях от Купфера, Потто, Симонова есть описание того, как Емануель смотрел в трубу в день восхождения.

Из них выделяется  «А. Щ-ъ», «ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ», 23 августа 1829:

«Все взоры стали следить того, кто совершал столь смелый подвиг….
Приближившись к самой вершине он исчез между скалами. – Долго каждый из зрителей с нетерпеливым участием ждал его появления; как вдруг около 11 часов увидели мы сего смельчака на самой вершине Эльборуса…»

Конечно же «А. Щ-ъ», если не сказать чушь, то пишет полную ересь.

 Как известно со слов Бессе: «Отдавая должное правде, надо признаться, что этот отважный караван исчез еще накануне, и мы вернулись к академикам только к моменту их возвращения в лагерь. Они были измождены и промокли от таяния снега; у них были опухшие глаза и пятнистые лица. Надо отдать должное академикам: они сделали со своей стороны все, что было по-человечески возможно…», с.96, «Путешествия…»

Если мы говорим, о зрительной трубе, если она и была, то она была одна- у генерала Емануеля.
Смотреть на вершину горы простым зрительным взором, в надежде, что-то, увидеть, это всё равно, что не смотреть. К тому же когда мы знаем со слов Ленца, что «Вид сверху, к сожалению, не представлял, из себя ничего особенного.
Видны были только ближайшие снежные вершины, которые выныривали из моря облаков.
Лишь при восхождении в 4-5 часов утра местность на севере представала перед нами открытой от облаков, и мы могли ориентироваться по уже знакомому нам предгорью…», 11-12, «Письма…»

Это значит «А. Щ-ъ» - фальсификатор. И история с «Тифлисскими, Петербургскими, Одесскими ведомостями» всего лишь обман тех, кто создал эту версию с газетами, с «вольным кабардинцем, бывший прежде пастухом» из легенды «внука Аскера Хаширова».

Е. Симонов: « Проснулся как по часам. Халат, папаху, треногу, трубу и в царящий на дворе ночной холод. «Они как раз выступают». На высотах светает раньше, день грядет с вершин. Уже различаешь бешметы и папахи горцев, кафтаны казаков… Часом спустя проснулся Бешш. Не отрывается от трубы…», сс46-47.

Вновь читается ложь в этой информации от Е. Симонова. Симонов, не подчеркивает, что внизу был туман. Только с 4 до 5 часов местность была открыта.

Как можно в темноте, в тумане видеть на высоту 12 км, это приблизительно скалы Ленца, если зрительная труба только 10-кратного увеличения. К тому же туман. Да и Беш, такое сам не писал: «в три часа ночи она начала подниматься на покрытые снегом горы. Солнце блистало; нет облаков (эта высота почти всегда покрыта) вокруг показались горы, верхушки которых терялись в голых тучах: казалось, само небо хотело способствовать первому предприятию людей в этих священных местах. Экспедиция, как и накануне, исчезла с наших глаз; только к полудню следующего дня мы с помощью телескопа прекрасно увидели, что четверо мужчин стремятся завоевать вершину Эльбруса…», сс.95-96, «Путешествия…»

Приведённый материал, фальсификация книги Бессе. И даже в этой фальсификации мы находим ошибки.

«Экспедиция, как и накануне, исчезла с наших глаз…»

Эта фраза подтверждает, что 9 июля 1829 года, за экспедицией не могли наблюдать…

В рапорте ген. Эммануэля гр. Паскевичу, от 30-го июля 1829 года, №180.- Горячеводск.
«9-го июля все академики и другие, изъявившие желание, охотники взойти на Эльбрус оправились к самому снежному хребту сей горы. 10-го числа, в 3 часу по-полуночи, пользуясь благоприятною погодою, выступили все к исполнению предположенной цели, но после величайших усилий, достигнув выше половины Эльбруса, обратились назад; один только Кабардинец, по имени Киллар, успел достигнуть около 11 –ти часов самой вершины сей горы…», с. 941, АКАК, VII Том, Тифлис, 1878.

Текст – фальсификация. Как по тексту, так и по содержанию.

В целом в самом рапорте Емануеля искажения с пушками, с «кабардинцем Киларом», откуда он взялся, если по пути следования встреча была, только с карачаевцами и балкарцами? 1829 год, крепостное право. Ограничение передвижения. Разве по меркам того времени мог «кабардинский холоп» оказаться среди карачаевских князей.

Никак не мог. Местные адаты не позволяли. Холоп мог быть только на работах, но не в участии экспедиции или на войне. На такие дела князья брали только вольных людей – узденей.

«Вольный кабардинец» - натяжка. Он не мог ни случайно, ни как быть среди карачаевцев. Об этом нет никаких сведений, кроме, как появившиеся, как грибы после дождя фальсификации последние десятилетия XX в. и первые два десятилетия XXI века.

