О чём расскажут метрические книги

Метрические книги велись в православных приходах. Приход был основной единицей епархиального деления России, в уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще несколько более мелких населённых пунктов. Так, например, в 1832 году к церкви Знамения Пресвятой Богородицы села Иевлево, Знаменское тож Московского уезда, принадлежавшего помещице, генеральской дочери девице Аграфене Петровне Кириловой, были ещё приписаны церкви Рождественская, что в селе Поярково, и Покровская, что в селе Мышецком.
В 1-й приписной приход входили:
деревня Владычино (Владышино), той же помещицы А.П. Кириловой;
село Поярково помещика, коллежского ассесора Михаила Михайловича Скиодана;
сельцо Жегалово помещицы, генеральской дочери девицы Авдотьи Михайловны Баку-ниной;
сельцо Лунёво помещицы, тайной советницы Анны Петровны Малиновской.
Во 2-й приписной приход входило село Мышецкое помещика, генерала- майора Дениса Васильевича Давыдова (кстати, героя Отечественной войны 1812 года, известного по-эта и гусара).

Метрические книги были введены приблизительно в 1722 году, когда Пётр I установил обязательную регистрацию рождения у православного населения. Это был основной документ, состоящий из трёх частей: регистрации актов рождения, бракосочетания и смерти человека, заполняемый священником, который выполнял все связанные с этим обряды. Помимо основной информации указывалось: родился ребёнок в законном браке или был незаконнорожденным, были ли раньше браки у жениха и невесты (разрешалось не более трёх раз вступать в брак). В метрические книги не включали: младенцев, умерших до крещения; самоубийц, которых не отпевали; раскольников, по религиозным соображениям не крестивших новорождённых и совершавших похороны без священника.

Метрические книги могут рассказать о многом, как краеведам, так и тем, кто интересуется своей родословной. В архиве г. Солнечногорска мне удалось узнать из  «Метрической книги Николаевской села Чашниково церкви Московского уезда», о том, что у поручика запаса Гвардейской Кавалерии Сергея Викторовича Спечинского и его жены Александры Сергеевны родился сын Виктор - 1 сентября 1909 года и Лев - 4 сентября 1912 года. Их крестил приходской священник Иоанн Орлов с псаломщиком Феодором Смирновым: Виктора - 22 сентября 1909 года, Льва – 14 сентября 1912 года. Восприемниками (крёстными) у Виктора были: князь Лев Сергеевич Голицын, корнет 1-го Гусарского Сумского полка Александр Викторович Спечинский и княгиня вдова Наталия Николаевна Голицына, а у Льва: поручик запаса Армейской кавалерии Александр Викторович Спечинский, действительный статский советник Владимир Иванович Якобсон и княгиня Александра Александровна Голицына. 

Из «Метрической книги Знаменской села Иевлево церкви Московского уезда» за 1832 год, которая хранится в ЦИАМе, привожу ряд записей.

В январе «осьмого числа села Поярково у солдатки Акулины Артамоновой родился не-законный сын Иоанн, крещен 8 числа. Восприемником был Сабуровой волости села Куркино крестьянин Феодор Григорьев. Восприемницею была того же села Поярково крестьянская дочь Стефанида Артамонова. Молитвовал, имя нарек и крещение совершил Знаменской церкви священник Павел Димитриев(ич) Никольский. При крещении был той же церкви дьячек Алексей Иванов(ич) Москворецкий».

В январе «двенадцатого числа села Знаменского, Иевлева тож у священника Павла Ди-митриева и законной его жены Екатерины Димитриевой родилась дочь Мария, крещена 19 числа. Восприемником был села Ржавок церкви Николая Чудотворца священник Тимофей Никитин. Восприемницею была того же села Иевлева помещица Генеральская дочь девица Аграфена Петровна Кирилова. Молитвовал, имя нарек и крещение совершил села Никольского, что во Ржавки, священник Тимофей Никитин. При крещении был той же церкви дьячек Алексей Иванов(ич) Москворецкий и пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин».

В сентябре «тринадцатого числа села Иевлево, Знаменского тож у вольноотпущенного дворового человека Ивана Козмина и законной его жены Ирины Ивановой родился сын Александр, крещен 30 числа. Восприемниками были Г. Штаба капитана Петра Евстихиева(ча) Бурцева сын Павел Петрович Бурцев и того же села Иевлево дворовый человек Марка Стефанов. Молитвовал, имя нарек и крещение совершил Знаменской церкви священник Павел Димитриев(ич) Никольский. При крещении был той же церкви дьячек Алексей Иванов(ич )Москворецкий, пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин».

