Татьяна Яблонская. Утро

« На зарядку, на зарядку, на зарядку, на зарядку становись.
Приступаем к выполнению гимнастических упражнений. Выпрямитесь,  голову повыше, плечи слегка назад. Вдохните, на месте шагом марш. Раз-два-три – четыре». Музыка ритмично акцентирует  шаг на месте. Невидимый пианист -аккомпаниатор вселяет в душу бодрость и уверенность в том, что у нас в жизни  всё хорошо. Даже отлично. И самое время с утра зарядиться уверенностью в грядущем дне.  Душа наполняется живительным, радостным настроением и неистребимым оптимизмом. И так до конца занятия. А в конце всё тот же неповторимый, бархатный и одновременно властный  голос   всё с той же бодростью объявляет: «Занятие окончено. Переходите к водным процедурам».

     Ах, какое было время. Какое замечательное время. Незабвенное. Река времени уже течёт вдоль новых берегов, и пейзаж изменился до неузнаваемости, а тот голос неповторимый и узнаваемый отчётливым эхом звучит в моём сознании и относит меня на многие десятилетия назад. Для кого-то история, а для меня начало моего личного тока жизни.

        Начало жизненного пути. Как вот у этой девочки пытающуюся сделать «ласточку».  Каждой клеткой своего тела она ощущает, как в напряге пробуждается весь её организм.  Неосознанное  постижение себя  в этом, как тогда казалось, устойчивом и неизменном мире. А девочка родилась в самом пике страшной войны, которая едва не погубила наш мир.   Повезло ей, повезло и всей стране  выстоять в невероятном испытании духа и неописуемых жертв. Выжили. А девочка этого почти и не знает. Миновала её страшная опасность,  и сегодня она делает зарядку под бодрые звуки марша. Ей хорошо. И слава Богу.
 
   У каждого времени свои песни. А девочка, которую мы видим на картине, она из другого мира и из другого времени. Времени многими из нас не пережитом или, что хуже, даже  забытым. Для многих ныне живущих это время сороковых годов так и останется навек неведомым. Хотя судить о нем на всяких телешоу несть числа.
 
     А мы можем судить об этом времени в немалой степени по песням. Да, песням. Они несут в себе аромат эпохи, его жизненный смысл. Песни, ставшими и остающимися и по сей день культовыми.  И эта девочка, занятая своей физкультурой их прекрасно знала. Ну а теперь эти песни относят ко времени навсегда ушедшей от нас страны.  Вот, как например, такая, которая как будто специально созданная для этой девочки.
 
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая,
В цехах звеня.
Страна встает со славою
Навстречу дня.

И радость поет нескончая,
И песня навстречу идет,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встает.

Такою прекрасною речью
О правде своей заяви,
Мы жизни выходим навстречу,
Навстречу труду и любви.

Любить грешно ль, кудрявая,
Когда, звеня,
Страна встает со славою
Навстречу дня.

    Не могла не знать девочка эту песню из фильма «Встречный». Знала. Потому как картина была написана в 1954 году. То есть в то время, когда телевизоров ни чёрных, ни цветный и вообще никак не было. И нас всех, а это миллионы людей,  соединял всех вместе  в один народ круглая чёрная тарелка, висевшая во всех квартирах, преимущественно коммунальных.  А эту песню про кудрявую передавали по всей стране очень часто.
   
   Эта девочка,  такое  тонкое,  хрупкое существо, напрягает свои мускулы, наполняет живительной силой свою юную плоть, стряхивая с неё остатки безмятежного сна. А из репродуктора могли   раздаваться и другие известные мелодии  и слова. К примеру такие чудные слова:
 
Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ! Больше жизни!
Поспевай, не задерживай, шагай!

Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!

Ну-ка, ветер, гладь нам кожу,
Освежай нашу голову и грудь!
Каждый может стать моложе,
Если ветра веселого хлебнуть!

Ну-ка, дождик, теплой влагой
Ты умой нас огромною рукой,
Напои нас всех отвагой,
И не в меру горячих успокой!



    Да,  девочка не могла не знать и эту культовую песню, как скажут ныне. Она известна и сегодня.   Как было сказано, картина была написана в 1954 цифру. На вид девочке лет двенадцать . Отнимите от даты написания картины 12 лет  и вы получите 1942 год. Родилась она в самое суровое и трагическое время для всей страны. На весах было быть ли нам или нет. Явилась она в этот мир в самый  неподходящий час. А она жила. Она  существовала. Реально существовала. Зовут её Лена. Она дочь художницы. И комната эта тоже совсем не плод художественного воображения.  Известен даже точный адрес этой квартиры.  Дом номер 46 на улице Красноармейская. Это почти центр Киева. А квартира коммунальная.

