Он

  Уже давно нет в живых моей тёти Кати, которая рассказала эту историю, и моего отца, а всё сказанное встаёт передо мной живой картиной...

  Мой отец воевал ещё в Первую мировую ( да, да - я не оговорился) и в Гражданскую.
Я не запомнил деталей, как он угодил в плен; в то время донские сёла постоянно переходили то к белым, то к красным, то вообще непонятно к кому.

  И вот его ввели в просторную комнату, где за большим столом с деловым видом сидел Он, склонившись над бумагами и что - то писал. Военный френч без погон, галифе, начищенные до блеска сапоги... На миг оторвавшись от своих важных дел, он мельком взглянул на моего отца и, отмахнувшись, как от назойливой мухи, коротко бросил:
- В расход...

  Отец представлял, куда его ведут эти двое с винтовками наперевес - к оврагу за селом. Вот последние метры и - конец... Слева - поле спелой ржи. Это шанс. Улучив момент, он нырнул туда и запетлял, как заяц. Притаился. Беспорядочная стрельба, мат - перемат...
- Батьке - ни слова; или и нас - в расход...
- Само собой...

  Прошло много лет. Отец с моей мамой и моими старшими братьями уже давно жил в городе Борисоглебске и как- то по бытовым делам записался на приём к секретарю горкома.
  Отсидев приличную очередь в приёмной, он вошел в просторный кабинет. За большим столом, склонившись над бумагами, в военном френче без погон, в начищенных до блеска сапогах сидел Он!!!
  Отец тихо вышел и прикрыл за собой дверь.

 P.S.На снимке слева отец. Ему 18 лет. 1914 год. Ещё не началась Первая мировая война. Ещё не растрачены карманные деньги, собранные новобранцу, на которые можно заказать эту фотографию стоимостью в 2 рубля, ещё  мешковато сидит новая казачья армейская форма, ещё не на ту сторону застегнут ремень, но шпоры на сапогах, а главное-шашка в руке. Смотрите, завидуйте, односельчане! Я- солдат!

 На обратной стороне фотографии:
 Дмитрий Ефимович Третьяков и Василий Фёдорович Коновалов.
 Вот я посылаю карточку вам, потом брату Василию, потом одну карточку зятю куманьку Егору Фёдоровичу Лебедеву, да себе одну оставил. И я за них заплатил 2 руб. За 4 карточки. Вот когда я стал солдат. Посмотрите на меня, какой я был дома, а тут не такой и тут я есть. Вот она дисциплина чего требует. Солдат завсегда бывает весёлый, здоровый и храбрый, никогда не унывает. Затем до свидания. Остаюсь жив, здоров!
26.01.2005.


Рецензии