Группа Ленца в 11.00 часов, все вместе и «Килар» в том числе остановились отдохнуть.
И никто из этой группы по отдельности путь не продолжал. В путь двинулись вместе: два черкеса Магомед Дудов и Киляр Хачиров, только они карачаевцы. Других ведь нет!
И по одним данным один казак Лысенков, по другим данным три казака.
Ни Ленц, ни Купфер тем более не видели сам факт восхождения кого-либо, куда – либо.

И когда, Киляр поднялся на вершину чего-то, никто не видел.

Генеральская отмашка около 11 часов, ни о чём не говорит.
А. Ш-ъ, пишет о тумане «между скал». Тумана на вершине и при подъеме на высотах восхождения не было. Туман был внизу, в долине. Следовательно, никто и не видел сам факт восхождения на вершину.

Туман – выгодно придуманный фактор: «Исчез за скалами на вершине…»

Чтобы продолжить раскрытие фальсификации от генерала Емануеля, привлечём и цитаты якобы от Купфера. Ведь сам Купфер не мог видеть, что и как происходил день в долине. Это говорит о том, что рассказ, как бы записан с чьих-то слов.

Купфер:
«В течение всего этого замечательного дня, генерал, сидя перед
своей палаткой, avail наблюдал за нашей прогулкой с отличным оптическим прицелом Доллонд, которую оставил в своем распоряжении.
Как только туман, покрывший долину утром, рассеялся, он увидел, как мы
поднимаемся по заснеженному конусу, и увидел, что мы добрались до первого выступа из ряда скал, которые появляются на вершине Эльбруса;
здесь мы разделяемся на две группы, одна из которых всегда движется к
вершин, а другая группа остановилась.
Но вдруг, он заметил, что один человек, который отделился от других, приблизился, к вершине последней ступени скал; он приближается к отвесной скале, в свою очередь, сливается с цветом черной скалы, а затем исчезает за туманами...
Это случилось в одиннадцать утра…», «Доклад…»сс.36-37

Фальсификация одинаковая. 11.00 часов утра, тот же туман, Килар взошёл на вершину. Это никак не стыкуется с тем, что пишет Ленц, тот, который сам непосредственно шёл на восхождение.

О мышиной возне

Группой, которая занималась фальсификацией восхождения, проделана большая работа, если бы это было исследование и находка пропавшего то, несомненно, за это нужно было дать самую высокую награду.
А как оценить «труд фальсификатора»? В Кабардино-Балкарии таким даются почетные звания, государственные должности, литературные премии и т. д.

И, к сожалению, никто смотрит вперед, что несёт их труд фальсификаторов. Разжигание межнациональной розни, межнациональные столкновения.

Вот пример, фальсификаторы уже открыто искажают документы «Генерального штаба Российской империи», «Маршрут следования войск под начальством г. Генерала от Кавалерии Эмануеля, во время экспедиции от укрепления каменного моста на реке Малке к горе Эльбрусу…»№71, 10 апреля 1830г., пункт1, «1 июля выступило все войско в направлении к Эльбрусу вверх по реке Кичмалке и расположились на урочище Пшегунш.;
3-го дневка. А авангард отправлен на гору Бермамык.
4-го-Для коммуникации оставлена часть из 80человек пехоты и конницы при офицере на самом подъеме горы Бермамык.
5-го выступил отряд в направлении к Эльбрусу и расположился лагерем в урочище Гургулдаух-Сентх.
13 двинулось все войско в направлении к Кубани и расположилось на вершине Ошхакона…
14 расположился отряд лагерем при подъеме горы Пагун на вершине реки подкумки.
15 отряд выступил к реке Хумарт…
Все цитаты из книги А. Хаширова «Первовосходитель…», сс. 185-191,
Такие названия, как: «Пшегунш, Бермамык, Гургулдадаух-Сентх, Ошхакона, Хумарт» эти названия искаженные от карачаево-балкарских топонимов и гидронимов. Но эти названия приводятся, как кабардинские названия. В 1829 году, таких названий, в том виде, как представлено, не было. Если, кто-то, хочет доказать существование такого топонима, в том числе и А. Хаширов, то такие люди должны дать ссылку на источник того времени, где описывается такой топоним.

Мы со своей стороны даём ссылку на «Записки Кавказского Отдела Императорского Русскаго Географическаго Общества. Д.Д. Пагирев «Предметный указатель к «Перечню некоторых книг, статей и заметок о Кавказе», Тифлис, Типография К.П. Козловскаго, Головинский просп., 12, 1914.