      Девочка Лена носила фамилию отца. Не знаю, почему. А мама её, Татьяна  Яблонская, прожила долгую творческую жизнь. Родилась в год Революции и отошла в мир иной, когда уже и лихие годы пронеслись ураганом над страной. Умерла в 2005 году. В третьем тысячелетии.  К тому времени она была известной художницей. Советский, украинский художник-живописец,  график, педагог.  Народный художник СССР. Лауреат двух Сталинских премий. И национальной премии им. Шевченко. Получила звание Герой Украины в 2001 г.

    А сама Лена,  и  я уверен в этом ,  была круглой отличницей. Отличник, или ботаник, как говорят нынешние школьники.  Это такая порода учеников, легко отличимая на фоне всего класса.  Вот совершенно, как и эта девочка Лена. Одна любопытная деталь. Посмотрите, как аккуратно положен на спинку стула тщательно отутюженный пионерский галстук. Пионерка. А эта деталь ничего не скажет нынешнему поколению школьников. А мне она говорит многое.

    Да, отличница!  И вовсе не благодаря известности её мамы. Что вы!  Как я уже сказал, у неё фамилия была отцовская.  А в учебниках литературы и русского языка были репродукции с картин её мамы. Вы представляете, какой  соблазн был  у ребёнка  заявить с гордостью во весь голос в классе,  тыча пальчиком в учебник : «А это моя мама нарисовала!».

   Позже, став уже взрослой, она так высказалась по этому поводу: 
    «Жили мы небогато, даже подружек в гости стеснялись приводить. Хоть мамины картины и печатали в учебниках вместе с шедеврами Шишкина и Репина, ни денег, ни какой-то всенародной славы это не приносило. И уж конечно, никакие горы писем мне никогда не приходили. Мои одноклассники даже не подозревали, что я дочь той самой Татьяны Яблонской, потому что я носила фамилию отца — Отрощенко и никому не хвасталась своим родством».
                ***** 
    Повторю,  родилась девочка Лена совсем не ко времени. Мне кажется, что даже и позже, когда была написана эта картина, вся пронизанная оптимизмом и уверенностью в счастливом будущем, она в силу своего возраста даже и  не подозревала, что жизнь её  висела на волоске. Но пронесло. Осталась жива. Как осталась жива и вся страна. И теперь она уже по заведённому правилу, делает утреннюю зарядку под упомянутый бархатный и уверенный голос диктора. Голос повелительный исходит, как уже было сказано, из такой круглой чёрной  тарелки на стене. Урок физкультуры вел диктор Гордеев Николай Лаврентьевич. Это сегодня его забыли, а тогда по его голосу его знала вся страна почти наравне с самим Левитаном. Диктор Гордеев занимался чрезвычайно важным государственным делом. С самого утра он приобщал всю страну к спорту. Здоровому духу строителя нового общество должно соответствовать и здоровое тело. Это было то время, когда спорт не стал ещё бизнесом.  Это его командам послушно следует девочка Лена.
                *****
        Лена родилась во время войны. А до войны эфир наполняли другие песни. Например, « Москва майская». Кто-то её помнит и сегодня.  Говорят, что это была лучшая песня о Москве.

   Её сочинили  Дунаевский и Лебедевым-Кумач , и её тоже часто  тогда передавали по радио в исполнении незабвенного Бунчикова. И он тоже почти забыт сегодня. А какой это был голос. Какой голос! Песня «Москва майская»  появилась до войны. В 1937 году. Да, это правда,  очень не простом году. Вся страна уже тогда жила в напряге всех душевных  и физических сил. Такое  время. Всё оно было проникнуто не только духом созидания невиданного за всю мировую историю нового общества, но и чувством страха надвигающейся неизбежной войны. С одной стороны:

В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!

    А другой стороны нечто другое:

Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет.

   Можете верить или нет, но эти оба чувство слились в одно в душе каждого. И радость созидания  и страх грядущей беды. Это нам сегодня трудно понять. А в то время все всё понимали. От вождей до последнего дворника.

     А кто сказал, что крутые исторические повороты проходят тихо, незаметно  и безболезненно. Не было ещё такого во всей мировой истории. Говорят, что будущее отбрасывает тени. В конце тридцатых годов густая черная тень грядущих несчастий накрывала страну.  Инстинкт самосохранения, он бывает не только индивидуальным, он может быть и коллективным. Инстинктом всей страны в минуты опасности. И он потребует от всех и от каждого мобилизации всех сил, а также  устранения всего, что помешает выжить, побороть злую силу. И тут без жертв никак не обойтись. Иной раз и невинных жертв. Это в природе человеческой. И в те предвоенные годы этот инстинкт овладел всей страной, всем её духовным содержанием и побудительными мотивами. А песни того времени как нельзя лучше отражали эти настроения. Вот пожалуйста, об этом, к примеру, можно судить по словам такой известной мелодии. Вспомним.   

