Хабаровский ЦПКО

Для тех, кто не знает, что означает аббревиатура ЦПКО, скажу – Центральный парк культуры и отдыха. Хабаровский -значит в городе Хабаровске.  Я не думаю, что мои читатели не знают, что это столица огромного Хабаровского края и еще недавно столица Дальневосточного Федерального округа.  После ареста местного губернатора Фургала благодаря усилиях представителя президента в ДФО господина Трутнева столицу перенесли в город Владивосток. О чем думало руководство страны,  перенося столицу почти из центра Дальнего Востока на окраину, не знаю. Злые языки говорят, что у Трутнева бизнес во Владивостоке. Не знаю,  расследований не проводил, пользуюсь слухами.

Но вернемся в Хабаровск.  Это не мой родной город, я родился на севере Хабаровского края на золотодобывающем прииске Херпучи, почти в 700 км по прямой от Хабаровска на северо-восток. Но с 1957 года каждый год меня привозили в Хабаровск отъедаться на свежих овощах и молоке к бабушке с дедушкой, живших в пригороде Хабаровска.  Несколько раз за лето я с родителями приезжал в центр города, мы ходили по главной улице имени Карла Маркса,  посещали центральный универмаг и центральный гастроном, иногда ходили в кинотеатр «Гигант», действительно, самый большой в городе и в крае, где смотрели широкоэкранные кинофильмы.  Меня водили в детский парк имени Гайдара, и почти каждый раз всей семье мы бывали в Центральном парке культуры и отдыха.  Здесь можно было посидеть на скамейках в тенистых аллеях, полюбоваться широтой водной глади, посмотреть, как в этом месте река Уссури впадает в Амур. И конечно же, заходили на смотровую площадку на утесе, откуда хорошо просматривались Уссури в районе города, а также Амур вверх по течению и вниз, мимо строений на берегу.

В первые мои приезды еще не было красавца стадиона имени Ленина. Он будет построен силами военных строителей позже. Для этого пришлось отсыпать много грунта вместе впадения в Амур реки Чердымовка, а саму её спрятать в огромные железобетонные трубы, а сверху тоже засыпать грунтом, чтобы получился Амурский бульвар.  Такие же работы по направлению реки Плюснинка на другой стороне холма, по вершине которой шла улица Карла Маркса позволили появиться Уссурийскому бульвару и набережной, у которой стояли дебаркадеры Хабаровского речного причала. К ним, а также к берегу швартовались пассажирские пароходы, которых со временем заменили теплоходы.  Здесь же ниже набережной появился городской пляж, которые постепенно занял и часть береговой линии до городского парка. Летом здесь отдыхали тысячи хабаровчан и гостей города.

После окончания школы в родном поселке я поступил в Хабаровский медицинский институт и стал жить в общежитии института, в самом центре города, на площади Ленина. На ней стоял новый корпус нашего института, две городских больницы - № 2 и №3, где у нас проходили занятия, и торцом к площади было здание одного из общежитий нашего института по адресу улица Карла Маркса, дом 60.  Но я жил в другом общежитии, которое соединялось теплыми переходами с корпусом института.

Такое место проживания имело свои преимущества. Во-первых, огромная площадь имени Ленина с множеством газонов с цветами,  скамеек для отдыха и фонтаном влекло отдохнуть как горожан, так и гостей города. Лучшего места для встречи было не найти.  Затем можно было пойти по улице Карла Маркса к Амуру,  именно  эта улица, даже один (правый, если смотреть в сторону Амура) тротуар влек сюда толпы молодежи.  Я затрудняюсь сказать, почему именно эта сторона пользовалась такой популярностью. Вечерами по ней шли толпы людей туда-сюда, сталкиваясь плечами, в то время как на другой сторону улицы шли лишь отдельные прохожие.

В какой-то степени можно понять гуляющих. Именно на этой стороне были центральный универмаг, но вечерами он не работал. Но зато работал кинотеатр «Гигант», в котором было три отдельных зала.  И на этой же стороне был центральный гастроном, который влек молодых людей. На втором этаже можно было выпить молочный коктейль, и временами в этот отдел выстраивалась огромная очередь.

Ну, а дальше гуляющие выходили на Комсомольскую площадь, где стоял памятник дальневосточным партизанам. Шутники говорили гостям города, что  памятник собираются сносить, потому что правый сапог жмет командиру партизан в центре композиции. Но это, конечно, была шутка.