В этом перечне от 10 апреля есть интересные указания. Первое – экспедиция в пути до 6 июля 1829 года, не встречалась с местными депутациями.
«6-го июля прибыли в лагерь карачаевского народа старшины и правитель их валий Крым-Шаукалов для личного представления генералу Емануелю…», с.189.
Здесь три искажения. Первое - Карачаевская депутация встретилась с экспедицией 7-го июля в местности Харбас, а не при реке Ингешли, как в этом случае трактуют.

По версии фальсификаторов 7-го июля (Бессе) с Емануелем встречался ногайский князь Мансуров. Только, с какой стати Мансуров, шатался бы высоко в горах, на территории Карачая?

Второе – фамилия «Крымшамхалов» для официальной переписки была известная фамилия, как «Крымшамхалов».

Третье – правителя Карачая Крымшамхалова, искаженно называют «валием». Это, скорее всего, чтобы подчеркнуть, что это враждебные России люди.

В термине «валий» заключено значение «Вилает Турции, и правитель назначен турецким Султаном». Русские офицеры Генерального штаба знают, что «Крымшамхалов, ни какой не «валий», в октябре 1828 года, они присягнули на верность Российскому престолу, и должность «валий» исчезло.

Здесь же интересное дополнение к восхождению.

«10-го дневка. Академики поднявшись выше половины горы нашлись вынужденными по позднему времени, большой усталости и рыхлости снега, обрушавшегося под ногами, возвратиться обратно в лагерь. Один только кабардинец Киляр Хаширов взошёл на самую вершину Эльбруса, употребив для ходьбы всего восемь часов, за что получил положенный приз 100 рублей…», с. 189, Хаширов.

Возникает правомерный вопрос.

Откуда и где появился «кабардинец Киляр Хаширов», если по маршруту следования войск, как пишут офицеры Генерального штаба порутчик Щербачёва и топографа Александрова, на пути «6 июля 1829 года, встретилась, только карачаевская депутация»?

Следующий вопрос связан с тем, что «кабардинец Киляр» за восемь часов, достиг вершины Эльбруса, к 11.00 часов, не выдерживает никакой критики.
Как пишет Купфер: «Когда экспедиция достигла высоты 14000 футов над уровнем моря, все участники окончательно выбились из сил и вынуждены были остановиться на отдых.

Ленц же попросил Купфера разрешить ему в сопровождении трех проводников (двух черкесов и казака) подняться выше.

Ленц: «В 11:00 часов мы достигли совершенно голого участка, который шел практически до вершины. Здесь остальные остановились из-за усталости. Высота составляла 13575 королевских футов. Немного отдохнув, я продолжил путь к вершине…» это после 9 часов восхождения, сс.10-11, «Письма…»

Емануель не мог видеть восхождения 9-10 июля по нескольким причинам.

Первая причина, туман. Поэтому 10-го июля с группой сопровождение Емануель отравился на осмотр местности и вернулся только к возвращению участников восхождения. И только, вечером он отдал приз «хромому черкесу Киляру».

Вторая причина – Зрительная трубка, если даже допустить, что эта труба у генерала была, и допустить, что и тумана не было, даже и тогда Емануель не мог видеть восхождение. С долины, где располагалась база Емануеля на левой стороне реки Кизыл, вершина Эльбруса не видна. Видны только склоны над долиной.
Кто – бы, как бы, не писал, с 10-кратным увеличением подзорной трубы начала XIX века, на вершине Эльбруса с расстояния 10- 12 км, ничего не было видно.

И камушек Киляра. Это выдумки. Никакой камушек Киляр с вершины не принёс. Об этом с научной точки зрения «камень с вершины Эльборуса» нет в докладе Купфера, нет и в «Письмах…» Ленца.

Купфер: «В сопровождении двух черкесов и одного казака он двинулся вперед, поднимаясь по лестнице, о которой я говорил выше. Преуспевший на последней ступеньке он снова увидел, что от вершины его отделяет снежная гладь, которую надо было преодолевать, а снег лежал так размяк, что с каждым шагом становился до колен; рисковать было нельзя.
Его спутники, казалось, были полны решимости, двигаться дальше, и это было слишком рискованно, чем пытаться пройти в одиночку; к тому же был уже час, и нужно было думать о возвращении…

Именно г - н де Гумбольдт, которому я показал несколько осколков камней, привезенных мною с Эльбруса, указал мне на сходство горных пород с горы Пичинчей, которую он посетил в своем путешествии в Америку…», с.35.

Для нас важна истина. Так, как сомнения были и тогда в 1868 году, и в 1874 году. У нас есть своё мнение. Мы его скажем в заключении. Но ещё тогда Д. Фрешфильд считал, то, что в 1829 году Киллар достиг вершины, это убеждение основано только на свидетельстве генерала Емануеля.

Продолжение следует

Хадис Тетуев, 15.08. 2021г.


Рецензии