Физкульт-ура!
Физкульт-ура-ура-ура! Будь готов!
Когда настанет час бить врагов,
От всех границ ты их отбивай!
Левый край! Правый край! Не зевай!

Эй, вратарь, готовься к бою —
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!
   
 Вроде бы простая спортивная песенка, но и она прекрасно передаёт дух эпохи. Надо слушать. Да разве это исключение. Вот песня о Родине. Её и сегодня поют в дни праздников и реконструкций исторических событий  на Красной площади. Она Путину очень нравится. А там такие слова:

Над страной весенний ветер веет,
С каждым днём всё радостнее жить,
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.

Но сурово брови мы насупим,
Если враг захочет нас сломать,
Как невесту, Родину мы любим,
Бережём, как ласковую мать.

    Таких песен сегодня не сочиняют. Время не то. Хотя, как сказать. Нас ведь и сегодня обложили со все сторон. По-серьёзному обложили. А никто вроде как брови хмурить и не собирается. А может самое время их как раз нахмурить. Опасность реальная, не выдуманная. Время беременно опасностью войны апокалиптической и скоротечной, которая будет длится не более двух часов, сметая всё живое на земле.
 
                *****
   Эта  девочка Лена,  сама того не ведая,  попала в стык двух  эпох. Сталин и вся его эпоха уходила. Уходила  удивительно быстро. Мы вступали в другое историческое состояние. В оттепель мы вступали. Неизбежно и неосознанно   вступали. И Хрущёв здесь возможно вовсе и не при чем. Невозможно жить вечно в мобилизационным напряге. Живительная перемена была неизбежна и необходима. Вечно стоять на цепочках невозможно. И это правильно.

     Только переход по вине первого секретаря был произведён топорно, грубо и непродуманно. Ну зачем было ему затевать вполне и без него заслуженную оттепель, и одновременно  оплёвывать  прежнее время с его вождём. Он думал, что потоптавшись на костях прежнего босса, которому ещё так недавно  служил, как верный пёс, он утвердится в звании нового вождя. Не получилась. Через десять лет самого скинули в небытие.
                *****

    А девочка Лена делает зарядку в радостном ощущение себя в этом мире. Пока в её душе звенит «Солнышко светит ясное. Здравствуй страна прекрасная». И ещё не знает она ,  как мир  переменчив.  Как он может быть подло и жестко  переменчив.

     Фильм « В шесть часов вечера после войны».  Благодаря ему мы узнали ещё одну культовую песню. «Марш артиллеристов». А в нем такой припев:

 «Артиллеристы, Сталин дал приказ.
  Артиллеристы, зовёт отчизна нас»

   Но вот повеяли ветры новых перемен и наверху подумали, нет,   это нехорошо. Надо по-другому. Другое же время на дворе! Надо петь вот как. И Большой Детский Хор  своими чистыми звонкими голосами поёт:

 «Артиллеристы, точный дан приказ!»

   Подмена. А детишки  самозабвенно поют, не зная, как их подставили. Но они же дети, и где им знать. Но мы-то  должны всё помнить.

    Зачем же так тупо произвели подмену. А авторские прав поэта Гусева на музыку Хренникова? Плевать. Стали вырывать из текста неугодные слова, подгоняя текст под новые политические настроения. А ведь здесь  не только текст подправляли. Тут замахнулись на то, чтобы саму историю подправить. Как бы выдрать из неё всё неугодное. Выдрать на наших глазах. Как будто мы не знаем, каковы были настоящие слова.
 
       В той же песне были ещё и такие слова.
 
 
Пробьет победы час, придет конец походам.
Но прежде чем уйти к домам своим родным,
В честь нашего Вождя, в честь нашего народа
Мы радостный салют в полночный час дадим!

     Нет, и это нехорошо, подумали перекройщики истории.  Какого ещё вождя? Надо не так. Надо поправить.  Как? Вот как надо петь.

  В честь ПАРТИИ родной,
   В честь нашего народа.

    Так хорошо. Партия – наш рулевой. Но проходят годы и выяснилось, что опять неправильно.  Опять нехорошо. Партия, дай порулить, не всё тебе одной. Убрали шестую статью из Конституции и стали петь вот так.

    В честь АРМИИ  родной,
   В честь нашего народа.