В январе «семнадцатого числа Московского уезда деревни Владышино помещицы Генеральской дочери девицы Аграфены Кириловой крестьянин Василий Иванов холостой венчался с девицею Наталией Егоровой, дочерью той же деревни умершего крестьяни-на Егора Иванова. По жениху поручителями были той же деревни Владышино крестьяне: Карп Матфеев, Афанасий Иванов, Прохор Петров. По невесте той же деревни крестьяне: Никон Иванов, Димитрий Егоров, Иван Павлов. Венчал села Иевлево, Знаменского тож в Знаменской церкви священник Павел Димитриев(ич) Никольский. При совершении брака находились там дьячек Алексей Иванов(ич) Москворецкий и того же села пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин».

В октябре «двадцать шестого дня Московского уезда сельца Жегалово помещика Нико-лая Васильевича Лошаковского крестьянин Андрей Климов холостой венчался Дмитровскго уезда полусельца Марфино того же господина Лошаковского с крестьянскою дочерью девицею Анисиею Феодоровою. Венчал села Знаменского, Иевлево тож в Знаменской церкви священник Павел Димитриев(ич) Никольский. При совершении брака было той же церкви дьячек Алексей Иванов(ич) Москворецкий и той же церкви пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин».

В январе «первого числа села Поярково умре крестьянская дочь девица Ирина Антонова, коей от роду 19 лет. Смерть приключилась от паралича. Исповедана и приобщена приходским  священником Павлом Димитриевичем Никольским. Погребена при Рождественской церкви приходским  священником Павлом Димитриевичем Никольским. При погребении были дьячек Алексей Иванов(ич) Москворецкий, пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин».

В январе «тринадцатого числа села Поярково крестьянина Кона Лукина умре сын младенец Тихон, коему от роду год и шесть месяцев. Смерть приключилась от оспы. Погребен при Рождественской церкви приходским  священником Павлом Димитриевичем Никольским. При погребении были  приходские дьячек Алексей Иванов(ич)  Москво-рецкий, пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин».

В мае «осьмого числа села Иевлево, Знаменского тож умре дворовый человек Феодосий Константинов, коему от роду 80 лет. Смерть приключилась от старческой болезни. Исповедан и приобщен приходским  священником Павлом Димитриевичем Никольским. Погребен на особенном кладбище приходским священником Павлом Димитриевичем Никольским. При погребении были дьячек Алексей Иванов(ич) Москворецкий, пономарь Василий Феодоров(ич) Берескин». 

В 1832 году всего в этом приходе родилось и крестилось 20 детей мужского пола и 14 женского, прошло 6 венчаний, умерло 16 человек мужского пола и 20 женского. Погребения производились у как у храмов (в Поярково, Иевлеве-Знаменском и Мыщецком), так и на Особенном кладбище - старом кладбище, в полуверсте от Поярково. Причём, 11 детей умерло от оспы, три человека от чахотки, остальные от других болезней: горячки, колотья (острой боли внутренних органов), простуды, паралича, головной болезни, старческой болезни и других.

В это время крестьяне, в отличие от дворян и лиц духовного сословия, не имели фамилий. Например, в метрической книге встречается крестьянин Кон Лукин. Лукин — это не фамилия, а, по сути, отчество. Потомки Кона стали носить фамилию Коновы только с конца  XIX века, когда  в 1888 году Правительствующий Сенат – высшее судебное учреждение Российской империи – издал определение, в котором говорилось: «Как обнаруживает практика, между лицами, рождёнными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения и даже иногда злоупотребления… Именоваться определённой фамилией составляет не только право, но и обязанность каждого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Метрические книги велись священнослужителями в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории, второй оставался в церкви. С 1918 года, после упразднения метрических книг, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) стали производить государственную регистрацию актов гражданского состояния,  к которым относились: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Тот, кто составляет родословную, может почерпнуть много интересного как из ЗАГСА, так и из архивов, куда были в своё время переданы метрические книги.


Рецензии
Наталья, дорогая! Как же интересно и содержательно! Не устаю удивляться вашей одержимости (в хорошем смысле!) в работе исследователем! Собирать по крупицам данные о людях, живших так давно - это великое дело для нас, потгмков, что-то узнать нам о наших предках. Вот и я ещё узнала о некоем Коне, который, возможно, и стал когда-то первым носителем фамилии моего деда! Не устаю восхищаться вами, вашим терпением и вашим талантом исследователя! Огромное спасибо. Интересно все очень. И очень язык ваш хорош - переносите нас во времена оные.

Лариса Гогуева   12.09.2021 04:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.