Именно на этой площади были входы в два парка – ЦПКО ближе к Амуру, и ОДОСА (окружного дома офицеров Советской армии). Все это так памятно мне с юношеских лет, потому что не раз, и даже не десять, я проходил через эти входы в парки.  Парк ОДОСА был поменьше, пользовался популярностью в основном по вечерам, потому что там была хорошая танцплощадка и играл оркестр.  Это было почти у самого входа. Дальше шли аллеи и ряды качелей, которые позже заменило огромное колесо обозрения, так что качелей осталось совсем мало.  Я бывал в этом парке много раз, в основном на танцах, и приходил сюда с девушками.  А вот на качелях с этими девушками качался редко, намного чаще мы поднимались над городом на колесе обозрения.  В центре

Танцплощадка в этом парке была квадратная, в центре её был высокий столб и несколько фонарей, светивших в разные стороны, так что теней на танцплощадке не было.  Обычно там танцевали студенты и молодежь, проживающая в центре Хабаровска.  Зачем ехать сюда другим девушкам и парням, когда танцплощадки были во всех районах города.

А вот парк ЦПКО был намного больше. Причем ажурный высокий забор отделял парк от тротуаров только с одной стороны, от Комсомольской площади и улицы Шевченко, которая спускалась от площади к Уссурийскому и Амурскому бульвару.  В сторону парка стояло несколько зданий с одной стороны спуска, и с другой.  В парк вело несколько входов, но не оборудованных, как центральный, где была не только всегда открытая калитка, и и ворота, над которыми арка с большими буквами ЦКПО на вершине. Второй вход был чуть правее, сразу начиналась длинная бетонная лестница до самой набережной и пляжа.

На той части улицы Шевченко, что шла к Уссурийскому бульвару, самым известным был довольно больших размеров коттедж, в котором останавливались во время приезда в Хабаровск руководители партии и правительства как СССР, так и дружественных нашей стране социалистических стран.  Позже несколько ниже в парковой зоне появилось здание передающей станции телевизионной системы «Орбита», и еще позже – здание приемов, где проходили различные международные конгрессы. Самой большой достопримечательностью здания было огромное панно дальневосточного художника Павлишина, выполненная из камней картина кусочка дальневосточной тайги со всеми представителями фауны и флоры. Это действительно шедевр мирового уровня.  Во времена существования СССР на панно могли взглянуть лишь члены партийных делегации и по пропускам, а в постсоветское время туда можно зайти любому человеку.  И коттедж для высокопоставленных  вельмож превратился в бизнес-центр «Парус», где может остановиться любой желающий с толстым кошельком.

С другой стороны улицы Шевченко есть здания, отсекающие от парка часть площади. Одно из них – бывшее здание театра музыкальной комедии. Когда театру было построено новое здание, в этом разместилась краевая филармония. На фотографии, что на заставке, это старинное здание вдали, со шпилями.  А за ним не очень хорошо видно второе здание – это краеведческий музей имени Гродекова.  У его входа стоит или лежит огромная каменная черепаха.  А в парке рядом с музеем несколько старинных пушек с ядрами рядом, и под навесом – скелет  кита-финвала, которому больше ста лет.  Мимо музея можно пройти в парк и выйти на площадку, где когда-то была площадка для выступления артистов и скамейки для зрителей.  Но скажу честно, я даже в детстве и юности не видел выступлений артистов на этой специальной площадке, но на фотографии хабаровчан они запечатлены.

Но вот у центрального входа в парк слушал духовой оркестр много раз.  Если мне не изменяет память, он играл в дневные часы каждую субботу и воскресенье.  Никакого навеса над тем местом, где играл оркестр, не было, так что в дождливую погоду он, видимо, не играл. Но в такую погоду я в парк ни разу не ходил, так что утверждать не могу.

Сразу у входа в парк была небольшая площадка справа от входа, где и сидели оркестранты.  Далее вдоль забора по улице Шевченко шла пологая аллея до здания бывшего театра музкомедии. Там была еще одна калитка для входа, а сама аллея делала поворот налево и соединялась с еще одной аллеей, и, повернув направо, достигала небольшой площадки. Именно здесь долгие годы стоял небольшой памятник Геннадию Ивановичу Невельскому, который основал Николаевский пост в устье Амура, и подсказал губернатору Приамурья  графу Муравьеву, где лучше ставить столицу Дальневосточного края. Именно здесь, в месте слияния Уссури и Амура.

