Про альтруистов и паразитов в фильме Париж, Техас

Так бывает, что когда работаешь над темой, вдруг попадаются материалы, которые по ассоциативному ряду, так или иначе тебе помогают. Так, когда я писал свои "Семь признаков потенциального алкоголика", мне попался чудный американский фильм "Париж, Техас" 1984 года. Вспоминая его, не перестаю восторгаться, насколько точно прорисованы образы двух совершенно различных социальных типов мужчин - разумного и инстинктивного. По фильму отлично видно, как и почему инстинктивный тип склонен к алкоголизму, и многим другим интересным вещам, о которых я вкратце сейчас расскажу.

Конечно, фильм не документ и не доказательство, а собирательный и обобщающий художественный образ, собственно, как и моя аннотация. Качество фильма я всегда оцениваю по "эффекту присутствия", то есть ощущению реальности происходящего на экране. Когда фильм качественный, не возникает чувства, что присутствуешь на плохом школьном спектакле. В этом смысле "Париж, Техас" на высоте. Не беспокойтесь, даже если вы прочтете то, что я здесь написала, смотреть фильм все равно будет интересно, потому что в пересказе я не соблюдаю хронологию и раскрываю по большей части смыслы, оставшиеся "за кадром".

Итак, герои - два брата - Тревес и Вольтер Хендерсон, женятся в одно время, и образуют две пары. Проводят вместе то ли отпуск, то ли медовый месяц. Семейное фото и кинохроника фиксирует, как две пары прекрасно отдыхают и развлекаются на берегу океана. Месяца два, а быть может три.. Но приходят будни, и..

Разумный, но "скучный" (в глазах женщин) младший брат Вольтер старается заложить прочный фундамент для своей семьи - работает, с риском для жизни, устанавливает рекламные щиты на вышках.  Вместе с женой они выстраивают дом в пригороде,  наживают добро. Веселая пара старшего, лет на десять Тревеса, больших планов не строят, наслаждаются жизнью сегодня, "здесь и сейчас", живут  в простом прицепе от машины. Учитывая копеечную стоимость БэУшных американских машин, это за гранью бедности, по любым меркам. Но Тревес и его жена Лиза - эти "дети цветов", им чужды бренные заботы.

Поначалу Тревес вроде бы где-то начинает работать, но потом  бросает работу безо всяких причин, мотивируя тем, что не может переносить разлуку с любимой женой. Аргумент, сомнительный даже для младшего школьника. Но Тревес, конечно же - большой "оригинал": а кто бы не хотел сидеть дома весь день и кувыркаться с молодой красавицей, вместо того, чтобы ходить на неприятную работу?

Молодая красавица Лиза, испив все прелести медового месяца, чуть трезвеет, и, сидя в будко-доме, начинает задумываться, а все ли в её жизни в порядке? Развлечения закончились, страсть поутихла, и теперь она не находит выхода своей молодой энергии, и все время чего-то хочет. Но чего, по скудности ума,  не понимает, и, видимо, кто-то другой должен помочь ей заполнить эту свою внутреннюю пустоту. Обычное для многих женщин состояние.

Вопрос смысла жизни помогает решить "случай" - она беременеет, но наполненность бытия длится недолго, и даже рождение сына ничего не меняет в отношениях  и образе жизни супругов: отец по-прежнему бездельничает, перебиваясь случайными заработками, Лиза не проникается своим предназначением - быть женой и мамой, и снова не находит  себе места. Происходит некоторое отстранение от мужа, как неспособного решить ее вопрос, и, как следствие, Тревес, чувствуя свою беспомощность, садится на стакан - стандартное решение проблемы для таких, как он, жизнелюбов. В фильме его оправдание звучит так: "Я не знал, что ей нужно".  Здесь и далее обращаю ваше внимание на то, как эти сильные с виду весельчаки и оптимисты не способны переносить любые эмоции, требующие от них минимального волевого усилия.

