Абу-л-Хасан ал-Масуди о лезгинах Ширвана

В главе XVII знаменитого историко-географического труда Абу-л-Хасана ал-Мас’уди, носящего название «Мурудж ад-Дзахаб ва Маадин ал-Джавахир» («Золотые копи и россыпи самоцветов»), мы находим единственное в своем роде систематическое описание Кавказа и его племён.


Арабский историк, географ и путешественник Абу-л-Хасан Али ибн ал-Хусейн ал-Мас’уди (ок. 896–956), как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота».


Абу-л-Хасан ал-Мас’уди говорит: «гора Кабх (Кавказ) — великая гора, занимающая огромную площадь. Она вмещает много царств и народов. На ней живут семьдесят два народа, каждый из которых имеет своего царя и язык, отличный от других. Эта гора имеет много отрогов (ши'аб) и долин. Город Баб ал-абваб (араб. «Главные ворота», ныне г. Дербент, Южный Дагестан — прим. автора) стоит на одном из отрогов, и построил его Кисра Ануширван между горой и Хазарским морем». Он воздвиг ту стену из самого моря, в которое она вдается на одну милю (3 мили = 1 фарсаху = 12 тыс. дзира (локтей)); затем она тянется вдоль горы Кабх, по ее вершинам, ущельям и долинам на расстояние сорока фарсахов, прежде чем достигнет крепости, называемой Табарсаран. Через каждые три мили, или больше или меньше, в зависимости от дороги, для которой служили ворота, Ануширван построил железные ворота. С внутренней стороны у каждых ворот он поселил отдельные племена, чтобы охранять ворота и примыкающую часть стены; все это для отражения опасности со стороны народов, живущих по соседству с этой горой, а именно от хазар, аланов, различных тюрков, сарирцев и других неверных. Протяженность горы Кабх вверx, в длину и ширину — два месяца [пути] и даже больше. Вокруг неё живут народы, сосчитать которых может только Создатель. Одни из отрогов (ши'аб) горы, как мы уже сказали, подходит к Хазарскому морю около ал-Баба. Другой отрог идет к упоминавшемуся морю Майтас, куда выходит Константинопольский пролив. На этом море лежит Трапезонд, прибрежный город, где ежегодно происходит несколько торгов, и на них для торговли приходит много народов, таких, как мусульмане, греки, армяне, а также люди из страны кашаков. Когда Ануширван построил город, известный как ал-Баб, с его стенами, тянущимися на море, на суше и на горах, он поселил там различные народы и их царей, которым он дал различные степени, отличив каждого царя особым именем и определив ему границы, как это сделал Ардашир б. Бабак в отношении царей Хорасана».


Среди царей, которых Ануширван назначил в этих местах и местностях, граничащих с исламскими землями в районе Барда’а (г. Партав — прим. автора), был царь, называемый Ширван, царство которого в соответствии с его именем называется Ширваншах. «Каждый царь, правящий здесь, называется Ширван, так как он завоевал места, на которые Ануширван не давал ему титула (васм), но он присоединил их к своим владениям. Царём в настоящее время (но лишь один бог всеведущ) является некий мусульманин по имени Мухаммад б. Йазид, который происходит от Бахрама Гура, и сомнений в его родословной нет. Точно так же царь Сарира является потомком Бахрама Гура. Таким же образом нынешний владетель Хорасана является потомком Исмаила б. Ахмада, а Исмаил, несомненно, происходил от того же Бахрама Гура, как мы указали в нашем разделе о родословных».


Мухаммад б. Йазид Ширванский захватил город ал-Баб после смерти своего зятя Абдуллы б. Хашима, который был [потомком] одного из сподвижников (ансар) пророка и правил ал-Бабом. Они поселились в этой области с того времени, когда Маслама б. Абд ал-Малик и другие ранние вожди ислама проникли сюда. К царству Ширван около горы Кабх примыкает другое царство, которое называется Лайзан, а его царя зовут Лайзан-шах. В наши дни — это царство занял царь Ширвана, что он также сделал и с другим царством, называемым Муканийа.


Оплотом (муаввал) царства Ширван является царство Лакз. Его бесчисленный народ живет в верхней части гор. Среди [лакзов] имеются неверные, не подчиняющиеся царю Ширвана. Они называются язычниками Дуданийа и не подчиняются никакому царю. Относительно их имеются любопытные сведения, как они ведут себя в брачных и торговых делах (здесь название лакз (лезгины) обозначает народы Южного Дагестана — прим. автора).


«Эта гора имеет долины, ущелья (ши'аб) и проходы, в которых живут племена, не знающие друг друга ввиду крутизны и недоступности гор, подымающихся к небу, обилия лесов и зарослей, потоков, низвергающихся каскадами, огромных скал и камней. Вышеназванный муж, именуемый Ширван, захватил в этих горах много царств, тех, что Кисра Ануширван предоставил другим царям, которых он назначил в этих местах. Из них Мухаммад б. Йазид присоединил к своему царству владения Х.расан-шаха и Задан-шаха. Мы расскажем позже, как Мухаммад силой захватил царство Ширван [и] другие царства, тогда как ранее он, а до него его отец, правил только Лайзаном, а не другими царствами. За Ширваном в горах Кабх лежит царство Табарсаран. Правитель его в настоящее время мусульманин, племянник того Абд ал-Малика, который был эмиром ал-Баба. Табарсаран — ближайший к ал-Бабу народ. Народ ал-Баба терпит много ущерба от царства Хайдак (в тексте: Джидан), народ которого входит в состав земель хазарских царей. Столицей [последних] был Самандар, город, лежащий на расстоянии восьми дней пути от ал-Баба. Он и сейчас населен народом из хазар; но так как в ранние дни ислама он был завоеван Сулайманом б. Раби'а ал-Бахили, то управление (мулк) было перенесено оттуда в город Атил на расстояние семи дней от [Самандара]».


Автор: ‘Али Албанви


Литература

1. Мас'уди. Мурудж ад-Дзахаб («Россыпи золота»). Глава XVII [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WhRY4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.08.2021). — Яз. рус.


Рецензии