   Вот теперь очень хорошо. И никак иначе. Но забывают при этом, что история не любит таких произвольных  выкрутасов.  Она их не терпит. Не всё позволено. Впрочем, осознание того, что не всё позволено,  происходит уже сегодня. Совсем недавно я слушал хор мальчиков. Им лет так по 12. Профессиональный хор. Не школьный любительский. И как же  они поют оригинальный текст! Как поют про то,  как «Сталин дал приказ». И люди в немаленьком зале бурно им аплодируют при каждом припеве.

 Не надо исправлять то, что оставлено нам в наследство  историей. Не надо. Есть вещи неприкасаемые. Иначе мы обманываем сами себя.  Вот во Франции Марсельеза остаётся такой, какой она родилась в пламени революции более двух веков назад. И с тех пор в ней не изменили ни одной запятой. А вы знаете, какие в ней слова, пропитанные кровью и запахом пороха. И никто не посмеет прикоснуться, что-то подправить в тексте на потребу сегодняшнего дня. Потому что раз тронув, будут трогать без конца. Исказив текст, мы искажаем историю. Истина проста. И тем не менее цензурирование истории продолжается у нас и сегодня. 
               
                ***** 

    А девочка Лена пока ещё очень далека от подобных рассуждений. Сейчас она сделает утреннюю зарядку. Потом позавтракает тем, что приготовила заботливая мама. Потом наденет школьную форм. Повяжет на шею красный галстук и отправится в школу. В портфеле тетрадки с аккуратно выполненными  домашними заданиями.

     А я смотрю на эту картину и никак не могу понять, чем же меня так приворожил этот образ девочки, так внимательно  старающейся следовать командам голоса из репродуктора. Ничего особенного в этой картине  нет. Просто совсем нет. Так картинка, маленький, мимолётный миг из жизни девочки. И ничего больше. Но душа протестует. Она видит в этом изображение нечто гораздо большее. Эта картина вся наполнена  свежестью, прохладой утреннего часа. Я слышу звук бодрого марша и щебет воробьёв через открытую балконную  дверь. Я вижу юную жизнь вступающую под звуки спортивного марша в мир, наполненный для этой девочки ожиданием счастья и незнаемых радостных ощущений.

   А ещё при этом я вспоминаю и вижу другую девочку. Она сидит в наполненной светом комнате за столом, покрытым белой скатертью. Ей столько же лет, как и девочке Лене. Она в нетерпении теребит на столе своими пальчиками сочные, покрытые бархатистой кожурой золотистые плоды. Девочка с персиками. Ну кто ж её не знает. Звали её Веруша Мамонтова. И ведь тоже нет в этом портрете кисти Валентина Серова ничего особенного. Вот присела за стол, как попросил художник. А потом сорвалась и в избытке молодых сил, требующих движения, убежала в сад. Вот и все.

   А художник не просто писал портретное сходство.  Он хотел добиться ощущения свежести, как выразился он сам. Свежести утра, свежести начала жизни. И это ему удалась. «Девочка с персиками» - это едва ли не первая картина у нас, созданная по духу и смыслу в стиле импрессионизма. А в импрессионизме сюжет не главное. Главное передать впечатление.
 
  Вот и в картине Татьяны Яблонской главное тоже не сюжет. Впечатление. Да, впечатление от созерцания того, как девочка Лена делает свою физзарядку. Обе картины дарят драгоценное ощущение радости. А ещё и желание жить и жить на этом свете. И верить в то, что жизнь будет дарить нам только доброе и светлое. 


Рецензии
Добрый день, Геннадий! С большим удовольствием познакомилась с Вами, прочитав данное замечательное произведение, которое очень понравилось! Прекрасно написано и легко читается. Эта картина мне с детства знакома и недавно о ней вспомнила почему-то.
Понравилось, как Вы преподнесли этот рассказ нам. Тут не просто рассказ про девочку, делающей физкультуру под голос диктора по радио, а связь со временем, с песнями, которые были тогда популярны.
И совершенно правильное мнение, что слов нельзя ни выкидывать из песен, ни заменять. Каждая песня отражает историю, а история исправлять нельзя, в угоду кому-либо или чему либо.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением,

Людмила Каштанова   27.01.2023 08:04     Заявить о нарушении
Добрый вечер. А эта картина связана и с моим детством. Я видел её в учебнике. Не помню в каком учебнике. Но это не важно. Важно, что видел и запомнил. И не только я. Все люди моего поколения. Картина была очень популярна. Хотя вроде бы и смотреть тут не на что. Делает девочка утреннюю гимнастику. Ну и что? Да не всё так просто. Картина замечательно передает свое время. Его дух. Его настроение. И не надо здесь ничего домысливать и договаривать. Надо просто постоять перед картиной и вдохнуть в себя аромат того времени и услышать музыку, исходящей от картины. Спасибо.

Геннадий Мартынов   29.01.2023 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.