Итак, Лиза.. Ах-ах, какая загадка! Что же ей нужно? Попробую угадать: наигравшись в свободу и беззаботность, она стала ощущать некоторые неудобства, готовя первое, второе и третье блюдо из брюквы, в одной и той же кастрюле, на коптящей печке в автоприцепе, и на пятый год ей это окончательно осточертело. Папины деньги давно кончились, а сидя с ребенком на руках, хочется кушать  нормально и жить более-менее комфортно. Свою часть семейного контракта она, как женщина, выполняет - родила ребёнка, заняла место у очага.  А вот Тревес, несмотря на уже вполне зрелый возраст, показывает свою полную неспособность содержать себя, молодую жену и свое не хитрое хозяйство. Вот, кажется, и вся "загадочная" причина её исканий и разочарований - просто не на ту "лошадку" поставила. Но это мои выводы, которые в фильме явно не просматриваются. Там много чего не просматривается явно, многое нужно читать "за кадром", чем фильм, в общем-то, и интересен.

Молодая мама, вместо заботы о сыне, в поисках выхода из эмоционально тупика, находит простейший выход - ищет сексуальных приключений,  тупо сбегая по ночам в неизвестном направлении. Тревес так же тупо пытается этому воспрепятствовать, привязывая ее за ногу к печке. Надо ли быть Копенгагеном, чтобы понять, что женщину таким образом не остановишь? Но помощь со стороны, видимо, так и не пришла.

В конце концов, Лиза сбегает ночью, прихватив сына, и поджигает прицеп с любимым. Чего уж там - жжем мосты, так вместе с мужьями! Законные, цивилизованные  пути развода нам неизвестны. Проклятый пещерный век! И вот что интересно - если бы нечто подобное сотворил мужчина, его бы преследовали, осудили, посадили, и весь фильм был бы совсем не про любовь. А женщина - что, она же не преступница, она жертва, она просто отчаялась, давайте ей дружно посочувствуем!

В ту же ночь молодая жена, лишившись последнего источника дохода в виде мужа, избавляется и от сына, которому на тот момент уже четыре года, просто подкинув его под дверь скучному младшему брату супруга. Знала точно, на ком можно проехаться. Своего ресурса она не имеет, поэтому бежит в город, рассчитывая на случайную удачу. Не имея никаких трудовых навыков, Лиза не находит ничего умней, чем занятие проституцией, потому как не напрягала себя учёбой и освоением профессий.

Везунчик Тревес родился в рубашке - ему удается уцелеть в пожаре, но его постигла неудача! Он теперь расстроен! Как же так с ним так могли поступить? Будь рядом с ним близкие, он бы показал им, как он страдает, они б узнали, где раки зимуют! Но поскольку зрителя нет, он сначала пропивает все, что у него осталось, а потом  бегает по пустыне, как безумный, от поселка к поселку, изображая святого или сумасшедшего. Это физическое движение создает иллюзию какой-то цели, неясной ему самому. Думается, даже животное нашло бы более умный выход. Так он проводит в скитаниях четыре года, но никакого решения в данной ситуации он не находит, потому как не способен совладать с трудными эмоциями.

Пока веселые родители разбираются со своими чувствами, скучная пара - Вольтер и его жена Энн добросовестно растят, кормят и обучают, как родного,  своего племянника, которому на момент повествования уже восемь. Он ходит в школу, живет в хорошем доме, имеет свою комнату, игрушки и заботу, называет Вольтера и Энн своими папой и мамой. И жить бы ему в благополучии и дальше, но тут, спустя четыре года после пожара, объявляется красавец Трэвис. Объявляется вроде бы как случайно, но на самом деле абсолютно продуманным способом.

Он совершенно беспомощен - в очередном поселке, заброшенном в пустыне, доктор снимает ему обезвоживание, в остальном же находит пациента совершенно здоровым. Желая получить оплату за свои услуги (в Америке и воды бесплатно не попьешь), он шарит по карманам Тревеса, и находит там только записочку с телефоном его брата Вольера: "По всем вопросам обращайтесь по этому телефону". То есть, при всем своем "безумии", он не забывает носить в кармане адрес того, который оплатит, в случае чего,  все его счета.

Узнав о брате, Вольтер бросает все и летит за ним через всю страну. Тот "уважать себя заставил, и лучше выдумать не смог" -  задал брату головомойку: то он не может лететь на самолёте, то не может ехать ни на какой машине, кроме этой. То не может носить такую одежду. Молчит, изображает беспомощность, безумие, нервный срыв, с ним долго нянчатся, как с младенчиком, пытаются вернуть к нормальной жизни. Но Тревес терпелив.. Когда же он получает от брата достаточно средств - кредитку и прокатную машину в свое распоряжение,  он решает действовать. Надевает ковбойские сапоги, дурацкую шляпу, идет размашистым шагом знакомиться с сыном. Он артистичен, обаятелен, немного шутовского кривляния - и завоевывает расположение мальчика, который поначалу, встретил отца весьма сдержанно, что вполне заслужено. Он не спешит, времени у него много, в отличие от нынешних родителей мальчика, которые заняты весь день на работе.