Но давайте вернемся снова к центральному входу в парк.  С той площадки, о которой я уже написал, вниз шла довольно широкая аллея, выходящая на еще одну площадку, именно ту, что на заставке к моей заметке.  Там самым важным для многих хабаровчан был аттракцион «Цепочная карусель». Она видна на фотографии. Часть полета проходило над небольшим оврагом, заросшим кустарником. Именно туда хулиганистые мальчишки старались выталкивать сидевших перед ними девчонок, и те орали что было мочи, особенно в вечернее время, когда в этом овраге был темень.  Позже на этом месте поставили другой аттракцион, названный «Сюрприз».  На большой  круглой площадке по пери метру были закреплены спинки, к которым ремнями крепили желающих испытать новые ощущения. Круг начинал вертеться, одна его часть поднималась, и он вращался подл углом градусов 45-50 и плоскости земли.  Конечно, это не американские горки, и вращение не очень быстрое, но некоторых людей после аттракциона тошнило.

Слева была танцплощадка. Она была в форме прямоугольника, а не квадрата, как в парке ОДОСА. В центре росло дерево, а фонари были по всему периметру. Оркестр играл на специальной площадке под навесом, традиционным для большинства танцплощадок того времени. Именно такие были в парке ОДОСА, в ДК «Строитель», на танцплощадке в парке имени Гагарина и других. Но на этой танцплощадке я был считанное число раз, только тогда, когда по каким-то причинам танцев в ОДОСА не было.

От площадки шли три аллеи.  Одна шла вправо и сливалась с той, что поворачивала у здания музкомедии.  В её начале стояли какие-то скульптуры. Дальше от аллеи  отходила еще одна, которая вела к детскому аттракциону с самолетами, летающими по кругу на разной высоте.

Еще одна короткая аллея шла мимо кассы для  продажи билетов на аттракционы вниз, и от неё шли деревянные мостки к городскому пляжу.  Именно по ней я и ходил на городской пляж в годы учебы в институте. Третья аллея шла строго влево, именно с неё фотограф и сделал тот снимок, что на заставке. За его спиной, как мне помнится, был аттракцион с самолетами, которые выполняли мертвую петлю. Самолетов было два,  однажды в таком самолете я демонстрировал свою смелось девушке, которая мне нравилась. А вот дальше был туалет типа «сортир», как говорил герой Папанова в бессмертной комедии «Бриллиантовая рука». 

На снимке, сделанном весной, в парке, где преимущественно лиственные деревья, не видно, что это очень зеленая зона, городские легкие на берегу реки. Но все равно видны многочисленные деревья, так что можете мне поверить, что парк был старинный и очень популярный в городе.

Особую популярность ему придавал утес и выстроенная на его вершине смотровая площадка. Если ты был в Хабаровске и не побывал на утесе – грош тебе цена.  Раньше в небольшом здании, на котором смотровая площадка, ничего не было, но в постсоветское время появилось небольшое кафе, где можно посидеть, отдохнуть, попить лимонад и кока-колу, поесть мороженое.

Недалеко на небольшом пригорке еще до революции был возведен памятник губернатору Дальнего Востока графу Муравьеву-Амурскому. В советское время на этом постаменте его менял Ленин, потом какой-то орел, а в этом веке снова стоит граф Муравьев-Амурский.

Если следовать по течению реки дальше утеса, открывается панорама парковой зоны стадиона имени Ленина. Главное ядро стадиона с футбольным полем отсюда не видно, но вот старый Дворец спорта можно рассмотреть. С сопки, на которой утес, к стадиону ведет длинная каменная лестница.  В конце 70-х годов была соединена набережная в районе городского пляжа с набережной стадиона имени Ленина. Это было сделано для того, чтобы воды Амура и Уссури, слившиеся вместе, не размывали основание утеса. Ведь известно, что вода камень точит. После этого можно было пройти по набережной от речного вокзала в районе Уссурийского бульвара до набережной стадиона и по ней до яхт-клуба, мимо всех сооружений стадиона, включая тренировочные поля,  площадки для большого тенниса, открытый плавательный бассейн, легкоатлетический манеж, стрелковый тир, и, естественно, главный стадион на 25 тысяч, где проводит свои матчи футбольная команда СКА (Хабаровск).  А раньше, в прошлом веке, здесь играла и команда СКА по хоккею с мячом, проводила свои матчи сборная СССР по хоккею с мячом. Но эта часть города уже не входила в ЦПКО. А сейчас нет ни парка, на его месте сделали ровный спуск, засеянный травой,  с несколькими смотровыми площадками, и длинной бетонной лестницей прямо до набережной. Но для старожилов города эти изменения не по душе.  И я их понимаю.


Рецензии