Жить простой, нормальной жизнью, даже на халяву, Тревесу ужасно скучно, и ему приходит в голову гениальная идея: "А давай найдём маму!" Он обещает сыну настоящее приключение, и никакой школы, чем завоевывает его полное расположение. Это же ясно, что мальчику нужна родная мама, и под таким благородным предлогом сбегает с мальчиком в город на подаренной братом машине. Что при этом происходит в семье приемных родителей, его совершенно не беспокоит.

А происходит там следующее: Энн сразу понимает все, что будет дальше, и впадает в депрессию. Четыре года она растила мальчика как своего, возможно, из-за этого не родила и не обзавелась своим ребенком, а годы уже - давно не юность. Вольтер, который все это время вел себя в высшей степени благородно, будет виноват со всех сторон  - это же он дал брату одежду, деньги и машину, это он, из лучших побуждений, способствовал сближению Тревеса с сыном. Как же он мог иначе - это же его отец! Жена Энн с самого начала была настроена не столь дружелюбно, - чутьё ей подсказывало, что сближение с непутёвым отцом ни к чему хорошему не приведёт, и оказалась права. Теперь она с полным правом выест Вольтеру последние мозги, и вряд ли они вообще останутся вместе.

На средства этих замечательных людей Тревес и устраивает это "увлекательное путешествие". Нет, он не едет, как безумец, на удачу, в никуда. Накануне побега Энн, так же из лучших побуждений, сама даёт ему информацию, где и когда можно найти Лизу.

Остается занять нужное место и ждать. Но даже просто сидеть в засаде для него - слишком сложно, и он благополучно все просыпает, и если бы не сын, который даже не помнит, как выглядит его мать, они бы ее прозевали. Момент упущен, и приходится догонять маму на трассе. В то время как младший кричит: "Папа, давай, гони быстрей",  взрослый  постоянно истерит: "Здесь столько машин, как мы ее найдем?" Аааа! Ну прелесть, а не папа!

Маму нашли, тут бы хэппи энд, а нашему герою фанфары и лавры победителя, но вот какая незадача: мама то занимается сомнительной профессией! Правда, это "хорошая профессия", сего лишь флирт и стриптиз в клубе через стекло, а на личные встречи она ни-ни..  Лиза вообще по фильму должна быть "хорошая", иначе весь сюжет развалится. Но для Тревеса это обстоятельство не является смягчающим, он разочарован, он расстроен! Что же делать? Конечно, пойти напиться, до синих свиней, и в таком виде вести машину, подвергая опасности себя и сына. (Еще раз обращаю внимание на неспособность инстинктивных "альф" справляться с негативными эмоциями).

Если вы думаете, что смыслом этой поездки было восстановление распавшейся семьи, то вы не знаете альфа-алкоголиков. Тревес прекрасно понимает, что после всех приключений, спустя четыре года, никаких шансов вернуть жену у него нет, так как он - все тот-же хиппи-бездельник, который облажался при женитьбе и от которого ушла жена. Вероятно, с новой шляпой и машиной, он рассчитывал пустить "пыль в глаза", хотя бы на первое время, но ни за какой "ум" он браться не собирался, никакая ответственность за дальнейшее воспитание сына не грызла его совесть. Его цель была - под предлогом восстановления справедливости, подлечить свое пострадавшее при уходе жены самолюбие, подкинув ребёнка матери. Сын в этой игре - только разменная монета.  Как жена Лиза его больше не интересует, поскольку замарала себя сомнительной профессией, но как мама и воспитательница его сына, оказывается, вполне подходит. Она же теперь твёрдо стоит на ногах и может позаботиться о сыне, у нее есть  простигосподи, профессия. Он даже не узнал, где и как она живёт, это для него не главное. Ясно, что судьба обоих ему глубоко до лампочки. Главное - заглушить трепещущее где-то на дне сознания чувство вины и поднять самомнение "настоящим" поступком. За чужой счет, естественно.

К брату, после такой пакости, он вернуться не сможет, дома у него нет, жена больше не пробуждает чувств. Остаётся ехать на поиски другой молодой дуры, благо его обаяние, шляпа и машина брата пока при нем.

В конце фильма - идеалистическая картина жарких объятий мамы с сыном. Так, в одну минуту раз - и любят друг друга. Пацан, по логике поступков, вполне соответствует своему папе - обнимает ту, которая его бросила и никогда не любила, в один миг разбив счастье тех, кто давал ему все, растил и с заботой воспитывал. Я считаю. что воспитывать чужого ребенка - куда больший подвиг, чем своего. Тут и мама, бросившая сына, хоть даже и стриптизёрша, а все равно хорошая.

Парадокс состоит в том, что на протяжении всего фильма смакуются чувства Трэвиса, он как бы главный и чуть ли не самый положительный герой, с трудной судьбой. Типа, несмотря ни на что, он оправдал себя и восстановил справедливость и семью. Как по мне - весьма неоднозначный итог. А вот трудяга Вольтер идет задним планом, просто для того, чтобы придать реалистичности сюжету - кто-то ж должен оплачивать этот праздник жизни! Но если фокус сместить на него, то мораль фильма читается куда более прозрачно: делаешь людям добро, будь готов остаться в дураках. В общем, интересный фильм, есть о чем подумать и поспорить.

Но меня в этом сюжете заинтересовало то, как точно нарисованы портреты инстинктивного алкоголика и разумного добросовестного трудяги. И их судьбы характерны.

Таких, как младший брат Вольтер, несмотря на все очевидные достоинства - надёжный,  последовательный, предсказуемый, трудолюбивый, и я бы даже сказал, интеллигентный и благородный человек, способный на самопожертвование, воспринимают как низкоранговых. В первую очередь женщины. Это низкоранговые работают, это они всегда за все отвечают и все чужие косяки расхлёбывают. Женщины таких по жизни игнорируют, а если уж и выходят за них замуж, то не испытывают к ним уважения (инстинкт не позволяет), эксплуатируют как холопа, без зазрения совести. Им больше по нраву высокоранговые, которые отнимают чужое и собой и своими интересами никогда не жертвуют.

Ну а старший, Тревес, вы уже поняли - обаятельный, весёлый, беспечный, жизнелюбивый, импульсивный, эгоистичный, абсолютно бессовестный паразит, обожаемый женщинами, и все ему сходит с рук. Алкоголичный тип личности.

Продолжение рода низкорангового в примитивной, пещерной биологической программе не предусмотрено. А потому, несмотря на все преимущества разумного поведения, женщины до сих пор всеми силами ищут инстинктивных, которые в их сознании ассоциируются с сильными и перспективными. В этом я вижу проблему современного общества - женщины делают отбор мужчин по признакам пещерного лидера, сдерживая тем самым накопление генофонда разумных.
 
Не сумев разобраться в механизме работы мозга, психологи придумали такую химеру, как "эмоциональный интеллект".  Это примерно как сказать "холодное тепло", потому что основной принцип работы мозга в том и состоит, что эмоции вытесняют разум, а разум может блокировать эмоции. То есть "либо-либо", но никак ни "и то, и другое" одновременно. Эти кухонные теоретики считают, что сила эмоций позволяет человеку принимать правильные решения. В простых ситуациях - да. Это как шпаргалка, "Halp" в мануале: увидел тигра - беги. В случае физической опасности включается инстинктивный паттерн "Бей или беги". Отработанная ситуация, да и думать некогда. Но в сложных и неоднозначных ситуациях, которые предлагает современный мир, решения, принимаемые крошечным рептилоидным мозгом, уже далеко не выигрышны.

Возможно, кто-то скажет, что фильм совсем не про это, не про алкоголиков, не про не про альф и не-альф, а о сложностях любви или еще о чем-то. Но тем и интересен хороший фильм, что он - многоплановый, и позволяет находить разные смыслы.

PS: Просьба для тех, кто дочитал до конца - оставляйте, пожалуйста, отзывы, хотя бы "+" или "-", если уж совсем лень что-то писать. Интерес к произведению определённо есть, но чем именно он определяется, для меня совершенно непонятно. Быть может это вообще случайные клики от тех, кто искал данный фильм? Мне важна хоть какая-то определённость в этом вопросе. Благодарю.

В.Данилин, 15.08.2021, ред. 02.10.2023.


Рецензии